Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными (5 класс)

8
0
Материал опубликован 28 April в группе



Приложение 1 (презентация к уроку)PPTX / 1.4 Мб


Раздаточный материал к уроку (карточки)DOCX / 14.7 Кб

Цель: усвоение правила написания НЕ с именами прилагательными.

Задачи:

образовательные: 

- познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с именами прилагательными;

- закрепить знания о правописании НЕ с именами существительными и глаголами;

- формировать умение применять правило написания НЕ с различными частями речи;

развивающие: 

- развивать коммуникативные умения и навыки, умение работать с различными источниками информации;

- развивать читательскую грамотность обучающихся (умение находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать информацию, осмысливать прочитанное, использовать информацию);

- развивать умение сравнивать и обобщать изучаемые факты;

воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, показать роль знаний в жизни человека и общества.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: написание НЕ с именами прилагательными;

уметь: применять правило написания НЕ с именами прилагательными на письме; графически обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам.

Личностные: уважительное отношение к русскому языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом учения.

Метапредметные: умение ставить цель своей учебной деятельности; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; формулировать и выражать свое мнение, выстраивать логическое рассуждение; использовать полученные знания в жизни.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Использованные технологии, методы, приемы:

- технология интегрированного обучения (русский язык, литература, история, география);

- информационно-коммуникативная технология (Приложение 1);

- игровая технология (игра «Третий лишний!»);

- технология критического мышления (прием «Незаконченное предложение»;

- системно-деятельностный подход.

Мультимедийное сопровождение:

- презентация к уроку, созданная в программе PowerPoint (Приложение 1),

- авторское интерактивное упражнение «Правописание НЕ с прилагательными», созданное при помощи конструктора LearningApps: https://learningapps.org/display?v=p4ygrvzp523

Учебно-методический комплекс:

Русский язык. 5 класс. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Учебник в 2-х ч. М.: Просвещение, 2023

Этапы урока

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Добрый день, ребята! Рада вас всех видеть.

Слайд 1. Прием «Пейзаж».

Выберите пейзаж, который соответствует вашему настроению.

Замечательно, что у всех хорошее настроение.

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей. 

Давайте друг другу улыбнемся

И начнем урок скорей!

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Ребята, прочитайте пословицы (работа по карточке № 1, приложение 2).

Как вы понимаете их смысл?

Объясните правописание НЕ со словами.

Можно (не) знать, стыдно (не) учиться.

Лентяю всё (не) можется да (не) здоровится.

Ученье – свет, а (не) ученье – тьма.

Мудрец обвиняет себя, (не)вежда – других.

Пишут (не) пером, а умом.

(Не) грамотный человек подобен слепому.

Обучающиеся актуализируют знания о написании НЕ с глаголами, именами существительными (Слайд 2), делают вывод о роли знаний в жизни.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Ребята, можете ли вы объяснить правописание слова «неграмотный»?

Почему?

Формулирование темы урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными».

Слайд 3. Постановка учебной задачи (используется прием «Незаконченное предложение»).

Ребята, продолжите предложения.

Сегодня на уроке я хочу:

- узнать … (правило написания НЕ с именами прилагательными);

- научиться … (применять правило написания НЕ с именами прилагательными);

- повторить … (написание НЕ с именами существительными, глаголами);

- закрепить … (написание НЕ с именами существительными, глаголами);

- … (свой вариант).

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Ребята, предложите варианты решения учебной задачи (работа с учебником, справочной литературой, Интернетом, совместная работа с учителем).

Выбор проекта выхода из затруднения (помощь учителя).

5. Этап реализации построенного проекта.

Учитель организует наблюдение над языковым материалом, обучающиеся под руководством учителя выводят правило написания НЕ с именами прилагательными на основе сопоставления с имеющимися знаниями о правописании НЕ с именами существительными и глаголами, проверяют свои предположения по учебнику, составляют таблицу «Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными». Слайд 4.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Выполнение упр. 402 по учебнику (письменно, у доски «по цепочке», в тетради). Комментирование выбора слитного или раздельного написания НЕ с именами прилагательными в словосочетаниях.

Лексическая работа (работа с толковым словарем, объяснение незнакомых слов).

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Работа с текстом (карточка 2, приложение 2). Работа со сплошным и несплошным (географической картой) текстами, биографическими справками о Петре Первом и В.И. Беринге.

Ребята, давайте прочитаем текст.

Один из (не)известных датских моряков стал служить на русском флоте. (Не)поверхностной, а глубокой любовью полюбил он Россию и русских людей.

Служил храбро и дослужился до капитана корабля с шестьюдесятью пушками. (Не)привычное слуху его имя сменили и прозвали Иваном Ивановичем. А фамилия осталась у него прежняя — Беринг.

В это отнюдь (не)спокойное время доверил царь Петр Берингу великое дело — плыть к (не)ведомым берегам Камчатки. (Не) отказался капитан. Целый год готовились, потому что поход был (не)близкий. Так был открыт пролив, который назвали Беринговым.

1) Определите тему и основную мысль текста. Как можно озаглавить текст?

2) О каком царе Петре идет речь? Что вам известно о нем?

Биографическая справка:

Петр Первый – первый Император Всероссийский (с 1721 года). В 1703 году основал город Санкт-Петербург. «Эпоха Петра» – эпоха преобразований во всех сферах: во внешней политике, экономике, образовании, культуре и т.д. Слайд 5.

3) Кто такой Беринг?

Биографическая справка:

Витус Ионассен Беринг – российский мореплаватель, офицер российского флота, капитан-командор. По происхождению датчанин. Руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями, прошел по проливу между Чукоткой и Аляской (впоследствии Берингов пролив), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Слайд 6.

4) Назовите географические объекты, названные в честь Беринга, покажите их на карте.

Именем Беринга названы остров, пролив и море на севере Тихого океана, а также Командорские острова. Своими знаниями и трудом он служил на благо России.

5. Выборочный диктант на основе данного текста (самостоятельная работа).

Выпишите слова с НЕ в 2 столбика (слитно и раздельно), объясните их написание.

Самопроверка выполнения задания по эталону. Слайд 7.

Слитно

Раздельно

неизвестных моряков

непривычное имя

к неведомым берегам

неблизкий поход

не поверхностной, а глубокой любовью;

отнюдь не спокойное время

не отказался

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

1) Выполнение интерактивного упражнения «Правописание НЕ с прилагательными»: https://learningapps.org/display?v=p4ygrvzp523

t1714299194aa.png

Учащиеся объясняют слитное или раздельное написание НЕ с именами прилагательными в словосочетаниях:

(не)объятный простор

(не)известный автор

(не)чаянная ошибка

(не)здоров, а болен

(не)обычное явление

(не)ровная поверхность

(не)людимый характер

далеко (не)большое расстояние

(не)спелая смородина

(не)разлучные друзья


2) Игра «Третий лишний!»

1. (не)ряшливый человек

2. далеко (не)удачный ответ

3. (не)лёгкая, а трудная задача


1. (не)близкий путь

2. (не)уклюжий медведь

3. (не)большой, а маленький зверь


1. совсем (не)интересная игра

2. (не)лепый случай

3. (не)широкая, а узкая река

Обучающиеся называют «лишнее» словосочетание в каждой группе, объясняют свой выбор.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Ребята, соотнесите поставленные в начале урока цели с полученным результатом:

Сегодня на уроке я:

узнал …

научился …

повторил …

закрепил …

(свой вариант).

Что получилось? Над чем надо еще нужно поработать?

Самооценка обучающихся своей учебной деятельности на уроке.

Оценка учителя.

Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили на уроке? (О роли знаний)

Знания – это багаж, который мы приобретаем на протяжении всей жизни. Они помогают нам становиться более уверенными и успешными. Желаю вам дальнейших успехов на увлекательном пути знаний!

10. Домашнее задание.

Дифференцированное домашнее задание (выбор упражнения).

Комментирование выполнения домашнего задания.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации