Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Конспект урока по русскому языку
4 класс, УМК «Школа России»
Тема: «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе»
Цель: создание условий для формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного.
Задачи:
1) Совершенствовать умения в написании безударных окончаний имён
прилагательных мужского рода и среднего рода и определении падежей
имён прилагательных.
2) Развивать орфографическую зоркость в написании падежных
окончаний имён прилагательных.
3) Развивать мыслительные операции сравнения, анализа, сопоставления.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
Познавательные: учащиеся научатся анализировать и сравнивать имена прилагательные в мужском и среднем роду ед.ч, в которых нужно решить орфографическую задачу, научатся пользоваться алгоритм действий, применять правила правописания окончаний прилагательных в единственном числе.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Регулятивные: учащиеся в сотрудничестве с учителем научатся ставить новые учебные задачи, высказывать свои предположения относительно способов решения учебной задачи, оценивать правильность выполненных действий.
Предметный результат: сформируется навык правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Формы обучения: исследование, деятельностный способ обучения.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, учебник «Русский язык», 4 класс , в 2 ч., Канакина В.П., Горецкий В.Г., М.: Просвещение, 2014. Часть 2.
Ход урока
1. Организационный момент (2 минуты)
-Доброе утро, ребята! Надеюсь, сегодня вы пришли в школу с хорошим настроением и готовы получать новые знания. Запишите к себе в тетрадь сегодняшнее число и классную работу.
2. Проверка домашнего задания (10 минут)
-Ребята, давайте проверим ваше домашнее задание. На прошлом уроке мы прошли тему «Падеж имени прилагательного». Вам нужно было просклонять по падежам словосочетания: овощной суп, земная кора.
-Для проверки этого задания, двое желающих на доске покажут своё выполненное домашнее задание, ещё два человека сдадут тетради на проверку.
-Учитель оценивает работу.
3. Объяснение нового материала ( 10 минут)
-Ребята, отгадайте загадку.
В каждом нашем предложении,
Что играет роль определения? (прилагательное)
-Да, это прилагательное! Что это за часть речи? Как она изменяется?
-Рассмотрим таблицу на странице 14. Обратите внимание на прилагательное и окончание вопроса.

-Внимательно посмотрите на таблицу? На ней представлены прилагательные какого рода? В них есть что-то общее?

-Да, это прилагательные мужского и среднего рода. И молодцы, что вспомнили о том, что мужской и средний род отвечают на один и тот же вопрос и имеют одинаковые окончания, одинаково склоняются.
-На странице 16 давайте вместе прочтем алгоритм проверки безударного падежного окончания. Это нужно запомнить!

4. Физкультминутка (2 минуты)
5. Закрепление нового материала (20 минут)
-Сейчас, каждый из вас попробует просклонять словосочетание «воздушный шар» и «серое небо». Кто-то это задание будет делать у доски.
-Молодцы! Давайте попробуем поработать в парах. Я раздам вам карточки, которые вы делаете вместе с соседом по парте. Одна из пар ответит на оценку.

-А сейчас, давайте вместе выполним упражнение 25. Каждый устно проговаривает орфограмму и объясняет почему он выбрал ту или иную букву.

-Сейчас у нас будет очень интересное задание задание! Первый вариант пишет тест, а второй синквейн на нашу тему.
Тест:
1. Допиши окончания прилагательных, определи падеж:
На узеньк… диване, к умел… мастеру, через высохш… озеро, про
хвастлив… зайца, с хрупк… цветком, о весел… клоуне.
2. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни члены предложения и подпиши все части речи:
В зелен… лесу забл…стели беленькие цветочки з…мл…ники .
3. Запиши словосочетания в нужном падеже и укажи его, укажи род:
(по) синее море, (про) ласковое солнышко, (для) умный мальчик.
6. Объяснение домашнего задания ( 1 минута)
-К следующему уроку вам нужно будет просклонять по падежам и родам такие прилагательные: сильный, молодой.
-Так же выполните упражнение 27.

7. Рефлексия (1 минута)
-Сможешь ли объяснить эту тему однокласснику, который отсутствует? Как вы это сделаете?
-Оцените свою работу при помощи «шкалы самооценки».
-Учитель выставляет оценки учащимся.