Сказкотерапия как средство повышения познавательной мотивации у дошкольников

9
0
Материал опубликован 8 January в группе

​​​​​​​Сказкотерапия как средство повышения познавательной мотивации у дошкольников

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познавательную деятельность в процессе обучения, повысить мотивацию.

Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программных знаний, но и в том, чтобы развить у них универсальные учебные действия.

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. Познавательную мотивацию мы рассматриваем как базовую предпосылку формирования учебной деятельности. Работа педагога-психолога в детском саду по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение таких задач как: формирование у детей правильных представлений и положительного эмоционального отношения к школе. Эта работа является фундаментом дальнейшего становления личности школьника.

Как определить, насколько сформирована мотивация ребёнка? Лучший способ определить степень мотивации ребёнка это обратить внимание на его эмоциональное состояние. Мотивированный ребёнок доволен результатами своей работы и получает удовольствие от её выполнения. И наоборот, немотивированный ребёнок выглядит скучным, тихим и замкнутым. Он ни к чему не проявляет интереса и постоянно жалуется. Задача психолога в работе с такими детьми -найти правильный индивидуальный подход, уделять больше внимания, постоянно поощрять даже за небольшие успехи.

Позитивная мотивация к обучению в детском саду, особенно на начальном этапе, ее комплексное развитие в последующем – это условие успешного дальнейшего обучения. Ребенок должен быть активным, взаимодействовать с родителями, сверстниками и поддаваться воздействию педагога. Это не только потребность сегодняшнего образования, но и каждого ребенка как личности.

Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Исследования отечественных педагогов и психологов показывают, что мультфильмы являются эффективным воспитательным средством, влияющим на поведение детей, их взгляды на окружающий мир, понимание добра и зла. Но зачастую современные мультфильмы не дают детям нужной «пищи для размышления», и направлены исключительно на развлечение, которое не даёт ничего нужного для развития личности. В мультфильме с красивой картинкой не нужно анализировать ситуации, принимать ту или иную точку зрения, делать для себя важные умозаключения. Всё кажется простым и лёгким. Таким образом, зритель, не имея представления о моральных ценностях, в будущем становится человеком, не понимающим важности помощи, труда, человечности.

Развитие мотивации не должно быть ступенью, предшествующей обучению. Оно должно идти параллельно, неразрывно с ним. Познавательная  деятельность для дошкольника должна быть разнообразной, направленной на раскрытие тайн, разгадывание загадок и ребусов, с возможностью играть и фантазировать.  Однако умение играть и фантазировать тоже нужно сформировать. Дошкольный возраст-возраст сказки. В этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. В этой связи хотелось бы более подробно остановиться на роли сказок в формировании игровой и познавательной мотивации у детей дошкольного возраста.

Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах.

Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью дети очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.

Сказка- это способ общения с ребенком на понятном и доступном ему языке, это первые безопасные уроки жизни.

Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи.   Представляя образы, дети учатся понимать внутреннее состояние героев, учатся сопереживать им, начинают верить в силы добра. С помощью сказки можно не только приятно провести время, но и снять внутреннюю тревожность ребенка.

Один из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его побеждать жизненные трудности.

Сказкотерапия рассматривает сказки как средство выражения и проявления психических аспектов. Она формирует в человеке способность к обучению, саморазвитию, способствует естественной коммуникации. Развивает умение видеть оборотную сторону проблемы. Пробуждает Веру в собственные силы. Учит преодолевать страхи и трудности, принимать решения. Снижает уровень агрессивности и тревожности.

Сказкотерапия или «лечение сказкой» - метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. И.В.Вачков по этому поводу писал: «Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи».

Собственно, в этом и заключается универсализм сказкотерапии как метода.

Среди основных методов сказкотерапии выделяют:

1. Рассказывание сказки.

2. Рисование сказки.

3. Сочинение сказки.

4. Изготовление кукол.

5. Постановка сказки.

Существует множество сказок в зависимости от конкретных детских проблем:

1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.

2. Сказки для гиперактивных детей.

3. Сказки для агрессивных детей.

4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д;

5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.

6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

7. Сказки для создания мотивации к учебе.


В процессе формирования мотивации дошкольника должны «участвовать» сказочные персонажи, и необходима красочная наглядность. Содержание и формулировка заданий должны вызывать интерес у дошкольника. Информация должна помогать ребенку решать жизненные задачи, практические потребности. Дошкольники должны учиться сотрудничать и соревноваться – это необходимо стимулировать в них.

Все это дает чтение сказок, настольный, кукольный театр по мотивам сказок, также пальчиковый театр, театр на палочках, такое инновационное пособие как лэпбук, игры-инсценировки сказок ,дидактические игры на основе сказок а также внесение сказочных сюжетов непосредственно в образовательную деятельность.

В младшем дошкольном возрасте в силу особенностей развития и формирования психических процессов и условий воспитания в семье не все дети хотят и могут включаться в непосредственно образовательную деятельность, для этого нам и нужна мотивация с применением элементов сказочных сюжетов. Просьба о помощи от сказочных героев, даже желание , просто сделать или нарисовать знакомого персонажа из сказки находят в душе ребенка гораздо больший  эмоциональный отклик ,чем простое задание, ведь так интересно слепить домик для бедного зайчика, или пирожки для Машиной бабушки, или яйцо для дедушки и бабушки вместо разбитого!!! Нарисовать Колобка, лес, в который он укатился, большущую репку ,которую не смог вытащить дед и т.п.

В свободной деятельности с помощью сказочного сюжета тоже всегда  можно мотивировать детей для познавательной деятельности. Тут нам на помощь приходят разнообразные дидактические игры, в которые ребенок с удовольствием включается сначала при надлежащей помощи взрослого, а потом уже и сам.

Это и «Найди, чья тень»(изображение знакомого персонажа и его тени) и «Собери мозаику»(по мотивам сказок существует неисчислимое количество вариантов), «Найди, кто лишний(кого не хватает)»,которая может также пополняться новыми персонажами в процессе использования, «Собери из кубиков», «Помоги герою пройти лабиринт», «Найди отличия» и т.д. На первоначальном этапе психолог заинтересовывает ребенка. На этом этапе ,при определенном багаже знаний и умений можно уже обучать детей играм  в лото, домино ,сначала с помощью взрослого ,а потом и самостоятельно, также с использованием сказочных персонажей.

Параллельно  у детей возникает мотив и потребность играть вместе в сюжетно-ролевые игры, также создавать постройки из конструктора для сюжетов своих игр по мотивам сказок (домик для зайчика, замок для принцессы и.т.п)

Можно и нужно использовать сюжеты из сказки для мотивации исследовательской деятельности - «Почему растаяла избушка Лисы, давайте возьмем воду ,зальем формочку в виде домика, сначала вынесем на мороз, а затем принесем обратно в группу и посмотрим, что же произойдет?»

Также нельзя не упомянуть,что для положительной  мотивации ребенок должен ощущать реализацию своего потенциала, получать реальные результаты своего труда. Взрослые ,а также и родители должны помогать и учить ребенка преодолевать страх, выдавать авансы успеха («у тебя получится»), давать высокую оценку даже частям деятельности. Можно подключать личную исключительность («только ты сможешь это сделать»), усиливать мотивацию («это необходимо нам для…»).

Мотивация дошкольника — процесс трудоемкий, но вполне реальный. Дать рекомендации, подходящие для всех, нельзя, ведь каждый ребенок индивидуален. Если учитывать особенности ребенка, его потребности и приоритеты, эффективность от мотивирования будет значительно выше.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации