12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Солдатенко Наталья Дмитриевна75
0

План профилактической работы на тему «Скажи себе, что ты всё сможешь, и ты здоровье умножишь»

СКАЖИ СЕБЕ, ЧТО ТЫ ВСЁ СМОЖЕШЬ,

И ТЫ ЗДОРОВЬЕ УМНОЖИШЬ!

 

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский

 

Выбор темы для проведения недели психологии обусловлен важными причинами: проблема зависимости от пристрастия, подчиняющего себе поведение человека, усугубляется склонностью психики к самозащите. Выработанные вредные привычки охраняются подсознанием, как его главное достояние. Дети наиболее уязвимы в этом отношении, но в то же время готовы усваивать образцы поведения в силу специфики возраста. Поэтому наиболее эффективна и важна работа по профилактике зависимостей в детстве, начиная с дошкольного периода.

Есть вопросы, на которые нет простых ответов, и только совместная работа родителей и педагогов может уберечь детей от пагубных зависимостей. А для этого необходимо понять причины их появления и определить направления, методы, приемы и средства профилактики. Важно, чтобы сам ребенок овладел навыками безопасного поведения, которые помогут ему не только избегать вредных пристрастий в будущем, но и долгие годы сохранять свое здоровье, жить полноценной жизнью.

Почему эта тема актуальна? В детский сад всегда поступает большое количество детей, имеющих нарушения в эмоциональной и поведенческой сферах, которые влияют на психическое состояние и развитие личности ребенка, его самосознания, волевой само регуляции. Такие дети всегда входят в группу риска по зависимостям. Игнорирование, недостаточное внимание родителей к чувствам и эмоциям детей, собственным и других взрослых приводят к нарушениям детско-родительских, семейных и межличностных отношений в социуме, что создает «хроническое» состояние напряженности, из которого взрослые не знают конструктивного выхода. Родители сами часто оказываются заложниками своих зависимостей, не справляясь со стрессами современной жизни и предлагая детям образцы такого поведения. Нарушенные детско-родительские отношения и недостаток личностного общения в семье, непонимание ребенка родителями – все это провоцирует детей на самозащиту, которая проявляется в психопатологическом поведении или пассивности – уходе в зависимости, пагубные привычки.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ У ДЕТЕЙ:

низкая устойчивость к стрессам, конфликтам, новым ситуациям;

выраженная психическая напряженность, тревожность, неуверенность в себе;

низкая самооценка, трудности в общении;

стремление к удовольствиям, новым ощущениям, получению их любым путем;

психическая незрелость, инфантильность, избыточная зависимость от других, подчиняемость;

отсутствие интересов, увлечений;

Низкий уровень витальности (жизнерадостности).

ФАКТОРЫ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ ЗАВИСИМОСТИ:

осуждение взрослыми всех и всего в присутствии детей;

культ самолечения лекарственными средствами как спасение от всех своих болезней;

тяга в семье к пресыщениям разного рода – перееданию, телемании и т.п.;

«закрытость» семьи от родственников, друзей для конструктивного решения важных вопросов, неприятие негативных ситуаций, происходящих с ребенком или другими членами семьи, отсутствие взаимопонимания и помощи.

Первое, что необходимо сделать взрослым, дабы уберечь ребенка от зависимости, - избавиться от нее самим! Поэтому особое внимание должно уделяться работе с родителями: важно обсудить и разъяснить причины возникновения пагубных привычек, а так же правила поведения по профилактике зависимого поведения.

Недопустимо прямое акцентирование внимания детей дошкольного возраста на проблеме наркомании, алкоголизма, курения и т.п. Вопросы, связанные с такого рода зависимостями, рассматриваются лишь в общих чертах и конкретно – в особых случаях: когда ребенок стал свидетелем того, как родные и близкие взрослые употребляют психоактивные вещества, и по этому поводу у него возникли вопросы.

Акцент делается на воспитании у детей общей культуры здоровья – «что такое здоровье?», «Как быть здоровым?», «Я решаю быть здоровым» - и закрепляется системой действий и внедрением позитивных установок как первоосновы будущих полезных привычек. Используемые формы, методы и средства работы с детьми должны ориентировать на выбор (полезное – неполезное, правильное – неправильное и т.п.), тесно связывать с позитивными эмоциями (получить удовольствие от движений, придумать интересное дело, съесть полезный продукт и т.п.).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ

ЦЕЛЬ – акцентировать внимание взрослых и детей на сохранение, профилактику и коррекцию собственного психологического и физического здоровья, полноценной жизни без зависимостей.

ЗАДАЧИ:

создание положительного эмоционального микроклимата;

повышение психологической компетентности педагогов и родителей в области профилактики зависимостей;

гармонизация детско-взрослых отношений (дети, родители, педагоги);

снятие психоэмоционального напряжения конструктивными методами;

формирование основ психологической самоподдержки, принятия помощи и ее оказание другим детям и взрослым в различных ситуациях;

обучение конструктивным способам сохранения здоровья;

повышение мотивации детей и взрослых к пониманию, сопереживанию, поддержке других, находящихся в разных эмоциональных состояниях и ситуациях, оказанию помощи, проявлению положительных чувств и эмоций;

формирование навыков поведения и межличностного общения, которые развивают умение жить вместе с другими и менять окружающую среду в соответствии с возможностями возраста;

стимулирование познавательной, двигательной активности в процессе поиска знаний, средств, приемов укрепления здоровья в образовательном пространстве детского сада;

стимулирование коммуникативной активности, направленности на осознание самого себя и других в мире отношений при укреплении здоровья – общей и главной ценности для всех.

Создание мотивации ребенка к выбору здорового образа жизни должно проходить только при стимулировании соответствующей его возрасту активной жизненной позиции в отношении самого себя и окружающего мира.

Педагоги и родители с помощью педагога-психолога должны понять, что в течение недели психологии им необходимо «подводить» детей к пониманию ключевых позиций в профилактике зависимостей.

ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАВИСИМОСТЕЙ:

Конвенция о правах ребенка (1989 г.).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2012 N 273-ФЗ
"ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.).

Приказ Минобразования России «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» (2000 г.)

НАПРАВЛЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ:

от знаний – к пониманию;

от понимания – к конструктивному поведению;

от действия – к командному взаимодействию.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОЗИЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАВИСИМОСТЕЙ:

человек сам делает выбор в пользу здоровья;

человек может снимать напряжение, расслабляться, повышать свое настроение разными методами – физическими и специальными расслабляющими упражнениями, музыкой, рисованием, с помощью цвета, воды, доброго разговора, дыхания и т. п.;

любовь, доброжелательные отношения, забота и помощь друг другу, интересные занятия создают радостное настроение, желание творить;

ребенок или взрослый может принимать лекарства только по назначению врача, ребенок – только под контролем взрослого;

«как здорово, что есть такой, как Я» - важно в это верить;

мир вокруг интересен, увлекателен – нужно уметь это видеть;

если происходит трудная ситуация в жизни, возникает проблема, всегда найдутся люди – родные, близкие, другие взрослые, которые поддержат, помогут, спасут!

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ

Каждый день проекта имеет свою тему, плавно вытекающую из темы предыдущего дня, девиз, и средства реализации, связанные с основной идеей. В течение недели проводятся разнообразные мероприятия для всех категорий целевой аудитории (детей, родителей, педагогов), что расширяет содержание работы и увеличивает эффективность средств воздействия и взаимодействия. Некоторые дни носят информационный и рекомендательно-стимулирующий характер, другие – системно-деятельностный.

Рефлексия обеспечивается через «Книгу Здоровья» и путем свободного обмена мнениями.

Срок реализации проекта – учебная неделя.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ. ТЕМА: «МИР ЗДОРОВЬЯ»

Девиз дня: «Я ценю здоровье как усилие воли, а не как наследство или дар».

Эмиль Мишель Чоран.

Задачи:

расширить представление детей о нормах и правилах, позволяющих сохранить здоровье;

обучать на практике выбирать, применять формы и методы сохранения своего здоровья и здоровья окружающих;

стабилизировать психические процессы, «снятие» эмоционального и телесного напряжения, акцентировать внимание на получении удовольствия от заботы о собственном здоровье;

развивать умение общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и понимать другого человека.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

п/п

Содержание

Время проведения

Ответственные

Участники

1.

Коллективная акция «Пожелай здоровья»

В течение дня

Воспитатели групп, педагог-психолог

Все участники образовательного процесса

2.

Фоторепортаж «Здоровье в картинках»

 

Воспитатели

 

3.

«Тропа здоровья»

 

Инструкторы по физической культуре, инструктор по плаванию

 

4.

Изготовление газет о здоровье (по группам)

 

Воспитатели

 

5.

Тематические мероприятия (по выбору):

«В гостях у доктора Неболейки»;

«Овощи-фрукты – витаминные продукты»;

«Дерево здоровья».

9:00-11:00

Воспитатели

Дети

всех возрастных групп

6.

Выставка детских работ: «Я и мое здоровье»; «Здоровая семья»; «Мой любимый вид спорта»

 

 

 

7.

Фотовыставки «Наша семья – за здоровье!».

Рецепты семейного отдыха, занятий спортом, интересных семейных дел оздоровительной направленности.

В течение дня

Воспитатели

Родители

8.

Подведение итогов, рефлексия: оформление «Книги Здоровья», свободный обмен мнениями.

 

 

Все участники образовательного процесса

ВТОРОЙ ДЕНЬ. ТЕМА: «Я ВЫБИРАЮ ЗДОРОВЬЕ»

Девиз дня: «Здоровье есть высочайшее богатство человека».

Гиппократ

Задачи:

расширить представление детей о нормах и правилах, позволяющих сохранить здоровье;

обучать на практике выбирать, применять формы и методы сохранения своего здоровья и здоровья окружающих;

стабилизировать психические процессы, «снятие» эмоционального и телесного напряжения, акцентировать внимание на получении удовольствия от заботы о собственном здоровье;

развивать умение общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и понимать другого человека.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

п/п

Содержание

Время проведения

Ответственные

Участники

1.

Коллективная акция «Добавь здоровья» (каждый желающий может написать в газете свое пожелание здоровья и указать метод укрепления здоровья)

В течение дня

Воспитатели групп, педагог-психолог

Все участники образовательного процесса

2.

Тематические мероприятия:

«путешествие в Страну Здоровья»; «Я выбираю здоровье»; «Сила воли»; «Сказка о тех, кто играет в компьютер»

9:00-11:00

 

Дети старших и подготовитель-

ных групп

3.

Проектная деятельность: «Дерево Здоровья»; «Путь здоровья»; «Путешествие в Страну Здоровья»

9:00-11:00

 

 

4.

Выставка детских работ: «Я выбираю здоровье»; «Картинка-Витаминка»

16:00

 

 

5.

Проект «Семейный выходной на пути к здоровью»

 

Педагог-психолог

 

6.

Оформление фотогазет «здорово жить здоровым!»

В течение дня

Воспитатели групп, педагог-психолог

Родители

7.

Консультация «Здоровый выходной» - информационный материал в родительских уголках

16:15

 

 

8.

Подведение итогов, рефлексия: оформление «Книги Здоровья», свободный обмен мнениями.

 

 

Дети старших и подготовитель-

ных групп, родители, воспитатели

ТРЕТИЙ ДЕНЬ. ТЕМА: «ЖИТЬ ЗДОРОВО!»

Девиз дня: «Все здоровые люди любят жизнь».

Г. Гейне

Задачи:

создание положительного микроклимата в детском саду;

повышение компетентности родителей в вопросах профилактики зависимостей у детей дошкольного возраста;

создание условий, направленных на формирование здорового образа жизни детей и взрослых.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

п/п

Содержание

Время проведения

Ответственные

Участники

1.

Акция «О здоровье в стихах и фразах» - привлечение внимания детей и взрослых с помощью ярких, позитивных агитплакатов во всем пространстве детского сада.

В течение дня

Педагоги

Все участники образовательного процесса

2.

Размещение информационного материалов по теме профилактике зависимостей в уголках для родителей:статьи, рекомендации, буклеты и т.п. с акцентом на здоровый образ жизни

 

Педагог-психолог

 

3.

Праздник для детей «День Здоровья»

10:00

Педагоги

Дети всех возрастных групп и педагоги

4.

«Тропа Здоровья»:прохождение детьми полосы препятствий, что направлено на осознание здоровья как ценности человека и необходимости его сохранения

В течение дня

Инструкторы по физической культуре и плаванию

 

5.

Праздник для педагогов «Это жизнь!»

13:30

Педагог-психолог

Педагоги

6.

Групповая консультация для родителей «Жизнь без зависимостей? Жизнь!». Индивидуальное консультирование по вопросам профилактики зависимостей детей и взрослых (по запросам).

17:00

Педагог-психолог

Родители и воспитатели

7.

Подведение итогов, рефлексия: оформление «Книги Здоровья», свободный обмен мнениями.

 

 

Все участники образовательного процесса

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ. ТЕМА: «НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

Девиз дня: «Но самая суть чисто человеческого здоровья – это когда его (человека) неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне – то должно быть и всем хорошо!».

М.М. Пришвин

Задачи:

«обновление» чувств детей и взрослых;

стимулирование желания и развитие умения делиться своими чувствами с другими взрослыми и детьми, сопереживать, общаться и обсуждать «житейские темы», обозначать друг другу свои трудности, советоваться;

повышение своей самооценки и других детей и взрослых;

обучение приемам и способам проявления любви и позитивных эмоций, психологической поддержки;

мотивирование родителей к совместному проведению досуга, поиску интересных дел для творчества, распределению домашних дел между всеми членами семьи;

стимулирование желания получать удовольствие от общения в семье.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

п/п

Содержание

Время проведения

Ответственные

Участники

1.

Акция «День добрых объятий и хороших слов». Обмен смайликами «Здоровья и Радости».

7:00- 19:00

Воспитатели, педагог-психолог

Все участники образовательного процесса

2.

Консультация для родителей: «Памятка для родителей о профилактике зависимостей детей дошкольного возраста»; «Организация досуга ребенка»

8:00

Педагог-психолог

 

3.

Рекомендации воспитателям о профилактике зависимостей детей дошкольного возраста (памятки, буклеты, «шпаргалки»).

 

Педагог-психолог

 

4.

Изготовление словаря добрых слов.

В течение дня

Воспитатели, педагог-психолог

Все участники образовательного процесса

5.

Выставка альбомов, газет, мини-фильмов из совместных рисунков детей и родителей «Как мы провели вечер вместе», «Мой вечер» и т.п.

В течение дня

Воспитатели

Дети всех возрастных групп, родители, воспитатели

6.

Проект «Интересное дело» (групповой и семейный).

 

Воспитатели

Дети всех возрастных групп, родители, воспитатели

7.

Подведение итогов, рефлексия: оформление «Книги Здоровья», свободный обмен мнениями.

 

 

Все участники образовательного процесса

ПЯТЫЙ ДЕНЬ. ТЕМА: «МЫ – ВМЕСТЕ!»

Девиз дня: «Величайшее в жизни счастье – уверенность в том, что нас любят за то, что мы такие, какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие, какие мы есть».

В.Гюго

Задача:

консолидация сил родителей и педагогов с целью наиболее эффективной профилактике зависимостей у детей дошкольного возраста.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

п/п

Содержание

Время проведения

Ответственные

Участники

1.

Индивидуальное и семейное консультирование по вопросам профилактики зависимостей детей и взрослых (по запросам).

По

догово-

ренности

Педагог-психолог

Родители, педагоги

2.

Семинар-практикум «Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения»

13:30

Педагог-психолог

Педагоги

3.

Родительское собрание «Здоровье и пассивное курение»

 

 

 

4.

Заполнение анкет обратной связи:

«Пора чудес прошла, и нам отыскивать приходится причины всему, что совершается

на свете». У. Шекспир

оформление «Книги Здоровья»

 

 

 

ИТОГ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ

СКАЖИ СЕБЕ, ЧТО ТЫ ВСЁ СМОЖЕШЬ,

И ТЫ ЗДОРОВЬЕ УМНОЖИШЬ!

Жизнь без зависимостей, без вредных привычек – это настоящая жизнь, это свобода души и тела!

Результаты совместной деятельности детей и взрослых – проекты, газеты, поделки, выставки рисунков, фотовыставки создали неповторимую психологическую «окраску» основной цели проекта.

Проект объединил педагогов, родителей и детей для общей и замечательной работы – сохранение и достижение здоровья самого себя и наших детей. Все участники образовательного процесса дошкольного учреждения получили основную установку – «Я ВЫБИРАЮ ЗДОРОВЬЕ, И ДЕЛАЮ ЭТО С УДОВОЛЬСТВИЕМ!».

 

ЛИТЕРАТУРА

Разве здоровье не чудо?

А. П. Чехов

Алямовская В.Г. Технология разработки базовой и профильной оздоровительной программы. Дошкольное образование, 2005.

Антонов Ю.Е. «Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века», «Аркти» М., 2001.

Афоризмы о здоровье. Цитаты о здоровье. Высказывания о ...beauty-in-health.net › ... › Мудрые мысли

Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие.- М: Мозаика-Синтез, 2005.

Вред курения. Последствия курения. Пассивное курение www.nosmoking-spb.ru/vred_ot_kurenija_/

Детское здоровье, охрана здоровья детей lansky-lawyers.ru/

Дубровиной И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб.: Питер, 2002.

Манахеева М.Д. «Воспитание здорового ребенка», «Аркти», М., 2000 .

Маюров, А. Н. Уроки культуры и здоровья. Табачный туман обмана: учеб. пособие для ученика и учителя М.: Педагогическое общество России, 2004.

Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. — М., 2001.

Никотиновая зависимость: (психоактивные зависимости) сост. Н. Н. Бойко. М., 2009.

Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. — М.: Питер, 2006.

Пассивное курение вредно для окружающих не курите в ... neky.ru/.../243-passivnoe-kurenie-vredno-dlja-okruzhajushhikh-ne.h...

t1608632667aa.png

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.