Работа с одаренными детьми по литературе.
Если ученик не учится творить, то и в жизни он
всегда будет только подражать, копировать.
Л.Н.Толстой.
В последние десятилетия необычайно возросли требования к литературному образованию учащихся.Существенную помощь в преподавании литературы могут оказать активные формы обучения.
Активными являются такие формы обучения, при которых в значительной степени увеличивается самостоятельность учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика.
Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.
Раннее выявление и развитие способностей учащихся способствует повышению качества образования. Моя работа в этом направлении строится на:
— изучении интересов и склонностей детей;
— создании, разработке и внедрении инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс;
— формировании у детей жизненных установок на максимальную реализацию своих способностей;
— развитие познавательной активности учащихся, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска;
— проведении тематических мероприятий;
— моральном стимулировании лучших учащихся.
Целью работы с одаренными детьми является воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, проявлять творческие способности, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов.
Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается творческим трудом учителя и учащихся, определяется не видом урока, а способностью будить мысль, побуждать к действию. В этом и проявляется творчество учителя - найти самую целесообразную форму обучения.
К таким формам работы с одаренными детьми можно отнести:
-групповые занятия с сильными учащимися;
-факультативы;
-кружки;
-конкурсы и конференции;
-интеллектуальные задания повышенного уровня сложности;
-участие в олимпиадах;
-индивидуальные консультации.
Основными задачами в этом направлении являются:
- -помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях);
- -организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
- -выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
- -интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся; организация проектной деятельности;
- -забота о сохранении физического и психического здоровья, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
- -использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью достижения максимального уровня развития детей.
Приучать ребят мыслить, самостоятельно находить ответы на интересующие их вопросы, работать с дополнительным материалом необходимо с самых первых уроков. Учащимся необходимо понять, что в литературной творческой деятельности не существует готовых ответов и раз и навсегда данных шаблонов. Ответ нужно искать самому, только тогда ты увидишь результат своей работы.
Особое внимание в своей деятельности уделяю работе с одаренными детьми. Использую нетрадиционные формы обучения на уроке, во внеклассной работе, активно применяю проектно-исследовательскую деятельность. В рамках поддержки одарённых детей проводятся фестивали и конкурсы различного уровня, выставки творческих работ, предметные олимпиады. Работы талантливых ребят опубликованы в сборниках, выпущенных по итогам муниципальных и всероссийских конкурсов, в православном журнале для детей и подростков"Ступени"(приложение к православной газете "Благовест" Рязанской области).
В школе создан банк данных одарённых детей, банк методик выявления одарённости, регулярно проводится мониторинг участия школьников в различных мероприятиях творческого, интеллектуального, исследовательского характера.
Разработана образовательная программа «Организация проектно - исследовательской деятельности», позволяющая осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся.
В рамках научно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся используют информационные технологии для поиска информации в Интернете, для обработки текстовой и визуальной информации.
Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.
Приобретенные навыки помогают работать с информацией , грамотно оформлять творческие проекты, рефераты, исследовательские работы, создается ситуация необходимости поиска дополнительной информации для решения учебных задач. Дети постепенно овладевают навыками создания презентаций, осваивают культуру их оформления, в зависимости от целевого назначения.
В работах учащихся наблюдается самостоятельный исследовательский подход, делаются сравнения, сопоставления. Они отличаются продуманной логикой построения материала, соразмерностью частей, грамотным оформлением текстовой части и списка использованной литературы. К работам прилагаются презентации.
В систему деятельности также включено использование интерактивных возможностей информационного пространства для подготовки к урокам, консультации по выполнению различных творческих заданий и проектов.
Талантливый ребенок, с незаурядными способностями, может не подозревать о собственных возможностях. Поэтому педагогу очень важно разглядеть склонности ребенка и подобрать условия, максимально полно способствующие их раскрытию. Каждый ребенок может проявить себя и имеет свои сильные стороны, необходимо лишь правильно подобрать деятельность, совпадающую с направлением его деятельности. Поэтому нужно пробовать разные формы демонстрации способностей: кто-то из учеников проявляет себя в трансляции знаний, с легкостью справляясь с самыми сложными темами и имея успех на диагностических и экзаменационных работах, кто-то обладает нестандартным мышлением и талантливо проявляет себя на проектных конкурсах. Поэтому для успешного проведения и получения хорошего результата любого мероприятия нужно правильным образом организовать всю работу. Мало просто дать информацию о конкурсе для того, чтобы ребята приняли в нём участие, порой нужно несколько раз напомнить и отследить, что они все сделали правильно. Многие нуждаются в помощи на всех стадиях, начиная с регистрации и заканчивая моральной поддержкой непосредственно перед конкурсом, мероприятием.
Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.
Метод проектов, несомненно, перспективен как новая эффективная деятельность. Обладая признаками технологии, то есть способностью к повторению и воспроизведению, метод может быть применен любым учителем в своей школе или классе.
В проектной работе используется как учебное, так и внеучебное время. Деятельность учителя незаметна, и создается впечатление, что всю работу учащиеся выполняют самостоятельно. Но это не так. Только при четкой организации и планировании деятельности под руководством учителя его подопечные смогут выполнить работу до конца. Как правило, усилия тратятся не напрасно. Эффективность и результативность проектной деятельности очевидны.
Исследовательская деятельность учащихся должна стать необходимым элементом на уроках литературы как в старшем, так и в среднем звене.
Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсов ( времени, материалов, оборудования), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий. Практикую также проведение мини – проектов, рассчитанных на один урок или на какой – то его этап.
Использование проектной деятельности при изучении русского языка и литературы особенно эффективно, если она выходит за рамки урока и продолжается на занятиях предметного кружка. Темы и проблемы исследовательских работ по литературе подбираются в соответствии с личностными предпочтениями учащихся и должны находиться в области их самоопределения. Учащиеся старших классов отдают предпочтение индивидуальным или мини - групповым формам работы.
Приступая к работе, ученик должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных ресурсов деятельности, создание плана и программ, организация деятельности по реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности). Главное в применении этого метода, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать объект, делать выводы и применять в жизни добытые знания и навыки.
Таким образом,исследовательская работа с одаренными детьми в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы приучает детей к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать профессиональный выбор. При определении содержания и направления творческого поиска учитываются личностные особенности ученика, его профессиональная направленность, приоритетные формы самостоятельной работы.
Список литературы.
1. Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. - Волгоград, Учитель, 2008.
2. Сергеев И.С. Как организовывать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
3.Альбеткова Р.И.Активные формы преподавания литературы. - М.: Просвещение,1991.