Статья «Система работы со слабоуспевающими обучающимися в начальной школе»
Система работы со слабоуспевающими в начальной школе
(из опыта работы)
Слабоуспевающие – это обучающиеся, которые систематически отстают в усвоении учебной программы, образовательных стандартов, в результате чего дальнейшее полноценное обучение становится затруднительным или вовсе невозможным.
В чём же причина ?
Есть внешние причины и внутренние.
Внешние причины - это снижение ценности образования в обществе, в семье, несовершенство организации учебного процесса, однообразные, неинтересные уроки, серьёзные перегрузки в школе и дома, пробелы в знаниях, отрицательное влияние улицы, интернета и др.
Внутренние причины – это проблемы, связанные с физическим и психическим здоровьем учащихся. Низкое развитие интеллекта, отсутствие учебной мотивации, слабое развитие волевой сферы. Всё это не позволяет ученику быть успешным в школе.
Моя первая задача – понять, в чем причина слабой успеваемости у моих учеников, дифференцировать эти причины. Вторая задача - определить формы и методы коррекции.
Первое, с чего я и все мои коллеги начинаем свою работу – проводим первичную диагностику, т. е. изучаем стартовые возможности учащихся. Проводим эту диагностику через 2-3 недели от начала занятий. Для этого у нас есть тетради с заданиями и чёткими критериями для проверки и анализа.
Основные задатки познавательных процессов закладываются до 6 лет, т.е. до поступления ребёнка в школу. Мы понимаем, что с ребенком необходимо заниматься с рождения, развивать его речь, мышление, память, логику, моторику и др., но некоторые родители не обращают на это внимание, они думают, что все процессы разовьются сами по себе и к этому не надо прилагать усилий. Другие родители считают, что ребёнок придёт в подготовительный класс, в 1 класс и там всему научат. Но время упущено и ребёнок приходит педагогически и социально запущенный. Таких детей мы сегодня видим и в подготовительных классах, и в 1 классах. Это одна из серьёзнейших проблем, которая «выливается» в будущем в слабую успеваемость у учащихся.
На практике вижу, что в число слабоуспевающих ребят входят и те ребята, у которых должен быть статус ОВЗ. В дошкольном периоде у них был статус, но придя в 1 класс, родители не хотят, чтобы у ребёнка этот статус сохранялся. И эти обучающиеся становятся слабоуспевающими. Причин неуспешности очень много, перечислять их можно долго. Это и ранний возраст поступления в школу, слабое физическое здоровье, нарушения в сфере коммуникации, семейные проблемы и многие другие.
Перед учителем стоит серьёзная задача – преодоление вместе с ребятами всех этих трудностей при поддержке семьи, психолога, логопеда.
Пути преодоления слабой успеваемости вижу в следующем:
Формирование учебной мотивации.
Развитие устной речи, коммуникации.
Развитие психических процессов.
Формирование УУД .
Ликвидация пробелов в знаниях.
Для решения всех этих задач включаю в свою работу следующее:
На мой взгляд, это один из важнейших шагов на пути формирования учебной мотивации и преодоления трудностей в обучении. День начинаем всегда с хороших новостей, поздравляем с победами в спортивных соревнованиях, олимпиадах, конкурсах… Грамоты размещаем на классной доске почёта. В родительскую группу пишу поздравления для того, чтобы все родители знали об успехах своих и чужих детей. Это могут быть конкурсы «Лучший дневник», «Лучшая тетрадь», «Лучший чтец на уроке», «Самый активный на уроке», победитель Артиады, Олимпиады и др.
Учу ребят отвечать на уроках и не бояться делать ошибки. Объясняю, что ошибаться может каждый, что это нормально, на ошибках люди учатся.
Проведение речевых разминок.
В начальной школе на первом месте стоят развитие и обогащение словарного запаса, фонематического слуха, артикуляционого аппарата. Именно поэтому уроки русского языка и литературного чтения начинаю с речевых разминок. Например, вспоминаем чистоговорки (Ба-бо-бы-на дворе стоят столбы), считалки (Пчёлы в поле полетели, зажужжали, загудели. Сели пчёлы на цветы. Мы играем, водишь ты.), скороговорки на разные голоса (Белые бараны били в барабаны- голосом волка, мышки) и др. В качестве речевых разминок использую пословицы (методика «Толкование пословиц»). У детей в начальной школе трудности с абстрактным мышлением, а у слабоуспевающих детей тем более. Например, при объяснении пословицы «Семь раз отмерь, один раз отрежь», ребята будут объяснять необходимость взять линейку, измерять семь раз и только потом отрезать). Они не могут выделить существенные признаки предмета и перенести их на другой. Способности абстрагировать развиваются путём продолжительной, упорной работы. Именно поэтому работа с пословицами, чистоговорками, считалками на моих уроках является системной.
Обучение предварительной ориентации в задании.
Ни для кого не секрет, что половина успеха в выполнении задания основывается на понимании задания, структуры, этапов выполнения и т.д. Именно поэтому учу ребят предварительно ориентироваться в задании, работать с планом, алгоритмом действия, алгоритмом самоконтроля.
Обучение приёмам осмысленного запоминания.
На всех уроках использую прием осмысленного запоминания – деление текста на смысловые части. Для эффективности запоминания представляем текст в разных ситуациях, читаем в разном настроении. Работа с правилами на уроках русского языка, с текстами на уроках литературного чтения, окружающего мира обязательно проводится с использованием данного приёма.
Обучение вариативности выполнения задания.
На уроках математики, русского языка, окружающего мира при выполнении задания всегда рассматриваем несколько способов действия с последующим выбором каждым учеником самого удобного и простого.
Оказание методической помощи в изучении новых тем.
На протяжении 1, 2 классов записываю небольшие сообщения, которые помогают ребятам в изучении новых тем. Сообщения на 3-5-7 минут, в которых объясняю темы с опорой на практический опыт ребёнка. Отправляю детям, родителям. Все желающие могут прослушать эти объяснения. Слабоуспевающим ребятам рекомендую обязательно прослушивать. Например, урок русского языка,2 класс, тема «Части речи». Я рассуждаю на тему «Нужен ли в доме порядок и как его добиться» и делаю вывод, чтобы был порядок, необходимо каждой вещи, игрушке найти своё место и разложить все предметы, вещи строго на свои места. Так же и в русском языке. Слов – огромное количество, одни обозначают предметы, другие - действия, признаки и, чтобы навести порядок – все слова разделили на группы, на части речи... и каждой дали своё название (имена существительные, имена прилагательные, глаголы,…). Или тема «Ударение в словах», русский язык, 1 класс. Сравниваю ударение с «волшебной палочкой», прикасаясь которой к слову, оно оживает… и т.д.
Метод опережающего обучения.
С давних пор использую опыт С. Н. Лысенковой, метод опережающего обучения. Небольшими порциями даю материал, который мы будем изучать через 5-10, 50 уроков или в следующем году. Это даёт возможность работать над материалом более длительное время. У моих учеников практически не бывает новых тем. Мы всегда подходим к изучению темы с багажом знаний и умений. Например, урок математики, тема «Единицы измерения длины. Сантиметр». На этом уроке на практическом материале, используя деятельностный метод, знакомлю со всеми единицами измерения длины, начиная с самой маленькой до самой большой. Обязательно делаем вывод, что для измерения длины маленьких предметов более удобным будет использование маленьких мерок - миллиметр, сантиметр, дециметр, а для измерения больших – более крупные мерки: метр, километр, учимся их записывать, устанавливаем взаимосвязь.
Комментированное обучение. Орфографическое проговаривание.
По С.Н. Лысенковой в своей практике использую комментированное обучение. Если приучить детей думать вслух, чтобы каждое действие сопровождалось словом, то это слово можно будет направлять, а через него направлять и мысль. На уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира и других уроках использую комментирование и орфографическое проговаривание. Вводим новые понятия, уточняем лексическое значение слова, строим синонимический ряд и всегда орфографически проговариваем новые слова, словосочетания, небольшие тексты. Считаю, что у детей в начальной школе должен всегда звучать образец правильной звучащей речи. В 1991 году была издана книга Петра Семёновича Тоцкого «Орфография без правил», где была описана оригинальная методика обучения грамотности. За основу была взята теория известного методиста Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 году Петербургский комитет грамотности присвоил Большую золотую медаль. Дорога к правильному письму лежит через орфографическое чтение – главная мысль этой методики. Все грамматические законы можно усвоить через произношение. Я была под сильным впечатлением после прочтения этой книги и с тех пор на всех уроках использую этот метод.
Метод моделирования и др.
Неотъемлемой частью моей работы со слабоуспевающими ребятами стал метод моделирования, знако-символический метод, метод укрупнения дидактических единиц. Я их активно использую на всех уроках. На уроках математики при решении задач на движение, нахождение периметра, площади, уравнений для меня важно, чтобы ребята усвоили обобщённые способы решения. На уроках окружающего мира, например, тема «Животные и их разнообразие», 2 класс. Строим модель, где целое –Животные, части этого целого: звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, насекомые. Тема «Органы человека». Строим модель, где целое – понятие «Органы человека», части этого целого – система пищеварения, система дыхания, система кровообращения, органы чувств, нервная система, мочеполовая система, выделительная система, опорно-двигательная. Русский язык, тема «Части речи» и т. д
Использование электронных образовательных платформ.
(Слайд 5, 6) Стараюсь подбирать задания, интересные по содержанию. Очень помогают в этом эл.платформы ( Яндекс. Учебник, Учи.ру). Все ученики получают одинаковые задания. Если ученику трудно, система предложит обучающие задания. Если ученику легко, система предложит задания продвинутого уровня. В конце занятия ученик видит свои результаты. Подбираю задания, доступные по трудности, небольшие по объему, т.е. дифференцирую по уровню сложности, творчества…
Активное включение ребят, у которых есть трудности в обучении, в олимпиады, конкурсы, проектную деятельность, внеурочную деятельность, посещение секций, кружков, помогают преодолевать трудности в общении и обучении т. к развивают волевые качества, кругозор, помогают расширять представления об окружающем мире, развивают УУД, помогают в освоении предметных знаний. Активное привлечение семьи помогает решить многие проблемы слабой успеваемости. Родители – это всегда мои первые помощники и союзники. Консультации, встречи, беседы, тематические родительские собрания – всё это помогает быстрее справиться с трудностями в обучении.
Подводя итоги, делаю вывод:
1.Если своевременно выявить причины слабой успеваемости младших школьников и разработать эффективные меры поддержки и помощи, то можно достичь положительных результатов в освоении программного материала.
2. Целенаправленная, систематическая работа со слабоуспевающими помогает добиваться положительной динамики в формировании УУД, устранять пробелы в знаниях