Статья «Системно-деятельностный подход на уроках Искусства»

4
0
Материал опубликован 6 January 2021 в группе

Системно-деятельностный подход на уроках Искусства

Файзуллина Людмила Владиславовна, учитель ИЗО,

МАОУ «Гимназия № 56», г. Ижевск, Удмуртская республика


Статья посвящена организации системно-деятельностного подхода на уроках искусства.


Цель современного образования - формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально – экономических условиях.

Предметы Искусства уникальны и значимы для развития творческого потенциала обучающихся. Цель преподавания предметов Искусства: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в нравственном пространстве культуры.

Для успешной работы по формированию разносторонне развитой личности наиболее плодотворным является путь интеграции трёх направлений деятельности: игра на основе изодеятельности, групповая проектная деятельность на уроках Искусства и внеклассная деятельность по предмету (внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность и т.д.).

Эти три вида деятельности вписываются в педагогическую модель на основе системно-деятельностного подхода.

«Моделью называется специально синтезированный для удобства исследования объект, который обладает необходимой степенью подобия исходному, адекватной целям исследования, сформулированным … лицом, принявшим решение относительно исследования системы» [9].

Рассмотрим модель образовательной среды на основе системно-деятельностного подхода (СДП), так как он является методологической основой ФГОС.

t1609923369aa.png

Рисунок 1 «Модель образовательной среды на основе системно-деятельностного подхода»


Системно-деятельный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Понятие СДП было введено педагогами еще в 1985 году. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов), и деятельностного, который всегда был системным. Его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев). СДП нацелен на развитие личности и ее духовно-нравственное воспитание, на формирование гражданской идентичности.

Рассматриваемая модель, опирающаяся на теорию графов, включает урочную и внеурочную деятельность.

Графы – это фигуры, состоящие из точек-вершин (узлов-событий) и линий, соединяющих эти точки (ребер) [14]. В графе не обязательно, чтобы каждая вершина была соединена со всеми остальными. Модель складывается при наличии трех точек-вершин. Если будет только две вершины, то образуется линейная схема, лишающая педагога творчества. Отправными точками модели могут быть любые предметы, входящие в любой интегрированный курс.

Это первый уровень модели. Можно назвать его «предметом». В данной модели объединяются предметы: ИЗО, МХК и история. Они объединяются в интегрированный синхронизированный курс. Учащиеся знакомятся с исторической эпохой на уроках истории, изучают искусство данной исторической эпохи на уроках МХК, рисуют, стараясь передать особенности исторической эпохи на уроках ИЗО. СДП включает в себя базовые образовательные технологии: обучение на основе игровых и проблемных ситуаций, проектную деятельность (учебные проекты).

Деятельность на основе этих образовательных технологий составляют второй уровень модели – «способ действия». Узлы-точки, взаимодействуя друг с другом, создают следующий более сложный вариант «способов действия»: игровую деятельность, исследовательскую деятельность, сетевые проекты и т.д.

Действующие причины порождают узлы-события – «результаты действия»: предметные игры, проекты, мультфильмы, исследования и т.д.

В итоге появляется когнитивная триада: предмет +способ действия = результат действия. В свою очередь, результаты действия являются отправными точками, началом строительства следующей триады.

Чем привлекает такая модель? Она может развиваться в разных направлениях, объединяя предметы гуманитарного и естественнонаучного цикла, а также внеурочную деятельность.

В модели можно прийти к одной цели разными путями, продумывая междисциплинарное взаимодействие педагогов.

Обучающийся может выстраивать свою образовательную парадигму, путешествуя от вершины к вершине многогранника.

В модели образовательной среды на основе системно-деятельностного подхода предметы объединяются на основе интеграции.

Интеграция (от латинского Integration – восстановление, integer – целый) это объединение в одно целое каких-либо частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области образования» [10].

Цель интеграции: на основе изучения особенностей искусства формирование у учащихся образного представления о целостности духовной культуры нашей страны и мира.

Творческие принципы, реализуемые на интегрированных уроках:

максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке;

занимательность, а не развлекательность как эмоциональная основа урока.

развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждению к действию;

«скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, способностям, склонностям, интересам.

