12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ласкина Татьяна Васильевна109
Ласкина Татьяна Васильевна. Стаж педагогической деятельности 15 лет, в должности учителя начальных классов работаю 8 лет.
Россия, Ставропольский край, п. Рогатая Балка

 

СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [т], [т’],
ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ
МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ
Т, т

Цели деятельности педагога: создать условия для знакомства с глухими звуками [т] [т’]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «т»; учить дифференцировать эти звуки по твердости - мягкости и сравнивать их по очередности с соответствующей парой звонких соглас­ных [т], [т*]; продолжить формирование умений практического определения звонкости - глухо­сти изучаемых звуков; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и ор­фоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать любовь к животным.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: понимание важности нового социального статуса «ученик»; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту).

Регулятивные УУД: сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.

Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учеб­ных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).

Предметные УУД: дифференцировать глухие звуки [т], [т’] на основе работы по звукобук­венным схемам, чтения слогов, слов и текстов; читать исходные и преобразованные слова путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов- перевертышей; читать и отгадывать загадки.

Оборудование: загадки; пословицы; рисунки нутрии, енота; шаблоны-прямоугольники и шаблоны-треугольники для составления схем предложений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Как стучат в дверь? (Тук-тук.)

– Соберите пословицы:

Ученье – свет, а неученье – … (тьма).

… (Труд) кормит, а лень портит.

– Сравните слова «тьма» и «труд». Чем они похожи? (Слова начинаются на звуки [т], [т’].)

– Назовите тему урока.

Далее учащиеся произносят чистоговорки:

Та-та-та – у нас дома чистота.

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.

Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.

То-то-то – стали мы играть в лото.

Ать-ать-ать – мы идем гулять.

Ат-ат-ат – берём с собою самокат.

III. Звуковой анализ на основе одноуровневых моделей (с. 49).

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду. Кто здесь изображен? (Клоуны.)

– Как зовут первого клоуна? (Том.)

– Прочитайте слово «Том» по слогам и орфоэпически.

– Произнесите первый звук в слове «Том».

– Дайте характеристику звуку [т]. (Звук согласный глухой твердый.)

– Объясните, почему звук [т] произносится твердо? (За буквой «т» в слове стоит гласная буква «о».)

– Как зовут второго клоуна? (Тим.)

– Прочитайте слово «Тим» по слогам и орфоэпически.

– Произнесите первый звук в слове «Тим».

– Дайте характеристику звуку [т’]. (Звук согласный глухой мягкий.)

– Объясните, почему звук [т’] произносится мягко? (За буквой «т» в слове стоит гласная буква «и».)

IV. Конструирование большой и малой букв Т, т.

Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Т», «т».

Отвечайте, кто знаток:

Это что за молоток?

Е. Тарлапан

– Из каких элементов-шаблонов они состоят?

Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и просит сконструировать из них буквы «Т», «т».

Один учащийся выполняет задание на магнитной доске.

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

«Тили-тили!» –

Птички пели.

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнезда вить,

Кто не вьет, тому водить.

V. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «т» и звуков [т], [т’].

Буква «тэ» обозначает два согласных звука: твердый глухой [т] и мягкий глухой [т’].

VI. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.

– Рассмотрите иллюстрации в книге. Что здесь изображено? (Тёрн, торт.)

– Прочитайте слово «тёрн» по слогам и орфоэпически.

– Что обозначает слово «тёрн»?

Тёрн – колючий кустарник с терпкими темно-синими плодами, растет в Европе, на Кавказе, в Западной Сибири.

– Сколько в слове «тёрн» слогов? Назовите ударный слог.

– На каком месте в слове «тёрн» стоит буква «т»?

– Какой звук обозначает буква «т» в слове «тёрн»?

– Дайте характеристику звуку [т’]. (Звук согласный глухой мягкий.)

– Объясните, почему звук [т’] произносится мягко? (За буквой «т» в слове стоит гласная буква «ё».)

– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю».)

– Прочитайте слово «торт» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– Произнесите первый звук в слове «торт».

– Дайте характеристику звуку [т]. (Звук согласный глухой твердый.)

– Объясните, почему звук [т] произносится твердо? (За буквой «т» в слове стоит гласная буква «о».)

VII. Чтение слогов по заданным схемам.

После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.

– Чем похожи слоги в каждом столбике?

– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике даны слоги, которые начитаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [т]. В третьем – слоги начинаются со звука [т’].)

Физкультминутка

VIII. Чтение слогов и слов (с. 50).

После чтения учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. У каждого слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета обозначают слова-предметы, прямоугольники желтого цвета – слова-признаки, прямоугольники голубого цвета – слова-действия.

– Объясните значение слов «мятная», «турниры», «нутрии», «еноты».

Мятная – с ароматом мяты.

Мята – травянистое душистое растение, употребляемое для медицинских, парфюмерных и кондитерских целей.

Турнир – состязание рыцарей в средние века. Спортивное соревнование, состоящее из ряда встреч, матчей его участников между собой.

В школе прошел шахматный турнир.

.

IX. Чтение рассказа «Омут» (с. 50).

После чтения текста учитель проводит беседу по вопросам:

– Объясните значение слов «омут», «ил», «муть» и выражения «утят тянет нырять».

– Какое было время года?

– Где оказались малые утята?

– Что таит омут?

– Что хотят делать утята?

– Какие тайны хранил омут?

Омут – водоворот, глубокая яма на дне реки или озера.

– Составьте предложение со словом «омут».

Ловить рыбу в речном омуте.

.

– Объясните значение пословицы «В тихом омуте черти водятся».

Ил – вязкий осадок из минеральных или органических веществ на дне водоема.

Муть – мелкие нерастворимые частицы в жидкости, делающие ее непрозрачной, мутной.

Утят тянет нырять – утята хотят плавать.

X. Задания на развитие речи, внимания.

1. Игра «Кто запомнит больше слов со звуками [т], [т’]».

Тренькал трамвай. Тарахтел троллейбус. Тараторил телевизор. Трезвонил телефон. Тявкал Тузик. Такой тарарам.

Терпел Тима, терпел. Топнул тапочкой:

– Тише!

Тишина. Только теперь тоскливо.

Л. Яхнин

2. Загадки.

Учащиеся отгадывают загадки и делят слова на слоги.

Живет в нем вся вселенная,

А вещь обыкновенная.

Почки липучие,

Листья пахучие,

Плоды летучие.

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

Над рекой, над долиной

Повисла белая холстина.

Поверчу волшебный круг,

И меня услышит друг.

XI. Итог урока.

Опубликовано в группе «программа «Перспективная начальная школа»»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.