Система работы с текстом на уроках истории и обществознания

1
0
Материал опубликован 28 November 2020

Система работы с текстом на уроках истории и обществознания


Приоритетной задачей современного образования в целом, в том числе и исторического, является не передача готовых знаний, а формирование творческой личности, умеющей и готовой приспосабливаться к изменяющейся реальности, осваивать в течение жизни новые специальности, получать новые знания. В построении современного образовательного процесса определяющими являются задачи: не «чему учить», а «как учить».

Специфика предметов общеведческого цикла требует от обучающихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами средств массовой информации, поток которых непрерывно растёт.

Я, как преподаватель истории и обществознания, столкнулась с тем, что такая работа вызывает у наших ребят определённые трудности, так как они не умеют оперировать фактами, устанавливать причинно-следственные связи, а также оказывались беспомощными в ситуации дискуссии.

На уроках обращаю внимание на то, что все явления между собой взаимосвязаны. Каждое из них имеет свою причину. Причина – это то, что порождает следующее явление. Если у явления есть много причин, то среди них нужно выделить главную (главные). Надо уметь отличать причину от повода. «Кровавое воскресенье», например, было не причиной первой русской революции, а поводом, то есть последним толчком, который вызвал революционный взрыв в Российской империи.

Любое явление приводит к каким-то изменениям. Следствие – это то, что было порождено предшествующим явлением. Выяснить следствие – значит выяснить результат изучаемого явления. Каждое явление представляет собой одновременно и следствие предыдущего, и причину последующего явления. Зная причину, можно предвидеть следствие; зная следствие, можно найти причину. Например, при выяснении причины и следствия Кубинской революции 1959 года в теме: «Страны Латинской Америки во 2-ой половине XX века» задаю вопрос: «С чего необходимо начать изучение революции на Кубе?» Обучающиеся отвечают, что нужно выяснить причины этого события, т.е. раскрыть его связи с предшествующими явлениями, а причины общественных явлений, прежде всего, надо искать в экономической жизни общества. Привожу исторические факты, свидетельствующие о тяжёлом экономическом и политическом положении Кубы, о борьбе кубинского народа против диктаторского режима Батисты. Обучающиеся вспоминают, что все Явления необходимо рассматривать в изменении и развитии. Далее устанавливаются проявившиеся в революции противоречия между кубинским народом и США, а также общие закономерности современной эпохи, а именно – обострение классовой и национально-освободительной борьбы. Вместе с тем, обращаем внимание на некоторые конкретно-исторические особенности революции на Кубе: сохранение индивидуальных крестьянских хозяйств, создание комитетов защиты революции. В конце занятия акцентирую внимание учащихся на огромном историческом значении первой революции в Западном полушарии.

Конечно, на уроках истории и обществознания в основе процесса обучения лежит работа с текстом. Правильно организованная система работы с текстом способствует развитию личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Если поставить вопрос: «Для чего нужна такая деятельность?», то ответ может быть таким – она создаёт условия для самостоятельного освоения обучающимися предметных знаний и общеучебных умений, позволяет разнообразить работу, с текстом, исходя из задач, решаемых в процессе обучения, что будет способствовать повышению качества подготовки молодых людей по истории и обществознанию. Для них сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней и подходить к информации критически. Поэтому очень важно научить каждого обучающегося находить нужную для него информацию в тексте, самостоятельно изучать её и критически оценивать.

Но не секрет, что современные молодые люди читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учёбе и жизни, например, оформлять различные документы, вести беседу, спор, дискуссию, а также понимать прочитанное.

На своих занятиях я столкнулась с такими проблемами:

обучающиеся не могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить её;

не умеют использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности;

не обладают навыком преобразования информации.

Поэтому для того, чтобы справиться с этими проблемами, необходимо научить обучающихся:

выделять в тексте главные положения и мысли (это одно из главных, самых необходимых учебно-познавательных умений, т.к. сущность – это самое главное в явлении; иначе говоря, то. без чего его существование невозможно. Сущность познаётся путём размышлений и её раскрытие – это основная задача как истории, так и обществознания).

составлять различные виды планов (ценность плана заключается в том, что его составление позволяет выделить и последовательно записать самые основные положения учебного материала, благодаря чему достигается более глубокое понимание и более прочное запоминание предлагаемого текста.

Составление плана – нелёгкое дело, поэтому в работе над ним могут встречаться следующие ошибки:

в различных пунктах или подпунктах раскрывается один и тот же вопрос;

нарушена последовательность в раскрытии основных положений;

в план могут быть включены лишние, несуществующие детали;

пункты и подпункты сформулированы без должной краткости и в различном стиле.

конспектировать и реферировать текст

Конспект – это синтезирующая форма записи, так как он может включать в себя:

план (перечень вопросов в рассматриваемом и изучаемом тексте);

тезисы (последовательно изложенные основные положения текста, в них отражены основные мысли автора по изучаемому учебному тексту)

Конспект должен быть как можно более кратким и в то же время наиболее полно отражать основное содержание изучаемого материала.

реферат – это краткое изложение основного содержания какого-то изучаемого исторического материала. В отличие от конспекта, реферат обычно составляется не для себя, а для того, чтобы быть понятным не только его составителю.

уметь делать выводы (вывод – это главная мысль, в которой подводится итог какого-то изученного учебного материала. Их необходимо обосновывать, то есть они должны подкрепляться доводами, конкретными фактами. Они должны быть не расплывчатыми, а чётко сформулированными)

применять полученные знания на практике

Знания лишь тогда становятся действенными, когда выработаны умения применять их в практической деятельности. Знать и уметь – таковы две главные, неразрывно связынные между собой цели современного образовательного процесса.

В процессе работы с текстами по истории и обществознанию необходимы умения не только владеть информацией, но и критически её оценивать, осмысливать и применять. Получая новую информацию, обучающиеся должны научиться рассматривать ей с различных точек зрения, делать выводы относительно её ценности и точности. Решать данные проблемы помогут следующие приёмы работы с текстом:

вопрос – предложение;

правда – ложь;

составление схем;

составление текстов.

В ходе изучения, например, истории могут быть различные типы текстовых заданий по следующей логической структуре:

фактологический вопрос по модели «Что, где, кто, когда?»

функциональный вопрос: «Для чего, зачем, почему?»

структурный вопрос: «Из чего, из каких частей состоит?»

концептуальный вопрос: «Определите понятие…»

задание «Продолжите ряд…»

вопрос на хронологию: «Расставьте события в хронологическом порядке…»

Применение данных видов работы с текстом разнообразно. Например:

на этапе изучения нового материала чаще всего используются следующие виды работ: комментированное чтение и аналитическое чтение, составление плана, логической схемы;

этап осмысления материала включает в себя составление различного вида таблиц, подбор примеров к тексту, составление вопросов;

на стадии закрепления материала обучающимся предлагается составить собственный текст на основе схемы, таблицы, подобрать примеры к тексту, написать реферат;

этап контроля и коррекции знаний подразумевает составление сравнительных таблиц, восстановление деформированного текста (вставка пропущенных слов, исправление ошибок), составление собственного высказывания (пересказ, работа по опорным словам).

Конечно, на каждом занятии мы применяем те методы, которые помогут наиболее эффективно достичь цели урока.

Использование различных форм работы с текстом помогает развить у обучающихся навыки аналитического мышления, умение работать с книгой историческим документом, развивает устную и письменную речь. Тем самым способствует формированию информационной компетенции обучающихся.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.