Этапы интеграции предметов:

нахождение точек соприкосновения: согласование учебных программ;

определение цели и задач интеграции;

определение оптимальной нагрузки и видов деятельности, учащихся на уроке;

координация действий;

мониторинг деятельности учащихся и педагогов.

На интегрированных уроках и внеклассных мероприятиях используются такие формы организации образовательного процесса как: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая.

На интегрированных учебных занятиях для успешной реализации системно-деятельностного подхода применяются параллельная, спиралевидная, круговая формы организации образовательного процесса (на основе форм Сухаревской Е.Ю.). Рассмотрим эти формы организации содержания интегрированного занятия поподробнее.

Параллельная форма организации содержания интегрированного учебного занятия.

t1609923369ab.jpg

Главное в этой форме - сочетание различных видов деятельности (познавательных, художественных, игровых, урочных, внеурочных), содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания. Пласты, как коржи торта, располагаются параллельно друг другу. Количество «пластов» - этапов учебного занятия (или нескольких занятий) может быть несколько. Все пласты объединяет общая тема для цикла интегрированных учебных занятий. Тема заканчивается творческим проектом, который служит практическим итогом интеграции.

Примером параллельной формы организации содержания интегрированных занятий цикл учебных занятий по изучению декоративного искусства удмуртов в 5 классе «Шумящие подвески древних удмуртов». Цикл состоит из нескольких уроков. На первом этапе - уроке Изобразительного искусства, ребята знакомятся с мифами, сказаниями древних удмуртов, с образами птиц в удмуртском искусстве. Рисуют гуашью композиции на основе переосмысления образов шумящих подвесок удмуртов.

На втором этапе, на занятиях по Технологии, знакомясь с ткачеством, выполняют гобелен «Радужная птица Удмуртии». Класс делится на группы, каждая группа выполняет определенный кусочек гобелена. Соединяют в общую композицию, дополняют слепленными из соленого теста элементами (утиными лапками и птицей Гаруда).

На третьем этапе цикла интегрированных занятий учащиеся под руководством педагога защищают коллективный творческий проект «Радужная птица Гаруда» на школьной научно-практической конференции. Можно организовать защиту проекта учащимися перед родителями или перед учащимися подшефного класса.

Готовый гобелен украшает кабинет изобразительного искусства.

Еще один вариант параллельной формы организации цикла интегрированных уроков «Удмуртский гребень как выразитель языческих представлений удмуртов». Цикл уроков состоит их трех этапов: краеведение – символика формы гребня, ИЗО – иллюстрация мифов об алангасарах, ИЗО – символика удмуртского орнамента.

Параллельная форма организации учебных занятий позволяет не перегружать ребёнка большим объёмом информации, а давать её малыми дозами, чередуя с разными видами деятельности. Постепенно ученик знакомится с историей древних удмуртов, с мифами и сказками удмуртов, с орнаментом удмуртов.

Спиралевидная форма организации содержания интегрированных занятий

t1609923369ac.jpg

Суть данной формы состоит в том, что содержание, способы деятельности, в которую включён учащийся, будут постепенно нарастать количественно и качественно изменяться. Усложняется содержание и способы познания. Учитель становится партнёром, соучастником в совместном осмыслении изучаемого материала.

Предметы для интеграции можно выбрать по желанию педагогов. Центральным вектором, держащим всю схему, может быть любой предмет. Это зависит от педагога, который сможет взять на себя координацию деятельностей педагогов и учащихся.

В приведенном ниже примере интегрированного мероприятия были выбраны следующие предметы: История (Краеведение), Мировая художественная культура, Изобразительное искусство.

Содержание предметов представлены векторами, идущими из одной точки. Главным вектором является содержание предмета Мировая художественная культура. Боковые вектора – содержание предметов История и Изобразительное искусство. История расширяет представление учащегося об исторической эпохе. На занятиях ИЗО, объединив знания, полученные на занятиях по истории и МХК, ребята создают творческие композиции. Спираль, опирающаяся на вектора, – это представление о культуре, которое должно сформироваться в процессе изучения данных предметов.

Благодаря такому построению интегрированного занятия, через практическое воплощение теоретических знаний учащиеся познают гармонию и совершенство искусства. Данная схема может дополняться или заменятся новыми векторами, обозначающими другие предметы. Количество векторов и их главенство в схеме тоже может меняться. Может изменяться и содержание понятия, которое обозначается спиралевидной кривой.

Примером использования спиралевидной формы организации содержания, может служить мероприятие в 5 классе «О чём молчат камни». На Истории, учащиеся познакомились с историческими условиями развития первобытного общества. На МХК ребята изучили особенности первобытного искусства. На интегрированном занятии (ИЗО + Музыка) учащиеся перевоплощались в первобытных художников, рисовали на фоне, полученном способом монотипии, изображали животных по мотивам первобытных росписей, кольских, якутских и амурских и петроглифов. В конце интегрированного занятия учащиеся защитили свои рисунки, исполнив импровизацию на музыкальных инструментах.

3.Круговая форма организации содержания интегрированного занятия.

t1609923369ad.jpg

В центре круговой формы организации содержания интегрированного занятия находится проект, который создают учащиеся с родителями и педагогами. По радиусу круга, органично вплетаясь в друг друга, располагается содержание предметных областей, участвующих в интеграции.

Круговая форма организации содержания интегрированных занятий подходит для внеурочной деятельности: театрализованных событий, праздников с родителями, для создания мультипликационных проектов. Основа внеурочной деятельности – игровая деятельность, а познавательная, изобразительная и театральная деятельности органично вписываются в неё.

Примером круговой формы организации может служить образовательное событие «Финские гномики», новогодний праздник с родителями во втором классе. На этом празднике учащиеся спели песни на финском языке, станцевали финскую польку, вместе с родителями раскрасили заранее вылепленных на уроках технологии финских гномиков.

В эту же схему замечательно вписывается создание пластилиновых мультфильмов. На уроках ИЗО учащиеся лепят фигурки для пластилиновых мультфильмов, на занятиях внеурочной деятельности снимают и озвучивают мультфильмы.

Сейчас наши мультфильмы используют для показа на разных классных или школьных праздниках, на уроках литературы и изобразительного искусства.

Интеграция предметов в реализации системно-деятельностного подхода позволяет развивать и формировать творческие способности, предоставляет ребёнку возможности для индивидуального творческого движения, независимо от его дарования, развивает личность обучающегося на основе УУД, формирует ключевые компетентности.

Благодаря интеграции предметов, учащиеся гимназии успешно принимают участие в различных муниципальных, республиканских творческих конкурсах, всероссийских олимпиадах и конференциях.

В данной модели образовательной среды на основе системно-деятельностного подхода применяются педагогические технологии, представленные в таблице № 1 «Классификация педагогических технологий, применяемых в модели образовательной среды на основе системно-деятельностного подхода».

Таблица № 1 «Классификация педагогических технологий, применяемых в модели образовательной среды на основе системно-деятельностного подхода»

По организационным формам

Классно-урочные

По отношению к ребенку

Личностно-ориентационные

По преобладающему (доминирующему) методу

Творческие, проблемные, поисковые

По типу управления познавательной деятельностью

коллективная система обучения; исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения;

ролевые, деловые и другие виды обучающих игр;

обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

информационно-коммуникационные технологии;


Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер[8].

Игровые технологии

Игра - один из видов деятельности ребенка. В игре воссоздаются условия для применения усвоенных знаний. Чаще всего игровые технологии применяются в среднем звене (в 5 – 7 классах). Игра позволяет увлечь искусством ребят. Они с большим удовольствием посещают уроки, готовятся к внеклассным мероприятиям – историческим праздникам.

На уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности используется метод «погружения в эпоху».

Учащиеся готовят костюмы на уроках ИЗО (атрибутика играет огромную роль в мотивации ученика), готовят приветствие, выполняют творческие задания на уроке.

Праздники получаются яркими, красочными, насыщенными заданиями. В процессе игры школьники готовятся к групповой деятельности в более старших классах.

Технология сотрудничества

Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Совместная деятельность учителя и ученика, взаимодействие учащихся между собой на уроках искусства способствует: во-первых, более быстрому разрешению поставленной проблемы; во-вторых, в процессе ее решения совершается меньше ошибок; в-третьих, активность и продуктивность деятельности усиливается.

Можно рассмотреть технологию сотрудничества на основе урока МХК в 8 классе «Музыка барокко». В программе на изучение музыки барокко отводится только 2 часа. На первом уроке учащиеся знакомятся с творчеством музыкантов эпохи барокко: И.С. Баха и А. Вивальди. Узнают о первых операх и творчестве К. Монтеверди. Учащиеся слушают, сравнивают музыкальные произведения, узнают особенности музыкальных произведений 17 века.

На втором уроке организуется учебная деятельность так, чтобы учащиеся смогли не только послушать, но и проанализировать информацию об истории музыкальных инструментов, о звучании музыкальных инструментов, узнать интересные моменты, связанные с музыкой данной эпохи. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество учеников и преподавателя. Учитель выступает в роли диспетчера процесса сотворчества.

Каждая группа получает кейс, в котором содержится необходимая информация. В течение определенного времени на уроке группы создают плакат об инструменте (у каждой группы инструмент определен учителем). На этом плакате должна содержаться текстовая информация, собранная учениками, изобразительный ряд, выбранный или нарисованный учащимися.

Когда плакаты будут готовы, они передаются от стола к столу (за строго определенное время), для того чтобы другие группы ознакомились с информацией об инструментах.

Благодаря такой организации урока, огромный объем информации будет усвоен учащимися, все на уроке будут задействованы в сборе информации, в создании продукта и оценке этого продукта.

Интересно, что технология сотрудничества плавно переходит в организации мастер-классов для учащихся более младших классов.

Метод проектов

Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Проекты в работе используются: индивидуальные и групповые, а также телекоммуникационные.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного времени.

Метод проектов предполагает решение какой-либо проблемы, а решение предусматривает необходимость интегрирования знаний и умений из разных сфер науки, техники, технологии и творческих областей.

Кратковременные проекты используются на уроках и во внеурочное время при обобщении полученных знаний или получении новых знаний. Например, проект смешанной группы седьмых классов «Театр орнамента» на зимней сессии Синергетической школы. Учащимся необходимо было изучить символику орнамента и с помощью символов и знаков рассказать сказку на защите проекта.

Длительные проекты. В течении всего года учащиеся выбирают тему исследовательской работы, защищают ее на уроке, затем на школьной НПК «Мир и человек». Самые лучшие исследовательские работы направляются на республиканские и всероссийские научно-практические конференции, и конкурсы творческих работ обучающихся.

Успешность внедрения системно-деятельностного подхода на уроках Искусства подтверждается результатами участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах и конференциях.

Список литературы

Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб, «Каро», 2004

Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов - И.: «Удмуртия», 1994 г.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. – М., 2002.

Выготский Л.С. Психология развития ребёнка – М., «Эксмо», 2004

Иванова М. Г. Вдохновение в древних истоках – И: ИКМЗ «Иднакар», 1999

Иванова М.Г. Семантика символов и образов древнеудмуртского искусства – И.: ИКМЗ «Иднакар», 2001.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок (1 и 2 часть) - Ростов–на–Дону, «Учитель», 2005.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998.

Солодова Е.А. Новые модели в системе образования: Синергетический подход. Учебное пособие / Предисловие Г.Г. Малинецкого. – М.: книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012 – 344 с. (Синергетика: от прошлого к будущему. № 56; Будущая Россия.)

Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. – Ростов–на–Дону, «Учитель», 2003.

Файзуллина Л.В. «Формирование этноэкосознания школьников в процессе интеграции изобразительного искусства, художественного труда, музыки и мировой художественной культуры» // Сборник статей Ценности традиционной культуры в образовании. Ижевск: Из-во «Удмуртский университет», 2010.

Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие/Авт. сост.: Татарченкова С.С., Телешов С.В.; Под. ред. Татарченковой С.С.- СПБ.: КАРО, 2008.

Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина // Педагогика, N2, 1993. - с. 66-70. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.

Голованёва Л. В. Графы. Применение графов к решению задач http://festival.1september.ru/articles/416943/


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации