Урок литературного чтения «Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости»

5
0
Материал опубликован 9 February 2017

Котикова Инна Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №1»

Республика Мордовия

р.п.Чамзинка

Технологическая карта урока:

Урок литературного чтения, УМК «Перспективная начальная школа», Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема урока: Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости-твердости

Цели урока:

познакомить учащихся с глухими звуками [т] [т’],

упражняться в чтении слогов, слов и текстов с буквой «т»,

дифференцировать эти звуки по признаку твердости-мягкости и сравнивать их по очередности с соответствующей парой звонких согласных [д] [д’],

продолжить формирование умений практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков,

закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнивания минимальных пар слов,

закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласного звуков,

учить читать по слогам и орфоэпически,

формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы,

закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели,

развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения,

воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Учебник по обучению грамоте и чтению. 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.

Обучение грамоте. Чтение. 1 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Г.Агарковой, Ю.А.Агаркова «Азбука»//Н.В. Лободина. В 2-х частях. – Волгоград: Учитель, 2009г.

Лаврова Н.М. Азбука. Обучение грамоте и чтению. Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. Схематические обозначения звуков, звуковые модели слов, двухуровневые модели слов.

Ход урока:

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

1. Оргмомент.

- Давайте вспомним, с какой буквой мы познакомились на предыдущем уроке? (с буквой «д»)

- Какие звуки воспроизводит буква «д»? ([д] [д’])

- Дайте им характеристику. (Звук [д] – согласный, звонкий, твердый; звук [д’] - согласный, звонкий, мягкий).

2. Сообщение темы урока.

- Ребята, внимательно послушайте и отгадайте, какое слово загадано:

1. Большое, обычно тёмное густое облако, несущее дождь, снег. (Туча)

2. Передвижная лестница для выхода из самолёта и посадки. (Трап)

3. Бронированная самоходная машина на гусеничном ходу с мощным вооружением. (Танк)

4. След от прикосновения кончика карандаша, ручки; маленькое круглое пятнышко. (Точка)

5. Нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет. (Тайна)

- Повторите все слова, которые отгадали. (Один из учеников озвучивает)

- Что вы заметили? (Все слова начинаются со звука [т])

-Как вы думаете, ребята, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? (Буква «т»)

- Какие цели и задачи мы поставим перед собой на уроке?

(1. Узнать, какие звуки обозначает буква «т»;

2. дать характеристику новым звукам,

3. научится читать слоги и слова с буквой «т»)

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Делать предположения в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Умение прогнозировать предстоящую работу

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

II. Развитие умений.

3. Знакомство с новой буквой. Звуковой анализ слов

- Откройте «Азбуку» и рассмотрите иллюстрации на стр. 49 в верхнем ряду. Кто здесь изображен? (Клоуны)

- Кто такие клоуны? Чем они занимаются? (Отвечают)

- Посмотрите на схемы слов и скажите, как зовут клоунов? (Том и Тим)

- Произнесите имя первого клоуна, выделяя голосом каждый звук. (Произносят: [т][о][м])

- Сколько слогов в слове? (Один)

- Сколько букв? (Три буквы)

- Сколько звуков? (Три звука)

- Какой звук мы слышим вначале слова? (Звук [т])

- Приложите пальчики к гортани и произнесите все вместе этот звук ([т]-[т]- [т]-[т])

- Этот звук обозначается буквой Т. (Показ буквы).

- На что похожа буква? (Предположения детей: на антенну, на молоток)

- Давайте найдем букву Т в нашей азбуке. (Находят)

- Какого она цвета? (Синего)

- О чем это говорит? Какая это буква? (Согласная)

- Вернемся к нашей схеме слова «Том». Попробуйте дать характеристику звуку

[т] в этом слове. (Согласный, твердый)

- Полностью ли дана характеристика звука? (Нет)

- Чего мы не знаем? (Звонкий или нет звук [т])

- Ребята, обратите внимание на модель звука [т] вверху слева. Что вы заметили? (Согласный звук [т] обозначен квадратиком без кнопки в середине, значит этот звук не звонкий)

- Верно, мы с вами говорили, что в образовании звонких согласных звуков участвует голос. Произнесите еще раз звук [т]. Слышен ли глосс при его произнесении? (Нет)

Такие согласные звуки, в образовании которых голос не участвует, называются глухими, и в звуковой модели слова мы будем обозначать его пустым квадратиком. Так дайте теперь полную характеристику звуку [т]. (Согласный, глухой, твердый)

- Произнесите имя второго клоуна и проанализируйте его ([т’] [и] [м]. В слове 1 слог, 3 буквы, 3 звука)

- Какой звук мы слышим вначале слова? (Звук [т’])

- Приложите пальчики к гортани и произнесите все вместе этот звук ([т’] [т’] [т’] [т’])

- Охарактеризуйте этот звук. (Этот звук согласный глухой мягкий)

- Этот звук мы будем обозначать в звуковой модели слова пустым квадратиком с апострофом.

- Какая буква указывает на мягкость предыдущего согласного? (Буква «и»)

- Какой вывод мы можем сделать, какие звуки обозначает буква «т»? (Буква «т» обозначает согласные глухие звуки ([т] твердый и [т’] мягкий).

 

Физминутка «Клоун» (Учащиеся выполняют упражнения за учителем).

Вышел клоун на арену,

Поклонился всем со сцены,

Вправо, влево и вперед...

Поклонился всем как мог. (Поклоны)

4. Конструирование печатной буквы “Т” “т”

- Ребята, откройте конверты, из элементов печатных букв сконструируйте заглавную букву “Т” и строчную - “т” (Учащиеся выполняют работу)

- Итак, какие элементы вы выбрали? (Для заглавной буквы “Т” выбираем элементы - №1 (вертикальная линия) и №5 (горизонтальная линия), для строчной - №5 (вертикальная линия) и №9 (горизонтальная линия)

5. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью печатной строчной буквы “т” в квадратных скобках

- Ребята, что вы узнали о букве “т”? (Буква “т” обозначает согласный твёрдый звук [т] и мягкий согласный звук [т’])

- Назовите слова, которые начинаются со звука [т] (Такси, тундра, такса, танец)

- Назовите слова, в которых есть звук [т’] (Тир, тина, котёнок, тётя, ботинки)

6. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.

- Рассмотрите иллюстрации ниже на стр.49 в «Азбуке» и скажите, что изображено?

- Посмотрите на данные схемы. Произнесите слово, которое обозначает название предмета, расположенного слева, выделяя голосом каждый звук. ([т’] [о] [р] [н] – “тёрн” (орфоэпическое чтение)

- Ребята, объясните значение слова “ тёрн”. (Тёрн – колючий кустарник (с терпкими синевато-чёрными плодами)

- Произнесите слово, которое обозначает название предмета, расположенного справа, выделяя голосом каждый звук. ([т] [о] [р] [т] – “торт” (орфоэпическое чтение)

- Ребята, объясните значение слова “торт”. (Торт – сладкое кондитерское изделие из теста с кремом).

- Чем похожи эти схемы? (В этих словах один слог, так как один гласный звук [о])

- В этих словах количество звуков и букв одинаковое – 4 звука и 4 буквы.

- Первая буква “т”, третья буква “р”. Эти буквы обозначают твёрдые согласные звуки).

- Чем отличаются эти схемы? (В первом слове последняя буква “н”, во втором - буква “т”

- В первом слове буква “т” обозначает [т’], а во втором слове - [т]

- В первом слове звук [о] обозначает буква “ё”, а во втором - звук [о] обозначает буква “о”)

- А почему в слове «тёрн» мы произносим [т] мягко, а в слове «торт» твердо? (в слове «торт» рядом с буквой «т» стоит гласная буква «о», указывает на твердость предыдущего согласного, а в слове «тёрн» за буквой «т» следует буква «ё», которая указывает на мягкость предшествующего согласного).

- А какие еще буквы могут указывать на мягкость предыдущего согласного? (Гласные буквы и, е, ё, ю, я, и согласная буква ь)

- Ребята, какой сделаем вывод? (Буква “ё” указывает на то, что предшествующая буква “т” обозначает мягкий согласный звук, а буква “о” показывает, что буква “т” обозначает твёрдый согласный звук).

7. Чтение слогов по заданным схемам

- Прочтите слоги. Чем они похожи и чем отличаются? (Слоги похожи тем, что во всех присутствует согласный звук [т]. А отличаются тем, что в первом столбике даны слоги, которые начинаются с гласного звука, а во втором – слоги начинаются с твердого звука [т]. В третьем – слоги начинаются с мягкого звука[т’]).

8. Чтение слогов и слов в столбике

Учащиеся читают слова в цепочке вначале нараспев, по слогам, а затем – с учётом ударного слога, то есть орфоэпически, уточняя лексическое значение непонятных слов. (Во второй строке слово-предмет «мята» преобразуется в слово-признак «мятная», поэтому после прилагательного стоит прямоугольник как условное обозначение слова, для которого надо подобрать слово-предмет, например, мята – мятная конфета)

- Прочитайте слова, в которых буква “т” обозначает только мягкий согласный звук. (“утя”, т. к. после буквы “т” стоит буква “я”, которая показывает на мягкость предыдущего согласного;

- “метил”, т. к. после буквы “т” стоит буква “и”, которая показывает на мягкость предыдущего согласного).

- В каких словах буква “т” обозначает и мягкий согласный звук и твёрдый? (“отметил”, “утята”).

- Молодцы!

9. Чтение текста

Беседа до чтения:

- Я предлагаю вам прочитать текст “Омут”.

- Кто знает значение данного слова? (Омут – глубокая яма на дне реки или озера).

Омут.

Летнее утро. Малые утята у тёмного омута. Немало тайн он таит. То-то тянет утят нырять. Нырь, нырь, нырь! А там ил, муть и тайны нет.

(Все читают жужжащим чтением, затем читает один ученик)

Беседа после чтения:

- Какое время года описывается? (лето) А время суток? (утро)

- Где оказались малые утята? (У тёмного омута)

- Найдите и прочитайте предложение, в котором объяснено, почему утята оказались у тёмного омута (Немало тайн он таит)

- Что хотели делать утята? (нырять)

- Что увидели утята в омуте? (Ученики находят в тексте ответ на данный вопрос, затем читают: «А там ил, муть и тайны нет»).

- Если в омуте не оказалось тайны, то, может быть, и не надо было утятам нырять? (Им было интересно узнать, что находится в омуте. Они же маленькие и любопытные. Если бы утята не нырнули, то они не узнали, что там есть).

- Конечно, открыть новое для себя может каждый, если не будет бояться делать шаг вперёд в неизвестность.

Познавательные УУД

1. Ориентироваться на развороте учебника.

2. Находить ответы на вопросы в схеме, иллюстрациях.

Регулятивные УУД

1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД

1. Логические – установление причинно-следственной связи.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Познавательные УУД

1. Умение работать с ранее полученной информацией.

2.Логические -на основе сопоставления объектов делать собственные выводы.

3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные УУД

1.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

2. Умение отвечать на вопросы, используя знания, полученные ранее.

3. Участвовать в диалоге на уроке.

Познавательные УУД

1.Логические -на основе сопоставления объектов делать собственные выводы.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

3. Умение отвечать на вопросы, используя знания, полученные ранее.

4. Участвовать в диалоге на уроке.

Познавательные УУД

1. Умение работать с текстом учебника, понимать смысл прочитанного.

2.Находить ответы на вопросы в прочитанном тексте.

3. Общеучебное – формирование умения понимать сущность объектов (ранее незнакомых слов)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к прочитанному.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Итог.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Буква “т” обозначает согласный глухой твёрдый звук [т] и мягкий [т’], узнали, что обозначает слово «омут»)

- Чем мы занимались сегодня на уроке? (давали характеристику звукам, анализировали слова, сравнивали схемы слов, читали текст, отвечали на вопросы по тексту)

Какие умения формировали? (умение слушать и понимать речь других, высказывать свои мысли, высказывать свои предположения (версии).

Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Что вам показалось на уроке самым интересным?

- Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на уроке! Наш урок закончен, до новых встреч!

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные

1.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.