Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Трудные времена на Русской земле»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. Ситникова Антонида Евгеньевна
Предмет: окружающий мир
Класс: 4 «А»
Тема урока: Трудные времена на Русской земле
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Трудные времена на Русской земле»
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Дидактические средства: учебник, ручка, лист историка, тест. |
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные | |||||
1. Мотивация учебной деятельности | Словесный (беседа) | - Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Меня зовут Антонида Евгеньевнаа, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Проверьте, чтобы у вас на парте были: пенал, учебник, рабочая тетрадь и лист историка. Ребята, а теперь подумайте, что еще нам пригодится на уроке. Посмотрите на слайд. Что нам нужно взять, чтобы быть успешными. «Наблюдательность, лень, плохое настроение, активность, умение работать в парах. | Приветствуют. Проверяют готовность. Смотрят, выбирают. | Р: осуществлять волевую саморегуляцию. К: слушать и понимать речь других. | |||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Практический ( упражнение) | Ребята, давайте освежим ваши знания с предыдущих уроков. Сейчас вы должны выбрать один правильный ответ. - Подпишите сверху ваши листочки. Тест. 1. Летопись – это: А) запись важнейших событий Б) первая рукописная книга В) славянская азбука 2. На Руси первые книги писали на: А) папирусе Б) бересте В) пергаменте 3. Славянскую азбуку создали: А) Минин и Пожарский Б) Кирилл и Мефодий Б) Геродот и Нестор 4. Киноварь – это краска: А) зеленого цвета Б) оранжево-красного цвета В) голубого цвета Проверка -А теперь обменяйтесь листочками. За правильный ответ ставим плюсик. -Кто набрал 4 плюса, хорошо уяснили тему. -Молодцы. | Выполняют тест. Проверяют работу соседа по парте. | П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации. Р: осуществлять контроль. | |||
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный ( рассказ) Словесный (беседа) | Ребята, а теперь послушайте я вам прочитаю стихотворение. Под большим шатром Голубых небес – Вижу даль полей зеленеется. Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной развернулася! И во всех концах света белого Про тебя идет слава громкая. Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову! -Это стихотворение «Русь» написал поэт Иван Саввич Никитин. - Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям? -Никитин говорит в своём стихотворении слово «недруг». Как вы думаете кто такой «недруг»? - А когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена? - Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке? - Проверьте свои предположения и откройте учебник на странице 59 и скажите тему нашего урока. -Итак, тема урока «Трудные времена на Русской земле» -Подумайте, какая будет цель нашего урока. | О том, как красива и необъятна наша страна. Враг Тяжёлые, ужасные, голодные. Да Тема: «трудные времена на Русской земле». Цель: узнать, как Русская земля отстаивала свою независимость. | К: владеть диалогической формой речи. Р:принимать и сохранять учебную задачу. | Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | ||
4. Построение проекта выхода из затруднения | Словесный (беседа) | - Для того что бы достичь нам этой цели нужно поставить перед собой задачи. - Давайте снова обратимся к учебнику. Посмотрите в учебнике слова выделенные красным цветом. Они вам помогут составить задачи нашего урока. | Смотрят страницы учебника. Задачи: 1) Узнать, про нашествие Батыя 2) Узнать про защиту северо-западных рубежей. 3) Узнать, кто такой Александр Невский | Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей. | Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | ||
5. Реализация построенного проекта | Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) Практический (упражнение) Словесный (беседа) Практический (упражнение) Словесный (рассказ) Практический (упражнение) Словесный (рассказ) Практический (упражнение) Словесный (беседа) Практический (упражнение) Словесный (рассказ) Словесный (беседа) | - Посмотрите на слайд, перед вами карта Руси. На что она похожа? - Верно, она похожа на мозаику. А почему она так выглядит? На этот вопрос вам поможет ответить первый абзац на странице 59. - Верно, как мы видим, на карте нет единого государства, есть много отдельных княжеств. Каждый из князей не хотел кому-то подчиняться. В ХIII-13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники – монголо-татары. Кочевые народы живущие за счёт скотоводства. Некоторые кочевые народы, кроме того, занимаются охотой или, как некоторые морские кочевники в юго-восточной Азии, — рыболовством. Поход на Русь возглавил хан