Урок литературного чтения «Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости»
Котикова Инна Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №1»
Республика Мордовия
р.п.Чамзинка
Технологическая карта урока:
Урок литературного чтения, УМК «Перспективная начальная школа», Тип урока: урок усвоения новых знаний
Тема урока: Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости-твердости
Цели урока:
познакомить учащихся с глухими звуками [т] [т’],
упражняться в чтении слогов, слов и текстов с буквой «т»,
дифференцировать эти звуки по признаку твердости-мягкости и сравнивать их по очередности с соответствующей парой звонких согласных [д] [д’],
продолжить формирование умений практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков,
закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнивания минимальных пар слов,
закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласного звуков,
учить читать по слогам и орфоэпически,
формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы,
закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели,
развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения,
воспитывать любовь к животным.
Оборудование:
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Учебник по обучению грамоте и чтению. 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
Обучение грамоте. Чтение. 1 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Г.Агарковой, Ю.А.Агаркова «Азбука»//Н.В. Лободина. В 2-х частях. – Волгоград: Учитель, 2009г.
Лаврова Н.М. Азбука. Обучение грамоте и чтению. Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. Схематические обозначения звуков, звуковые модели слов, двухуровневые модели слов.
Ход урока:
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. |
1. Оргмомент. - Давайте вспомним, с какой буквой мы познакомились на предыдущем уроке? (с буквой «д») - Какие звуки воспроизводит буква «д»? ([д] [д’]) - Дайте им характеристику. (Звук [д] – согласный, звонкий, твердый; звук [д’] - согласный, звонкий, мягкий). 2. Сообщение темы урока. - Ребята, внимательно послушайте и отгадайте, какое слово загадано: 1. Большое, обычно тёмное густое облако, несущее дождь, снег. (Туча) 2. Передвижная лестница для выхода из самолёта и посадки. (Трап) 3. Бронированная самоходная машина на гусеничном ходу с мощным вооружением. (Танк) 4. След от прикосновения кончика карандаша, ручки; маленькое круглое пятнышко. (Точка) 5. Нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет. (Тайна) - Повторите все слова, которые отгадали. (Один из учеников озвучивает) - Что вы заметили? (Все слова начинаются со звука [т]) -Как вы думаете, ребята, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? (Буква «т») - Какие цели и задачи мы поставим перед собой на уроке? (1. Узнать, какие звуки обозначает буква «т»; 2. дать характеристику новым звукам, 3. научится читать слоги и слова с буквой «т») |
Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 2. Делать предположения в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Умение прогнозировать предстоящую работу 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
II. Развитие умений. |
3. Знакомство с новой буквой. Звуковой анализ слов - Откройте «Азбуку» и рассмотрите иллюстрации на стр. 49 в верхнем ряду. Кто здесь изображен? (Клоуны) - Кто такие клоуны? Чем они занимаются? (Отвечают) - Посмотрите на схемы слов и скажите, как зовут клоунов? (Том и Тим) - Произнесите имя первого клоуна, выделяя голосом каждый звук. (Произносят: [т][о][м]) - Сколько слогов в слове? (Один) - Сколько букв? (Три буквы) - Сколько звуков? (Три звука) - Какой звук мы слышим вначале слова? (Звук [т]) - Приложите пальчики к гортани и произнесите все вместе этот звук ([т]-[т]- [т]-[т]) - Этот звук обозначается буквой Т. (Показ буквы). - На что похожа буква? (Предположения детей: на антенну, на молоток) - Давайте найдем букву Т в нашей азбуке. (Находят) - Какого она цвета? (Синего) - О чем это говорит? Какая это буква? (Согласная) - Вернемся к нашей схеме слова «Том». Попробуйте дать характеристику звуку [т] в этом слове. (Согласный, твердый) - Полностью ли дана характеристика звука? (Нет) - Чего мы не знаем? (Звонкий или нет звук [т]) - Ребята, обратите внимание на модель звука [т] вверху слева. Что вы заметили? (Согласный звук [т] обозначен квадратиком без кнопки в середине, значит этот звук не звонкий) - Верно, мы с вами говорили, что в образовании звонких согласных звуков участвует голос. Произнесите еще раз звук [т]. Слышен ли глосс при его произнесении? (Нет) Такие согласные звуки, в образовании которых голос не участвует, называются глухими, и в звуковой модели слова мы будем обозначать его пустым квадратиком. Так дайте теперь полную характеристику звуку [т]. (Согласный, глухой, твердый) - Произнесите имя второго клоуна и проанализируйте его ([т’] [и] [м]. В слове 1 слог, 3 буквы, 3 звука) - Какой звук мы слышим вначале слова? (Звук [т’]) - Приложите пальчики к гортани и произнесите все вместе этот звук ([т’] [т’] [т’] [т’]) - Охарактеризуйте этот звук. (Этот звук согласный глухой мягкий) - Этот звук мы будем обозначать в звуковой модели слова пустым квадратиком с апострофом. - Какая буква указывает на мягкость предыдущего согласного? (Буква «и») - Какой вывод мы можем сделать, какие звуки обозначает буква «т»? (Буква «т» обозначает согласные глухие звуки ([т] твердый и [т’] мягкий).
Физминутка «Клоун» (Учащиеся выполняют упражнения за учителем). Вышел клоун на арену, Поклонился всем со сцены, Вправо, влево и вперед... Поклонился всем как мог. (Поклоны) 4. Конструирование печатной буквы “Т” “т” - Ребята, откройте конверты, из элементов печатных букв сконструируйте заглавную букву “Т” и строчную - “т” (Учащиеся выполняют работу) - Итак, какие элементы вы выбрали? (Для заглавной буквы “Т” выбираем элементы - №1 (вертикальная линия) и №5 (горизонтальная линия), для строчной - №5 (вертикальная линия) и №9 (горизонтальная линия) 5. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью печатной строчной буквы “т” в квадратных скобках - Ребята, что вы узнали о букве “т”? (Буква “т” обозначает согласный твёрдый звук [т] и мягкий согласный звук [т’]) - Назовите слова, которые начинаются со звука [т] (Такси, тундра, такса, танец) - Назовите слова, в которых есть звук [т’] (Тир, тина, котёнок, тётя, ботинки) 6. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели. - Рассмотрите иллюстрации ниже на стр.49 в «Азбуке» и скажите, что изображено? - Посмотрите на данные схемы. Произнесите слово, которое обозначает название предмета, расположенного слева, выделяя голосом каждый звук. ([т’] [о] [р] [н] – “тёрн” (орфоэпическое чтение) - Ребята, объясните значение слова “ тёрн”. (Тёрн – колючий кустарник (с терпкими синевато-чёрными плодами) - Произнесите слово, которое обозначает название предмета, расположенного справа, выделяя голосом каждый звук. ([т] [о] [р] [т] – “торт” (орфоэпическое чтение) - Ребята, объясните значение слова “торт”. (Торт – сладкое кондитерское изделие из теста с кремом). - Чем похожи эти схемы? (В этих словах один слог, так как один гласный звук [о]) - В этих словах количество звуков и букв одинаковое – 4 звука и 4 буквы. - Первая буква “т”, третья буква “р”. Эти буквы обозначают твёрдые согласные звуки). - Чем отличаются эти схемы? (В первом слове последняя буква “н”, во втором - буква “т” - В первом слове буква “т” обозначает [т’], а во втором слове - [т] - В первом слове звук [о] обозначает буква “ё”, а во втором - звук [о] обозначает буква “о”) - А почему в слове «тёрн» мы произносим [т] мягко, а в слове «торт» твердо? (в слове «торт» рядом с буквой «т» стоит гласная буква «о», указывает на твердость предыдущего согласного, а в слове «тёрн» за буквой «т» следует буква «ё», которая указывает на мягкость предшествующего согласного). - А какие еще буквы могут указывать на мягкость предыдущего согласного? (Гласные буквы и, е, ё, ю, я, и согласная буква ь) - Ребята, какой сделаем вывод? (Буква “ё” указывает на то, что предшествующая буква “т” обозначает мягкий согласный звук, а буква “о” показывает, что буква “т” обозначает твёрдый согласный звук). 7. Чтение слогов по заданным схемам - Прочтите слоги. Чем они похожи и чем отличаются? (Слоги похожи тем, что во всех присутствует согласный звук [т]. А отличаются тем, что в первом столбике даны слоги, которые начинаются с гласного звука, а во втором – слоги начинаются с твердого звука [т]. В третьем – слоги начинаются с мягкого звука[т’]). 8. Чтение слогов и слов в столбике Учащиеся читают слова в цепочке вначале нараспев, по слогам, а затем – с учётом ударного слога, то есть орфоэпически, уточняя лексическое значение непонятных слов. (Во второй строке слово-предмет «мята» преобразуется в слово-признак «мятная», поэтому после прилагательного стоит прямоугольник как условное обозначение слова, для которого надо подобрать слово-предмет, например, мята – мятная конфета) - Прочитайте слова, в которых буква “т” обозначает только мягкий согласный звук. (“утя”, т. к. после буквы “т” стоит буква “я”, которая показывает на мягкость предыдущего согласного; - “метил”, т. к. после буквы “т” стоит буква “и”, которая показывает на мягкость предыдущего согласного). - В каких словах буква “т” обозначает и мягкий согласный звук и твёрдый? (“отметил”, “утята”). - Молодцы! 9. Чтение текста Беседа до чтения: - Я предлагаю вам прочитать текст “Омут”. - Кто знает значение данного слова? (Омут – глубокая яма на дне реки или озера). Омут. Летнее утро. Малые утята у тёмного омута. Немало тайн он таит. То-то тянет утят нырять. Нырь, нырь, нырь! А там ил, муть и тайны нет. (Все читают жужжащим чтением, затем читает один ученик) Беседа после чтения: - Какое время года описывается? (лето) А время суток? (утро) - Где оказались малые утята? (У тёмного омута) - Найдите и прочитайте предложение, в котором объяснено, почему утята оказались у тёмного омута (Немало тайн он таит) - Что хотели делать утята? (нырять) - Что увидели утята в омуте? (Ученики находят в тексте ответ на данный вопрос, затем читают: «А там ил, муть и тайны нет»). - Если в омуте не оказалось тайны, то, может быть, и не надо было утятам нырять? (Им было интересно узнать, что находится в омуте. Они же маленькие и любопытные. Если бы утята не нырнули, то они не узнали, что там есть). - Конечно, открыть новое для себя может каждый, если не будет бояться делать шаг вперёд в неизвестность. |
Познавательные УУД 1. Ориентироваться на развороте учебника. 2. Находить ответы на вопросы в схеме, иллюстрациях. Регулятивные УУД 1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные УУД 1. Логические – установление причинно-следственной связи. 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Познавательные УУД 1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Познавательные УУД 1. Умение работать с ранее полученной информацией. 2.Логические -на основе сопоставления объектов делать собственные выводы. 3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Коммуникативные УУД 1.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 2. Умение отвечать на вопросы, используя знания, полученные ранее. 3. Участвовать в диалоге на уроке. Познавательные УУД 1.Логические -на основе сопоставления объектов делать собственные выводы. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами 3. Умение отвечать на вопросы, используя знания, полученные ранее. 4. Участвовать в диалоге на уроке. Познавательные УУД 1. Умение работать с текстом учебника, понимать смысл прочитанного. 2.Находить ответы на вопросы в прочитанном тексте. 3. Общеучебное – формирование умения понимать сущность объектов (ранее незнакомых слов) Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к прочитанному. 2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙΙ. Итог. |
– Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Буква “т” обозначает согласный глухой твёрдый звук [т] и мягкий [т’], узнали, что обозначает слово «омут») - Чем мы занимались сегодня на уроке? (давали характеристику звукам, анализировали слова, сравнивали схемы слов, читали текст, отвечали на вопросы по тексту) – Какие умения формировали? (умение слушать и понимать речь других, высказывать свои мысли, высказывать свои предположения (версии). – Как бы вы оценили свою работу на уроке? – Что вам показалось на уроке самым интересным? - Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на уроке! Наш урок закончен, до новых встреч! |
Личностные результаты 1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные 1.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |