Статья «Система работы с одаренными детьми в начальной школе»

3
0
Материал опубликован 31 May 2023

МБОУ «СОШ №140№ Советского района города Казани










Статья на тему:

«Система работы с одаренными детьми

в начальной школе».












Выполнила: Захарова Резеда Рафаэлевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ 140» Советского района

города Казани, rezeda.zah@mail.ru,

89196243892


Сначала нужно разобраться, что такое одаренность? Существует разные взгляды психологов. Согласно «Рабочей концепции одаренности», разработанной в 1998 г. в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети» Минобразования РФ: Одаренность – это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видов деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». Необходимость определить критерии, по которым можно «узнать» одарённых детей возникла в 1996 году, когда был дан старт Федеральной целевой программе «Одарённые дети». Сошлись на мнении, что одарённый ребёнок тот, который:

- обладает повышенной внимательностью и готов к напряжённой работе;

- имеет просто неуёмную потребность в труде;

- его мыслительная деятельность весьма продуктивна.

Таким образом, одарённость можно рассматривать как качество психики, данное природой и развивающееся в течение жизни, помогающее конкретному человеку добиться определённых результатов в каком-либо виде деятельности.

Существуют несколько видов одарённости:

- академическая, когда ребёнок прекрасно учится в школе по всем предметам;

- интеллектуальная, когда у ребёнка высокий IQ;

- творческая, когда у ребёнка развиты способности к творчеству — рисованию, декоративно-прикладному искусству, сочинительству, музыке и т. д;

- социальная, когда ребёнок — прирождённый лидер;

- спортивная, когда ребёнок показывает высокие достижения в спорте.

Общие черты одарённых детей:

- любят получать новую информацию;

- легко учатся;

- имеют острое мышление и пытливый ум;

- обладают хорошей наблюдательностью;

- у них прекрасная память;

- могут «с головой» погружаться в какое-то дело;

- умеют чётко и логично излагать свои мысли;

- отлично применяют полученные знания на практике;

- остро воспринимают окружающий мир;

- с интересом занимаются несколькими видами деятельности, порой сильно отличающихся друг от друга;

- прекрасно решают разнообразные (в том числе — житейские) задачи.

В своей работе я использую следующие формы выявления одаренных детей:

- наблюдение;

- общение с родителями;

- работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

- олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Признаки, которые отличают одаренных учеников.

У них отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.

Психологический аспект: у одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте 2-5 лет они не могут четко развести реальность и фантазии: одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное. В дальнейшем основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности. Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений. Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения, как правило, более активно и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку; настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию; благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью; умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации; некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

Я использую 4 метода работы с одарёнными детьми: исследовательский, частично-поисковый, проблемный, проектный.

Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную.

Классно-урочная деятельность:

-работа по индивидуальным планам. Каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями;

-ИКТ;

-интерактивное обучение: работа в парах, работа в группах, игра в сотрудничестве;

-разноуровневые задания;

-творческие задания.

Так же и система внеурочной деятельности учащихся включает разные формы работы.

Внеурочная деятельность:

-элективные курсы;

-интеллектуальные клубы «Эрудит»;

-интеллектуальные игры: «сильное звено», «умники и умницы», «счастливый случай», «своя игра», «Форд Боярд»;

-олимпиады, викторины;

-предметные кружки;

-конференции: НОУ, проектно-исследовательская деятельность;

-интеллектуальные марафоны;

-конкурсы.

-выступления и доклады;

-активная внеклассная работа;

-предметные недели;

- вечера, конкурсы, КВН, викторины, аукционы;

-ролевые игры;

-проекты по различной тематике:

-научные кружки, общества.

В своем классе я веду интеллектуальный кружок «Умники и умницы». Там мы с ребятами выполняем задания на развитие внимания, на развитие логического мышления, на развитие памяти, на совершенствования воображения. Все задания разной сложности, некоторые задания выполняются на скорость. Детям очень нравятся, они с нетерпением ждут следующего занятия.

Работа с одарёнными детьми дает возможность перехода на другой, более качественный уровень образования: поиск, практическую деятельность, опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.


Список использованной литературы:

Митин А. Управленческие взаимоотношения с талантливыми детьми. – Управление персоналом. – 2000,

Штерн В. – Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. / Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В.А. Лукова. - СПб: Союз, 1997.

Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.

Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.

Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2009 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.