Батый. Батый-это монгольский полководец. После смерти отца в 1227 году стал правителем (Золотой Орды), после смерти деда в том же году был признан старшим среди чингизидов второго поколения. - А как вы думаете, что легче завоевать? Одно большое государство или несколько маленьких княжеств? - Для того что бы нам ответить на этот вопрос нам нужно познакомиться с «нашествием Батыя» и вписать определения в лист историка задание №2. - Выполнить это задание вам помогут страницы 59 и 60. Приступаем к работе. - Что вы выписали? - Отлично, с данным заданием справились. А сейчас посмотрим видео, после которого я задам вопросы. Кто возглавил поход на Русь? - Верно, найдите в задании №6 его портрет и подпишите его имя. - Назовите дату начала нашествия Батыя на Русь. - Верно, первый русский город был завоёван батыевкими войсками в 1237 году. В листе историка в задании №3 обведите этот год на ленте времени и впишите в его в таблицу. -И какой же город они завоевали первым? - Верно, Первым русским городом оказалась Рязань. Шёл 1237 год. Когда полчища Батыя нападали на Рязань, князь Юрий попросил помощи у князей, которые правили в Чернигове и Владимире. Но напрасно ждал он подмогу. Помощь не пришла. Город был разгромлен, а все его жители погибли. - В задании №1 найдите город Рязань и проведите к нему стрелку. - Каким был следующий город? - Верно, В феврале 1238 г. полчища Батыя осадили Владимир. Владимирский князь ждал помощи от Киевского и Новгородского князей. Но ни один из них не пришёл на помощь. Город пал. Последние защитники Владимира погибли в пламени пожара в Успенском соборе. В задании №1 найдите город и проведите к нему стрелку. - Захват городов продолжался. Он завоевал Торжок. Отметьте этот город в своих картах. Батыю открылась дорога на богатый город Новгород. Однако он повернул назад. - Какой город был на его пути? - Сколько держал оборону город Козельск? - Как прозвали Козельск монголо-татары? - Под стенами Козельска погибли тысячи воинов. Когда же были истреблены все горожане. - Найдите этот город и проведите к нему стрелку. - Хан Батый со своими войсками напал снова на Русь спустя 2 года. - - Какой город был захвачен в 1240 году? - Найдите этот город и проведите к нему стрелку. - Так же были захвачены города Переяславль, Чернигов, Владимир Волынск и Галич. - Найдите города и проведите к ним стрелки. - После этого закончилось завоевание Руси. Батый повернул назад и в низовьях Волги основал столицу своего государства, которая называлась Золотая Орда. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде. Теперь Руси пришлось выплачивать дань Орде. - Как вы думаете от какого слова образовалась слово «дань»? - Дань – это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа. - Как вы думаете, почему Русь, государство, которое было лучше развито, чем кочевники, лучше преуспевающее в военном деле, с укреплёнными городами, почему оно не смогло дать достойный отпор полчищам Батыя? - Как вы думаете, какие последствия были, после нашествия Батыя? Образовалась зависимость русских княжеств от Золотой орды. Она выражалась в уплате дани. Русские князья должны были ездить к хану – правителю Золотой Орды – за разрешением на владение княжеством. Так же русские юноши должны были служить в татарско – монгольской армии. Эта зависимость продолжалась больше двух веков. Сейчас давайте разомнёмся | - На мозаику. - К середине XII века Древняя Русь располагалась на отдельные княжества. Князья хотели быть самостоятельными и никому не подчиняться. Высказывают предположения. Выполняют задание в листе историка. Золотая Орда – государство, созданное монголами после завоевания Руси. -Хан – правитель Золотой Орды. -Монголы – кочевые монгольские племена. - Дань – налог. Хан Батый 1237 год Рязань Выполняют задание №1 в листе историка. Владимир Выполняют задание №1 в листе историка. Козельск. 7 недель «злой город» Киев Дать, дар. Потому что Русь была разбита на маленькие княжества, которые по одиночке завоевал Батый. Не было взаимопомощи государств друг другу. Высказывают свои предположения. | воспринимать информацию о событиях: нашествие Батыя. Пользоваться картой Умение пользоваться картой Умение пользоваться картой. | К: владеть диалогической формой речи. П: осуществлять поиск необходимой информации П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации. К: владеть диалогической формой речи. К: слушать и понимать речь других. К: владеть диалогической формой речи. К: слушать и понимать речь других. П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации. К: владеть диалогической формой речи. К: слушать и понимать речь других П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации К: строить монологическое высказывание. К: слушать и понимать речь других. | ||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Поисковый метод Словесный (беседа) Практический (упраждение) Словесный (рассказ) Словесный (беседа) Практический (упражнение) Словесный (беседа, рассказ) Наглядный (демонстрация) | - Беда не приходит одна. В это же время со стороны северо-запада возникла ещё одна новая угроза. - Что бы узнать, кто её нанес нужно прочитать текст на странице 62. - Кто напал на русские земли? - В каком году они напали? - Верно. Обведите в листе исследователя в задании №3 эту дату и запишите её в таблицу. - Где происходило сражение? - Верно. Шведские войска зашли с северо – запада в устье Невы. Отметим это на карте в листе историка в задании №4. - Какое прозвание получил князь Александр после битвы на реке Неве? - Александр Невский – выдающийся русский полководец. Он родился весной 1221 года в Переславле-Залесском. Его отцом был великий князь Ярослав Всеволодович. Мальчика с 4 лет воспитывали и обучали грамоте и военному искусству княжеские воины. Александр рано научился владеть оружием и крепко сидеть в седле, с детских лет начал участвовать в военных походах. После смерти старшего брата 16-летний юноша стал самостоятельным правителем Новгородского княжества. Несмотря на свою молодость, он успешно участвовал в победных сражениях, учился руководить своим княжеством. - Найдите в задании №6 его портрет и подпишите его имя. - Какая ещё битва вошла в историю, во главе которой стоял Александр Невский? - Правильно, а в каком году произошло ледовое побоище? - Верно, молодцы. Обведите эту дату в листе историка в задании №3 и впишите эту дату в последний прямоугольник. - А где происходило данное сражение? Верно. Отметим это на карте в листе историка в задании №4. - Правильно. Как называли немецких рыцарей? Крестоносец – это европейский воин, участвовавший в крестовых походах, возглавляемых Римско-католической церковью. Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду кресты. Считалось, что участники похода получали прощение грехов. В задании №5 напишите определение, кто такие крестоносцы. Видео ролик. Как построили свои войска крестоносцы? Как проходила битва и чем закончилась? | Читают страницы учебника. Шведские войска. В 1240 году. Выполняют задание №3. -На реке Неве. Александр Невский Ледовое побоище. 1242 году. Выполняют задание в листе историка. На Чудском озере. Крестоносцами. Клином Крестоносцы нанесли сильный удар в центр войск Александра. Русская конница ударила противника по «бокам» строя, что привело к поражению войск противника. | воспринимать информацию о событиях: Невская битва, и личности Александра Невского Умение пользоваться картой, ориентироваться в датах событий. воспринимать информацию о событиях: Ледовое побоище. Умение пользоваться картой, ориентироваться в датах событий. | П: осуществлять поиск необходимой информации К: владеть диалогической формой речи. К: слушать и понимать речь других. К: владеть диалогической формой речи. П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации. К: владеть диалогической формой речи | ||
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Практический (упражнение) | - Да, всё верно. У вас на партах лежат карточки с тестом. Их вы сейчас будите выполнять самостоятельно. Приложение 1 Обменяйтесь с соседом карточками и проверьте выполненную работу. | Самостоятельно выполняют задания в карточках. | Р:осуществлять контроль | |||
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение | Словесный (беседа) | - С какими событиями мы сегодня познакомились? - Что такое Золотая Орда? -Кто возглавлял Золотую Орду? - Кто ещё нападал на русские земли? - Когда была Невская битва? - Когда было Ледовое побоище? | Нашествие монголо-татар, Невская битва, Ледовое побоище. Государство созданное монголами после завоевания Руси. Хан Батый. Немецкие и шведские войска. В 1240 году В 1242 году | П: обобщать К: владеть диалогичекой формой речи. | |||
9. Рефлексия учебной деятельности | Словесный (беседа) | - Ребята, сегодня мы узнали о трудных временах на русской земле. - Как вы думаете, достигли ли мы нашей цели? - Все ли задачи мы выполнили? - Ребята, а теперь давайте представим, что мы сегодня с вами плыли на корабле. К какому бы острову вы в итоге приплыли? «Неопределенности»- если в чем то еще путаешься , в датах, в порядке событий Открытый- если смог открыть для себя что-то новое Успеха- если с успехом отвечал на все вопросы, быстро находил информацию в учебнике, работал с картой Недоумения- если вообще ничего не понятно, ничего не запомнил Молодцы. А теперь запишем домашнее задание. Написать мини-сочинение «Ледовое побоище глазами очевидцев» До свидания. | - Да - Да Оценивают свою работу на уроке. Записывают домашнее задание. Прощаются. | К: владеть диалогической формой речи. | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |