Статья «Система работы с одаренными детьми в начальной школе»
МБОУ «СОШ №140№ Советского района города Казани
Статья на тему:
«Система работы с одаренными детьми
Выполнила: Захарова Резеда Рафаэлевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ 140» Советского района
города Казани, rezeda.zah@mail.ru,
89196243892
Сначала нужно разобраться, что такое одаренность? Существует разные взгляды психологов. Согласно «Рабочей концепции одаренности», разработанной в 1998 г. в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети» Минобразования РФ: Одаренность – это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видов деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». Необходимость определить критерии, по которым можно «узнать» одарённых детей возникла в 1996 году, когда был дан старт Федеральной целевой программе «Одарённые дети». Сошлись на мнении, что одарённый ребёнок тот, который:
- обладает повышенной внимательностью и готов к напряжённой работе;
- имеет просто неуёмную потребность в труде;
- его мыслительная деятельность весьма продуктивна.
Таким образом, одарённость можно рассматривать как качество психики, данное природой и развивающееся в течение жизни, помогающее конкретному человеку добиться определённых результатов в каком-либо виде деятельности.
Существуют несколько видов одарённости:
- академическая, когда ребёнок прекрасно учится в школе по всем предметам;
- интеллектуальная, когда у ребёнка высокий IQ;
- творческая, когда у ребёнка развиты способности к творчеству — рисованию, декоративно-прикладному искусству, сочинительству, музыке и т. д;
- социальная, когда ребёнок — прирождённый лидер;
- спортивная, когда ребёнок показывает высокие достижения в спорте.
Общие черты одарённых детей:
- любят получать новую информацию;
- легко учатся;
- имеют острое мышление и пытливый ум;
- обладают хорошей наблюдательностью;
- у них прекрасная память;
- могут «с головой» погружаться в какое-то дело;
- умеют чётко и логично излагать свои мысли;
- отлично применяют полученные знания на практике;
- остро воспринимают окружающий мир;
- с интересом занимаются несколькими видами деятельности, порой сильно отличающихся друг от друга;
- прекрасно решают разнообразные (в том числе — житейские) задачи.
В своей работе я использую следующие формы выявления одаренных детей:
- наблюдение;
- общение с родителями;
- работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
- олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
Признаки, которые отличают одаренных учеников.
У них отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.
Психологический аспект: у одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте 2-5 лет они не могут четко развести реальность и фантазии: одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное. В дальнейшем основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности. Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений. Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения, как правило, более активно и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку; настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию; благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью; умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации; некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.
Я использую 4 метода работы с одарёнными детьми: исследовательский, частично-поисковый, проблемный, проектный.
Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную.
Классно-урочная деятельность:
-работа по индивидуальным планам. Каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями;
-ИКТ;
-интерактивное обучение: работа в парах, работа в группах, игра в сотрудничестве;
-разноуровневые задания;
-творческие задания.
Так же и система внеурочной деятельности учащихся включает разные формы работы.
Внеурочная деятельность:
-элективные курсы;
-интеллектуальные клубы «Эрудит»;
-интеллектуальные игры: «сильное звено», «умники и умницы», «счастливый случай», «своя игра», «Форд Боярд»;
-олимпиады, викторины;
-предметные кружки;
-конференции: НОУ, проектно-исследовательская деятельность;
-интеллектуальные марафоны;
-конкурсы.
-выступления и доклады;
-активная внеклассная работа;
-предметные недели;
- вечера, конкурсы, КВН, викторины, аукционы;
-ролевые игры;
-проекты по различной тематике:
-научные кружки, общества.
В своем классе я веду интеллектуальный кружок «Умники и умницы». Там мы с ребятами выполняем задания на развитие внимания, на развитие логического мышления, на развитие памяти, на совершенствования воображения. Все задания разной сложности, некоторые задания выполняются на скорость. Детям очень нравятся, они с нетерпением ждут следующего занятия.
Работа с одарёнными детьми дает возможность перехода на другой, более качественный уровень образования: поиск, практическую деятельность, опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.
Список использованной литературы:
Митин А. Управленческие взаимоотношения с талантливыми детьми. – Управление персоналом. – 2000,
Штерн В. – Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. / Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В.А. Лукова. - СПб: Союз, 1997.
Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.
Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.
Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2009 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова