Выступление «Системно-деятельностный подход в условиях подготовки к ГИА в вечерней школе пенитенциарного типа»

0
0
Материал опубликован 7 November 2022

Васильева Елена Викторовна

учитель математики МБОУ «В(С)Ш № 9»

г.Ульяновск




«Системно-деятельностный подход в условиях подготовки к ГИА

в вечерней школе пенитенциарного типа».


Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь”.

Г. Гегель.

Порядок организации получения образования, лицами отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исправительной систем регулируется Положением «Об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы» утверждённого Приказом Министерства юстиции РФ и Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006 г № 61/70.

Функции школы пенитенциарного типа определены статьей 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ:организация обязательного получения осужденными в возрасте до 30 лет основного общего образования (с 2014 года общего образования).

Государственная итоговая аттестация выпускников 9 и 12-ых классов проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования и в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации. Обучающиеся имеют право сдавать ГИА в форме ЕГЭ, ГВЭ или сочетание ЕГЭ и ГВЭ. В практике моей работы изъявивших желание сдавать экзамен в форме ЕГЭ и ОГЭ не было.

Мои ученики – осужденные, не имеющие среднего общего образования, с низкой мотивацией, с большими пробелами в знаниях, с длительным перерывом в учебе.

Для того, чтобы успешно подготовить учащихся к сдаче ГИА, необходимо создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся не только по освоению и закреплению знаний, но и для повторения ранее изученного материала. Как же подготовить учащихся к сдаче ГИА?

Подготовку к экзамену начинаю с проведения в начале учебного года диагностической работы, которая помогает выявить пробелы в подготовке обучающихся и знакомит их со структурой и основными особенностями экзаменационной работы. В диагностическую работу включаются задания различных типов и разного уровня сложности для дифференциации учащихся по уровням подготовки. 
Всего 10 заданий: 8 заданий базового уровня сложности и 2 задания повышенного уровня с развернутым ответом. Работа рассчитана на 1 урок, т.е. на 40 минут.
Анализируя результаты этой диагностической работы, выявляются темы, которые на данном этапе обучения плохо усвоены, для своевременной корректировки процесса обучения через повторение.
Повторение организую на уроках и консультациях следующим образом:

1) целенаправленное вводное повторение разделов курса математики 5-6-х классов, курса алгебры и геометрии 7-9-х классов, 10-11-х классов;
2) индивидуальное повторение, учитывающее пробелы в знаниях и умениях конкретного учащегося.

Государственный экзамен по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы.

Особая роль отводится организации итогового повторения.

При организации итогового повторения не только осуществляются обобщение и систематизация знаний, но и формирование умений:

- быстрее переключаться с одного типа заданий на другой;

- выбирать оптимальную стратегию при решении как одной задачи, так и всей работы в целом;

- проверять полученный результат решения.

Итоговое повторение я разбиваю на две части:

1. Обобщение и систематизация знаний и способов действий;

2. Проверка, оценка и коррекция знаний и способов действий.

Приведу пример уроков обобщения и систематизации знаний в 12 классе по теме «Решение тригонометрических уравнений»-2ч.

I занятие учебного цикла начинаю с математического диктанта.

Здесь выделяются опорные теоретические элементы темы, активизируются относящиеся к этой теме знания и внимание ученика. Диктанты пишутся под копирку и результаты анализируются сразу же.

Учитель: При ответе на любой вопрос писать одно из слов: “да” или “нет”.

1.Является ли убывающей функция y = Cosx?
2. Является ли четной функция
y = Sinx?
3. Верно ли, что Cos
2x + Sin2x = 1?
4. Верно ли, что arcsin( -1/2) = -π/6?
5. Абсцисса точки, лежащей на единичной окружности, называется синусом?
6. Верно ли, что косинус 6,5 больше нуля?
7. Верно ли, что область значения функции тангенс есть отрезок [– 1; 1]?
8. Синус 60° равен 1/2?
9. Отношение синуса к косинусу – это тангенс?

Следующий этап I занятия – изложение темы и краткий обзор теоретического материала.

Учащиеся повторяют устно формулы корней простейших тригонометрических уравнений и частные случаи по таблице «Тригонометрические уравнения». Фронтально решаются простейшие уравнения:

sinx=1/2

cosx=t1667827425aa.gif /2

tgx=t1667827425aa.gif

sin2x= - t1667827425aa.gif /2

cos(x + π/4)= -1/2

В конце урока проводится самостоятельная работа.

Реши самостоятельно:

1. cosx= - 1/2

2. sinx= -t1667827425aa.gif/2

3. tgx= -t1667827425aa.gif/3

4. cos3x= t1667827425ab.gif/2

5. sin(x + π/6)= 1/2

Во время самостоятельной работы в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий нужно организовать контроль каждого шага работы каждого ученика в классе. Поэтому решения заданий самостоятельной работы проверяю сразу же после выполнения каждого очередного задания, разрешаю консультации учащихся друг у друга после решения задания. Ошибки исправляются по ходу проверки. Этим завершается I занятие цикла .

II занятие учебного цикла посвящается решению задач, предлагаемых на экзаменах прошлых лет.

На первом этапе учащиеся пользуются таблицей «Формулы тригонометрии», работая устно с текстом, показанным на слайде:

1. Закончи формулы:

cos2x + sin2x =
sin2x =
cos (x – y) =
cosx + cosy =
sin (+ x) =
tg (x + y) =

2. Верно ли записана формула:

cos2x = cos2x-sin2x

sinxcosy + cosxsiny = sin (x+y)

sinx – siny =

tgx = 0, x = + 2πn

На втором этапе предлагаю общие задания для всех учащихся. Задачи выбираю без громоздких вычислений и преобразований. Например:

Решить уравнения:

sin3xcosxcos3xsinx =

6 + cosx – 1 =0

tgx = 3ctgx

cos5xcos3x = 0

Заканчивается второе занятие цикла контролем усвоения знаний – тестированием по теме. Целью тестирования является проверка знаний учащихся по теме, диагностика состояния их умений. Таким образом, на третьем этапе учащимся выдаются индивидуальные задания, содержащие типовые учебные задачи. Составляю карточки с заданиями в нескольких вариантах (до 5) различной сложности. В ходе индивидуальной беседы с учащимися объясняю ошибки.

Например:

Тестируемому предлагается выполнить 4 задания.


t1667827425ac.jpg

Проведение итогового повторения позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся по основным разделам курса математики, подготовить их к сдаче экзаменов.

Для усиления мотивации при повторении и подготовке к ГИА использую современные технологии.

Остановлюсь более подробно на технологиях обучения, которые я использую в своей работе.


1). Информационно – коммуникационная технология

Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля ЗУН.

Я заметила, что учащиеся проявляют интерес к теме, когда при объяснении нового материала, при решении задач применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.


Урок в 9 классе по теме «Подобие фигур. Решение задач».

Задание: Составьте по рисунку задачу и решите ее.

Сt1667827425ad.gift1667827425ae.gif лайд 1: Слайд 2:


Уроки- презентации играют важную роль. Они реализуют принципы доступности, наглядности. Они эффективны своей эстетической привлекательностью; между учителем и учеником существует посредник- компьютер, что способствует эффективному взаимодействию. Урок – презентация так же обеспечивает большой объем информации и заданий за короткий период. К тому же всегда можно вернуться к предыдущему слайду. Обычная школьная доска не вмещает всю нужную для урока информацию. Слайд такую возможность реализует.


2). Технология проблемного обучения

Данная технология позволяет мне

- включить ученика в активную деятельность по решению различных проблем, в поиск нового, помогает ему пройти все этапы этого поиска;

- позволяет организовать урок- исследование, урок-открытие, вместо обычного урока.

Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить их на поиск и решение вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания.

Урокв 12 классена этапе подготовки к ГИА по теме: «Решение задач с практическим содержанием».


Цель урока:

Обучения: обобщить решение реальных задач.

Развития: развивать умение проводить анализ событий, ставить проблему и находить пути ее решения, применять умение адаптироваться в происходящей жизни.

Воспитания: воспитывать умение работать в коллективе, толерантность.

Оборудование: 1.Компьютер и мультимедиапроектор.

2.Листы с заданиями для исследований.

Ход урока:

Организационный момент: знакомство с поставленной проблемой, анализ проблемы, выдвижение гипотезы, определение путей исследования.

Задача начинается со слов «Клиент хочет арендовать автомобиль…». Я меняю формулировку задачи, ставя ученика на место этого арендатора: Вам необходимо арендовать автомобиль на сутки для поездки протяжённостью 300 км. В таблице приведены характеристики трёх автомобилей и стоимость их аренды.

Автомобиль

Топливо

Расход топлива,

л на 100 км

Арендная плата,

руб. за 1 сутки

А

Дизельное

5

3700

Б

Бензин

12

2600

В

Газ

15

2400

Помимо аренды вы обязаны оплатить топливо для автомобиля на всю поездку. Цена дизельного топлива — 19 рублей за литр, бензина — 25 рублей за литр, газа — 14 рублей за литр. Сколько рублей вы заплатите за аренду и топливо, если выберите самый дешёвый вариант?

Постановка учебной задачи: определитьаренда какого автомобиля обойдется вам дешевле.

Для решения поставленной задачи учащиеся делятся на три группы, каждая из которых проводит расчеты. Результаты обсуждаются всем классом.

Учащимся нравится решать задачи такого типа проблемным методом.

Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.


3). Здоровьесберегающие технологии

При организации учебной деятельности я уделяю внимание следующим факторам:

 - комплексное планирование урока, в том числе задач, имеющих оздоровительную направленность;

  - соблюдение  санитарно-гигиенических условий обучения  (наличие оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий безопасности, соответствующих  СанПиНам мебели, оборудования, оптимальной окраски стен, организовано проветривание до и после занятий и частичное -  на переменах, проводится влажная уборка кабинета);

 -правильное соотношение между темпом и информационной плотностью  урока;

 - построение урока с учетом работоспособности учащихся;

 - благоприятный эмоциональный настрой.

На уроке в 9 классе по теме «Решение текстовых задач» с учащимися рассматриваем задачи, которые основаны на фактическом материале.

Задачи об организме человека:

Жареная говядина в желудке человека переваривается 5 часов. Определите время переваривания молока, соленых огурцов, хлеба, воды в желудке человека, если оно составляет соответственно 3/10, 7/5, 4/15, 1/30 переваривания жареной говядины.

2. Задачи о правильном питании:

Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах.

Вред курения можно показать, решая следующие задачи: 

Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины.


4).Технология интегрированного обучения

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Урок в 9 классе по теме «Функции и их свойства» (интеграция математики и физики) - урок повторения и применения полученных знаний.

Цель урока: отработать умение читать графики.

Мяч упал с балкона на землю. График на рисунке показывает, как во время падения менялась высота мяча над землей.

Используя график, ответьте на вопросы:
а) С какой высоты упал мяч?
б) Сколько времени падал мяч?
в) Какое расстояние пролетел мяч за первую секунду?

t1667827425af.jpg

5).Технология уровневой дифференциации. Дифференцированный подход в обучении.

Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного мышления.

Применяя дифференцированный подход в обучении, я

- составляю дифференцированные самостоятельные задания, контрольные работы,

- использую на уроках дидактический материал с дозированной помощью, с разноуровневыми заданиями;

- создаю условия для возможности роста уровня приобретаемых знаний для каждого ученика.

Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями.

10 класс, карточка с дозированной помощью по теме «Решение тригонометрических уравнений». Данную карточку применяю и на уроках и консультациях при подготовке к ГВЭ в 12 классе.



М (А) - 10 Тема: Решение тригонометрических уравнений.


1. Решите уравнение 2 sin²x + sinx – 1 = 0, используя при необходимости, помощь:

а).сделайте замену переменной: sinx = t

б).должно получиться квадратное уравнение относительно t: 2t2 + t – 1 = 0

в).найдите корни полученного уравнения по формулам: D = b2 – 4ac,

x1 = , x2 = (Проверьте: D = 9; x1 = - 1, x2 = )

г).полученные значения x1, x2 подставьте в замену и решите простейшие тригонометрические уравнения:sinx = - 1, sinx =

2. Решите самостоятельно уравнение: 2 cos²x – cosx – 1 = 0



При подготовке к ГИА такие уроки наиболее эффективны, так как позволяют учителю видеть, на каком уровне работает каждый ученик, позволяют повысить уровень обученности учащихся.


6). Тестовые технологии.

Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока в ходе индивидуальной, фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения.

На мой взгляд, тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся и с учетом возможных заданий на ГВЭ. Поэтому мною для каждой группы составлены тесты, направленные на формирование умений и навыков учащихся, на закрепление знаний. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. В результате тестирования можно увидеть, насколько качественно, полно, осознанно ученик овладел материалом.


12 класс, контрольный тест по теме «Объемы многогранников».

Тест состоит из двух частей: 1 часть – проверка теоретических знаний, необходимых при решении задачи,

2 часть – решение конкретной задачи.

Коллективно проверив выполнение первой части, учащиеся приступают к выполнению второй части теста.


М (Г) – 12 Тест по теме «Объемы многогранников»


I. Выберите правильный ответ:

1.Объем пирамиды вычисляется по формуле:

а) 1/3 Sосн.H; б) Sосн.H; в) 1/3R.H.

2. Какая плоская фигура лежит в основании правильной четырехугольной пирамиды?

а) ромб; б) квадрат; в) прямоугольник; г) параллелограмм; д) равнобокая трапеция.

3. Площадь квадрата вычисляется по формуле:

а) ab; б) 1/2ah; в) a2; г) (a+b)/2∙h.

4. Радиус окружности, описанной около квадрата, вычисляется по формуле:

а) , б) a, в) a√2, г) a/√2.

5. В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен

а) сумме катетов; б) сумме квадратов катетов; в) произведению квадратов катетов;

г) произведению катетов.

II. Решите задачу:В правильной четырёхугольной пирамиде боковое ребро равно 41, сторона основания равнаt1667827425ag.gif . Найдите объём пирамиды.

6. Площадь основания пирамиды равна:

а) 1640√2; б) 20√2; в) 3200; г) 81√2.

7. Радиус окружности, описанной около основания равен:

а) 40; б) 40/√6; в) 40√2; г) 40√4.

8. Высота пирамиды равна:

а) 1519; б) 1; в) 9; г) 81.

9. Объем пирамиды равен:

а) 360; б) 27; в) 40/3; г) 120.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше ,а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.

И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий.

  Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.

Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении математике, повышает познавательный интерес к предмету и следовательно, реализовать системно-деятельностный подход при подготовке к ГИА.

Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость по математике составляет 100%, учащиеся успешно сдают государственную итоговою аттестацию.

Можно сделать вывод, что созданная таким образом образовательная среда, обеспечивает доступность и качество образования по математике в соответствии с государственными образовательными стандартами.


8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации