План профилактической работы на тему «Скажи себе, что ты всё сможешь, и ты здоровье умножишь»
СКАЖИ СЕБЕ, ЧТО ТЫ ВСЁ СМОЖЕШЬ,
И ТЫ ЗДОРОВЬЕ УМНОЖИШЬ!
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский
Выбор темы для проведения недели психологии обусловлен важными причинами: проблема зависимости от пристрастия, подчиняющего себе поведение человека, усугубляется склонностью психики к самозащите. Выработанные вредные привычки охраняются подсознанием, как его главное достояние. Дети наиболее уязвимы в этом отношении, но в то же время готовы усваивать образцы поведения в силу специфики возраста. Поэтому наиболее эффективна и важна работа по профилактике зависимостей в детстве, начиная с дошкольного периода.
Есть вопросы, на которые нет простых ответов, и только совместная работа родителей и педагогов может уберечь детей от пагубных зависимостей. А для этого необходимо понять причины их появления и определить направления, методы, приемы и средства профилактики. Важно, чтобы сам ребенок овладел навыками безопасного поведения, которые помогут ему не только избегать вредных пристрастий в будущем, но и долгие годы сохранять свое здоровье, жить полноценной жизнью.
Почему эта тема актуальна? В детский сад всегда поступает большое количество детей, имеющих нарушения в эмоциональной и поведенческой сферах, которые влияют на психическое состояние и развитие личности ребенка, его самосознания, волевой само регуляции. Такие дети всегда входят в группу риска по зависимостям. Игнорирование, недостаточное внимание родителей к чувствам и эмоциям детей, собственным и других взрослых приводят к нарушениям детско-родительских, семейных и межличностных отношений в социуме, что создает «хроническое» состояние напряженности, из которого взрослые не знают конструктивного выхода. Родители сами часто оказываются заложниками своих зависимостей, не справляясь со стрессами современной жизни и предлагая детям образцы такого поведения. Нарушенные детско-родительские отношения и недостаток личностного общения в семье, непонимание ребенка родителями – все это провоцирует детей на самозащиту, которая проявляется в психопатологическом поведении или пассивности – уходе в зависимости, пагубные привычки.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ У ДЕТЕЙ:
низкая устойчивость к стрессам, конфликтам, новым ситуациям;
выраженная психическая напряженность, тревожность, неуверенность в себе;
низкая самооценка, трудности в общении;
стремление к удовольствиям, новым ощущениям, получению их любым путем;
психическая незрелость, инфантильность, избыточная зависимость от других, подчиняемость;
отсутствие интересов, увлечений;
Низкий уровень витальности (жизнерадостности).
ФАКТОРЫ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ ЗАВИСИМОСТИ:
осуждение взрослыми всех и всего в присутствии детей;
культ самолечения лекарственными средствами как спасение от всех своих болезней;
тяга в семье к пресыщениям разного рода – перееданию, телемании и т.п.;
«закрытость» семьи от родственников, друзей для конструктивного решения важных вопросов, неприятие негативных ситуаций, происходящих с ребенком или другими членами семьи, отсутствие взаимопонимания и помощи.
Первое, что необходимо сделать взрослым, дабы уберечь ребенка от зависимости, - избавиться от нее самим! Поэтому особое внимание должно уделяться работе с родителями: важно обсудить и разъяснить причины возникновения пагубных привычек, а так же правила поведения по профилактике зависимого поведения.
Недопустимо прямое акцентирование внимания детей дошкольного возраста на проблеме наркомании, алкоголизма, курения и т.п. Вопросы, связанные с такого рода зависимостями, рассматриваются лишь в общих чертах и конкретно – в особых случаях: когда ребенок стал свидетелем того, как родные и близкие взрослые употребляют психоактивные вещества, и по этому поводу у него возникли вопросы.
Акцент делается на воспитании у детей общей культуры здоровья – «что такое здоровье?», «Как быть здоровым?», «Я решаю быть здоровым» - и закрепляется системой действий и внедрением позитивных установок как первоосновы будущих полезных привычек. Используемые формы, методы и средства работы с детьми должны ориентировать на выбор (полезное – неполезное, правильное – неправильное и т.п.), тесно связывать с позитивными эмоциями (получить удовольствие от движений, придумать интересное дело, съесть полезный продукт и т.п.).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ
ЦЕЛЬ – акцентировать внимание взрослых и детей на сохранение, профилактику и коррекцию собственного психологического и физического здоровья, полноценной жизни без зависимостей.
ЗАДАЧИ:
создание положительного эмоционального микроклимата;
повышение психологической компетентности педагогов и родителей в области профилактики зависимостей;
гармонизация детско-взрослых отношений (дети, родители, педагоги);
снятие психоэмоционального напряжения конструктивными методами;
формирование основ психологической самоподдержки, принятия помощи и ее оказание другим детям и взрослым в различных ситуациях;
обучение конструктивным способам сохранения здоровья;
повышение мотивации детей и взрослых к пониманию, сопереживанию, поддержке других, находящихся в разных эмоциональных состояниях и ситуациях, оказанию помощи, проявлению положительных чувств и эмоций;
формирование навыков поведения и межличностного общения, которые развивают умение жить вместе с другими и менять окружающую среду в соответствии с возможностями возраста;
стимулирование познавательной, двигательной активности в процессе поиска знаний, средств, приемов укрепления здоровья в образовательном пространстве детского сада;
стимулирование коммуникативной активности, направленности на осознание самого себя и других в мире отношений при укреплении здоровья – общей и главной ценности для всех.
Создание мотивации ребенка к выбору здорового образа жизни должно проходить только при стимулировании соответствующей его возрасту активной жизненной позиции в отношении самого себя и окружающего мира.
Педагоги и родители с помощью педагога-психолога должны понять, что в течение недели психологии им необходимо «подводить» детей к пониманию ключевых позиций в профилактике зависимостей.
ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАВИСИМОСТЕЙ:
Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2012 N 273-ФЗ
"ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.).
Приказ Минобразования России «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» (2000 г.)
НАПРАВЛЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ:
от знаний – к пониманию;
от понимания – к конструктивному поведению;
от действия – к командному взаимодействию.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОЗИЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАВИСИМОСТЕЙ:
человек сам делает выбор в пользу здоровья;
человек может снимать напряжение, расслабляться, повышать свое настроение разными методами – физическими и специальными расслабляющими упражнениями, музыкой, рисованием, с помощью цвета, воды, доброго разговора, дыхания и т. п.;
любовь, доброжелательные отношения, забота и помощь друг другу, интересные занятия создают радостное настроение, желание творить;
ребенок или взрослый может принимать лекарства только по назначению врача, ребенок – только под контролем взрослого;
«как здорово, что есть такой, как Я» - важно в это верить;
мир вокруг интересен, увлекателен – нужно уметь это видеть;
если происходит трудная ситуация в жизни, возникает проблема, всегда найдутся люди – родные, близкие, другие взрослые, которые поддержат, помогут, спасут!
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ
Каждый день проекта имеет свою тему, плавно вытекающую из темы предыдущего дня, девиз, и средства реализации, связанные с основной идеей. В течение недели проводятся разнообразные мероприятия для всех категорий целевой аудитории (детей, родителей, педагогов), что расширяет содержание работы и увеличивает эффективность средств воздействия и взаимодействия. Некоторые дни носят информационный и рекомендательно-стимулирующий характер, другие – системно-деятельностный.
Рефлексия обеспечивается через «Книгу Здоровья» и путем свободного обмена мнениями.
Срок реализации проекта – учебная неделя.
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ. ТЕМА: «МИР ЗДОРОВЬЯ»
Девиз дня: «Я ценю здоровье как усилие воли, а не как наследство или дар».
Эмиль Мишель Чоран.
Задачи:
расширить представление детей о нормах и правилах, позволяющих сохранить здоровье;
обучать на практике выбирать, применять формы и методы сохранения своего здоровья и здоровья окружающих;
стабилизировать психические процессы, «снятие» эмоционального и телесного напряжения, акцентировать внимание на получении удовольствия от заботы о собственном здоровье;
развивать умение общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и понимать другого человека.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
№ п/п |
Содержание |
Время проведения |
Ответственные |
Участники |
1. |
Коллективная акция «Пожелай здоровья» |
В течение дня |
Воспитатели групп, педагог-психолог |
Все участники образовательного процесса |
2. |
Фоторепортаж «Здоровье в картинках» |
|
Воспитатели |
|
3. |
«Тропа здоровья» |
|
Инструкторы по физической культуре, инструктор по плаванию |
|
4. |
Изготовление газет о здоровье (по группам) |
|
Воспитатели |
|
5. |
Тематические мероприятия (по выбору): «В гостях у доктора Неболейки»; «Овощи-фрукты – витаминные продукты»; «Дерево здоровья». |
9:00-11:00 |
Воспитатели |
Дети всех возрастных групп |
6. |
Выставка детских работ: «Я и мое здоровье»; «Здоровая семья»; «Мой любимый вид спорта» |
|
|
|
7. |
Фотовыставки «Наша семья – за здоровье!». Рецепты семейного отдыха, занятий спортом, интересных семейных дел оздоровительной направленности. |
В течение дня |
Воспитатели |
Родители |
8. |
Подведение итогов, рефлексия: оформление «Книги Здоровья», свободный обмен мнениями. |
|
|
Все участники образовательного процесса |
ВТОРОЙ ДЕНЬ. ТЕМА: «Я ВЫБИРАЮ ЗДОРОВЬЕ»
Девиз дня: «Здоровье есть высочайшее богатство человека».
Гиппократ
Задачи:
расширить представление детей о нормах и правилах, позволяющих сохранить здоровье;
обучать на практике выбирать, применять формы и методы сохранения своего здоровья и здоровья окружающих;
стабилизировать психические процессы, «снятие» эмоционального и телесного напряжения, акцентировать внимание на получении удовольствия от заботы о собственном здоровье;
развивать умение общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и понимать другого человека.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
№ п/п |
Содержание |
Время проведения |
Ответственные |
Участники |
1. |
Коллективная акция «Добавь здоровья» (каждый желающий может написать в газете свое пожелание здоровья и указать метод укрепления здоровья) |
В течение дня |
Воспитатели групп, педагог-психолог |
Все участники образовательного процесса |
2. |
Тематические мероприятия: «путешествие в Страну Здоровья»; «Я выбираю здоровье»; «Сила воли»; «Сказка о тех, кто играет в компьютер» |
9:00-11:00 |
|
Дети старших и подготовитель- ных групп |
3. |
Проектная деятельность: «Дерево Здоровья»; «Путь здоровья»; «Путешествие в Страну Здоровья» |
9:00-11:00 |
|
|
4. |
Выставка детских работ: «Я выбираю здоровье»; «Картинка-Витаминка» |
16:00 |
|
|
5. |
Проект «Семейный выходной на пути к здоровью» |
|
Педагог-психолог |
|
6. |
Оформление фотогазет «здорово жить здоровым!» |
В течение дня |
Воспитатели групп, педагог-психолог |
Родители |
7. |
Консультация «Здоровый выходной» - информационный материал в родительских уголках |
16:15 |
|
|
8. |
Подведение итогов, рефлексия: оформление «Книги Здоровья», свободный обмен мнениями. |
|
|
Дети старших и подготовитель- ных групп, родители, воспитатели |
ТРЕТИЙ ДЕНЬ. ТЕМА: «ЖИТЬ ЗДОРОВО!»
Девиз дня: «Все здоровые люди любят жизнь».
Г. Гейне
Задачи:
создание положительного микроклимата в детском саду;
повышение компетентности родителей в вопросах профилактики зависимостей у детей дошкольного возраста;
создание условий, направленных на формирование здорового образа жизни детей и взрослых.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
№ п/п |
Содержание |
Время проведения |
Ответственные |
Участники |
1. |
Акция «О здоровье в стихах и фразах» - привлечение внимания детей и взрослых с помощью ярких, позитивных агитплакатов во всем пространстве детского сада. |
В течение дня |
Педагоги |
Все участники образовательного процесса |
2. |
Размещение информационного материалов по теме профилактике зависимостей в уголках для родителей:статьи, рекомендации, буклеты и т.п. с акцентом на здоровый образ жизни |
|
Педагог-психолог |
|
3. |
Праздник для детей «День Здоровья» |
10:00 |
Педагоги |
Дети всех возрастных групп и педагоги |
4. |
«Тропа Здоровья»:прохождение детьми полосы препятствий, что направлено на осознание здоровья как ценности человека и необходимости его сохранения |
В течение дня |
Инструкторы по физической культуре и плаванию |
|
5. |
Праздник для педагогов «Это жизнь!» |
13:30 |
Педагог-психолог |
Педагоги |
6. |
Групповая консультация для родителей «Жизнь без зависимостей? Жизнь!». Индивидуальное консультирование по вопросам профилактики зависимостей детей и взрослых (по запросам). |
17:00 |
Педагог-психолог |
Родители и воспитатели |
7. |
Подведение итогов, рефлексия: оформление «Книги Здоровья», свободный обмен мнениями. |
|
|
Все участники образовательного процесса |
ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ. ТЕМА: «НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»
Девиз дня: «Но самая суть чисто человеческого здоровья – это когда его (человека) неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне – то должно быть и всем хорошо!».
