Урок «Скорость тела при равномерном прямолинейном движении» (Физика, 7 класс)
Зезина Марина Олеговна, учитель физики МБОУ «СШ № 64» , г. Иваново
Скорость тела при равномерном прямолинейном движении.
УМК:
Физика: учебник для 7 -го класса общеобразовательных организаций/А. В. Перышкин – М.: Дрофа- учебник», 2014
Сборник задач по физике. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.И. Лукашик, Е.В. Иванов, 25 изд. – М.: Просвещение, 2013.
Тема урока: «Скорость тела при равномерном прямолинейном движении»
Тип урока: комбинированный
Класс: 7
Номер урока, место урока в теме - 5
Цель урока: формирование научного смысла понятия скорости тела при равномерном прямолинейном движении.
Задачи урока:
Метапредметные
- продолжение формирования целостной физической картины мира;
- развитие деятельностного подхода к получению знаний;
- совершенствование возможностей применения информационно-коммуникационных технологий при работе с материалом;
- развивать навыки контроля и самоконтроля;
- продолжить формирование универсальных учебных действий;
- совершенствовать формы познавательной рефлексии.
Предметные
- ввести понятие скорости тела при равномерном прямолинейном движении;
- установить взаимосвязь между скоростью, перемещением и временем при равномерном прямолинейном движении;
- определить физический смысл понятия скорости и установить единицы ее измерения.
Личностные
- формировать интеллектуальную, исследовательскую, информационную культуру;
- развивать личностно-смысловое отношение к предмету;
- учиться взаимодействовать с другими, грамотно отстаивать свою точку зрения;
Формирование УУД
Познавательные УУД:
умение извлекать информацию их иллюстраций, текстов, видеофрагментов, эксперимента;
умение представлять информацию в виде схемы (графа);
умение выявлять сущность, особенности объектов;
умение находить ответы на вопросы в иллюстрациях, тексте, видеофрагменте.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
умение формировать свои мысли в устной речи;
умение работать в группе.
Регулятивные УУД:
умение высказывать свое предположение на основе работы с учебным материалом;
умение прогнозировать предстоящую работу;
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
умение критично относиться к информации, выражать свои эмоции;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная работа;
обучение в малых группах сотрудничества (парная, групповая работа);
индивидуальная работа учащихся
Позиция учителя по педагогическим приоритетам, ценностям, технологиям с логическим выходом на тему урока.
В процессе обучения, построенном на основе системно - деятельностного подхода, активное участие принимают и педагог, и обучаемый. Эффективность организация этого процесса заключается в грамотном проектировании учителем учебных ситуаций. При этом осваиваемый обучаемым предметный материал становится содержанием учебной ситуации, в которой ребенок осваивает необходимые ему учебные действия. Учитель должен поддерживать инициативу ученика, организовал процесс следования от затруднения к его разрешению.
Цель применения дополнительных материалов, в том числе и ИКТ, на уроке
последовательное применение информационного подхода при использовании визуального и вербального рядов учебника,
привлечение жизненного опыта учащихся и информации, полученной из других источников;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации для решения познавательных задач
Используемое оборудование
Аудиовизуальные: компьютер, проектор, ноутбуки (1 на парту с подключением в локальную сеть и к Интернету);
Информационные: компоненты УМК, раздаточный материал
Технологическая карта урока
Организационно - мотивационный этап (3 минуты)
Этап актуализации знаний и целеполагания, проектирования учебной ситуации (10 минут).
Этап реализации учебной ситуации (15 минут).
Этап первичного обобщения и закрепления, самостоятельная работа по эталону (15 минут).
Этап смысловой и эмоциональной рефлексии, мотивация на дальнейшую деятельность (2 минуты).
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Организационно – мотивационный этап |
|
Цель этапа (учителя) - создание благоприятных условий для активной работы учащихся, включения их в учебную деятельность. |
Цель этапа (ученика) - установить эмоциональный контакт с учителем, мотивировать себя на учебную деятельность. |
- Здравствуйте, ребята! Надеюсь, у вас сегодня хорошее настроение, день складывается удачно. Давайте проведем и этот час приятно и полезно для вас. - Ребята, оглянитесь по сторонам. Мир полон движения. Движутся звезды и планеты; течет вода в реке, ветер гонит облака; по дорогам едут автомобили по рельсам – поезда, в небе летят самолеты, движемся и мы сами. - Движение – основное свойство материи. (Включается видеофрагмент). |
Ученики здороваются с учителем. Ученики смотрят видеофрагмент. |
Этап 2. Актуализация знаний и целеполагание, проектирование учебной ситуации |
|
Цель учителя: - оценить уровень ближайшего развития ученика, уровень их практической подготовленности, скорректировать знания - выявить возникающие при актуализации знаний затруднения, с помощью которых подвести к самостоятельной формулировке цели урока; - подвести к разработке проекта выхода из затруднения. |
Цель ученика: - показать готовность к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний; - поставить цель и разработать проект выхода из затруднения; - подобрать способы действий и средства по реализации цели. |
- Чтобы разобраться в этом движущемся мире, нам нужны ориентиры. - Что мы уже знаем о движении? - Перейдем к конкретным вопросам. Выполните задания 1 -3 из приложения №1. - Смогли вы ответить на 3-й вопрос? - Каких данных вам не хватило? - С ситуациями оценки быстроты движения мы сталкиваемся часто. Это очень важная характеристика движения. Сведения о быстроте движения закреплены даже в поговорках. Часто говорят: «быстрее ветра» или «ползет, как черепаха». Как нам оценить быстроту движения? Какие способы для этого есть? - Группа учеников – экспериментаторов получила на прошлом уроке задание. Давайте познакомимся с результатами и сделаем из этого выводы. - Итак, быстрота движения мячей была разная, так как одно и то же расстояние они прошли за разное время. Такой же вывод можно сделать и о движении бегунов. - Быстрота движения машинок тоже разная, т. к. за одинаковое время они проехали разное расстояние. Спасибо экспериментаторам! - Знаем ли мы физическую величину, характеризующую быстроту движения тел? - Действительно, физическую величину, характеризующую быстроту движения тела называется скоростью. - А каков научный смысл понятия «скорость»? - Итак, цель урока – научный смысл понятия скорости тела при равномерном прямолинейном движении (проектор включен – слайд 1). - Что необходимо знать о любой физической величине, как ее описать? Предлагайте свои версии (Идет обсуждение в парах). - Сообщите ваши варианты (Идет общее обсуждение). - Итак, мы пришли к выводу (Вывод озвучивает кто-то из учеников). - Подводим итоги. Чтобы описать физическую величину, необходимо действовать по следующей схеме (слайд 2): Сконструировать определение физической величины. Сконструировать наименование (единиц измерения) физической величины, произвести перевод из одних единиц в другие Выявить физический смысл величины. Провести оценку возможности измерения физической величины (слайд 3). .Скорость – это физическая величина. Начнем ее исследование по разработанной схеме. |
Ученики говорят о недостатке информации о быстроте движения лисы и зайца. Группа учеников - экспериментаторов, смоделировала и провела эксперименты (демонстрируется видеозапись эксперимента). Два человека прокатывают по проходам между партами одинаковые мячи, двое других секундомерами засекают время их движения. Два человека в коридоре пробегают одинаковые расстояния, двое других засекают время их движения. Две заводные машинки стартуют одновременно и за одинаковое время проходят разные расстояния. Ученики заслушивают экспериментаторов. Ученики утверждают, что о такой характеристике движения мы еще не говорили, но многие могут эту величину назвать (опираясь на свой жизненный опыт и знания математики). Это – скорость. Ученики затрудняются ответить и предполагают, что это и будет целью урока. Ученики записывают в тетрадь тему урока. Ученики предлагают свои версии. |
Этап 3. Этап реализации учебной ситуации |
|
Цель учителя: - способствовать реализации построенного проекта – схемы описания скорости; -организовать парную работу; - формировать умение представлять результаты своей работы; - подведение итогов блока. |
Цель ученика: - работать над реализацией построенного проекта описания скорости, - обсуждать различные варианты и формулировать промежуточные выводы; - учиться работать в парах; - учиться использовать разные источники информации; - предпринимать активные действия с содержанием обучения, максимально использовать самостоятельность в добывании знаний и овладении способами действий. |
- Итак, приступайте к самостоятельному описанию физической величины «скорость» по схеме. На столе у вас стоит ноутбук (работа в парах). На рабочем столе компьютера имеется папка «Скорость», открыв которую вы найдете много различной информации о скорости. Используйте ее для подготовки ответа. Не забывайте и об учебнике (§ 11). Кроме этого, вы можете вести поиск самостоятельно, воспользовавшись ресурсами Интернета. На все вам отводится 10 минут. В ходе выполнения работы используйте задания из приложения 2, заполняя пропущенные места в тексте (проектор выключен). - Время работы закончилось. Подведем итоги. Целью урока было исследование новой физической величины – скорости. - Зачитайте, что у вас получилось. Проверьте себя с помощью текста со слайдов 3-6, исправьте ошибки, если они есть. - Для уточнения физического смысла скорости давайте выполним задания 2-4 из приложения 2 (Слайд 6). - Скорость можно измерить не только косвенным путем, но и с помощью прибора – спидометра (демонстрируется видеофрагмент). |
Ученики вставляют пропуски в текст, формируя короткий опорный конспект по теме урока. Ученики зачитывают по частям свои тексты. Ученики в режиме свободного обсуждения отвечают на поставленные вопросы. |
Этап 4. Этап первичного обобщения и закрепления, самостоятельная работа по эталону |
|
Цель учителя: - проверить первичный уровень усвоения учащимися новых знаний; - продолжить работу с разными источниками информации; - использование системы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля как средства смысловой рефлексии. |
Цель ученика: - определить первичный уровень освоения нового материала; - научиться с первого предъявления принимать задание педагога, активно включаться в его выполнение. |
- Вернемся к заданию, с которым мы не смогли справиться. Какими данными мы дополним задачу? Где их можно найти? - Кроме учебника мы можем воспользоваться таблицами из сборника задач. В таблице №14 представлены скорости движения в живой природе. - По этим данным дома составьте различные варианты задач, дополнив этим свою домашнюю работу, которая включает в себя §11 и задания №8, 9. - В мире скоростей и в технике, и в живой природе есть свои рекордсмены (Слайд 8-10). - Развитие техники позволило человеку достигать таких скоростей, которых он сам бы никогда не достиг (таблицы со стр. 59 и 60 учебника и слайд № 11). (Проектор выключен). - Давайте сравним скорости движения птиц – рекордсменов, расположив их в порядке убывания (№1 Приложение 3). Почему невозможно сразу выполнить задание? - Правильно, для сравнения скоростей их надо представить в одинаковых единицах измерения. Переведем все скорости в единицы системы СИ – м/с. Скорость стрижа переводить в систему СИ не надо. Выполним задание по рядам: первый ряд переводит скорость сокола, второй – альбатроса, третий – ласточки. При затруднении воспользуйтесь визуальным рядом из учебника со стр. 62. - Вернемся к работам экспериментаторов. Как нам оценить скорости бегунов, мячей и машинок, если специального прибора для ее измерения у нас нет? - Рассчитать скорость при прямолинейном равномерном движении нам поможет формула (Записывается на доске). Давайте выполним второе задание из приложения 3 и сравним полученные ответы. - Почему вы получили разные результаты? Как определить, кто прав? Помните, что в технике можно скорости представлять в км/ч. |
Ученики предлагают дополнить задачу данными о скоростях зайца и лисы. Ученики нашли скорость зайца (60 км/ч) в таблице учебника, скорости лисы там нет. Ученики нашли скорость лисы с помощью таблицы в задачнике – 36 км/ч и ответили на вопрос, с которым не могли справиться без данных о скоростях. Ученики записывают домашнее задание. Ученики анализируют таблицы. Ученики отмечают, что скорости птиц даны в разных единицах. Ученики выполняют задание. Ученики выполняют задание и озвучивают полученные ответы. Ученики предполагают, что использовали разные единицы измерения скорости. Ученики предлагают перевести все полученные значения скорости в одинаковые единицы измерения и выполняют задание. |
Этап 5. Этап смысловой и эмоциональной рефлексии, мотивации на дальнейшую деятельность. |
|
Цель учителя: - подвести итог работы на уроке; - формировать умения анализировать, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке. |
Цель ученика: - совместно с учителем подвести итоги урока; - учиться самооценке результатов деятельности, самоконтролю. |
- Вернемся к цели урока. Можем ли мы сейчас сформулировать, в чем научный смысл понятия «скорость»? - Знание скорости движения различных тел очень важно. Рассчитать скорость космического корабля в момент его стыковки со станцией, определить точное время солнечного затмения, составить график и расписание движения поездов и подземного транспорта – вот только ряд вопросов, связанных со знанием скорости. Скорость позволяет рассчитать, где будет тело в любой момент времени, если оно движется равномерно прямолинейно с этой скоростью. - А сейчас предлагаю оценить свою деятельность на уроке. Ответьте на вопросы. - Что для вас на уроке было интересно? - С чем бы вы справились сами, а где нужна помощь учителя или одноклассников? - Что полезного вы приобрели для себя на уроке? - С каким настроением вы покидаете урок? - Надеюсь, что урок прошел с пользой для вас. Всего доброго! |
Ученики еще раз формулируют научное понятие скорости по схеме. Ученики анализируют свою деятельность на уроке и дают ей оценку |
Литература:
Конструируем развивающий урок./ Э. М. Браверман - Журнал «Физика в школе», № 1, 2010 – С. 56.
Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного образования. Теория и технологии/ Е. Ю. Ривкин - Волгоград: Учитель, 2013.-183 с.
Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А. Гин- 5-е изд.- М.: Вита –
Пресс, 2004.- 88 с.
Нестандартные задачи по физике. Для классов естественно – научного профиля/ А.И. Семке. – Ярославль: Академия развития, 2007 г.
Фортун Ольга Владимировна