Разработка логопедического занятия для обучающихся 1 класса по теме «Гласные II ряда. Определение твердости и мягкости согласных»

Всероссийский дистанционный конкурс педагогических статей «Методическая сказка как способ объяснения нового материала» «Сказка о волшебных яблоках «Как гласные помогли определить твердость и мягкость согласных»» Разработка логопедического занятия для обучающихся 1 класса по теме «Гласные II ряда. Определение твердости и мягкости согласных»
Учитель-логопед
Бакун Л.П.
БОУ СОШ № 95 с УИОП
г. Омск
Нередко учитель-логопед при подготовке урока, относящегося к типу «объяснение нового материала», испытывает затруднения в выборе форм и методов, позволяющих быстро, понятно и интересно преподнести обучающимся новый, порой сложный для понимания и усвоения учебный материал. Особо это методическое наблюдение относится к урокам для первоклассников. Как показывает практика и рекомендации методической литературы, наиболее эффективным инструментом для данной возрастной категории при объяснении нового материала является сказка.
В целом, сказка это любимый жанр, доступный для понимания и удержания интереса детей на высоком познавательном и эмоциональном уровне. Детям в сказке нравится буквально всё: и герои, и события, и сюжетные линии. Дети и сами охотно сочиняют сказки или включаются в коллективное творчество по ее созданию. А учитель, в свою очередь, используя этот благодатный жанр, успешно решает методические задачи. В то же время, от учителя требуется немало знаний, творческих способностей и умений по применению сказочных элементов на уроке, или сочинению собственной литературной сказки, основанной на фольклорном сюжете.
В рамках данной статьи нами предложена авторская методическая сказка о волшебных яблоках «Как гласные помогли определить твердость и мягкость согласных» на уроке объяснения нового материала по теме «Гласные II ряда. Определение твердости и мягкости согласных» обучающимся 1 класса.
Ниже приводится схема урока, содержащая необходимые методические компоненты: структура, задачи, содержание деятельности учителя и обучающихся, время, формы и методы работы, техническое и дидактическое оснащение урока. Продолжительность урока – 40 минут.
Цели:
1. Обучающие
- формировать знания о гласных I и II ряда;
- формировать знания о твердости и мягкости согласных и о гласных, как указателях твердости и мягкости в сочетании с согласными.
2. Развивающие
- развивать внимание, память, мышление (умение сравнивать, сопоставлять, анализировать).
3. Воспитывающие
- формировать уважительное отношение к друг другу;
- формирование умения слушать;
4. Коррекционные:
- развивать фонематические процессы и учить дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух;
- учить согласовывать существительные и числительные.
Время | Структура урока | Задачи | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формы работы | Методы, приемы развития познавательных процессов и творческих способностей | Техническое и дидактическое оснащение |
2 мин. | Организационный момент | 1. Развивать память. 2. Закрепление знаний по теме «Гласные I ряда» 3. Учить отвечать полным ответом. | Приветствие. Задает вопрос: Ребята, посмотрите, какие гласные спрятались? Кто может их назвать? | Приветствие. Отвечают на вопрос: под яблоками спрятались гласные I ряда: А, О, У, Ы, Э. | Фронтальный опрос. | Прием загадки: Закрытые гласные I ряда на букве лент вырезанными из красной бумаги яблоками. | Лента букв (расположена всегда в классе под учебной доской). |
6.50 мин. с перерывом после 7 кадра | Актуализация новой темы «Гласные II ряда» | 1. Развивать умение внимательно слушать. | Организует беседу: -Яблоки, которые закрыли гласные, не простые, а волшебные. И сегодня на уроке мы посмотрим сказку о волшебных яблоках. В сказке встретятся загадки и поэтому понадобится ваша помощь, чтобы их отгадать. Поэтому скажите, ребята, что необходимо вам делать? | Слушают учителя. Отвечают на вопрос: Нужно внимательно смотреть и слушать, чтобы отгадать загадки. | Демонстрация видео сказки | Демонстрацию видео поставить на паузу после 7 кадра, чтобы провести беседу по вопросам: 1.Для чего царь привел Ивана в волшебный сад? 2. Как вы думаете, о чем должен был догадаться Иван? 3. Как вы думаете, яблони первого ряда и второго ряда в волшебном саду были одинаковыми? | Мультимедийная презентация видео |