М.М. Пришвин
Задачи:
«обновление» чувств детей и взрослых;
стимулирование желания и развитие умения делиться своими чувствами с другими взрослыми и детьми, сопереживать, общаться и обсуждать «житейские темы», обозначать друг другу свои трудности, советоваться;
повышение своей самооценки и других детей и взрослых;
обучение приемам и способам проявления любви и позитивных эмоций, психологической поддержки;
мотивирование родителей к совместному проведению досуга, поиску интересных дел для творчества, распределению домашних дел между всеми членами семьи;
стимулирование желания получать удовольствие от общения в семье.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
№ п/п |
Содержание |
Время проведения |
Ответственные |
Участники |
1. |
Акция «День добрых объятий и хороших слов». Обмен смайликами «Здоровья и Радости». |
7:00- 19:00 |
Воспитатели, педагог-психолог |
Все участники образовательного процесса |
2. |
Консультация для родителей: «Памятка для родителей о профилактике зависимостей детей дошкольного возраста»; «Организация досуга ребенка» |
8:00 |
Педагог-психолог |
|
3. |
Рекомендации воспитателям о профилактике зависимостей детей дошкольного возраста (памятки, буклеты, «шпаргалки»). |
|
Педагог-психолог |
|
4. |
Изготовление словаря добрых слов. |
В течение дня |
Воспитатели, педагог-психолог |
Все участники образовательного процесса |
5. |
Выставка альбомов, газет, мини-фильмов из совместных рисунков детей и родителей «Как мы провели вечер вместе», «Мой вечер» и т.п. |
В течение дня |
Воспитатели |
Дети всех возрастных групп, родители, воспитатели |
6. |
Проект «Интересное дело» (групповой и семейный). |
|
Воспитатели |
Дети всех возрастных групп, родители, воспитатели |
7. |
Подведение итогов, рефлексия: оформление «Книги Здоровья», свободный обмен мнениями. |
|
|
Все участники образовательного процесса |
ПЯТЫЙ ДЕНЬ. ТЕМА: «МЫ – ВМЕСТЕ!»
Девиз дня: «Величайшее в жизни счастье – уверенность в том, что нас любят за то, что мы такие, какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие, какие мы есть».
В.Гюго
Задача:
консолидация сил родителей и педагогов с целью наиболее эффективной профилактике зависимостей у детей дошкольного возраста.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
№ п/п |
Содержание |
Время проведения |
Ответственные |
Участники |
1. |
Индивидуальное и семейное консультирование по вопросам профилактики зависимостей детей и взрослых (по запросам). |
По догово- ренности |
Педагог-психолог |
Родители, педагоги |
2. |
Семинар-практикум «Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения» |
13:30 |
Педагог-психолог |
Педагоги |
3. |
Родительское собрание «Здоровье и пассивное курение» |
|
|
|
4. |
Заполнение анкет обратной связи: «Пора чудес прошла, и нам отыскивать приходится причины всему, что совершается на свете». У. Шекспир оформление «Книги Здоровья» |
|
|
|
ИТОГ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ
СКАЖИ СЕБЕ, ЧТО ТЫ ВСЁ СМОЖЕШЬ,
И ТЫ ЗДОРОВЬЕ УМНОЖИШЬ!
Жизнь без зависимостей, без вредных привычек – это настоящая жизнь, это свобода души и тела!
Результаты совместной деятельности детей и взрослых – проекты, газеты, поделки, выставки рисунков, фотовыставки создали неповторимую психологическую «окраску» основной цели проекта.
Проект объединил педагогов, родителей и детей для общей и замечательной работы – сохранение и достижение здоровья самого себя и наших детей. Все участники образовательного процесса дошкольного учреждения получили основную установку – «Я ВЫБИРАЮ ЗДОРОВЬЕ, И ДЕЛАЮ ЭТО С УДОВОЛЬСТВИЕМ!».
ЛИТЕРАТУРА
Разве здоровье не чудо?
А. П. Чехов
Алямовская В.Г. Технология разработки базовой и профильной оздоровительной программы. Дошкольное образование, 2005.
Антонов Ю.Е. «Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века», «Аркти» М., 2001.
Афоризмы о здоровье. Цитаты о здоровье. Высказывания о ...beauty-in-health.net › ... › Мудрые мысли
Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие.- М: Мозаика-Синтез, 2005.
Вред курения. Последствия курения. Пассивное курение www.nosmoking-spb.ru/vred_ot_kurenija_/
Детское здоровье, охрана здоровья детей lansky-lawyers.ru/
Дубровиной И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб.: Питер, 2002.
Манахеева М.Д. «Воспитание здорового ребенка», «Аркти», М., 2000 .
Маюров, А. Н. Уроки культуры и здоровья. Табачный туман обмана: учеб. пособие для ученика и учителя М.: Педагогическое общество России, 2004.
Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. — М., 2001.
Никотиновая зависимость: (психоактивные зависимости) сост. Н. Н. Бойко. М., 2009.
Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. — М.: Питер, 2006.
Пассивное курение вредно для окружающих не курите в ... neky.ru/.../243-passivnoe-kurenie-vredno-dlja-okruzhajushhikh-ne.h...