Конспект урока «Согласные глухие звуки [т] [т'], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости»
СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [т], [т’],
ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ
МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Т, т
Цели деятельности педагога: создать условия для знакомства с глухими звуками [т] [т’]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «т»; учить дифференцировать эти звуки по твердости - мягкости и сравнивать их по очередности с соответствующей парой звонких согласных [т], [т*]; продолжить формирование умений практического определения звонкости - глухости изучаемых звуков; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать любовь к животным.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: понимание важности нового социального статуса «ученик»; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту).
Регулятивные УУД: сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.
Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
Предметные УУД: дифференцировать глухие звуки [т], [т’] на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов; читать исходные и преобразованные слова путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов- перевертышей; читать и отгадывать загадки.
Оборудование: загадки; пословицы; рисунки нутрии, енота; шаблоны-прямоугольники и шаблоны-треугольники для составления схем предложений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
– Как стучат в дверь? (Тук-тук.)
– Соберите пословицы:
Ученье – свет, а неученье – … (тьма).
… (Труд) кормит, а лень портит.
– Сравните слова «тьма» и «труд». Чем они похожи? (Слова начинаются на звуки [т], [т’].)
– Назовите тему урока.
Далее учащиеся произносят чистоговорки:
Та-та-та – у нас дома чистота.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
То-то-то – стали мы играть в лото.
Ать-ать-ать – мы идем гулять.
Ат-ат-ат – берём с собою самокат.
III. Звуковой анализ на основе одноуровневых моделей (с. 49).
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду. Кто здесь изображен? (Клоуны.)
– Как зовут первого клоуна? (Том.)
– Прочитайте слово «Том» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите первый звук в слове «Том».
– Дайте характеристику звуку [т]. (Звук согласный глухой твердый.)
– Объясните, почему звук [т] произносится твердо? (За буквой «т» в слове стоит гласная буква «о».)
– Как зовут второго клоуна? (Тим.)
– Прочитайте слово «Тим» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите первый звук в слове «Тим».
– Дайте характеристику звуку [т’]. (Звук согласный глухой мягкий.)
– Объясните, почему звук [т’] произносится мягко? (За буквой «т» в слове стоит гласная буква «и».)
IV. Конструирование большой и малой букв Т, т.
Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Т», «т».
Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток?
Е. Тарлапан
– Из каких элементов-шаблонов они состоят?
Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и просит сконструировать из них буквы «Т», «т».
Один учащийся выполняет задание на магнитной доске.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
«Тили-тили!» –
Птички пели.
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить,
Кто не вьет, тому водить.
V. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «т» и звуков [т], [т’].
Буква «тэ» обозначает два согласных звука: твердый глухой [т] и мягкий глухой [т’].
VI. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.
– Рассмотрите иллюстрации в книге. Что здесь изображено? (Тёрн, торт.)
– Прочитайте слово «тёрн» по слогам и орфоэпически.
– Что обозначает слово «тёрн»?
Тёрн – колючий кустарник с терпкими темно-синими плодами, растет в Европе, на Кавказе, в Западной Сибири.
– Сколько в слове «тёрн» слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «тёрн» стоит буква «т»?
– Какой звук обозначает буква «т» в слове «тёрн»?
– Дайте характеристику звуку [т’]. (Звук согласный глухой мягкий.)
– Объясните, почему звук [т’] произносится мягко? (За буквой «т» в слове стоит гласная буква «ё».)
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю».)
– Прочитайте слово «торт» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– Произнесите первый звук в слове «торт».
– Дайте характеристику звуку [т]. (Звук согласный глухой твердый.)
– Объясните, почему звук [т] произносится твердо? (За буквой «т» в слове стоит гласная буква «о».)
VII. Чтение слогов по заданным схемам.
После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.
– Чем похожи слоги в каждом столбике?
– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике даны слоги, которые начитаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [т]. В третьем – слоги начинаются со звука [т’].)
Физкультминутка
VIII. Чтение слогов и слов (с. 50).
После чтения учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. У каждого слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета обозначают слова-предметы, прямоугольники желтого цвета – слова-признаки, прямоугольники голубого цвета – слова-действия.
– Объясните значение слов «мятная», «турниры», «нутрии», «еноты».
Мятная – с ароматом мяты.
Мята – травянистое душистое растение, употребляемое для медицинских, парфюмерных и кондитерских целей.
Турнир – состязание рыцарей в средние века. Спортивное соревнование, состоящее из ряда встреч, матчей его участников между собой.
В школе прошел шахматный турнир.
.
IX. Чтение рассказа «Омут» (с. 50).
После чтения текста учитель проводит беседу по вопросам:
– Объясните значение слов «омут», «ил», «муть» и выражения «утят тянет нырять».
– Какое было время года?
– Где оказались малые утята?
– Что таит омут?
– Что хотят делать утята?
– Какие тайны хранил омут?
Омут – водоворот, глубокая яма на дне реки или озера.
– Составьте предложение со словом «омут».
Ловить рыбу в речном омуте.
.
– Объясните значение пословицы «В тихом омуте черти водятся».
Ил – вязкий осадок из минеральных или органических веществ на дне водоема.
Муть – мелкие нерастворимые частицы в жидкости, делающие ее непрозрачной, мутной.
Утят тянет нырять – утята хотят плавать.
X. Задания на развитие речи, внимания.
1. Игра «Кто запомнит больше слов со звуками [т], [т’]».
Тренькал трамвай. Тарахтел троллейбус. Тараторил телевизор. Трезвонил телефон. Тявкал Тузик. Такой тарарам.
Терпел Тима, терпел. Топнул тапочкой:
– Тише!
Тишина. Только теперь тоскливо.
Л. Яхнин
2. Загадки.
Учащиеся отгадывают загадки и делят слова на слоги.
Живет в нем вся вселенная,
А вещь обыкновенная.
Почки липучие,
Листья пахучие,
Плоды летучие.
Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина.
Поверчу волшебный круг,
И меня услышит друг.
XI. Итог урока.