12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
ВОДОДОХОВА Светлана Николаевна19
0

Выступление «Совершенствование системы работы по сохранению и укреплению физического здоровья школьников, формированию навыков здорового образа жизни»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

Здоровье учащихся - одна из острых проблем современной жизни. Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителей. Каждому учителю следует знать основные факторы, влияющие на развивающий организм, на формирование здорового образа жизни, а также наиболее эффективные методы здравотворчества.

Факторы, формирующие здоровье, многообразны: одни укрепляют здоровье, другие - ухудшают его (факторы риска). Их объединяют в четыре группы:

образ жизни (50% в общей доле влияния);

внешняя среда (20%);

наследственность (20%);

качество медицинского обслуживания (10%).

Понятие образ жизни включает следующие составляющие:

Питание;

Физическую активность;

Отношение к вредным привычкам;

Психологический микроклимат;

Половое воспитание;

Ответственность за сохранение собственного здоровья.

Естественно, что в зависимости от этих составляющих и образ жизни может быть различным.

Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Актуальной является проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в образовании. Необходимо знать и понимать разграничение понятий: «педагогические здоровьесберегающие технологии» и « здоровьесберегающие технологии в образовании». Как видно из рисунка, здоровьесберегающие технологии в образовании – это многокомпонентное понятие, включающее как минимум три составляющие:

Санитарно-гигиенические;

Медико-профилактические;

Педагогические технологии.

Таким образом, педагогические здоровьесберегающие технологии, являющиеся сферой деятельности педагогов, составляют лишь часть данного направления работы в школе, что соответственно и определяет пределы компетенции педагогической здоровьесберегающей деятельности:

Организационно-педагогические технологии;

Психолого-педагогические;

Физкультурно-оздоровительные;

Информационные.

Эта система представлена сегодня лишь для того, чтобы Вы понимали насколько эта тема разнообразна и, в какой-то степени необъятна. Поэтому проблему здоровьесберегающих технологий мы ограничиваем темой педсовета: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ».

В формировании представлений о здоровье, здоровом образе жизни школа может участвовать не только через систему воспитательной работы, но и через образовательный процесс, включающий уроки. Правильная организация УВД оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и как следствие на работоспособность. Поэтому большое значение имеет правильное построение следующих структурных элементов УВП:

Организация урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, сложности и утомляемости;

Учебного дня;

Учебной недели;

Расписание уроков;

Перемены.

Структура урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей, на их работоспособность.

Исследования показывают, что наиболее распространённая четырёхэлементная структура урока, включает опрос, изложение нового материала, его закрепление и домашнее задание, недостаточно стимулирует познавательную активность и не создаёт необходимых условий для развития. Структура урока должна быть гибкой, виды деятельности разнообразными. Можно выделить ряд валеологических положений правильной организации уроков. Это в первую очередь учёт динамики работоспособности детей.

Первые 3-5 минут - фаза вхождения в урок6 нагрузка должна быть небольшой.

Период устойчивой оптимальной работоспособности детей – 15-20 минут, и нагрузка должна быть максимальной.

Затем нагрузку следует снизить, так как развивается утомление.

Последние минуты урока, когда наблюдается небольшое повышение работоспособности, соответствующее «конечному порыву», целесообразно посвятить закреплению нового материала, обратить внимание на главные моменты пройденной темы.

Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает рациональное чередование различных видов деятельности. Чем однообразнее, монотоннее урок, тем быстрее развивается утомление.

Сохранению высокой работоспособности на протяжении учебного дня и учебной недели способствует правильное составление расписания уроков. Совершенно недопустимо, чтобы при составлении расписания уроков вопросы охраны здоровья детей отодвигались на второй план.

Работоспособность детей, как в течение дня, так и в течение недели заметно колеблется. Анализ дневной динамики работоспособности показывает, что первый урок не очень продуктивный, так как приходится на фазу «вхождения » в учебный процесс. Второй и третий уроки способствуют периоду оптимальной, устойчивой работоспособности и, следовательно, максимально продуктивны.

При анализе недельной динамики работоспособности детей установлено, что самым малопродуктивным днём является понедельник, а наиболее продуктивными днями – вторник и среда.

Таким образом, при составлении расписания уроков необходимо учитывать дневную и недельную динамику работоспособности.

Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем. Однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движения, должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь. Или мы занимаемся физкультурой, или отдаём себя во власть разрушающей гиподинамики и накапливание отрицательных эмоций. Мышечная работа влияет на эмоциональное состояние человека, организм, включая головной мозг, способствует развитию умственных способностей. Регулярные занятия физкультурой укрепляют сердце, улучшают функцию дыхательной системы.

Вы подумали: «Зачитала прописные истины». – Да! Зачитала! Но…

В последнее время средства массовой информации активно поднимает вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.

Давайте заглянем в обычную школу 21в. Что откроется нашему взгляду? Какой предстанет перед нами работа школы по сохранению здоровья детей?

Заглянем на урок физической культуры.

На уроке активно работают те дети, которые мотивированы на участие в уроке физкультуры. Остальные сидят на скамье запасных. При этом у детей масса аргументов в защиту себя (разрешение родителей, ссылки на плохое самочувствие, боли в животе, насморк и т.д.). Каждый пятый ученик классов не всегда с удовольствием посещают уроки физической культуры по причине плохих условий занятий, однообразного проведения уроков, неумения выполнять определенные упражнения и задания. Более 10% вообще не занимаются на уроках физической культуры. Включены в группы ЛФК.

Как обстоят дела в нашей школе в рамках организации физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня.

Но даже если дети постоянно посещают уроки физкультуры, то этого недостаточно, чтобы вырасти здоровым физически и духовно. Три урока в школьном расписании проблему не решают. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. «Здоровье – это вершина, на которую каждый должен забраться сам» (И.И. Брехман). Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь детям полюбить себя, своё тело, своё здоровье и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.

Очень важно на уроках формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни.

Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволят размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

И дети, и родители знают, что на уроках педагоги должны проводить:

Зарядку для глаз;

Физкультурные минутки – они необходимы на каждом уроке. Паузы целесообразно проводить в периоды утомления детей – это на 10-15-й и 25-30-й минутах. Средняя продолжительность пауз 1-3 минуты. Физические упражнения являются небольшой паузой в процессе обучения и положительно влияют на умственную работоспособность детей, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний;

Просто улыбка, шутка – даёт сильную психологическую разгрузку;

Атмосфера психологического комфорта на уроке;

Ситуация успеха;

Гимнастика до занятий. Комплекс состоит из 4-7 общеразвивающих упражнений, но, учитывая какой направленности, будет первый урок;

«Активные перемены»- к сожалению, данное направление слабо практикуется в наших школах. На перерывах слышен голос учителя: «Не бегай! Не прыгай! Не носись по школе!». А детям на перерыве наоборот необходимо дать волю побегать, например, вокруг школы, полазать по турникам, поиграть в подвижные игры, что активно использовалось даже в дореволюционных школах;

Проведение «Уроков Здоровья» в рамках курса ЗОЖ;

Использование мелодичной и спокойной по характеру музыки даёт наиболее сильный и ярко выраженный эффект как средство борьбы с переутомлением;

Смена динамической позы в течение всего урока;

«Минутка тишины» является не только физическим отдыхом, но и хорошей гимнастикой для волевых центров.

Таким образом, рассмотренные моменты школьной жизни позволяют приблизиться к решению основной задачи здоровьесберегающей педагогики – так организовать режим труда и отдыха детей, чтобы сохранить высокую работоспособность на протяжении всего периода учебных занятий, отодвинуть по возможности утомление и избежать переутомления.

Сохранение физического здоровья достигается через:

Соблюдение режима учебно-воспитательного процесса;

Соблюдение санитарно-гигиенических норм (организация гигиенических условий обучения, личная гигиена, гигиена быта, режима дня и т.д.);

Обеспечение сбалансированного и диетического питания (питание в семьях отличается однообразием, о вреде питания в сухомятку знают 64% учащихся, вопросов для обсуждения очень много);

Внедрение системы мер по профилактике простудных и школьных профзаболеваний;

Соответствие освещения и размеров школьной мебели санитарно-гигиеническим требованиям и т.д.

Совокупность педагогических, психологических, медицинских, социальных условий, созданных в школе, дома способствуют успешному обучению и сохранению здоровья детей.

О влиянии социальной среды на здоровье подростка выступит социальный педагог Стрижанова Ж.В.

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:

Активного участия в этом процессе самих учащихся;

Создания здоровьесберегающей среды;

Высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

Планомерной работы с родителями;

Тесного взаимодействия с социальной службой школы.

Новые ступени совершенствования школьного образования могут быть реализованы при такой организации учебного процесса, когда обучение и формирование здоровья школьников осуществляется параллельно, на равных. Более того, любой учебный предмет наряду со специфическим материалом может и должен давать школьникам здравоведческие знания, навыки.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.