Система звуков Английского языка. Постановка произношения
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»
http://www.tcmc.spb.ru/college/
УТВЕРЖДАЮ
_____________________
Дополнительная общеобразовательная программа для студентов 1-х курсов
«Система английских звуков. Постановка произношения».
Разработчик: Криницкая Ирина Владимировна,
преподаватель дисциплины
ОДБ.03 Иностранный язык
Санкт-Петербург
2021
Пояснительная записка
Данная программа обладает социально-педаогической и культурологической направленностью.
В реализации программы используются новые решения задач дополнительного общего образования, новые методики преподавания и педагогические технологии, а также предусмотрена новизна в формах подведения итогов реализации программы.
Актуальность данной программы заключается в освоении фонетического строя английского языка и формировании навыков правильной артикуляции английских звуков, так как правильное произнесение звуков обуславливает верную передачу мысли, с одной стороны, и правильное понимание речи, с другой. Этому способствует сопоставление звуков родного и иностранного языка. Но как показывает практика, в школьной программе уделяется небольшое внимание аспекту правильной артикуляции, в связи с чем впоследствии студенты колледжа допускают множество ошибок при говорении и чтении.
Данная программа обладает педагогической целесообразностью, так как позволяет решать задачу формирования правильных звукопроизносительных навыков, что в дальнейшем поможет студентам эффективно общаться с носителями языка, представителями других стран, послужит хорошему взаимопониманию и поспособствует успехам в профессиональной деятельности.
Цель: освоение фонетического строя английского языка и формирование навыков правильной артикуляции звуков.
Главная цель данной программы связана со всеми целями обучения иностранному языку, определёнными федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования:
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, и учебно-познавательной;
- развитие и воспитание у студентов понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
На занятиях широко используются аудио- и видеоматериалы, презентации, которые помогают эмоциональному, непроизвольному запоминанию.
В рамках данной программы решаются многообразные задачи, которые можно разделить на три группы:
- образовательные: их значение настолько велико, так как студенты овладевают иностранным языком, следовательно, новыми средствами для выражения мыслей, и уже в этом самом заложена образовательная роль; у занимающихся формируется более внимательно отношение к формам выражения мыслей как на иностранном, так и на родном языке, активизируется работа слухового, зрительного, речедвигательного, моторного анализаторов, активно работает память, так как овладение фонетическим строем английского языка предполагает запоминание большого количества фонем.
- развивающие задачи: предусматривают развитие сенсорного восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотива-ционную сферы; интенсивное развитие мышления и различных видов умений (учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-инфор-мационные, учебно-коммуникативные);
- воспитательные задачи: заключаются в воспитании интереса к культуре англоговорящих стран, в обеспечении ещё более высокой мотивации изучения иностранных языков; также предусматривают воспитание у учащихся умения внимательно слушать, вежливо реагировать, обратиться с просьбой, что-то сообщить, преодолеть страх, неловкость или стеснение и высказать свой взгляд, свое мнение.
Требования к результатам обучения:
В результате освоения программы обучающийся должен приобрести следующие необходимые знания и умения, необходимые для реализации цели образовательной программы:
обучающийся должен знать:
- главные особенности английского произношения;
- транскрипционные знаки английского языка;
- особенности произношения всех 44 звуков, включая долгие и краткие гласные, дифтонги, согласные и сочетания некоторых звуков;
- особенности английской интонации;
- связь фонетики английского языка с грамматикой;
- основные ошибки в произнесении английских слов;
обучающийся должен уметь:
- применять знание главных особенностей английского произношения на практике;
- обозначать английские звуки знаками транскрипции и применять навык транскрибирования английских слов;
- правильно артикулировать английские звуки, включая долгие и краткие гласные, дифтонги, согласные и сочетания некоторых звуков;
- произносить предложения с английской интонацией;
- произносить правильно английские слова, которых наиболее часто совершают ошибки при произнесении.
Содержание программы.
Учебный план дополнительной общеобразовательной программы
«Система звуков английского языка. Постановка произношения».
Категория слушателей: студенты
Курс: 1
Уровень владения языком: начиная с Elementary
Срок обучения: 16 часов
Форма обучения: очная
Количество студентов в учебной группе: 12
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | В том числе | |
лекции | практические занятия | |||
1 | Главные особенности английского произношения | 2 | 1 | 1 |
2 | Гласные звуки английского языка. | 4 | 2 | 2 |
3 | Согласные звуки английского языка | 4 | 2 | 2 |
4 | Своеобразие английской интонации | 2 | 1 | 1 |
5 | Связь фонетики английского языка с грамматикой, лексикологией и стилистикой. | 2 | 1 | 1 |
6 | Самые частотные ошибки произношения английских слов. | 2 | 1 | 3 |
Итоговое количество часов | 16 | 8 | 8 |
Учебно-методический план дополнительной общеобразовательной программы
«Система звуков английского языка. Постановка английского произношения».
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
лекции | практические занятия | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Главные особенности английского произношения. Своеобразие итонации | 2 | 1 | 1 |
1.1. | Пять фундаментальных особенностей английского произношения. | 2 | 1 | 1 |
Промежуточная аттестация | тестирование | |||
2 | Гласные звуки английского языка. | 4 | 2 | 2 |
2.1. | Краткие и долгие гласные. | 2 | 1 | 1 |
2.2. | Дифтонги | 2 | 1 | 1 |
Промежуточная аттестация | тестирование | |||
3 | Согласные звуки английского языка | 4 | 2 | 2 |
3.1. | Согласные, похожие и отличающиеся от русских | 2 | 1 | 1 |
3.2. | Согласные, которых нет в русском языке. | 2 | 1 | 1 |
Промежуточная аттестация | тестирование | |||
4 | Связь фонетики английского языка с грамматикой, лексикологией и стилистикой. | 4 | 2 | 2 |
4.1. | Фонетика и грамматика. | 2 | 1 | 1 |
4.2. | Фонетика, лексикология и стилистика. | 2 | 1 | 1 |
5 | Самые распространенные ошибки произношения английских слов. | 2 | 1 | 1 |
5.1. | Неверное ударение. | |||
5.2. | Непроизносимые согласные. | |||
Промежуточная аттестация | тестирование | |||
Итоговая аттестация | тестирование |
Виды и формы контроля:
Вид контроля | Форма контроля |
Вводный контроль (выявление первоначальных представлений) | Диагностические задания, задачи поискового характера |
Промежуточный контроль (по итогам прохождения нескольких тем) | Тест, викторина |
Итоговый контроль (по итогам усвоения содержания программы) | Тест, викторина |
V. Материально-техническое обеспечение программы.
1. Компьютерные и технические средства обучения для работы с презентационными материалами и материалами в электронном виде: мультимедийная установка, экран, компьютер с выходом в сеть Интернет.
2. Учебно-методические материалы (в том числе презентационные), раздаточный и электронный материал для обучающихся по темам учебного плана для всех видов предлагаемых работ.
3. Аудитория для проведения фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы.
VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
Основная литература:
1. Klementyeva T. B., Monk B. Happy English, M.: «Дрофа», 2016.
2. Klementyeva T. B., Activity Book, M.: «Дрофа», 2016.
3. Leontyeva S. F. A. Theoretical course of English phonetics, M.: «Менеджер»,
2017.
4. Hancock M. English Pronunciation in Use. Cambridge University Press, 2018.
5. O’Conor J. D. Better English Pronunciation. Cambridge University Press, 2015.
Дополнительная литература:
1. James L., Smith O. Get Rid of your Accent, Cambridge University Press, 2018.
2. Gilbert J. B. Clear Speech, Cambridge University Press, 2016
3. Hewings M. Pronunciation Practice Activities, Cambridge University Press, 2017.
Интернет-ресурсы:
1. https://lingua-airlines.ru/articles/osobennosti-anglijskogo-proiznosheniya/
2. https://studfiles.net/preview/1957027/page:2/
3. https://pandia.ru/text/80/508/76081.php
4. https://www.native-english.ru/pronounce/english-pronunciation
5. http://languagereal.ru/page/osobennosti-angliyskogo-proiznosheniya
6. https://custom-writing.org/blog/phonetics
7. http://www.ru5ru.ru/article_7.php?id_article=4
6. http://eng911.ru/words/transcription/zvuki.html
7. http://usefulenglish.ru/phonetics
8. https://www.antimoon.com/how/pronunc-soundsipa.htm
9. https://www.translationdirectory.com/articles/article1834.php
10. http://lovelylanguage.com/pronunciation/sounds/english-vowels/
11. http://lovelylanguage.com/pronunciation/sounds/english-consonants/
12. https://mylektsii.ru/13-82698.html
13. http://web.ntpu.edu.tw/~language/workshop/2010-2.pdf
14. http://www.languagebits.com/phonetics-english/english-diphthongs/