Система работы санаторной школы-интерната по формированию у воспитанников потребности в здоровом образе жизни

2
0
Материал опубликован 6 November 2021

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Горловская санаторная школа-интернат №9»










Система работы санаторной школы-интерната

по формированию у воспитанников потребности

в здоровом образе жизни










Заместитель директора:

Родичева Елена Анатольевна


















Горловка-2021

Содержание:

Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _2

Раздел I. Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление_ _ _ 3

Раздел II. Основные направления системной работы школы-интерната по воспитанию культуры здорового образа жизни у воспитанников _ _ _ _ _ _ _7

Выводы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 15

Список использованной литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 16

Приложение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 17




«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная

жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы…» 

Сухомлинский В.А.

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье ребенка - это тот багаж, который не дается только от природы. Именно взрослые ответственны за то, вырастет ли ребенок здоровым, способным легко переносить физические и психические нагрузки, неизбежные в современном мире. Этот вопрос является вопросом общегосударственным.  Но, к большому сожалению статистика состояния здоровья школьников сегодня является неутешительной. Это можно увидеть, проанализировав один из важнейших критериев оценки - детскую заболеваемость. Частота детских болезней не только не уменьшилась за последние десятилетия, а наоборот, имеет тенденцию к увеличению.

По данным мониторингового исследования наблюдается рост заболеваемости среди детей на 5,5 %, среди подростков - на 18%. На 1000 детей - 48% из них имеют  заболевания органов зрения, слуха, дыхания, опорно-двигательного аппарата. Поступая в школу, 85% детей имеют те или иные нарушения соматического и психического характера. Растет количество детей, имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы,  до 19%.

Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным. Нельзя рассматривать здоровье как отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия».

Для ребенка быть здоровым значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.

Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная и воспитательная деятельность школы-интерната в целом по вопросам сохранения и укрепления здоровья. К сожалению, возможности общеобразовательной школы не позволяют уделить должного внимания каждому ребенку. Зачастую, школьники, в силу ослабленного состояния здоровья, психофизических особенностей выпадают из образовательного процесса традиционной школы. В этой связи  необходимы особые условия: сочетание образования, оздоровления, психологической коррекции и социально-педагогической поддержки, включающие взаимодействие медико-педагогического коллектива, психологической службы школы, родительской общественности. Эти условия могут быть созданы в интернатном образовательном учреждении санаторного типа, где  усвоение приемов реабилитационной педагогики является обязательным для каждого педагогического работника школы-интерната.

Работа в санаторной школе-интернате ведется в двух приоритетных направлениях:

создание условий для успешного овладения учащимися образовательной программой в соответствии с государственным стандартом и обеспечение им свободного развития;

подготовка детей с ослабленным здоровьем к самостоятельной жизни.



ЗОЖ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Восстановление здоровья рассматривается как первоочередное условие социализации и жизненного самоопределения школьников.

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %,то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Образ жизни – тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в школьном возрасте, зависит в последующем вся деятельность, помогающая раскрытию потенциала личности.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

оптимальный двигательный режим;

рациональное питание;

закаливание;

личная гигиена;

положительные эмоции.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций; и выражают ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Сохранение и укрепление здоровья школьников - сложная комплексная социально-педагогическая проблема. Она требует переориентации целей образования и воспитания. Если жизненной ценностью современного школьника должно стать здоровье его самого, окружающих людей, населения Земли, то, безусловно, главную цель современного образования следует определить как формирование ценностно-ориентированного здорового образа жизни на основе здоровьесберегающего компонента в содержании всего педагогического процесса.

Озабоченность и потребность субъектов педагогического процесса - учащихся, педагогов, родителей в укреплении и сохранении здоровья выдвинули в ряд приоритетных проблему разработки содержания формирования здорового образа жизни. Педагогический аспект решения этой проблемы не может ограничиваться только учетом состояния здоровья учащихся и педагогов, обеспечением определенного уровня их валеологической грамотности, он должен также включать и внедрение технологий, обеспечивающих позитивные процессы в развитии здоровья.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимаются технологии, реализующие модель здоровьесберегающей педагогики. Она не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др). Главная отличительная особенность здоровьесберегающей педагогики – приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие учебно-воспитательного процесса.

Здоровьесберегающая педагогика предусматривает создание здоровьесберегающей образовательной среды в школе-интернате. Здоровьесберегающая образовательная среда – это сохранение и укрепление здоровья путем активного включения в здоровьесберегающий процесс не только специалистов (медиков, психологов, педагогов), но и учащихся с целью пропаганды здорового образа жизни и профилактики дезадаптивных форм поведения. Здоровьесберегающая образовательная среда характеризуется построением воспитательного и учебного процесса, способствующего не только сохранению, но и укреплению здоровья детей.

Здоровьесберегающий процесс основывается на создании в школе-интернате педагогических условий формирования установки на здоровый образ жизни у воспитанников:

информирование ученика о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения);

актуализация его эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни;

обогащение опыта здорового образа жизни школьника (включение в здоровье сберегающую деятельность).

Реализация выделенных педагогических условий ориентирования воспитанника на здоровый образ жизни способствует получению им знаний по теории и практике формирования здорового образа жизни, позитивному отношению к созданию собственного здорового образа жизни, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности.

Основными принципами успешности педагогических условий формирования ЗОЖ у воспитанников являются:

1. Принцип природосообразности, который обеспечивается воспитанием личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе и закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил.

2. Принцип непрерывности обеспечивается механизмом преемственности между целями, содержанием, формами и методами, характером педагогического взаимодействия, педагогического процесса и технологиями развития физической и духовной культуры личности.

3. Принцип целостности развития обеспечивается охватом эмоционально-чувственной, когнитивной и волевой сфер личности, в которых общие и специальные знания, умения и навыки позволяют осознать индивидууму преимущество здорового образа жизни.

4. Принцип личностно-ориентированного характера обеспечивается определением главной цели - оздоровление ребенка, определением содержания форм, методов и организационно-педагогических средств достижения здоровья.

5. Принцип интеграции непрерывного обучения здоровому образу жизни с наукой, природой, практической деятельностью человека и общества.

6. Принцип самоорганизации и саморазвития обеспечивается смыслом жизненной ориентации в сфере здорового образа жизни, последовательного прохождения этапов самопознания, самоопределения и самореализации, через накопление детьми личного опыта самоанализа, самоконтроля, самокоррекции в процессе движения к развитию устойчивых привычек здорового образа жизни.

Важную роль в процессе развития мотивации здорового образа жизни играет формирование у учащихся осознанной потребности в здоровом образе жизни, которая, проявляясь в мотивах, определяет целенаправленное поведение по поддержанию здоровья. Осознанная потребность в ЗОЖ является внутренним стимулом, приводящим к сознательному ведению здоровой жизнедеятельности, в ходе которой формируются умения здорового образа жизни.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗОЖ У ВОСПИТАННИКОВ

Учебно-воспитательный процесс в нашей школе имеет существенные особенности, обусловленные необходимостью совмещения оздоровительной и учебно-воспитательной работы, ограниченным сроком пребывания детей в учреждении (один год), специально отведенного времени не только на учебные занятия, но и на проведение самоподготовок, учета реальных учебных возможностей школьников и разницы в уровне их подготовленности.

Возникают противоречия между необходимостью усвоения школьниками объема знаний, определяемого требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС) и ограниченным временем, выделяемым на их освоение. Разрешить такие противоречия в учебно-воспитательном процессе санаторных школ представляется целесообразным путем оптимизации общей системы мер, направленных на реабилитацию школьников, что способствует наиболее качественному развитию данного процесса.

В работе нашей школы, где обучаются дети с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, главным является реабилитационная работа, направленная на улучшение здоровья детей, обогащение их духовных и физических возможностей, социальную адаптацию и самоопределения, поэтому темой работы школы коллектив избрал проблему «От здоровьесберегающего к здоровьеформирующему образованию».

Мы не формулируем новые задачи для процесса обучения, а стараемся находить наилучшие пути их решения, которые заключаются в совершенствовании содержания школьного базисного учебного плана с включением в школьный компонент предметов оздоровительной, валеологической, коррекционной направленности, внедрении в учебно-воспитательный процесс инновационных и здоровьесберегающих образовательных технологий.

Одним из возможных путей решения данной задачи является создание в школе здоровьесберегающей образовательной среды, ориентированной на решение ряда следующих задач:

приобщение учащихся к занятиям физкультурой и спортом;

укрепление физкультурно-оздоровительной инфраструктуры школы-интерната;

реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы;

формирование у воспитанников навыков ведения здорового и безопасного образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью;

повышение профессионального уровня педагогов, родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья учащихся;

создание условий для обучения, развития и успешной социализации детей с ОВЗ;

развитие системы социального партнерства школы и окружающего социума по сохранению здоровья и формированию навыков ведения здорового и безопасного образа жизни.

Структура здоровьесберегающей образовательной среды школы-интерната содержит восемь направлений, в каждом из которых предусмотрена реализация комплекса мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся:

Структура здоровьесберегающей образовательной среды

ГОУ «Горловская санаторная школа-интернат № 9»



t1636195862aa.gift1636195862aa.gift1636195862aa.gift1636195862aa.gift1636195862aa.gift1636195862aa.gift1636195862aa.gift1636195862aa.gif

Мониторинг

здоровья

учащихся

Рациональная

организация

УВП

Коррекционно-

психологическое

направление


Профессиональная

компетентность

педагогов





Физкультурно-

оздоровительное

направление

Профилактико-

просветительское

направление

Развитие

здоровьесберегающей

инфраструктуры







Социальное

партнерство


Особенностью здоровьесберегающей образовательной среды нашей санаторной школы-интерната является ее позитивная основа, направленность на такие процессы и ресурсы, организационные и содержательные возможности педагогической системы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию потенциала здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии, реализуемые в школе непосредственно направлены на самих участников образовательного процесса – учащихся, педагогов и родителей, содействуя превращению школьников из пассивных объектов в самостоятельных, активных субъектов процесса здоровьесбережения и ведения ЗОЖ. Цель использования здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки ведения здорового безопасного образа жизни и использовать их в повседневной жизни.

Коллектив школы-интерната, работая в направлении внедрения здоровьесберегающих технологий в практику, проводит мониторинг оздоровительной функции (основного кардиологического и сопутствующих заболеваний), психолого-педагогическую диагностику значимых личностных и профессиональных качеств участников учебно-воспитательного процесса.

Для выбора наиболее эффективного инструментария педагогического воздействия и взаимодействия (методов, форм и средств обучения и воспитания) необходимо учитывать реальные учебные возможности обучаемых. Результаты мониторинга дают возможность педагогу узнать не только сегодняшний уровень реальных учебных возможностей учащихся, но и зону их ближайшего развития.

На основе данных мониторингового исследования, результатов углубленного медицинского осмотра детей, который проводится два раза в год, создаются индивидуальные карточки личного развития учащихся, определяются направления лечебно - коррекционной работы, педагогами составляются календарно-тематические планы и планы воспитательной работы в классах.

Наличие системы мониторинга здоровья дает возможность не только получить объективную информацию о состоянии здоровья детей, но и в случае необходимости вносить изменения как в реализацию здоровьесберегающих технологий, так и всю стратегию здоровьесбережения в школе-интернате.

Рациональная организация учебно-воспитательного процесса предусматривает проведение комплекса различных мероприятий, направленных на снижение утомляемости на уроках и самоподготовках, обеспечение достаточной двигательной активности учащихся и профилактику заболеваемости. Для этого разработан проект рационального школьного расписания в соответствии с нормами и требованиями СанПиН, на уроках и самоподготовках используются различные здоровьесберегающие технологии, направленные на обеспечение достаточной двигательной активности, снижение утомляемости, профилактику сколиоза и заболеваний зрения.

Учебный процесс в нашем образовательном учреждении носит творческий характер. Используются интерактивные методы обучения, в которых совмещены индивидуальные, групповые и фронтальные виды работы, работы в парах, в малых группах, группах по интересам, ролевых группах. Применяются проблемные формы обучения, игры и соревнования, диалоговое общение. Это способствует развитию познавательных способностей, коммуникативных навыков и воображения, концентрации внимания, двигательной активности, позволяет снять напряжение и переутомление. Оптимальными, с точки зрения здоровьясбережения, являются: урок-игра, урок – соревнование, урок – викторина, урок – конкурс, урок-экскурсия, театрализованный урок.

Педагоги школы для поддержания работоспособности, снятия напряжения, переутомления детей рационально чередуют время работы и отдыха на уроках и самоподготовках, включая в учебный процесс физкультминутки. Этот вид двигательной активности влияет на деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную систему, улучшают кровообращение внутренних органов. Также, ежедневно используются на уроках упражнения на выработку правильного дыхания, осанки, пальчиковая гимнастика, различные виды релаксации, а на переменах – подвижные, динамические игры.

Физкультурно-оздоровительное направление включает в себя проведение в течение учебного года комплекса физкультурно-спортивных мероприятий, направленных на обеспечение двигательной активности учащихся и приобщение к занятиям физкультурой и спортом.

Основными формами работы в данном направлении выступают:

работа школьных спортивных секций;

уроки физической культуры «Легкая атлетика с использованием элементов хат-ха йоги, дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н.»;

занятия ЛФК;

единая школьная физкультминутка (ежедневно после 3-го урока);

проведение спортивных соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

проведение конкурсов «Ану-ка, мальчишки!», «Самый спортивный».

Обеспечение профессиональной компетентности педагогов в области сохранения здоровья осуществляется посредством участия педагогов в семинарах (вебинарах), курсах повышения квалификации соответствующей тематики.

Профилактико-просветительское направление осуществляется в рамках учебно-воспитательного процесса. Проектная деятельность в рамках ЗОЖ в школе-интернате обеспечивает школьникам наиболее высокий уровень самостоятельности, они выступают в роли разработчиков и исполнителей проекта. Эта форма работы позволяет удовлетворить одну из главных потребностей этого возраста - почувствовать себя ответственными за себя, своё здоровье, окружающий мир, проявить себя в социально значимой деятельности.

Актуальный для нашей школы проект «Радуга здоровья» охватывает все классы. Цель проекта «Радуга здоровья» - актуализация темы здоровья, формирование в сознании воспитанников позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью, как к важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, пропаганда здорового образа жизни, создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, родителей и детей.

Практическая ценность данного проекта состоит в том, что дети осознают необходимость сохранения и укрепления своего здоровья, испытывают потребность в приобретении новых знаний по вопросам здоровья через участие в классных и школьных воспитательных мероприятиях здоровьесберегающего направления.

В системе воспитательной работы школы достойное место отводится  и программам, которые разрабатывают педагоги. Одна из них – воспитательная программа «Азбука здоровья». Данная программа направлена на воспитание у школьников культуры здорового образа жизни, рассчитана на учеников начальной школы (1–4-ые классы). Здоровьесберегающая деятельность педагога и воспитанников начинается в 1-м классе и рассчитана на весь курс начальной школы. Программа предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний младших школьников должен расширяться, углубляться и дополняться.

Главные цели программы:

пропаганда здорового образа жизни среди воспитанников начального звена школы-интерната;

создание благоприятных условий для формирования у школьников положительного отношения к здоровому образу жизни в условиях школы-интерната.

Методология воспитания культуры здоровья согласно воспитательной программе - это обеспечение грамотности в вопросах здоровья, воспитание ответственности за собственное здоровье и здоровье близких, формирование мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых возможно становление здоровьесберегающей компетентности воспитанников.

Проектная деятельность школы-интерната и работа программ, направленных на ведение здорового образа жизни, дает стойкий положительный результат – на протяжении нескольких лет среди воспитанников школы нет детей, имеющих вредные привычки, детей, которые состояли бы на учете в органах внутренних дел, наркологическом диспансере.

Насыщенное воспитательное пространство обеспечивается включением в план воспитательной работы школы тематических модулей, таких, как: безопасность жизнедеятельности, гражданское, художественно-эстетическое, трудовое, экологическое, правовое воспитание и здоровый образ жизни.

В процессе работы модулей проводится большое количество мероприятий, предметных недель, где создаются необходимые условия для индивидуального развития детей, учитывая особенности каждого из них, стимулируется творческая активность, реализуются творческие способности.

Дети с удовольствием принимают участие в разноуровневых выставках, конкурсах и фестивалях детского творчества, нередко занимают призовые места. В стенах нашей школы воспитывались и одаренные дети, которые являлись стипендиатами и состояли в банке одаренных детей города Горловки.

Каждое лето в нашей школе функционирует пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей «Радуга». Это также одна из важных форм здоровьесбережения, направленная на организацию полноценного отдыха детей в летний период. Программа работы лагеря по своей направленности является здоровьесберегающей, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях пришкольного лагеря.

Немаловажную роль в организации здоровьесберегающей образовательной среды в школе-интернате играет и родительская общественность. Организовывается просветительская работа с родителями и лицами, их заменяющими, у родителей формируется заинтересованность в отношении к собственному здоровью и здоровью своих детей. Оказывается психологическая помощь родителям в форме индивидуальных консультаций, а также посредством проведения классных и общешкольных тематических родительских собраний.

Родители принимают участие в организации, подготовке, проведении воспитательных мероприятий. В школе разработаны и реализуются методики, которые позволяют отслеживать уровень удовлетворенности родительской общественности услугами нашего образовательного учреждения.

Коррекционно-психологический компонент здоровьесберегающей образовательной среды школы-интерната включает в себя деятельность практического психолога и направлено на повышение внутренней мотивации к обучению, к принятию своего «Я», повышение адаптационного потенциала учащихся. Основная цель данного направления – формирование установок на здоровый образ жизни, содействие в сохранении и укреплении здоровья у участников учебно-воспитательного процесса. Формами реализации данного направления являются:

мониторинг психофизиологического и эмоционального состояния учащихся в учебно-воспитательном процессе;

посещение уроков и самоподготовок с целью наблюдения за соответствием режима учебных занятий, методов преподавания, структуры урока, условий внешней среды возрастным особенностям учащихся;

информирование воспитателей, классных руководителей, педагогов-предметников об особенностях здоровья, работоспособности, типе высшей нервной деятельности учащихся.

Деятельность практического психолога представлена подбором методик обследования, организацией проведения занятий с группами детей по данным методикам с их последующим анализом. Наиболее эффективными психологическими диагностиками, которыми пользуется практический психолог, являются:

тестирование «Аудиал, Визуал, Кинестетик»;

индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л.Н.Собчик;

проективная методика – тест «Кактус», тест «Несуществующее животное», тест «Метод социометрии», тест Спилбергера;

модификация А.Д.Андреевой;

тест «Цветовой тест Люшера»;

тест по методике профессионального самоопределения Дж. Голланда «Матрица выбора профессий» Г. Резапкина;

тест «Методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д.Марлоу»;

тест «Метод школьных ситуаций В.К. Копырло»;

тест «СР – 45(суицидальный риск)»;

тест «Таблицы Шульта».

Практический психолог на основании данных мониторингов выделяет группы для организации последующей психолого-педагогической работы. В процессе развивающих мероприятий педагог-психолог обучает учащихся навыкам оценки и саморегуляции двигательной активности, эмоционального состояния, управления стрессом. Осуществляет психологическую профилактику вредных привычек, пагубно влияющих на состояние здоровья.

Реализация направления по развитию здоровьесберегающей инфраструктуры в рамках модели здоровьесберегающей образовательной среды школы-интерната осуществляется посредством приобретения физкультурно-спортивного инвентаря, игрового оборудования, в том числе для комнаты релаксации, а также включает набор мероприятий по содержанию инфраструктуры школы в соответствии с требованиями СанПиН.

Реализация направления социальное партнерство предусматривает расширение связей с социальными партнерами школы и совместное проведение спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Основными формами работы школы по реализации данного направления являются: проведение профилактических классных часов, родительских собраний «Правовой всеобуч», профилактические тренинги, встречи, беседы с сотрудниками УВД, медицинскими работниками, конкурсы школьных стенгазет, проведение анонимных интернет опросов среди учащихся и родителей и т.п.

Таким образом, все представленные направления здоровьесберегающей образовательной среды взаимосвязаны друг с другом и решают задачи по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, обеспечивая выполнение социального заказа и реализацию государственного стандарта.

ВЫВОДЫ

Коллектив школы-интерната ведёт комплексную системную работу, позволяющую создавать условия для развития каждого ученика. Целенаправленная работа по здоровьесбережению позволяет нам по некоторым показателям сохранить состояние здоровья на том уровне, с которым дети пришли в школу. Но, несмотря на все положительные позиции в работе школы по сохранению и укреплению здоровья участников УВП, создания условий для успешности каждого ученика на сегодняшний день ещё сохраняется необходимость совершенствовать деятельность по укреплению здоровья всех членов школьного сообщества. Поэтому здоровьесберегающая деятельность всех работников школы-интерната осуществляется соответственно следующей модели взаимодействия:

ребенок - педагог - психолог - медицинский работник – родители – общественность,

которая реализуется через воспитательные мероприятия, занятия и тренинги у психолога, родительские собрания, встречи с работниками городского отдела здравоохранения, то есть создание здоровьесберегающей среды происходит через всю внеурочную деятельность педагогов.

Можно сделать вывод, что в школе-интернате сложилась система воспитательной работы с детьми и родителями по формированию устойчивого положительного отношения к пониманию приоритета своего здоровья и здорового образа жизни. Полученные знания о культуре питания, правильном режиме дня, соблюдении двигательного режима, профилактике заболеваний, гигиене, закаливании, пагубном воздействии на организм ребёнка курения, алкоголя, наркотиков имеют практическую направленность и дали хороший результат. Положительная динамика результатов свидетельствует о том, что применяемые здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе с детьми укрепляют здоровье детей, способствуют формированию культуры здоровья. Сотрудничество педагогов и родителей в этом направлении приводит к преобразованию здоровьесозидающего пространства и позволяют ребёнку укрепить внутренние позиции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Баль Л.В., Барканова С.В. Формирование здорового образа жизни подростков – М. . ВЛАДОС, 2002.

Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М, 2004.

Быкова В.П. Организация учебно-воспитательного и оздоровительного процессов в общеобразовательной санаторной школе-интернате: – Новосибирск, 1998.

Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты. Сборник программно-методических материалов. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006.

Петров К. Здоровьесберегающая деятельность в школе. «Воспитание школьников».2005, №2.

Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе. – Ростов на Дону: Феникс, 2006.

Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. [Электронный ресурс] / Режим доступа к ст.: http://health.best-host.ru


ПРИЛОЖЕНИЕ

В качестве примера профилактико-просветительской работы с родительской общественностью предлагается сценарий общешкольного родительского собрания – родительская гостиная «Безопасность детей – наше общее дело», состоявшееся в нашей школе 15.03.2019 года.

Форма проведения: родительская гостиная

Цель: педагогическое просвещение родителей в аспекте безопасного поведения детей в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

повышать педагогическую компетентность родителей по проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности школьников;

способствовать сохранению жизни и здоровья детей;

формировать у родителей чувство ответственности за безопасность своих детей.

Оборудование:

памятка для родителей по безопасности жизнедеятельности детей;

сигнальные карточки красного, зеленого и белого цвета;

белые листы бумаги по количеству родителей;

бумажное перечеркнутое сердце, две ленточки разного цвета, медицинская маска с перечеркивающим крестиком, наушники, губка;

ноутбук, проектор, презентация по содержанию мероприятия.

Предварительная работа:

подготовка презентации «Безопасность детей – наше общее дело!»;

оформление памяток «Для родителей: безопасность жизнедеятельности детей»;

подготовка оборудования для практической части работы с родителями;

репетиция номеров самодеятельности школьников для концерта;

разработка благодарностей для родителей за достойное воспитание детей.

Методы активизации родителей:

работа с залом;

викторина «Доскажи словечко»;

сценка «Встреча на улице»;

игры: «Линия риска», «Что? Где? Когда?»;

эксперименты:«Белый лист»,«Эмоционально благополучный ребенок»;

План:

Вступление

Практическая часть родительской гостиной «Педагогика безопасности».

Выступление директора школы. Вручение благодарностей родителям за достойное воспитание детей.

Концерт школьных талантов.

Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые родители, гости! Мы рады встрече с вами. Тема нашего собрания звучит так: «Безопасность детей – наше общее дело!»  Сегодня нам предстоит обсуждение очень серьёзных вопросов. Безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему научим. Наша задача - защищать ребенка, правильно подготовить его к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями, сделать всё для того, чтобы дети комфортно чувствовали себя в любой ситуации.

Ведущий 2: Тема нашего собрания выбрана не случайно.   Важнейшая задача семьи и школы - научить ребенка ответственно относиться к себе и окружающим людям, уметь предвидеть и распознавать опасности, соблюдать несложные правила личной безопасности. Проблема безопасности - одна из самых серьёзных и актуальных, т.к. опасность подстерегает наших детей везде: на дороге, в лесу, дома, в интернете, да и в любом месте, где может находиться ребёнок.

Ведущий 1: Основная ответственность взрослых по отношению к детям – обеспечение безопасной среды, в которой дети могут жить и развиваться без угрозы для их жизни и здоровья. Поэтому мы всегда должны быть во всеоружии, чтобы суметь предотвратить те угрозы, которые могут негативно отразиться на здоровье и жизни детей.

Ведущий 2: Начнем с того, что ответим на вопрос, что же такое безопасность? Работа с залом - ответы родителей

Ведущий 1: А теперь посмотрите, какие определения данного понятия существуют:
Безопасность - это положение, при котором не угрожает опасность кому-(чему)-нибудь. (Словарь русского языка С.И. Ожегова)

Безопасность – это образ жизни, который гарантирует здоровье и счастливое будущее.

Безопасность - обеспечение сохранности от угроз жизни и здоровья человека.

Ведущий 2: Каждый из наших детей может оказаться в непредвиденной ситуации, кто же поможет ребенку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего, он сам! Но мы, взрослые, должны быть главными помощниками на этом пути, должны научить детей предвидеть опасные ситуации и избегать их, а в крайнем случае быть максимально к ним готовыми.

Ведущий 1: В нашей школе уделяется большое внимание организации работы по воспитанию основ безопасности учащихся в различных сферах деятельности. Формы и методы работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности, используемые нами, разнообразны. Это:

уроки безопасности, воспитательные часы, беседы, акции, инструктажи; практические и игровые занятия; экскурсии в пожарную часть, по школе-интернату; игры-соревнования, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры; моделирование и анализ заданных ситуаций; познавательные викторины; с большим удовольствием дети просматривают обучающие ролики, презентации по теме личной безопасности подростков; общешкольные воспитательные мероприятия.

Ведущий 2: Однако работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности со стороны школы недостаточно. Родители являются главными нашими помощниками в работе по данному направлению.

Ведущий 1: Мы подошли к основной части нашей встречи, которую можно так и назвать «Педагогика безопасности». Уважаемые родители, вы часто спрашиваете «Как вы доносите до наших детей самые сложные вопросы?» Сегодня мы не раз предоставим вам возможность почувствовать себя школьниками. Мы просим вас быть активными участниками нашего мероприятия.

Ведущий 2: Чтобы научить детей правилам поведения в той или иной ситуации, мы сами должны уметь выходить из нее, поэтому сейчас мы попробуем найти выход из  некоторых проблемных ситуаций, касающихся безопасности поведения. Мы предлагаем всем вместе вспомнить основные виды опасностей и меры их предупреждения.

Ведущий 1: Итак, опасности можно разделить на несколько групп: ребёнок дома, на дороге, в природе, в интернете, ребенок и незнакомые люди, здоровье ребенка и его эмоциональное благополучие.

I Ведущий 2: А теперь давайте остановимся на каждой опасности отдельно. Итак, ребенок один дома.

Ведущий 1: Хотя дом принято считать надежной крепостью, все же и в нем появляются опасности. Поэтому правила безопасности с детьми надо периодически повторять, устраивать домашние экзамены. Тогда вам будет намного спокойнее оставить детей дома одних.

Ведущий 2: Дорогие родители, сейчас мы с вами проведем игру «Доскажи словечко». Это одна из форм обучения младших школьников правилам безопасного поведения дома. Ваша задача – правильно продолжить стихотворения о домашней безопасности. Начинаем!

Ведущий 1: Коль дверной звонит звонок –
Посмотри сперва в глазок,
Кто пришёл к тебе, узнай,
Но чужим не
открывай!
Ведущий 2: Если нет глазка, тогда
«Кто там?» спрашивай всегда,
А не станут отвечать –
Дверь не вздумай
….открывать!
Ведущий 1: Если в дверь начнут ломиться –
То звони скорей
в ….полицию!
Ведущий 2: Если взрослых дома нет,
Не веди ни с кем бесед,
– До свидания! – скажи,
Быстро трубку
….положи!
Ведущий 1: Кремы, пасты и таблеточки
В рот тащить не надо, деточки –
Отравленье обеспечено
И здоровье изувечено!

Есть в квартире много скляночек,
Разных тюбиков и баночек.
В них хранятся средства разные,
Даже иногда
….опасные.   
Ведущий 2: Дым и огонь не к добру, так и знай,
Взрослых на помощь скорей призывай,

Срочно пожарных! Помогут они!
И в «
101» поскорее ….звони!
Ведущий 1: Будь с розеткой осторожен!
С ней никак нельзя играть,
Дело кончится бедой –
Ток в розетке очень
….злой!!!
Ведущий 2: Все дети должны обязательно знать:
Электроприборы нельзя выключать
Тогда, когда руки мокры от воды.

Зачем же тебе рисковать понапрасну?

Шутить с электричеством очень ….опасно!
Ведущий 1: С другом твоим приключилась беда?
Не покидай ты его никогда,
Взрослых на помощь зови поскорей!
Время и силы свои не
….жалей!
Помни: в лесу, на земле, на воде
Люди людей не бросают
в ….беде!

Ведущий 2: Этим правилам безопасного поведения дома дети учатся в школе, но все же с вашей помощью, уважаемые родители, наши дети быстрее и лучше их поймут и усвоят.

II Ведущий 1: Теперь поговорим о правилах безопасного поведения с незнакомыми людьми. Одна из ошибок воспитания – безусловное подчинение взрослому человеку. Мы часто говорим детям: «Если взрослый тебе сказал, значит, надо его слушаться». Но одновременно с этим в ребёнке надо воспитывать недоверие к незнакомым и малознакомым людям.

Ведущий 2: На улице дети могут оказаться в неожиданной ситуации, и от того как они отреагируют на неё, будет зависеть их здоровье, психическое и физическое состояние. Знание правил поведения на улице поможет ребенку найти выход из затруднительного положения, а научить этому детей можем только мы – взрослые. Давайте посмотрим сценку и обсудим увиденное.

Школьники разыгрывают сценку «Встреча на улице»

Мужчина: Здравствуй, девочка!

Девочка: Здравствуйте!

Мужчина: А как тебя зовут?

Мужчина протягивает руку, чтобы погладить малышку по голове.

Девочка: Юля!

Мама: Извините, пожалуйста, нам нужно идти.

Мама, не давая дотронуться до ребенка, собирается уходить.

Девочка: Но я хочу поговорить с добрым дядечкой!

Мама: Мы уходим прямо сейчас.

Мужчина: Не переживайте Вы так! У меня у самого таких две дочки.   Малышка, хочешь с ними познакомиться?

Девочка: Конечно, хочу!

Мама: Извините, но мы учим дочку правильному поведению с чужими.  И сейчас мы уходим.

Мама крепко берет девочку за руку и уводит от дружелюбного мужчины.

Ведущий 1: Давайте разберем эту ситуацию. Первая фраза мужчины была совершенно нейтральной. Краткое приветствие входит в число допускаемых действий, поэтому мама спокойно отнеслась к тому, что ее дочка поздоровалась с незнакомцем.

Ведущий 2: А вот уже вторая фраза мужчины заставила маму насторожиться. Как вы думаете, почему? Обыкновенный мужчина спрашивает у девочки - как её зовут. Что тут такого? Ответы родителей

Ведущий 1: Девочка, забыв правила безопасного общения, сразу же называет свое имя, что является нежелательным. Почему?

Ответы родителей

Ведущий 2: Мама сразу стремится увести дочь, чтобы наедине обсудить с ней правила безопасности. Она не дает мужчине коснуться ребенка, несмотря на то, что девочка совсем не боится этого, казалось бы, дружественного, прикосновения. Почему?

Ответы родителей

Ведущий 1: Что в результате? Какой вывод мы с вами получили в результате обсуждения данной ситуации?

Ведущий 2: Девочка получила от мамы пример вежливого, но последовательного и безопасного поведения с незнакомыми людьми и еще раз усвоила, что здороваться можно, а вот рассказывать о себе ничего нельзя. Она также еще раз усвоила, что нельзя позволять незнакомым людям касаться себя.

Ведущий 1: Девочка на практике убедилась в том, что нарушение установленных в семье правил безопасности не допускается ни в коем случае.

Ведущий 2: Мама на практике показала дочке, что та всегда может рассчитывать на мамину защиту и поддержку. Для этого молодой женщине пришлось пойти на некоторый дискомфорт и отказать в общении внешне весьма приличному незнакомому человеку.

Ведущий 1: Ребенок, имеющий четкие ориентиры относительно того, что называется «достойным поведением незнакомого человека», сможет отличить нездоровое внимание от проявления дружелюбия. Обученный родителями, он сможет проявить максимум осторожности.   Не жалейте времени на детей, занимайтесь с ними!

Ведущий 2: Теперь, уважаемые родители, мы предлагаем вам поиграть в игру «Линия риска». Все вы получите сигнальные карточки разного цвета. Каждый цвет – это определенный риск: красный – высокий риск, зеленый – низкий риск, белый – риск отсутствует.

Помощники раздают родителям сигнальные карточки

Условия игры: ведущие зачитывают определенную ситуацию, в которой находится подросток, а вы, определяя степень риска для подростка, поднимаете карточку соответствующего цвета.

Ведущий 1: Итак, начинаем. Девятиклассница допоздна задержалась у подруги, которая живет далеко от её дома. Телефона нет. (Высокий риск)

Ведущий 2: Семиклассник часто ходит с другом одной дорогой в одно и то же время. (Низкий риск)

Родители поднимают соответствующие карточки

Ведущий 1: Поздно вечером, близи мало освещенного безлюдного переулка, девушка идет позади незнакомого мужчины на определенной дистанции. (Высокий риск)

Родители поднимают соответствующие карточки

Ведущий 2: Подросток днем гуляет на улице, слушая аудиоплейер с наушниками. (Низкий риск)

Родители поднимают соответствующие карточки

Ведущий 1: Выпускница школы опаздывает, на её счастье останавливается машина, и води­тель любезно предлагает подвезти. (Высокий риск)

Родители поднимают соответствующие карточки

Ведущий 2: Восьмиклассника попросили два парня показать дорогу к поликлини­ке, ему было некогда, он не пошел с ними, они его оскорби­ли. (Риск отсутствует)

Родители поднимают соответствующие карточки

Ведущий 1: Друзьям надоело возле дома гулять, поехали в центр города, стали на вокзале и на привокзальной площади прохаживаться. (Низкий риск)

Родители поднимают соответствующие карточки

Ведущий 2: Старшеклассник идет мимо торговых рядов по базару. Вдруг его окликают: «Парень, садись с нами, телефон разыгрываем, лови уда­чу, вон пацан выиграл!» Парень не стал реагировать, прошел мимо. (Риск отсутствует)

Родители поднимают соответствующие карточки

Ведущий 1: Один парень, которого восьмиклассница видела пару раз, предложил ей классное видео у него дома посмотреть. Девушка с удовольствием приняла приглашение. (Высокий риск)

Родители поднимают соответствующие карточки

Ведущий 2: Поздравляем, уважаемые родители, вам удалось правильно определить степень риска для подростков во всех предложенных ситуациях. А это значит, что вы обладаете нужными знаниями для обучения своих детей правилам безопасного поведения с незнакомыми людьми.

III Ведущий 1: Следующая опасность – ребенок на дороге.

Просмотр видеоролика

Ведущий 2: Только к 10-12 годам можно говорить о более-менее осознанном поведении ребенка на дороге.

 Дорогие родители! Важно, чтобы вы были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения и сами их не нарушали  на глазах у ваших детей. Поступайте так, чтобы ваши действия наглядно демонстрировали ребенку  вашу заботу о его безопасности. Только на основе вашего положительного примера и систематических бесед, ваш ребенок станет примерным  участником дорожного движения!

Ведущий 1: Итак: не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.

Ведущий 2: Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

Ведущий 1: Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.

Ведущий 2: Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».

Ведущий 1: Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

Ведущий 2: Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему  те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д. Учите детей оценивать ситуацию на дорогах.

Ведущий 1: Изучайте с ребенком маршруты «школа-дом», «магазин-дом». Учите ребенка избегать опасных участков дороги — не нужно испытывать судьбу!

Ведущий 2: Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, из-за угла, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.

Ведущий 1: Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

Ведущий 2: Помните, что переход дороги в неблагоприятную погоду (дождь, снег, гололед, туман) требует особого внимания, так как обзор снижается из-за непогоды, тем более, что может мешать капюшон, поднятый воротник или зонт. Вещи не должны мешать обзору дороги!

Ведущий 1: Проводите как можно больше  разъяснительных бесед, читайте литературу по правилам безопасности на дороге, играйте дома в сюжетные игры по теме, изучайте дорожные знаки, закрепляйте  действия при определенных сигналах светофора.

Ведущий 2: Помните, нет ничего дороже жизни и здоровья наших детей!

IV Ведущий 1: Следующая опасность, о которой мы всегда должны помнить – ребенок и природа. Природа – основа нашей жизни, но беспечных и беззаботных людей она наказывает. Поэтому элементарные правила безопасного поведения на природе наши дети должны не только знать, но и применять в жизненных ситуациях.

Ведущий 2: Уважаемые родители, правила поведения на природе мы с вами повторим, играя в знакомую вам игру «Что? Где? Когда?»

Ведущий 1: Итак, наша игра начинается, а с вами играет спящая царевна из сказки Пушкина. Внимание вопрос: Какие гигиенические правила необходимо соблюдать, находясь в походе или на природе?

Ответы родителей

Ведущий 2: Играет с вами Маша из мультфильма «Маша и Медведь». Внимание вопрос: Если ты заблудился в лесу, что ты будешь делать?

Ответы родителей

Ведущий 1: Играет с вами Доктор Айболит. Его вопрос: Что необходимо иметь в аптечке, отправляясь на природу?

Ответы родителей

Ведущий 2: Внимание! Черный ящик!

Помощники заносят черный ящик

Ведущий 1: В черном ящике находится предмет, который с одной стороны очень поможет на природе, а с другой стороны может стать причиной большой беды. Вопрос: Что лежит в черном ящике? (Ответ: спички).

Ответы родителей

Ведущий 2: Играет с вами Герасим с Муму из одноименного рассказа Тургенева. Внимание вопрос: Как вести себя при встрече с дикими животными?

Ответы родителей

Ведущий 1: Внимание на экран! Что неправильно сделали дети? Посоветуйте как правильно вести себя в грозу?

Ответы родителей

Ведущий 2: Играет с вами Робинзон Крузо. Внимание вопрос: Каких насекомых надо остерегаться в лесу и лесопосадке и как вести себя при встрече с ними? Ответы родителей

Ведущий 1: Спасибо, уважаемые родители, вы оказались настоящими знатоками правил поведения на природе. Мы уверены, отдыхая с детьми на природе, вы вместе будете соблюдать правила безопасного поведения.

V Ведущий 2: Большая опасность грозит нашим детям и в сети ИНТЕРНЕТ.

Просмотр ролика «А вы знаете, что ваш ребенок делает в интернете?»

Ведущий 1: Скажите, пожалуйста, какие проблемы вы увидели в этом ролике? Ответы родителей

Ведущий 2: Пришло время поговорить о медиабезопасности. Что же такое «Медиабезопасность»? Медиа – среда. Безопасность – это состояние защищённости от последствий воздействия на ваше тело, психику, ваших близких, ваше имущество, ваши отношения.

Ведущий 1: Теперь мы побеседуем о безопасной информационной среде, точнее о сети «Интернет» и мобильной сети. А будут ли наши дети защищены от влияния связей с интернет-средой в отсутствие родителей? Давайте посмотрим небольшой социальный ролик.

Просмотр видеоролика «Дети в интернете»

Ведущий 2: Подростки подвергаются наибольшей опасности в Сети, потому что более активно используют возможности Интернета: ведут онлайн-дневники, общаются в чатах и различных социальных сетях, и при этом чувствуют себя взрослыми и самостоятельными. Помимо прочих опасностей, подстерегающих подростков в Сети, на сегодняшний день для них существует реальная угроза стать жертвой вербовки, в том числе экстремистской направленности, превращающей человека в послушного зомби. Родители должны знать о признаках, по которым можно вычислить возможного вербовщика, в том числе вербовщика ИГИЛ:

Ведущий 1: Вербовщики ищут потенциальных «жертв», как правило, в группах, посвященных компьютерным играм (особенно «стрелялкам»), знакомствам, а также в сообществах, объединяющих людей, столкнувшихся с какими-то жизненными проблемами или испытывающими депрессивное настроение.

Ведущий 2: Постучавшись в друзья, вербовщик сразу начинает задавать много вопросов о личной жизни ребенка, о его семье, о его тревогах и заботах: это помогает найти ему точки, на которые потом можно надавить с целью психологического воздействия.

Ведущий 1: Обычно вербовщик, войдя в доверие к ребенку, начинает советовать ему «порвать со всеми», «начать новую жизнь», «расстаться с теми, кто тебя не любит и не понимает», а затем приглашает на встречу.

Ведущий 2: Чтобы проверить, не состоит ли ваш ребенок в так называемой «группе смерти», зайдите к нему на страницу в социальной сети. Родителей должны насторожить посты с хэштегами #морекитов, #тихийдом, #хочувигру, #млечныйпуть, #няпока, #ФилиппЛис, #мертвыедуши, #домкитов, #китобой, #рина, #infinityeye, #храмсмерти…

Ведущий 1: Депрессивные фотографии, на которых изображены лестничные пролеты, крыши многоэтажек, рельсы, порезы на венах, ножи и лезвия, а также всевозможные изображения китов, оккультных знаков, сатанинских символов, иероглифов.

Ведущий 2: «Фейки» в списке друзей ребенка. На фейковых страницах мало личных фотографий, на аватарке может быть изображено животное, растение или символ.

Ведущий 1: При этом надо помнить, что размещение подобного контента (депрессивных статусов и картинок) на своей странице может быть всего лишь данью моде, поэтому, если вы нашли нечто подобное в социальных сетях вашего ребенка, спокойно поговорите с ним. Пусть это будет выглядеть как интерес с вашей стороны, а не как контроль. Если ребенок пойдет на разговор и охотно вам все расскажет, то, скорее всего, бояться вам нечего: дети же, вступившие в «группу смерти», становятся замкнутыми, потому что верят, что стали частью мира, спрятанного от посторонних глаз, стали избранными и не должны никому выдавать свою тайну, даже родителям.

Ведущий 2: Мы почти уверены, что наши воспитанники сегодня вне опасности от интернет-сети, но у них есть очень сильная зависимость от мобильной сети. Телефоны мешают нормальной жизни школьников: общению, учебе, отдыху. С этим соглашаются педагоги, работающие не только в старших, но и младших классах. О здоровом образе жизни здесь говорить невозможно – школьник, если его не трогать, может целый день просидеть с телефоном.

Ведущий 1: Сейчас мы предлагаем вашему вниманию еще один ролик. Это эксперимент, проведенный не в нашей школе, но, поверьте, это картинка наших школьных будней, особенно в начале ролика. После просмотра ролика мы просим вас ответить на вопрос: что делать с мобильными телефонами, мешающими нормально проводить уроки?

Просмотр ролика, предложения родителей

VI Ведущий 2: Здоровье наших детей – наша ежедневная забота. Здоровый образ жизни – это не красивые слова, а постоянный, систематический труд взрослых и детей. И мы переходим к обсуждению следующей опасности для наших детей - вредные привычки.

Ведущий 1: Привычка – вторая натура. Мы часто слышим эти слова. Полезные привычки помогают почувствовать себя собранными, готовыми к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. Но есть и вредные привычки и в наших с вами силах сделать так, чтобы у наших детей их было как можно меньше.

Ведущий 2: Очень часто вредные привычки в детстве имеют глубокие последствия в будущем. Детское курение – очень распространенная проблема, и многие семьи сталкиваются с ней. Чаще всего дети начинают курить в подростковом возрасте, когда хочется быть похожим на курящих людей, находящихся в авторитете у подростков. Как и к любой вредной привычке, к табакокурению привыкнуть легко, а вот избавиться от зависимости в дальнейшем очень трудно. И, соответственно, выпросить деньги у родителей или занять в долг у друзей, чтобы купить сигареты, будет казаться намного проще, чем завязать с курением.

Ведущий 1: Было доказано – ни угрозы взрослых, ни наказания не могут уберечь ребенка от курения. Нередко все происходит наоборот: чем больше «нельзя», тем привлекательнее для детей будут сигареты. Чтобы уберечь ребенка от вредной привычки, нужно начинать формировать его отношение к курению еще до того, как ребенок попробовал «запретный плод». Если вы узнали, что подросток попробовал или уже курит, то в первую очередь, попытайтесь узнать причину курения. Разговор о курении должен проходить в спокойной обстановке. Постарайтесь объяснить подростку, что некурящие люди всегда будут «модными» в любом коллективе. Хорошо, если есть возможность его познакомить с преуспевающим некурящим человеком, который мог бы стать большим авторитетом для юного поколения.

Ведущий 2: Внимания заслуживает также и проблема пьянства среди подростков. В настоящее время средний возраст начала потребления алкогольных напитков составляет 12-13 лет. В возрастной группе 11-24 года потребляют алкоголь более 70% молодежи. При этом девушки потребляют практически наравне с юношами. Основным шагом, побуждающим подростка к первому знакомству с алкоголем, является желание «быть как все» в компании друзей или просто любопытство. Большое значение в воспитании у подростка правильного отношения к алкоголю имеет семья. Пример родителей убеждает лучше всяких слов.

Ведущий 1: И, наконец, проблема наркомании. Это проблема, о которой каждый из нас не хочет думать, считая, что уж нас точно она обойдет стороной. Но Сенека был прав, говоря: “Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание. Чтобы противостоять злу, надо быть сильнее его”. Мы живем в сложное время, и главное уберечь наших детей от этого зла. Однако более четверти девочек и более половины мальчиков к 16 годам хотя бы раз пробовали наркотики. К сожалению, возрастает подростковая преступность, чаще мы слышим о наркомании, токсикомании среди детей школьного возраста (ведь именно они обладают неустойчивой психикой, именно их легче вовлечь в эту авантюру, надавив на “слабо?”)

Ведущий 2: Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия ребенка к наркотикам: резкая смена друзей; резкое ухудшение поведения; резкие перемены настроения; полная утрата прежних интересов; частое упоминание о наркотиках в шутках и разговорах. При этом не забывайте, что пристрастие к курению и даже слабоалкогольным напиткам – это те же виды наркомании.

Ведущий 1: Мы с вами, уважаемые родители, обязаны соблюдать основные принципы поддержки школьника: терпение и внимание; тактичность и деликатность; умение поставить себя на место ребенка; гибкая система контроля, не довлеющая, над сознанием ребенка, а поддерживающая его; ознакомление школьника с научными фактами и сведениями о вреде вредных привычек и пользе здорового образа жизни.

Ведущий 2: Все люди, в том числе и школьники, владеют информацией о вреде курения, алкоголизма и наркотиков, они уже знают, к чему ведут эти невинные шалости. Сложно одними увещеваниями педагогу бороться с рекламными плакатами на улицах и в магазинах, с нечистоплотными продавцами, продающими детям эту продукцию. И, тем не менее, раз за разом на воспитательных часах, в индивидуальных беседах, мы повторяем детям прописные истины. Очень хочется в вас, родителях, найти поддержку, чтобы мы с вами шли в одном направлении и прививали нашим детям тягу к здоровому образу жизни.

VII Ведущий 1: Теперь поговорим об эмоциональном благополучии наших детей. Все мы знаем, что воспитывая ребенка, будь-то родитель или педагог, каждый, кто принимает участие в воспитании личности, несет ответственность за его эмоциональное благополучие, ведь эмоциональное благополучие ребенка - залог психического здоровья и ребенка и взрослого человека, сформировавшейся личности. Его основа формируется в детском возрасте, следовательно, зависит от среды окружения ребенка, родных и близких ему людей, их отношения и реакции на его поведение.

Помощники раздают родителям листы бумаги.

Ведущий 2: Уважаемые родители, сейчас мы все вместе проведем эксперимент. Задание выполняете так, как вы его понимаете. У вас в руках – лист бумаги, сложите его пополам и оторвите верхний правый угол. Теперь снова сложите листок пополам и снова оторвите верхний правый угол. И последний раз сложите лист пополам и оторвите верхний правый угол. Теперь посмотрите на ваши оставшиеся кусочки бумаги и сравните их. У всех ли одинаковые листки? Чем они отличаются? Как вы думаете, почему?

Родители озвучивают свои версии

Ведущий 1: Каждый понимает инструкцию по-своему, потому что все мы разные. Читая нотации, правила детям, можно ли быть уверенным, что они нас правильно поняли и все уяснили? Был бы пример - у всех было бы одинаково. Должен быть пример родительского поведения для детей. Можно сколько угодно говорить, что нельзя сквернословить, но если вы сами не соблюдаете эти правила – можете быть уверены – ваш ребенок их нарушит.

Давайте с вами вспомним, как мы общаемся со своими детьми и проведем еще один эксперимент.

Ведущие приглашают кого-то из родителей на сцену

Ведущий 2: Если ребенок капризничает, мы ему говорим: «Не плачь!», «Прекрати!» Мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства.

Ведущий прикрепляет перечеркнутое сердце родителю на область сердца

Ведущий 1: Если ребенок без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать, мы говорим: «Не трогай!»

Ведущий связывает ленточкой руки

Ведущий 2: Если ребенок разбегался, мешает нам, мы говорим: «Не бегай!»

Ведущий связывает ленточкой ноги

Ведущий 1: Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, мы реагируем: «Не слушай!»

Ведущий надевает наушники

Ведущий 2: Если ребенок кричит – мы говорим: «Не кричи!»

Ведущий одевает маску с красным перечеркивающим крестиком на лицо родителя

Ведущий 1: А теперь давайте вспомним - какой же он, эмоционально благополучный ребенок? Это ребенок, который: улыбается и непосредственно ведет себя в разных ситуациях.

Ведущий 2: Общительный и доброжелательный.
Ведущий 1: Способен выслушать других и без грубости доказать свою точку зрения, объясняя свой выбор.
Ведущий 2: Не берет чужие вещи без спроса, в конфликтных ситуациях находит взвешенное решение.
Ведущий 1: Считается с мнением окружающих и прислушивается к советам взрослых.

Ведущий 2: Как вы думаете, перед нами (показывает на родителя) эмоционально благополучный ребенок? Ответы родителей

Ведущий 1: Дети каждый день слышат от нас: «Ты обязан, ты должен». Обычно, из этих фраз, они не узнают ничего нового. Ничего не меняется от того, что они слышат в сто первый раз. Дело в том, что моральные устои и безопасное поведение воспитываются не столько словами, сколько атмосферой в доме, через подражание поведению взрослых, прежде всего родителей. Например, если в семье все воздерживаются от грубых слов или в условиях военных действий не поддаются панике, а ведут себя стрессоустойчиво – будьте уверены – ребенок знает как себя вести.

Ведущий 2: Итак, как же можно воспитать и вырастить ребенка эмоционально благополучным? Уважаемые родители, помните, для того, чтобы воспитать психологически здорового ребенка, нужно приложить немало трудов и усилий, а именно:

Ведущий 1: Старайтесь больше времени уделять сыну или дочери.
Ведущий 2: На своем примере показывайте значимость своей семьи.
Ведущий 1: Учите сопереживать человеку, попавшему в беду, тому, у кого неприятность, горе.
Ведущий 2: Формируйте адекватную самооценку.
Ведущий 1: Постарайтесь стать самым близким другом.
Ведущий 2: Учите ребенка быть внимательным к окружающим.
Ведущий 1: Старайтесь ограничить ребенка от внутрисемейных конфликтов.

Ведущий 2: Помните, что ребенку нужна забота, ласка, понимание, а не порицание и ваша усталость после трудного рабочего дня!

Ведущий 1: Педагоги-воспитатели нашей школы составили «Памятку для родителей по безопасности жизнедеятельности детей». Эти правила нам с вами следует подробно разъяснять детям и следить за их выполнением.

Помощники раздают родителям памятки

Ведущий 2: Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, что у меня в руках?

Родители: Губка.
Ведущий 1: Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?

Родители: Она хорошо впитывает жидкость.
Ведущий 2: Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?
Родители: Губка станет синего цвета.
Ведущий 1: А если мы вольем в губку красную жидкость?
Родители: Губка станет красной.
Ведущий 2: А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
Родители: Губка станет непонятного, неопределенного цвета.
Ведущий 1: В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»? Ответы родителей

Ведущий 2: Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Мы не зря обращаем ваше внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Скорее всего, ребенок «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей, потому что дети во всем подражают родителям. Пересмотрите свои привычки с точки зрения безопасности.

Ведущий 1: Уважаемые родители, основная часть «Педагогика безопасности» нашей родительской гостиной закончена. Теперь мы передаем слово директору нашей школы ….

Выступление директора школы, вручение благодарностей родителям

Ведущий 2: А сейчас вашему вниманию, дорогие наши родители, мы предлагаем мини-концерт наших школьных талантов.

Выступают воспитанники школы-интерната

Ведущий 1: Уважаемые родители, наша родительская гостиная заканчивает свою работу. Мы говорим вам спасибо за активное участие в обмене родительским опытом в обучении детей правилам личной безопасности в разных жизненных ситуациях. Доброго безопасного пути вам и вашим детям!

Список использованных источников:

Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. - М., 1993.

Словарь русского языка С.И. Ожегова.

Фотоматериалы из школьной методической копилки.

Опыт проведения родительского собрания – http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2013/07/16/metodicheskie-rekomendatsii-po-provedeniyu

Видеоролик «ПДД для родителей»

https:/yandex.ua/video/searh?text

Видеоролик «Дети в интернете» - http://www.youtube.com/watch?v=wKPDBwmcrgA&spfreload=10

Видеоролик «Вы знаете, что Ваши дети делают в интернете?» - http://www.youtube.com/watch?v=d2OwtGPEdh4

Видеоролик «Вредят ли гаджеты детям?»

https:/yandex.ua/video/searh?text



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации