Статья «Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС НОО»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Приобская начальная общеобразовательная школа»
Педагогические чтения
Тема: «Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС НОО»
Проблема: В работе представлены разнообразные формы деятельности, которые позволяют добиться наибольших результатов в работе с одаренными детьми в начальной школе. Материал базируется на опыте работы МКОУ «Приобская начальная образовательная школа».
Докладчик : Гаращенко Александра Викторовна,
учитель МКОУ «Приобская начальная общеобразовательная школа»
Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Формы работы с одаренными детьми
Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.
В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.
В Федеральном государственном образовательном стандарте акцентируется работа с одарёнными детьми в школе. И одним из направлений реализации национальной образовательной инициативы является система поддержки талантливых детей. В ФГОС прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент, может быть, еще не проявилась), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
В рамках введения ФГОС второго поколения такая задача решается на внеурочных занятиях. Внеурочная деятельностьучащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Перед каждым из педагогов, в том числе и внеурочной деятельности, стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.
В рамках введения ФГОС второго поколения образовательные программы должны обеспечивать формирование у обучающихся умения ориентироваться в больших объемах информации, активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий. Это должно повысить интерес у детей к учебе, научить понимать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. Отрадно, что стандарты второго поколения направлены на обеспечение условий для индивидуального развития каждого ребенка, и особенно тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — в том числе одаренных и способных детей.
Одна из форм работы с одарёнными детьми — научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний.
Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, творческие способности, навыки проектно- исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость от отступления от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.
Профессор К. К. Платонов писал: «Одаренность — генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». И от того, какой деятельностью занимается ребенок, зависит развитие его потенциальных способностей. Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.
Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных и высоко мотивированных детей и реализацию их потенциальных возможностей.
Важным фактором, который позволяет обеспечить успешное решение задачи развития способностей каждого ребенка - это введение новых государственных образовательных стандартов.
Согласно ФГОС второго поколения учебно-воспитательный процесснеобходимо направить на создание условий для развития личности каждогоребенка. На первый план выходит поисково-творческий характер обучения -личностно-развивающая парадигма. Несколько меняется и роль учителя: учитель одновременно и учитель, и психолог (создает каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дает ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя).
Понимая необходимость выполнения данного направления перед педагогами школы были поставлены следующие задачи:
создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей; создать банк данных одаренных и высокомотивированных учащихся;
организовать работу с одаренными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности;
способствовать развитию творческой одаренности учащихся через систему дополнительного образования.
Педагоги нашей школы стремятся к достижению следующих целей:
- раскрытие творческого потенциала личности;
- развитие познавательных и творческих способностей учащихся с различным уровнем одаренности.
Работая в данном направлении, учителя начальной школы руководствуются следующими нормативным документами, программами, ЦОР:
образовательная программа школы;
Программа «Одаренные дети»;
УМК «Начальная школа ХХI века» (проблемно-диалогическое обучение прогнозирует создание проблемной ситуации, разрешая которую ученик раскрывает свои способности, реализует свои возможности),;
Программа воспитательной работы
Программа внеурочной деятельности;
Программы деятельности классных коллективов;
Медиаресурсы , образовательные ресурсы, возможности Интернета.
Составляя программы по предметам и воспитательную программу классного коллектива, педагоги уделяют особое внимание работе с одаренными и высоко мотивированными учащимися и их родителями.
Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:
Реализация Программы воспитательной работы для младших школьников
Внеклассная работа по учебным предметам (предметные недели по русскому языку, литературе, иностранному языку, математике, окружающему миру, эстетическому циклу, энергосбережению);
Участие в школьных и муниципальных, районных предметных олимпиадах, марафонах и конкурсах (по русскому языку, математике, окружающему миру, литературе, английскому языку;
Активное и результативное участие во Всероссийских, международных интеллектуальных конкурсах, в многоэтапном дистанционном интеллектуальном и творческом проекте для младших школьников «Эрудит-марафон учащихся (ЭМУ)»;
Активная проектная и исследовательская деятельность учащихся 1 -4 классов на уроках и во внеурочной деятельности, представление и защита;
Участие в школьном интеллектуальном конкурсе «Ученик года»;
Школьные, муниципальные, районные спортивные соревнования, марафоны, конкурсы( «Папа, мама, я – спортивная семья» «Веселые старты» и т.п.)
Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого учащегося.
Подтверждая вышесказанное, я хочу представить вашему вниманию программу «Одаренные дети», которая реализуется в стенах МКОУ «Приобская начальная общеобразовательная школа».
В своем выступлении я не затрону такие подробности: как создание банка данных, психологическую поддержку одаренных детей, методики выявления одаренных и способных детей, работу с родителями. Вашему вниманию будут предложены основные моменты практической деятельности в рамках реализации программы «Одаренные дети».
Наша программа состоит из таких ключевых моментов как: предметные недели, конкурс «Ученик Года», конкурс проектов, «Районная олимпиада Югорский Умник», дистанционные олимпиады и различные конкурсы.
Предметные недели включают в себя ряд мероприятий, цель которых выявить более способных учащихся в той или иной предметной области. На ряду с общешкольными проходят различные классные мероприятия. Традиционно в рамках предметных недель проходят сначала классные олимпиады, а потом и школьные. Из победителей школьных предметных олимпиад формируется состав команды для участия в районной олимпиаде «Югорский Умник».
Традиционным в школе стал конкурс проектов, в котором принимают участие учащиеся 1 – 4 классов. Темы проектов разнообразные:
Куклы – обереги.
Компьютерные игры – это плохо или хорошо?
Влияние знаков зодиака на учебные возможности и способности младших школьников.
Значение цвета.
Плетение фенечек.
Словарное слово «заяц».
А нужно ли читать?
С каждым годом уровень проектов растет.
Один из самых ключевых, на мой взгляд, является конкурс «Ученик Года». Проходит он в несколько этапов в течении пяти месяцев. Стартует в январе, в мае проходит финал. По положению о конкурсе, в нем принимают участие учащиеся 2- 4 классов, имеющие высокие баллы по успеваемости. На каждого участника заводится дневник, куда вносятся все результаты. Набравшие наибольшее количество баллов, допускаются до конкурса проектов в рамках «Ученик Года» . В финал выходит один представитель параллели.
Отдельно в программе хочется выделить такой момент, как участие в олимпиадах: школьного, районного, всероссийского и международного уровней. Не секрет, что победа в любой олимпиаде – это и есть высший показатель детской одаренности. Поэтому, наша школа с удовольствием участвует в них.
Результаты участия обучающихся в мероприятиях различного вида фиксируются в личных портфолио детей с 1 по 4 класс. Портфолио передается в среднее звено, где ученик продолжает его пополнять.
Мы поощряем детей грамотами и дипломами, благодарностями. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для наших детей. Награды собираются в портфолио.
Всем известно, что одной из функций портфолио является создание условий для анализа личных достижений и результатов школьника/обучающегося в различных областях школьной и внешкольной жизни и творчества; т.е накопительная оценка успешности. Таким образом, нам легко отследить уровень ученика.
В заключении я могу сделать вывод, что детям в школе комфортно, им интересен в целом учебно-воспитательный процесс. Хотелось бы добавить, что успех и даже одаренность детей зависит не только от генетической предрасположенности, но и в большей мере от среды, которую создают наши талантливые, одаренные педагоги Приобской начальной школы. Мы – учителя, стараемся развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся и удерживать высокий уровень школьной мотивации.
Дети быстро взрослеют. Жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей, безусловно, важный вопрос. Наша задача – так построить учебную и внеучебную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области , были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.
Литература:
1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ.-2005. - №6. - С.4-30.
2. Банникова И.Ю., Марков С.В. Социально–образовательная среда как главный фактор развития исследовательского мышления детей // Исследовательская работа школьников. – 2003. №3. – С. 8-17. 1.
3.Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов и др.; по ред. А. Б. Воронцова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 176 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / ред. И. Сафронова. — М.: Просвещение, 2011. — 32 с.
6