Системы счисления и действия над ними. Проверочная работа.
Самостоятельная работа по теме:
Системы счисления и действия над ними
Пояснительная записка
Тема «Системы счисления» вызывают у учащихся затруднения потому, что при изучении не предусмотрена работа на компьютере и приходится выполнять много вычислений. Это не способствует эффективному усвоению материала, и у ребят пропадает интерес к обучению. Данное работа содержит теоретический материал по теме «Системы счисления», задания, типовые задачи, предложены задания для самостоятельного изучения и закрепления новых знаний и умений. По теме «Системы счисления» предусмотрено выполнение контрольной работы. Работая с тетрадью, учащиеся выполняют три обязательных самостоятельных работы обучающего характера.
Самостоятельная работа составлена так, чтобы понизить возможность списывания. Понимая это, учащимся приходится вникать в тему и работать самим, чтобы избежать отрицательной отметки. Этим обуславливается хорошая подготовка к контрольной работе и твёрдые знания по теме.
После изучения темы «Системы счисления» учащиеся должны:
Знать:
Определение алфавита системы счисления
Определение цифр
Определение системы счисления
Определение развёрнутой формы числа
Виды систем счислений (позиционные и непозиционные).
Правила перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления и наоборот.
Правила перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления.
Правила перевода дробных чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления.
Уметь:
Представлять числа в развёрнутой форме.
Переводить числа в позиционных системах счисления
Цель работы: проверить и закрепить знания по теме:
«Системы счисления и действия над ними».
Длительность работы: 25 минут.
Задания
Выберите правильный ответ. Что такое система счисления?
а) Способ представления чисел с помощью символов;
б) Правила выполнения арифметических операций;
в) Метод кодирования информации.
Решите задачу. Переведите число 75 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Запишите результат в виде последовательности битов.
Выполните задание. Представьте число 100112 в десятичной системе счисления.
Задача с выбором ответа. Какое из следующих чисел является наибольшим в восьмеричной системе счисления?
а) 178; б) 248; в) 318.
Задание на соответствие. Соотнесите числа в разных системах счисления: | Десятичная система | Двоичная система |
|
| |
|
|
Установите соответствие между числами.
Решение задачи. Выполните сложение двух чисел в двоичной системе счисления:
1102 +1012. Запишите результат.
Выбор ответа. Какие из следующих утверждений верны?
а) В двоичной системе используются только цифры 0 и 1;
б) В восьмеричной системе используются цифры от 0 до 7;
в) В шестнадцатеричной системе используются буквы от А до F.
Преобразование чисел. Преобразуйте число 238 в десятичную систему счисления.
Задачи с решением. Выполните умножение двух чисел в шестнадцатеричной системе счисления: AB16*CD16. Запишите результат.
Анализ данных. Сколько единиц в двоичном представлении числа 37?
Ответы и решения
Правильный ответ: а). Система счисления — это способ представления чисел с помощью символов.
Решение задачи:
Для перевода числа 75 в двоичную систему нужно делить его на 2 и записывать остатки.
Результат:
Решение: Число 100112 в десятичной системе равно
Правильный ответ: в). Число является наибольшим.
Соответствие: , значит, подходит вариант a).
Решение задачи: Сложение и : , .
(переводим обратно в двоичную для записи результата).
Правильные ответы: а) и б).
В двоичной системе действительно используются только 0 и 1, а в восьмеричной — цифры от 0 до 7. Шестнадцатеричная система использует буквы, но это неверно для утверждения в).
Решение:
Решение задачи: Умножение AB16 и CD16:
(результат переводим в шестнадцатеричную систему для записи).
Анализ данных: Для определения количества единиц в двоичном представлении 3710 нужно перевести его в двоичную форму.
Двоичное представление 37=1001012 содержит 3 единицы.
Список использованной литературы
1. Методика преподавания информатики, учебник, 2013
2. Босова Л.Л. Арифметические и логические основы ЭВМ. Серия «Информатика в школе»./ Л.Л. Босова. - М.: Информатика и образование, 2000. - 208 с.
3. Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2000
4. Кузнецов А., Пугач В., Добудько Т., Матвеева Н. Информатика. Тестовые задания. Методическое пособие - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002
5. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002
6. Семакин И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. Информатика. Базовый курс. Учебник для 7-9 кл. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000 - 2003
7. Сидоров В.К. Системы счисления.// Наука и жизнь, 2008, №2.
8. Угринович Н.Д, Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 387 с.