2 мин. (6.50- 7.46) | Проблемная ситуация | 1. Учить рассуждать. | Организует беседу: - Ребята, нужно выйти к доске и убрать с ленты букв то яблочко, которое должен сорвать Иван, чтобы написать первую правильную гласную в своем имени. | Слушают и по желанию выходят к ленте букв, чтобы «снять» яблоко с нужной буквы. | Индивидуальная работа. | Беседа | Лента букв. Мультимедийная презентация видео. 8 кадр. |
1 мин. (7.47-8.17 ) | Проблемная ситуация | 1. Учить сравнивать, сопоставлять | Организует беседу: - Ребята, давайте посмотрим, совпал ли ваш выбор гласной буквы с выбором Ивана. | Смотрят видео (9 кадр), сравнивают свой ответ с ответом героя сказки. | Фронтальная работа | Прием сравнения | Мультимедийная презентация видео. 9 кадр. |
5 мин. | Физминутка | 1. Учить согласовывать числительные и существительные (особо 1, 2, 5, 21). Обратить внимание на нулевое окончание: пять яблок, шесть яблок …. | Организует физминутку: Мы немножко отдохнем – посчитаем яблоки. А потом опять начнем обучаться грамоте. | Учатся считать яблоки до 30 | Фронтальная работа | Игровая ситуация | Мяч |
2 мин. (8.18- 8.42) | Фонематическая разминка | 1. Учить различать на слух твердость согласных на слух. 2. Учить работать самостоятельно. | кОрганизует беседу: - Давайте послушаем, как оценил царь ответ Ивана. Организует прослушивание: - Послушайте, как будут звучать согласная [В] с гласными I ряда. Организует индивидуальную работу: - Вы можете выбрать свою согласную и соединить с гласными I ряда. | Отвечают на вопросы. Повторяют за учителем слоговые дорожки Ва-Во-Ву-Вы- Вэ. Проговаривают свой вариант слоговых дорожек. | Фронтально Индивидуально | Прием самостоятельного поиска | 10 кадр видео. |
3 мин. (8.42- 9.37) | Фонематическая разминка | 1. Учить различать на слух мягкость согласных. 2. Учить работать самостоятельно. | Организует беседу: - Посмотрите внимательно, справился ли Ваня со второй маленькой загадкой царя? Организует индивидуальную работу: - Вы можете выбрать свою согласную и соединить с гласными II ряда. | Отвечают на вопрос. Повторяют за учителем слоговые дорожки Вя-Вё-Вю-Ви- Ве. Проговаривают свой вариант слоговых дорожек. | Фронтально. Индивидуально. | Прием проблемного вопроса | 10, 11, 12 кадры видео |
3 мин. (9.38- 10.06) | Закрепление фонематического восприятия твердости и мягкости. | 1. Учить дифференцировать на слух твердость и мягкость согласных | Организует беседу: - Давайте послушаем как царь оценил Ивана. Организует индивидуальную работу: - Придумайте загадку «Скажи наоборот: я скажу твердо, а ты - мягко» | Придумывают свою слоговую дорожку на различение твердости и мягкости. Придумывают друг другу загадки: «Скажи наоборот» | Фронтально. В парах. | Прием поисковой ситуации | 12 кадр |
5 мин. (10.07-13.00) | Объяснение и закрепление нового знания. | 1. Сформировать новые знания о роли гласных в соединении с согласными. | Организация просмотра видео. Объяснение нового материала: - С гласными первого ряда согласные читаются твердо. С гласными второго ряда – читаются мягко. Буквы Я, Ё, Ю, И, Е – это буквы маячки (обратить внимание на зеленые треугольники около этих гласных на ленте букв), они показывают нам, что согласные перед ними надо читать мягко, ласково. | Смотрят видео до конца. Слушают. | Групповая работа | Объяснение | Учебная доска. Лента букв. Обучающие карточки с буквами. |
5 мин. | Практическая работа | 1. Закрепить новые знания о роли гласных в соединении с согласными. | Объяснение: Синим цветом обозначаем согласные, если после них пишем гласные I ряда. Зеленым – с гласными II ряда. Предлагает поупражняться с разноцветными кружочками. Диктует слоговые дорожки, односложные слова. | Выполняют практическое задание | Самостоятельная работа | Упражнение | Синие, зеленые, красные кружочки |
4 мин | Подведение итогов урока | 1. Учить давать оценку собственным учебным действиям. | Задает вопрос: - Ребята, чему мы с вами сегодня учились на нашем уроке? | Отвечают на вопросы учителя | Фронтально | Беседа | Наклейки «Яблочко» за хорошую работу. |
Куликова Ирина Геннадьевна
Леся Петровна Бакун
Куликова Ирина Геннадьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Леся Петровна Бакун
Леся Петровна Бакун