Урок «Скорость тела при равномерном прямолинейном движении» (Физика, 7 класс)

3
1
Материал опубликован 15 February 2018 в группе

 

Зезина Марина Олеговна, учитель физики МБОУ «СШ № 64» , г. Иваново

Скорость тела при равномерном прямолинейном движении.

УМК:

Физика: учебник для 7 -го класса общеобразовательных организаций/А. В. Перышкин – М.: Дрофа- учебник», 2014

Сборник задач по физике. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.И. Лукашик, Е.В. Иванов, 25 изд. – М.: Просвещение, 2013.

Тема урока: «Скорость тела при равномерном прямолинейном движении»

Тип урока: комбинированный

Предмет: физика

Класс: 7

Номер урока, место урока в теме - 5

Цель урока: формирование научного смысла понятия скорости тела при равномерном прямолинейном движении.

Задачи урока:

Метапредметные

- продолжение формирования целостной физической картины мира;

- развитие деятельностного подхода к получению знаний;

- совершенствование возможностей применения информационно-коммуникационных технологий при работе с материалом;

- развивать навыки контроля и самоконтроля;

- продолжить формирование универсальных учебных действий;

- совершенствовать формы познавательной рефлексии.

Предметные

- ввести понятие скорости тела при равномерном прямолинейном движении;

- установить взаимосвязь между скоростью, перемещением и временем при равномерном прямолинейном движении;

- определить физический смысл понятия скорости и установить единицы ее измерения.

Личностные

- формировать интеллектуальную, исследовательскую, информационную культуру;

- развивать личностно-смысловое отношение к предмету;

- учиться взаимодействовать с другими, грамотно отстаивать свою точку зрения;

Формирование УУД

Познавательные УУД:

умение извлекать информацию их иллюстраций, текстов, видеофрагментов, эксперимента;

умение представлять информацию в виде схемы (графа);

умение выявлять сущность, особенности объектов;

умение находить ответы на вопросы в иллюстрациях, тексте, видеофрагменте.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

умение формировать свои мысли в устной речи;

умение работать в группе.

Регулятивные УУД:

умение высказывать свое предположение на основе работы с учебным материалом;

умение прогнозировать предстоящую работу;

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

умение критично относиться к информации, выражать свои эмоции;

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная работа;

обучение в малых группах сотрудничества (парная, групповая работа);

индивидуальная работа учащихся

Позиция учителя по педагогическим приоритетам, ценностям, технологиям с логическим выходом на тему урока.

В процессе обучения, построенном на основе системно - деятельностного подхода, активное участие принимают и педагог, и обучаемый. Эффективность организация этого процесса заключается в грамотном проектировании учителем учебных ситуаций. При этом осваиваемый обучаемым предметный материал становится содержанием учебной ситуации, в которой ребенок осваивает необходимые ему учебные действия. Учитель должен поддерживать инициативу ученика, организовал процесс следования от затруднения к его разрешению.

Цель применения дополнительных материалов, в том числе и ИКТ, на уроке

последовательное применение информационного подхода при использовании визуального и вербального рядов учебника,

привлечение жизненного опыта учащихся и информации, полученной из других источников;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации для решения познавательных задач


 

Используемое оборудование

Аудиовизуальные: компьютер, проектор, ноутбуки (1 на парту с подключением в локальную сеть и к Интернету);

Информационные: компоненты УМК, раздаточный материал

Технологическая карта урока

Организационно - мотивационный этап (3 минуты)

Этап актуализации знаний и целеполагания, проектирования учебной ситуации (10 минут).

Этап реализации учебной ситуации (15 минут).

Этап первичного обобщения и закрепления, самостоятельная работа по эталону (15 минут).

Этап смысловой и эмоциональной рефлексии, мотивация на дальнейшую деятельность (2 минуты).


 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационно – мотивационный этап

Цель этапа (учителя)

- создание благоприятных условий для активной работы учащихся, включения их в учебную деятельность.

Цель этапа (ученика)

- установить эмоциональный контакт с учителем, мотивировать себя на учебную деятельность.

- Здравствуйте, ребята! Надеюсь, у вас сегодня хорошее настроение, день складывается удачно. Давайте проведем и этот час приятно и полезно для вас.

- Ребята, оглянитесь по сторонам. Мир полон движения. Движутся звезды и планеты; течет вода в реке, ветер гонит облака; по дорогам едут автомобили по рельсам – поезда, в небе летят самолеты, движемся и мы сами.

- Движение – основное свойство материи. (Включается видеофрагмент).

Ученики здороваются с учителем.

Ученики смотрят видеофрагмент.

Этап 2. Актуализация знаний и целеполагание, проектирование учебной ситуации

Цель учителя:

- оценить уровень ближайшего развития ученика, уровень их практической подготовленности, скорректировать знания

- выявить возникающие при актуализации знаний затруднения, с помощью которых подвести к самостоятельной формулировке цели урока;

- подвести к разработке проекта выхода из затруднения.

Цель ученика:

- показать готовность к активной учебно-познава­тельной деятельности на основе опорных знаний;

- поставить цель и разработать проект выхода из затруднения;

- подобрать способы действий и средства по реализации цели.

- Чтобы разобраться в этом движущемся мире, нам нужны ориентиры.

- Что мы уже знаем о движении?

- Перейдем к конкретным вопросам. Выполните задания 1 -3 из приложения №1.

- Смогли вы ответить на 3-й вопрос?

- Каких данных вам не хватило?

- С ситуациями оценки быстроты движения мы сталкиваемся часто. Это очень важная характеристика движения. Сведения о быстроте движения закреплены даже в поговорках. Часто говорят: «быстрее ветра» или «ползет, как черепаха». Как нам оценить быстроту движения? Какие способы для этого есть?

- Группа учеников – экспериментаторов получила на прошлом уроке задание. Давайте познакомимся с результатами и сделаем из этого выводы.

- Итак, быстрота движения мячей была разная, так как одно и то же расстояние они прошли за разное время. Такой же вывод можно сделать и о движении бегунов.

- Быстрота движения машинок тоже разная, т. к. за одинаковое время они проехали разное расстояние.

Спасибо экспериментаторам!

- Знаем ли мы физическую величину, характеризующую быстроту движения тел?

- Действительно, физическую величину, характеризующую быстроту движения тела называется скоростью.

- А каков научный смысл понятия «скорость»?

- Итак, цель урока – научный смысл понятия скорости тела при равномерном прямолинейном движении (проектор включен – слайд 1).

- Что необходимо знать о любой физической величине, как ее описать? Предлагайте свои версии (Идет обсуждение в парах).

- Сообщите ваши варианты (Идет общее обсуждение).

- Итак, мы пришли к выводу (Вывод озвучивает кто-то из учеников).

- Подводим итоги. Чтобы описать физическую величину, необходимо действовать по следующей схеме (слайд 2):

Сконструировать определение физической величины.

Сконструировать наименование (единиц измерения) физической величины, произвести перевод из одних единиц в другие

Выявить физический смысл величины.

Провести оценку возможности измерения физической величины (слайд 3).

.Скорость – это физическая величина. Начнем ее исследование по разработанной схеме.

Ученики говорят о недостатке информации о быстроте движения лисы и зайца.

Группа учеников - экспериментаторов, смоделировала и провела эксперименты (демонстрируется видеозапись эксперимента).

Два человека прокатывают по проходам между партами одинаковые мячи, двое других секундомерами засекают время их движения.

Два человека в коридоре пробегают одинаковые расстояния, двое других засекают время их движения.

Две заводные машинки стартуют одновременно и за одинаковое время проходят разные расстояния.

Ученики заслушивают экспериментаторов.

Ученики утверждают, что о такой характеристике движения мы еще не говорили, но многие могут эту величину назвать (опираясь на свой жизненный опыт и знания математики). Это – скорость.

Ученики затрудняются ответить и предполагают, что это и будет целью урока.

Ученики записывают в тетрадь тему урока.

Ученики предлагают свои версии.

Этап 3. Этап реализации учебной ситуации

Цель учителя:

- способствовать реализации построенного проекта – схемы описания скорости;

-организовать парную работу;

- формировать умение представлять результаты своей работы;

- подведение итогов блока.

Цель ученика:

- работать над реализацией построенного проекта описания скорости,

- обсуждать различные варианты и формулировать промежуточные выводы;

- учиться работать в парах;

- учиться использовать разные источники информации;

- предпринимать активные действия с содержанием обучения, максимально использова­ть самостоятельность в добывании знаний и овладе­нии способами действий.

- Итак, приступайте к самостоятельному описанию физической величины «скорость» по схеме. На столе у вас стоит ноутбук (работа в парах). На рабочем столе компьютера имеется папка «Скорость», открыв которую вы найдете много различной информации о скорости. Используйте ее для подготовки ответа. Не забывайте и об учебнике (§ 11). Кроме этого, вы можете вести поиск самостоятельно, воспользовавшись ресурсами Интернета. На все вам отводится 10 минут. В ходе выполнения работы используйте задания из приложения 2, заполняя пропущенные места в тексте (проектор выключен).

- Время работы закончилось. Подведем итоги. Целью урока было исследование новой физической величины – скорости.

- Зачитайте, что у вас получилось. Проверьте себя с помощью текста со слайдов 3-6, исправьте ошибки, если они есть.

- Для уточнения физического смысла скорости давайте выполним задания 2-4 из приложения 2 (Слайд 6).

- Скорость можно измерить не только косвенным путем, но и с помощью прибора – спидометра (демонстрируется видеофрагмент).

Ученики вставляют пропуски в текст, формируя короткий опорный конспект по теме урока.

Ученики зачитывают по частям свои тексты.

Ученики в режиме свободного обсуждения отвечают на поставленные вопросы.

Этап 4. Этап первичного обобщения и закрепления, самостоятельная работа по эталону

Цель учителя:

- проверить первичный уровень усвоения учащимися новых знаний;

- продолжить работу с разными источниками информации;

- использование системы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля как средства смысловой рефлексии.

Цель ученика:

- определить первичный уровень освоения нового материала;

- научиться с первого предъявления принимать задание педагога, активно включаться в его выполнение.

- Вернемся к заданию, с которым мы не смогли справиться. Какими данными мы дополним задачу? Где их можно найти?

- Кроме учебника мы можем воспользоваться таблицами из сборника задач. В таблице №14 представлены скорости движения в живой природе.

- По этим данным дома составьте различные варианты задач, дополнив этим свою домашнюю работу, которая включает в себя §11 и задания №8, 9.

- В мире скоростей и в технике, и в живой природе есть свои рекордсмены (Слайд 8-10).

- Развитие техники позволило человеку достигать таких скоростей, которых он сам бы никогда не достиг (таблицы со стр. 59 и 60 учебника и слайд № 11). (Проектор выключен).

- Давайте сравним скорости движения птиц – рекордсменов, расположив их в порядке убывания (№1 Приложение 3). Почему невозможно сразу выполнить задание?

- Правильно, для сравнения скоростей их надо представить в одинаковых единицах измерения. Переведем все скорости в единицы системы СИ – м/с. Скорость стрижа переводить в систему СИ не надо. Выполним задание по рядам: первый ряд переводит скорость сокола, второй – альбатроса, третий – ласточки. При затруднении воспользуйтесь визуальным рядом из учебника со стр. 62.

- Вернемся к работам экспериментаторов. Как нам оценить скорости бегунов, мячей и машинок, если специального прибора для ее измерения у нас нет?

- Рассчитать скорость при прямолинейном равномерном движении нам поможет формула (Записывается на доске). Давайте выполним второе задание из приложения 3 и сравним полученные ответы.

- Почему вы получили разные результаты?

Как определить, кто прав? Помните, что в технике можно скорости представлять в км/ч.

Ученики предлагают дополнить задачу данными о скоростях зайца и лисы.

Ученики нашли скорость зайца (60 км/ч) в таблице учебника, скорости лисы там нет.

Ученики нашли скорость лисы с помощью таблицы в задачнике – 36 км/ч и ответили на вопрос, с которым не могли справиться без данных о скоростях.

Ученики записывают домашнее задание.

Ученики анализируют таблицы.

Ученики отмечают, что скорости птиц даны в разных единицах.

Ученики выполняют задание.

Ученики выполняют задание и озвучивают полученные ответы.

Ученики предполагают, что использовали разные единицы измерения скорости.

Ученики предлагают перевести все полученные значения скорости в одинаковые единицы измерения и выполняют задание.

Этап 5. Этап смысловой и эмоциональной рефлексии, мотивации на дальнейшую деятельность.

Цель учителя:

- подвести итог работы на уроке;

- формировать умения анализировать, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке.

Цель ученика:

- совместно с учителем подвести итоги урока;

- учиться самооценке результатов деятельности, самоконтролю.

- Вернемся к цели урока. Можем ли мы сейчас сформулировать, в чем научный смысл понятия «скорость»?

- Знание скорости движения различных тел очень важно. Рассчитать скорость космического корабля в момент его стыковки со станцией, определить точное время солнечного затмения, составить график и расписание движения поездов и подземного транспорта – вот только ряд вопросов, связанных со знанием скорости. Скорость позволяет рассчитать, где будет тело в любой момент времени, если оно движется равномерно прямолинейно с этой скоростью.

- А сейчас предлагаю оценить свою деятельность на уроке. Ответьте на вопросы.

- Что для вас на уроке было интересно?

- С чем бы вы справились сами, а где нужна помощь учителя или одноклассников?

- Что полезного вы приобрели для себя на уроке?

- С каким настроением вы покидаете урок?

- Надеюсь, что урок прошел с пользой для вас. Всего доброго!

Ученики еще раз формулируют научное понятие скорости по схеме.

Ученики анализируют свою деятельность на уроке и дают ей оценку


 

Литература:

Конструируем развивающий урок./ Э. М. Браверман - Журнал «Физика в школе», № 1, 2010 – С. 56.

Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного образования. Теория и технологии/ Е. Ю. Ривкин - Волгоград: Учитель, 2013.-183 с.

Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А. Гин- 5-е изд.- М.: Вита –

Пресс, 2004.- 88 с.

Нестандартные задачи по физике. Для классов естественно – научного профиля/ А.И. Семке. – Ярославль: Академия развития, 2007 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Нет презентации к уроку и нет приложения, где можно посмотреть задания!

4 April 2018