Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Трудные времена на Русской земле»

2
0
Материал опубликован 14 December 2022

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Ситникова Антонида Евгеньевна

Предмет: окружающий мир

Класс: 4 «А»

Тема урока: Трудные времена на Русской земле

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Трудные времена на Русской земле»

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:

Формировать представление событиях: нашествие Батыя, Невская битва, Ледовое побоище, и личности Александра Невского



Формировать умения: пользоваться картой, ориентироваться в датах событий.

Предметные:

Уч-ся научатся: воспринимать информацию о событиях: нашествие Батыя, Невская битва, Ледовое побоище, и личности Александра Невского


Уч-ся получат возможность научиться: пользоваться картой, ориентироваться в датах событий.

Развивающие

1. Формировать умения (Р): осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль



2. Формировать умения (П): осуществлять поиск необходимой информации, обобщать; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации.



3. Формировать умения (К): владеть диалогической формой речи; слушать и понимать речь других; строить монологическое высказывание.

Метапредметные
Регулятивные:

Уч-ся научатся: осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу

Уч-ся получат возможность научиться: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль.

Познавательные:

Уч-ся научатся: осуществлять поиск необходимой информации, обобщать.

Уч-ся получат возможность научиться: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации.

Коммуникативные:

Уч-ся научатся: владеть диалогической формой речи; слушать и понимать речь других.

Уч-ся получат возможность научиться: строить монологическое высказывание.

Воспитательные:
1.Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому

учебному материалу и способам решения новой задачи;

2.Воспитывать ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа.

Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: учебник, ручка, лист историка, тест.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация учебной деятельности


Словесный (беседа)

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Меня зовут Антонида Евгеньевнаа, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Проверьте, чтобы у вас на парте были: пенал, учебник, рабочая тетрадь и лист историка.

Ребята, а теперь подумайте, что еще нам пригодится на уроке. Посмотрите на слайд. Что нам нужно взять, чтобы быть успешными.


«Наблюдательность, лень, плохое настроение, активность, умение работать в парах.



Приветствуют.





Проверяют готовность.



Смотрят, выбирают.


Р: осуществлять волевую саморегуляцию.




К: слушать и понимать речь других.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии






Практический ( упражнение)


Ребята, давайте освежим ваши знания с предыдущих уроков. Сейчас вы должны выбрать один правильный ответ.

- Подпишите сверху ваши листочки.

Тест.

1. Летопись – это:

А) запись важнейших событий

Б) первая рукописная книга

В) славянская азбука


2. На Руси первые книги писали на:

А) папирусе

Б) бересте

В) пергаменте


3. Славянскую азбуку создали:

А) Минин и Пожарский

Б) Кирилл и Мефодий

Б) Геродот и Нестор


4. Киноварь – это краска:

А) зеленого цвета

Б) оранжево-красного цвета

В) голубого цвета

Проверка

-А теперь обменяйтесь листочками. За правильный ответ ставим плюсик.

-Кто набрал 4 плюса, хорошо уяснили тему.

-Молодцы.





Выполняют тест.






















Проверяют работу соседа по парте.







П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации.

















Р: осуществлять контроль.



3. Выявление места и причины затруднения

Словесный ( рассказ)















Словесный (беседа)

Ребята, а теперь послушайте я вам прочитаю стихотворение.

Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу даль полей зеленеется.

Широко ты, Русь, По лицу земли

В красе царственной развернулася!

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

-Это стихотворение «Русь» написал поэт Иван Саввич Никитин.

- Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям?

-Никитин говорит в своём стихотворении слово «недруг». Как вы думаете кто такой «недруг»?

- А когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена?

- Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке?

- Проверьте свои предположения и откройте учебник на странице 59 и скажите тему нашего урока.

-Итак, тема урока «Трудные времена на Русской земле»

-Подумайте, какая будет цель нашего урока.

















О том, как красива и необъятна наша страна.


Враг



Тяжёлые, ужасные, голодные.


Да



Тема: «трудные времена на Русской земле».

Цель: узнать, как Русская земля отстаивала свою независимость.


















К: владеть диалогической формой речи.










Р:принимать и сохранять учебную задачу.

Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный (беседа)

- Для того что бы достичь нам этой цели нужно поставить перед собой задачи.

- Давайте снова обратимся к учебнику. Посмотрите в учебнике слова выделенные красным цветом. Они вам помогут составить задачи нашего урока.





Смотрят страницы учебника.


Задачи:

1) Узнать, про нашествие Батыя

2) Узнать про защиту северо-западных рубежей.

3) Узнать, кто такой Александр Невский





Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

5. Реализация построенного проекта

Наглядный (демонстрация)


Словесный (беседа)































Практический (упражнение)




Словесный (беседа)

















Практический (упражнение)




Словесный (рассказ)










Практический (упражнение)




Словесный (рассказ)





Практический (упражнение)




Словесный (беседа)














Практический (упражнение)




Словесный (рассказ)









Словесный (беседа)







- Посмотрите на слайд, перед вами карта Руси. На что она похожа?

- Верно, она похожа на мозаику. А почему она так выглядит? На этот вопрос вам поможет ответить первый абзац на странице 59.





- Верно, как мы видим, на карте нет единого государства, есть много отдельных княжеств. Каждый из князей не хотел кому-то подчиняться. В ХIII-13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники – монголо-татары. Кочевые народы живущие за счёт скотоводства. Некоторые кочевые народы, кроме того, занимаются охотой или, как некоторые морские кочевники в юго-восточной Азии, — рыболовством. Поход на Русь возглавил хан Батый. Батый-это монгольский полководец. После смерти отца в 1227 году стал правителем (Золотой Орды), после смерти деда в том же году был признан старшим среди чингизидов второго поколения.

- А как вы думаете, что легче завоевать? Одно большое государство или несколько маленьких княжеств?

- Для того что бы нам ответить на этот вопрос нам нужно познакомиться с «нашествием Батыя» и вписать определения в лист историка задание №2.


- Выполнить это задание вам помогут страницы 59 и 60. Приступаем к работе.

- Что вы выписали?










- Отлично, с данным заданием справились.

А сейчас посмотрим видео, после которого я задам вопросы.

Кто возглавил поход на Русь?

- Верно, найдите в задании №6 его портрет и подпишите его имя.

- Назовите дату начала нашествия Батыя на Русь.

- Верно, первый русский город был завоёван батыевкими войсками в 1237 году. В листе историка в задании №3 обведите этот год на ленте времени и впишите в его в таблицу.

-И какой же город они завоевали первым?

- Верно, Первым русским городом оказалась Рязань. Шёл 1237 год. Когда полчища Батыя нападали на Рязань, князь Юрий попросил помощи у князей, которые правили в Чернигове и Владимире. Но напрасно ждал он подмогу. Помощь не пришла. Город был разгромлен, а все его жители погибли.

- В задании №1 найдите город Рязань и проведите к нему стрелку.

- Каким был следующий город?

- Верно, В феврале 1238 г. полчища Батыя осадили Владимир. Владимирский князь ждал помощи от Киевского и Новгородского князей. Но ни один из них не пришёл на помощь. Город пал. Последние защитники Владимира погибли в пламени пожара в Успенском соборе.

В задании №1 найдите город и проведите к нему стрелку.

- Захват городов продолжался. Он завоевал Торжок. Отметьте этот город в своих картах.

Батыю открылась дорога на богатый город Новгород. Однако он повернул назад.

- Какой город был на его пути?

- Сколько держал оборону город Козельск?

- Как прозвали Козельск монголо-татары?

- Под стенами Козельска погибли тысячи воинов. Когда же были истреблены все горожане.

- Найдите этот город и проведите к нему стрелку.

- Хан Батый со своими войсками напал снова на Русь спустя 2 года. - - Какой город был захвачен в 1240 году?

- Найдите этот город и проведите к нему стрелку.

- Так же были захвачены города Переяславль, Чернигов, Владимир Волынск и Галич.

- Найдите города и проведите к ним стрелки.

- После этого закончилось завоевание Руси. Батый повернул назад и в низовьях Волги основал столицу своего государства, которая называлась Золотая Орда. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде. Теперь Руси пришлось выплачивать дань Орде.

- Как вы думаете от какого слова образовалась слово «дань»?

- Дань – это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа.

- Как вы думаете, почему Русь, государство, которое было лучше развито, чем кочевники, лучше преуспевающее в военном деле, с укреплёнными городами, почему оно не смогло дать достойный отпор полчищам Батыя?



- Как вы думаете, какие последствия были, после нашествия Батыя?

Образовалась зависимость русских княжеств от Золотой орды. Она выражалась в уплате дани. Русские князья должны были ездить к хану – правителю Золотой Орды – за разрешением на владение княжеством. Так же русские юноши должны были служить в татарско – монгольской армии. Эта зависимость продолжалась больше двух веков.

Сейчас давайте разомнёмся


- На мозаику.

- К середине XII века Древняя Русь располагалась на отдельные княжества. Князья хотели быть самостоятельными и никому не подчиняться.

























Высказывают предположения.




Выполняют задание в листе историка.





Золотая Орда – государство, созданное монголами после завоевания Руси.

-Хан – правитель Золотой Орды.

-Монголы – кочевые монгольские племена.

- Дань – налог.





Хан Батый




1237 год







Рязань











Выполняют задание №1 в листе историка.

Владимир










Выполняют задание №1 в листе историка.







Козельск.


7 недель


«злой город»









Киев



















Дать, дар.




Потому что Русь была разбита на маленькие княжества, которые по одиночке завоевал Батый. Не было взаимопомощи государств друг другу.


Высказывают свои предположения.

воспринимать информацию о событиях: нашествие Батыя.

























































Пользоваться картой












Умение пользоваться картой

























Умение пользоваться картой.

К: владеть диалогической формой речи.




















П: осуществлять поиск необходимой информации


П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации.






К: владеть диалогической формой речи.








К: слушать и понимать речь других.









К: владеть диалогической формой речи.


К: слушать и понимать речь других.

П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации.







К: владеть диалогической формой речи.





К: слушать и понимать речь других






П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации
















К: строить монологическое высказывание.










К: слушать и понимать речь других.







6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Поисковый метод


Словесный (беседа)









Практический (упраждение)


Словесный (рассказ)



















Словесный (беседа)




Практический (упражнение)






Словесный (беседа, рассказ)






Наглядный (демонстрация)



- Беда не приходит одна. В это же время со стороны северо-запада возникла ещё одна новая угроза.

- Что бы узнать, кто её нанес нужно прочитать текст на странице 62.

- Кто напал на русские земли?

- В каком году они напали?

- Верно. Обведите в листе исследователя в задании №3 эту дату и запишите её в таблицу.

- Где происходило сражение?

- Верно. Шведские войска зашли с северо – запада в устье Невы. Отметим это на карте в листе историка в задании №4.

- Какое прозвание получил князь Александр после битвы на реке Неве?

- Александр Невский – выдающийся русский полководец. Он родился весной 1221 года в Переславле-Залесском. Его отцом был великий князь Ярослав Всеволодович. Мальчика с 4 лет воспитывали и обучали грамоте и военному искусству княжеские воины. Александр рано научился владеть оружием и крепко сидеть в седле, с детских лет начал участвовать в военных походах. После смерти старшего брата 16-летний юноша стал самостоятельным правителем Новгородского княжества. Несмотря на свою молодость, он успешно участвовал в победных сражениях, учился руководить своим княжеством.

- Найдите в задании №6 его портрет и подпишите его имя.

- Какая ещё битва вошла в историю, во главе которой стоял Александр Невский?

- Правильно, а в каком году произошло ледовое побоище?

- Верно, молодцы. Обведите эту дату в листе историка в задании №3 и впишите эту дату в последний прямоугольник.

- А где происходило данное сражение?

Верно. Отметим это на карте в листе историка в задании №4.


- Правильно. Как называли немецких рыцарей?

Крестоносец – это европейский воин, участвовавший в крестовых походах, возглавляемых Римско-католической церковью. Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду кресты. Считалось, что участники похода получали прощение грехов.

В задании №5 напишите определение, кто такие крестоносцы.

Видео ролик.

Как построили свои войска крестоносцы?

Как проходила битва и чем закончилась?




Читают страницы учебника.

Шведские войска.

В 1240 году.

Выполняют задание №3.


-На реке Неве.






Александр Невский



























Ледовое побоище.


1242 году.


Выполняют задание в листе историка.



На Чудском озере.





Крестоносцами.











Клином

Крестоносцы нанесли сильный удар в центр войск Александра. Русская конница ударила противника по «бокам» строя, что привело к поражению войск противника.

воспринимать информацию о событиях: Невская битва, и личности Александра Невского


Умение пользоваться картой, ориентироваться в датах событий.






















воспринимать информацию о событиях: Ледовое побоище.





Умение пользоваться картой, ориентироваться в датах событий.



П: осуществлять поиск необходимой информации


К: владеть диалогической формой речи.








К: слушать и понимать речь других.



















К: владеть диалогической формой речи.


П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации.















К: владеть диалогической формой речи






7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Практический (упражнение)

- Да, всё верно. У вас на партах лежат карточки с тестом. Их вы сейчас будите выполнять самостоятельно.

Приложение 1

Обменяйтесь с соседом карточками и проверьте выполненную работу.


Самостоятельно выполняют задания в карточках.



Р:осуществлять контроль


8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Словесный (беседа)

- С какими событиями мы сегодня познакомились?


- Что такое Золотая Орда?




-Кто возглавлял Золотую Орду?

- Кто ещё нападал на русские земли?

- Когда была Невская битва?

- Когда было Ледовое побоище?
- Где нам пригодятся полученные знания?

Нашествие монголо-татар, Невская битва, Ледовое побоище.

Государство созданное монголами после завоевания Руси.

Хан Батый.

Немецкие и шведские войска.

В 1240 году

В 1242 году



П: обобщать

К: владеть диалогичекой формой речи.


9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный (беседа)






- Ребята, сегодня мы узнали о трудных временах на русской земле.

- Как вы думаете, достигли ли мы нашей цели?

- Все ли задачи мы выполнили? - Ребята, а теперь давайте представим, что мы сегодня с вами плыли на корабле. К какому бы острову вы в итоге приплыли? «Неопределенности»- если в чем то еще путаешься , в датах, в порядке событий Открытый- если смог открыть для себя что-то новое Успеха- если с успехом отвечал на все вопросы, быстро находил информацию в учебнике, работал с картой Недоумения- если вообще ничего не понятно, ничего не запомнил Молодцы. А теперь запишем домашнее задание. Написать мини-сочинение «Ледовое побоище глазами очевидцев»

До свидания.




- Да


- Да


Оценивают свою работу на уроке.


Записывают домашнее задание.



Прощаются.




К: владеть диалогической формой речи.

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.