12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Леся Петровна Бакун161
город Омск. Образование - высшее педагогическое (музыка, история, логопедия). БОУ "Средняя общеобразовательная школа № 95 с углубленным изучением отдельных предметов" - учитель-логопед. Совмещение с работой в центрах раннего развтития Опыт работы -5 лет.
Россия, Омская обл., Омск
7

«Сказка о волшебных яблоках «Как гласные помогли определить твердость и мягкость согласных»» Разработка логопедического занятия для обучающихся 1 класса по теме «Гласные II ряда. Определение твердости и мягкости согласных»

Всероссийский дистанционный конкурс педагогических статей «Методическая сказка как способ объяснения нового материала» «Сказка о волшебных яблоках «Как гласные помогли определить твердость и мягкость согласных»» Разработка логопедического занятия для обучающихся 1 класса по теме «Гласные II ряда. Определение твердости и мягкости согласных»

Учитель-логопед

Бакун Л.П.

БОУ СОШ № 95 с УИОП

г. Омск


Нередко учитель-логопед при подготовке урока, относящегося к типу «объяснение нового материала», испытывает затруднения в выборе форм и методов, позволяющих быстро, понятно и интересно преподнести обучающимся новый, порой сложный для понимания и усвоения учебный материал. Особо это методическое наблюдение относится к урокам для первоклассников. Как показывает практика и рекомендации методической литературы, наиболее эффективным инструментом для данной возрастной категории при объяснении нового материала является сказка.

В целом, сказка это любимый жанр, доступный для понимания и удержания интереса детей на высоком познавательном и эмоциональном уровне. Детям в сказке нравится буквально всё: и герои, и события, и сюжетные линии. Дети и сами охотно сочиняют сказки или включаются в коллективное творчество по ее созданию. А учитель, в свою очередь, используя этот благодатный жанр, успешно решает методические задачи. В то же время, от учителя требуется немало знаний, творческих способностей и умений по применению сказочных элементов на уроке, или сочинению собственной литературной сказки, основанной на фольклорном сюжете.

В рамках данной статьи нами предложена авторская методическая сказка о волшебных яблоках «Как гласные помогли определить твердость и мягкость согласных» на уроке объяснения нового материала по теме «Гласные II ряда. Определение твердости и мягкости согласных» обучающимся 1 класса.

Ниже приводится схема урока, содержащая необходимые методические компоненты: структура, задачи, содержание деятельности учителя и обучающихся, время, формы и методы работы, техническое и дидактическое оснащение урока. Продолжительность урока – 40 минут.

Цели:

1. Обучающие

- формировать знания о гласных I и II ряда;

- формировать знания о твердости и мягкости согласных и о гласных, как указателях твердости и мягкости в сочетании с согласными.

2. Развивающие

- развивать внимание, память, мышление (умение сравнивать, сопоставлять, анализировать).

3. Воспитывающие

- формировать уважительное отношение к друг другу;

- формирование умения слушать;

4. Коррекционные:

- развивать фонематические процессы и учить дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух;

- учить согласовывать существительные и числительные.


Время

Структура урока


Задачи

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности

обучающихся

Формы работы

Методы, приемы развития познавательных процессов и творческих способностей

Техническое и дидактическое оснащение

2 мин.

Организационный момент

1. Развивать память.

2. Закрепление знаний по теме «Гласные I ряда»

3. Учить отвечать полным ответом.

Приветствие.

Задает вопрос: Ребята, посмотрите, какие гласные спрятались?

Кто может их назвать?

Приветствие.

Отвечают на вопрос: под яблоками спрятались гласные I ряда: А, О, У, Ы, Э.


Фронтальный опрос.

Прием загадки:

Закрытые гласные I ряда на букве лент вырезанными из красной бумаги яблоками.


Лента букв (расположена всегда в классе под учебной доской).

6.50

мин.

с перерывом

после 7 кадра

Актуализация новой темы «Гласные II ряда»


1. Развивать умение внимательно слушать.

Организует беседу:

-Яблоки, которые закрыли гласные, не простые, а волшебные.

И сегодня на уроке мы посмотрим сказку о волшебных яблоках. В сказке встретятся загадки и поэтому понадобится ваша помощь, чтобы их отгадать. Поэтому скажите, ребята, что необходимо вам делать?


Слушают учителя.












Отвечают на вопрос:


Нужно внимательно смотреть и слушать, чтобы отгадать загадки.

Демонстрация видео сказки

Демонстрацию видео поставить на паузу после 7 кадра, чтобы провести беседу по вопросам:

1.Для чего царь привел Ивана в волшебный сад?

2. Как вы думаете, о чем должен был догадаться Иван?

3. Как вы думаете, яблони первого ряда и второго ряда в волшебном саду были одинаковыми?


Мультимедийная презентация видео

2

мин.

(6.50-

7.46)


Проблемная ситуация

1. Учить рассуждать.

Организует беседу:

- Ребята, нужно выйти к доске и убрать с ленты букв то яблочко, которое должен сорвать Иван, чтобы написать первую правильную гласную в своем имени.

Слушают и по желанию выходят к ленте букв, чтобы «снять» яблоко с нужной буквы.

Индивидуальная работа.

Беседа

Лента букв.

Мультимедийная презентация видео.

8 кадр.

1 мин.

(7.47-8.17 )


Проблемная ситуация

1. Учить сравнивать, сопоставлять

Организует беседу:

- Ребята, давайте посмотрим, совпал ли ваш выбор гласной буквы с выбором Ивана.

Смотрят видео (9 кадр), сравнивают свой ответ с ответом героя сказки.

Фронтальная работа

Прием сравнения

Мультимедийная презентация видео.

9 кадр.

5 мин.

Физминутка

1. Учить согласовывать числительные и существительные (особо 1, 2, 5, 21).

Обратить внимание на нулевое окончание: пять яблок, шесть яблок ….

Организует физминутку:

Мы немножко отдохнем – посчитаем яблоки.

А потом опять начнем обучаться грамоте.

Учатся считать яблоки до 30

Фронтальная работа

Игровая ситуация

Мяч

2 мин.

(8.18-

8.42)

Фонематическая разминка

1. Учить различать на слух твердость согласных на слух.

2. Учить работать самостоятельно.

кОрганизует беседу:

- Давайте послушаем, как оценил царь ответ Ивана.

Организует прослушивание:

- Послушайте, как будут звучать согласная [В] с гласными I ряда.

Организует индивидуальную работу:

- Вы можете выбрать свою согласную и соединить с гласными I ряда.

Отвечают на вопросы.

Повторяют за учителем слоговые дорожки

Ва-Во-Ву-Вы-

Вэ.

Проговаривают свой вариант слоговых дорожек.

Фронтально

Индивидуально


Прием самостоятельного поиска

10 кадр видео.

3 мин.

(8.42-

9.37)

 Фонематическая разминка


1. Учить различать на слух мягкость согласных.

2. Учить работать самостоятельно.

Организует беседу:

- Посмотрите внимательно, справился ли Ваня со второй маленькой загадкой царя?

Организует индивидуальную работу:

- Вы можете выбрать свою согласную и соединить с гласными II ряда.

Отвечают на вопрос.

Повторяют за учителем слоговые дорожки

Вя-Вё-Вю-Ви-

Ве.

Проговаривают свой вариант слоговых дорожек.

Фронтально.

Индивидуально.

Прием проблемного вопроса

10, 11, 12 кадры видео

3 мин.

(9.38-

10.06)

Закрепление фонематического восприятия твердости и мягкости.

1. Учить дифференцировать на слух твердость и мягкость согласных

Организует беседу:

- Давайте послушаем как царь оценил Ивана.

Организует индивидуальную работу:

- Придумайте загадку «Скажи наоборот: я скажу твердо, а ты - мягко»

Придумывают свою слоговую дорожку на различение твердости и мягкости.

Придумывают друг другу загадки: «Скажи наоборот»

Фронтально.

В парах.

Прием поисковой ситуации

12 кадр

5 мин.

(10.07-13.00)

Объяснение и закрепление нового

знания.

1. Сформировать новые знания о роли гласных в соединении с согласными.

Организация просмотра видео.

Объяснение нового материала:

- С гласными первого ряда согласные читаются твердо.

С гласными второго ряда – читаются мягко.

Буквы Я, Ё, Ю, И, Е – это буквы маячки (обратить внимание на зеленые треугольники около этих гласных на ленте букв), они показывают нам, что согласные перед ними надо читать мягко, ласково.

Смотрят видео до конца.

Слушают.

Групповая работа

Объяснение

Учебная доска.

Лента букв.

Обучающие карточки с буквами.

5 мин.

Практическая работа

1. Закрепить новые знания о роли гласных в соединении с согласными.

Объяснение:

Синим цветом обозначаем согласные, если после них пишем гласные I ряда.

Зеленым – с гласными II ряда.

Предлагает поупражняться с разноцветными кружочками.

Диктует слоговые дорожки, односложные слова.

Выполняют практическое задание

Самостоятельная работа

Упражнение

Синие, зеленые, красные кружочки

4 мин

Подведение итогов урока

1. Учить давать оценку собственным учебным действиям.

Задает вопрос:

- Ребята, чему мы с вами сегодня учились на нашем уроке?

Отвечают на вопросы учителя

Фронтально

Беседа

Наклейки «Яблочко» за хорошую работу.



Дата проведения: с 10 сентября по 10 декабря
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Куликова Ирина Геннадьевна, 09.11.21 в 19:52 0Ответить Пожаловаться
Почему то не открылась ссылка на видео
Леся Петровна Бакун, 10.11.21 в 05:25 2Ответить Пожаловаться
https://disk.yandex.ru/i/OVgnr_6eIYUBNw
СКАЗКА О ВОЛШЕБНЫХ ЯБЛОКАХ
Куликова Ирина Геннадьевна, 11.11.21 в 01:19 0Ответить Пожаловаться
Посмотрела. Интересно. Спасибо
Трефилова Раиса Поликарповна, 09.11.21 в 20:20 1Ответить Пожаловаться
Не открывается ссылка!

Леся Петровна Бакун, 10.11.21 в 05:26 1Ответить Пожаловаться
https://disk.yandex.ru/i/OVgnr_6eIYUBNw
СКАЗКА О ВОЛШЕБНЫХ ЯБЛОКАХ
Леся Петровна Бакун
Комментарий был удалён пользователем 10 ноя 2021 в 05:12
Леся Петровна Бакун, 10.11.21 в 05:25 1Ответить Пожаловаться
https://disk.yandex.ru/i/OVgnr_6eIYUBNw
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.