12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юлия15
2

Урок на тему «Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи»

Урок русского языка на основе технологии проблемного обучения с использованием видео, медеоресурсов

Тема: «Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи»

Цели: познакомить учащихся с междометиями. Рассмотреть на примерах, какие чувства могут выражать междометия. Выяснить, какова роль междометий в речи. Совершенствовать орфографические навыки: развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Оборудование: таблица с междометиями, диск, ребусы, видео диск «Ералаш».


 

Ход урока

I Организационное начало.

- Ребята, задача нашего урока – открытие новых знаний. Я уверена, что они вам пригодятся в жизни, в дальнейшей учебе, вы будете грамотнее. Прочитайте запись на доске:

…как трудно жить

на свете, не усвоив…

- Правда странная запись? Пропущенные слова вы вставите тогда, когда откроете новую тему. А пока проведем словарную работу. Она будет являться подготовкой к нашему открытию.

II. Словарная работа.

Класс делится на две группы:

Для гр. по ликвидации пробелов.

1. Работа с компьютером в Excel.

На экране словарные слова с пропущенными безударными гласными. Учащиеся должны напечатать в окне «ответ» в виде гласных букв, которые нужно вставить.

Д_ван, к_апуста, к_рзина, л_мон, п_года, р_бина, п_альто, м_рковь, д_журный, ов_щи

Ответ

 

Оценка

     

Если последовательность «и а о и о я а о е о» совпадает с закодированной, то в окне «Оценка» высвечивается запись «Молодец!»

Если есть ошибка, то запись «Проверь!»

2. Задание на творческое развитие.

Учащимся предлагается разгадать ребусы. Написать слова-ответы, обозначить орфограмму. По окончании работы учащиеся сверяют с правильными ответами на доске. (Заранее подготовлено)

Если одна ошибка допущена – «4»; 2 ошибки – «3»

3. Решите грамматические задачи.

- Запишите слова, выделите орфограммы.

1) Это слово обозначает неодушевленный предмет. В его написании три буквы «А». Оканчивается слово на твердый шипящий звук (карандаш).

2) Это слово обозначает одушевленный предмет. Состоит из трех слов. Начинается со звонкого непарного звука. Опасное место в первом слоге (ребята).

3) Это слово обозначает неодушевленный предмет. Состоит из трех слогов. Начинается и оканчивается на мягкий глухой согласный. Вы ежедневно пользуетесь этим предметом. Можно сказать, что это - ваше лицо (тетрадь).

4) Это слово состоит из двух слогов. Обозначает неодушевленный предмет. Начинается с мягкого согласного «П». Если вы допустите ошибку в написании безударной гласной, то это слово превратится в глагол (пенал).

5) Данное слово обозначает неодушевленный предмет. Состоит из трех слогов. В его написании под ударением гласная «О» во втором слоге. Синоним слова – труд (работа).

6) Это слово обозначает неодушевленный предмет. Состоит из двух слогов. Оканчивается на твердый согласный. Носят учащиеся за спиной (ранец).

- Прочитайте слова. Сравните ваши подчеркнутые буквы с буквами, которые записаны на доске (а, а, е, е, е, а, е).

- У кого есть ошибка?

- Если выполнено, верно, поставьте себе «+»

- Что можете сказать о данных словах? (тема «Школа»)

= А слово «работа»

Лишнее? (Учеба – это наша работа).

III. Создание проблемной ситуации.

1. Использование видеофрагментов из «Ералаша» или мультипликационного фильма «Ох и Ах».

- При просмотре видео материала обратите внимание, какие слова помогли выразить ребятам свои чувства?

- Обозначьте части речи в записанных предложениях.

- Мы не можем определить части речи у слов ой, ах, эх

- Надо узнать для чего эти слова нужны нам.

- Эти слова выражают чувства.

- Это самая точная мысль. Значит, под какой темой мы сегодня будем работать?

(Побуждение к формулированию учебной проблемы).

- Слова, которые выражают различные чувства.

2. Ребята, представьте, что на уроке математики я дала задание – начертить прямоугольник. Все работают, и вдруг у кого-то из вас ломается карандаш. Какова реакция этого ученика? Составьте предложения.

Сломался карандаш!

Ой, сломался карандаш!

Эх, сломался карандаш!

Записать в тетрадь и на доске

IV Решение проблем

- Прочитайте первое предложение: Ой, сломался карандаш!

- Какое чувство выражает слово ой?

- Чувство испуга, огорчения, страха.

- Для чего нужны эти слова? (чтобы предложения были понятнее)

- Но ведь предложения и так понятны.

- Послушайте стихотворение, оно прозвучит два раза.

- Выскажите свое мнение.

Сердце так и гложет страх.

…, как назло!

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех!

… беда уже близка,

Так и ждет меня доска!

- Стихотворение ярче звучало во второй раз с эх, ох.

- Для чего нужны слова ох, эх, ой, ай? (помогают сделать речь яркой, богатой, понятной).

- Можно ли к ним задать вопрос?

- С латинского языка, название этих слов переводится как «брошенное между». Это междометия.

V Первичное закрепление.

- Вернемся с записи. Какие слова спрятались?

Ох, как трудно жить на свете,

Не усвоив междометий!

- Прочитайте слова таблицы:

Ну, ах, хо-хо, хи-хи, бу-бу-бу,

Баю-бай, ох, эх

О, ого, фу, ура, эй, ой…

- Как будут называться эти слова?

- Почему стоит многоточие?

Представьте, завтра каникулы, выберите нужное междометие и составьте предложение.

Ура, завтра каникулы!

- Какое чувство выражает междометие ура?

(восторг, радость, счастье)

- Какое междометие выберите, если я скажу, что завтра у вас будет 7 уроков?

- Ого! Семь уроков!

- Какое выражает чувство – ого? (удивление, недоверие)

VI Самостоятельная работа

- Составьте и запишите предложения на тему «Школа», используя междометия

Проверка.

VII Итог урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что выражают междометия?

- Какова роль в речи?

 

г. Тольятти, 2018

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.