Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными (5 класс)
Приложение 1 (презентация к уроку)PPTX / 1.4 Мб
Раздаточный материал к уроку (карточки)DOCX / 14.7 Кб
Цель: усвоение правила написания НЕ с именами прилагательными.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с именами прилагательными;
- закрепить знания о правописании НЕ с именами существительными и глаголами;
- формировать умение применять правило написания НЕ с различными частями речи;
развивающие:
- развивать коммуникативные умения и навыки, умение работать с различными источниками информации;
- развивать читательскую грамотность обучающихся (умение находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать информацию, осмысливать прочитанное, использовать информацию);
- развивать умение сравнивать и обобщать изучаемые факты;
воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, показать роль знаний в жизни человека и общества.
Планируемые результаты
Предметные:
знать: написание НЕ с именами прилагательными;
уметь: применять правило написания НЕ с именами прилагательными на письме; графически обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам.
Личностные: уважительное отношение к русскому языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом учения.
Метапредметные: умение ставить цель своей учебной деятельности; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; формулировать и выражать свое мнение, выстраивать логическое рассуждение; использовать полученные знания в жизни.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Использованные технологии, методы, приемы:
- технология интегрированного обучения (русский язык, литература, история, география);
- информационно-коммуникативная технология (Приложение 1);
- игровая технология (игра «Третий лишний!»);
- технология критического мышления (прием «Незаконченное предложение»;
- системно-деятельностный подход.
Мультимедийное сопровождение:
- презентация к уроку, созданная в программе PowerPoint (Приложение 1),
- авторское интерактивное упражнение «Правописание НЕ с прилагательными», созданное при помощи конструктора LearningApps: https://learningapps.org/display?v=p4ygrvzp523
Учебно-методический комплекс:
Русский язык. 5 класс. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Учебник в 2-х ч. М.: Просвещение, 2023
Этапы урока
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Добрый день, ребята! Рада вас всех видеть.
Слайд 1. Прием «Пейзаж».
Выберите пейзаж, который соответствует вашему настроению.
Замечательно, что у всех хорошее настроение.
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей.
Давайте друг другу улыбнемся
И начнем урок скорей!
2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
Ребята, прочитайте пословицы (работа по карточке № 1, приложение 2).
Как вы понимаете их смысл?
Объясните правописание НЕ со словами.
Можно (не) знать, стыдно (не) учиться.
Лентяю всё (не) можется да (не) здоровится.
Ученье – свет, а (не) ученье – тьма.
Мудрец обвиняет себя, (не)вежда – других.
Пишут (не) пером, а умом.
(Не) грамотный человек подобен слепому.
Обучающиеся актуализируют знания о написании НЕ с глаголами, именами существительными (Слайд 2), делают вывод о роли знаний в жизни.
3. Этап выявления места и причины затруднения.
Ребята, можете ли вы объяснить правописание слова «неграмотный»?
Почему?
Формулирование темы урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными».
Слайд 3. Постановка учебной задачи (используется прием «Незаконченное предложение»).
Ребята, продолжите предложения.
Сегодня на уроке я хочу:
- узнать … (правило написания НЕ с именами прилагательными);
- научиться … (применять правило написания НЕ с именами прилагательными);
- повторить … (написание НЕ с именами существительными, глаголами);
- закрепить … (написание НЕ с именами существительными, глаголами);
- … (свой вариант).
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Ребята, предложите варианты решения учебной задачи (работа с учебником, справочной литературой, Интернетом, совместная работа с учителем).
Выбор проекта выхода из затруднения (помощь учителя).
5. Этап реализации построенного проекта.
Учитель организует наблюдение над языковым материалом, обучающиеся под руководством учителя выводят правило написания НЕ с именами прилагательными на основе сопоставления с имеющимися знаниями о правописании НЕ с именами существительными и глаголами, проверяют свои предположения по учебнику, составляют таблицу «Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными». Слайд 4.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Выполнение упр. 402 по учебнику (письменно, у доски «по цепочке», в тетради). Комментирование выбора слитного или раздельного написания НЕ с именами прилагательными в словосочетаниях.
Лексическая работа (работа с толковым словарем, объяснение незнакомых слов).
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Работа с текстом (карточка 2, приложение 2). Работа со сплошным и несплошным (географической картой) текстами, биографическими справками о Петре Первом и В.И. Беринге.
Ребята, давайте прочитаем текст.
Один из (не)известных датских моряков стал служить на русском флоте. (Не)поверхностной, а глубокой любовью полюбил он Россию и русских людей.
Служил храбро и дослужился до капитана корабля с шестьюдесятью пушками. (Не)привычное слуху его имя сменили и прозвали Иваном Ивановичем. А фамилия осталась у него прежняя — Беринг.
В это отнюдь (не)спокойное время доверил царь Петр Берингу великое дело — плыть к (не)ведомым берегам Камчатки. (Не) отказался капитан. Целый год готовились, потому что поход был (не)близкий. Так был открыт пролив, который назвали Беринговым.
1) Определите тему и основную мысль текста. Как можно озаглавить текст?
2) О каком царе Петре идет речь? Что вам известно о нем?
Биографическая справка:
Петр Первый – первый Император Всероссийский (с 1721 года). В 1703 году основал город Санкт-Петербург. «Эпоха Петра» – эпоха преобразований во всех сферах: во внешней политике, экономике, образовании, культуре и т.д. Слайд 5.
3) Кто такой Беринг?
Биографическая справка:
Витус Ионассен Беринг – российский мореплаватель, офицер российского флота, капитан-командор. По происхождению датчанин. Руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями, прошел по проливу между Чукоткой и Аляской (впоследствии Берингов пролив), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Слайд 6.
4) Назовите географические объекты, названные в честь Беринга, покажите их на карте.
Именем Беринга названы остров, пролив и море на севере Тихого океана, а также Командорские острова. Своими знаниями и трудом он служил на благо России.
5. Выборочный диктант на основе данного текста (самостоятельная работа).
Выпишите слова с НЕ в 2 столбика (слитно и раздельно), объясните их написание.
Самопроверка выполнения задания по эталону. Слайд 7.
Слитно | Раздельно |
неизвестных моряков непривычное имя к неведомым берегам неблизкий поход | не поверхностной, а глубокой любовью; отнюдь не спокойное время не отказался |
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
1) Выполнение интерактивного упражнения «Правописание НЕ с прилагательными»: https://learningapps.org/display?v=p4ygrvzp523
Учащиеся объясняют слитное или раздельное написание НЕ с именами прилагательными в словосочетаниях:
(не)объятный простор
(не)известный автор
(не)чаянная ошибка
(не)здоров, а болен
(не)обычное явление
(не)ровная поверхность
(не)людимый характер
далеко (не)большое расстояние
(не)спелая смородина
(не)разлучные друзья
2) Игра «Третий лишний!»
1. (не)ряшливый человек
2. далеко (не)удачный ответ
3. (не)лёгкая, а трудная задача
1. (не)близкий путь
2. (не)уклюжий медведь
3. (не)большой, а маленький зверь
1. совсем (не)интересная игра
2. (не)лепый случай
3. (не)широкая, а узкая река
Обучающиеся называют «лишнее» словосочетание в каждой группе, объясняют свой выбор.
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Ребята, соотнесите поставленные в начале урока цели с полученным результатом:
Сегодня на уроке я:
узнал …
научился …
повторил …
закрепил …
… (свой вариант).
Что получилось? Над чем надо еще нужно поработать?
Самооценка обучающихся своей учебной деятельности на уроке.
Оценка учителя.
Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили на уроке? (О роли знаний)
Знания – это багаж, который мы приобретаем на протяжении всей жизни. Они помогают нам становиться более уверенными и успешными. Желаю вам дальнейших успехов на увлекательном пути знаний!
10. Домашнее задание.
Дифференцированное домашнее задание (выбор упражнения).
Комментирование выполнения домашнего задания.