Урок по русскому языку во 2 классе на тему «Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи»
Урок русского языка на основе технологии проблемного обучения с использованием видео, медеоресурсов
Тема: «Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи»
Цели: познакомить учащихся с междометиями. Рассмотреть на примерах, какие чувства могут выражать междометия. Выяснить, какова роль междометий в речи. Совершенствовать орфографические навыки: развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Оборудование: таблица с междометиями, диск, ребусы, видео диск «Ералаш».
Ход урока
I Организационное начало.
- Ребята, задача нашего урока – открытие новых знаний. Я уверена, что они вам пригодятся в жизни, в дальнейшей учебе, вы будете грамотнее. Прочитайте запись на доске:
…как трудно жить
на свете, не усвоив…
- Правда странная запись? Пропущенные слова вы вставите тогда, когда откроете новую тему. А пока проведем словарную работу. Она будет являться подготовкой к нашему открытию.
II. Словарная работа.
Класс делится на две группы:
Для гр. по ликвидации пробелов.
1. Работа с компьютером в Excel.
На экране словарные слова с пропущенными безударными гласными. Учащиеся должны напечатать в окне «ответ» в виде гласных букв, которые нужно вставить.
Д_ван, к_апуста, к_рзина, л_мон, п_года, р_бина, п_альто, м_рковь, д_журный, ов_щи
Ответ |
Оценка |
|
Если последовательность «и а о и о я а о е о» совпадает с закодированной, то в окне «Оценка» высвечивается запись «Молодец!»
Если есть ошибка, то запись «Проверь!»
2. Задание на творческое развитие.
Учащимся предлагается разгадать ребусы. Написать слова-ответы, обозначить орфограмму. По окончании работы учащиеся сверяют с правильными ответами на доске. (Заранее подготовлено)
Если одна ошибка допущена – «4»; 2 ошибки – «3»
3. Решите грамматические задачи.
- Запишите слова, выделите орфограммы.
1) Это слово обозначает неодушевленный предмет. В его написании три буквы «А». Оканчивается слово на твердый шипящий звук (карандаш).
2) Это слово обозначает одушевленный предмет. Состоит из трех слов. Начинается со звонкого непарного звука. Опасное место в первом слоге (ребята).
3) Это слово обозначает неодушевленный предмет. Состоит из трех слогов. Начинается и оканчивается на мягкий глухой согласный. Вы ежедневно пользуетесь этим предметом. Можно сказать, что это - ваше лицо (тетрадь).
4) Это слово состоит из двух слогов. Обозначает неодушевленный предмет. Начинается с мягкого согласного «П». Если вы допустите ошибку в написании безударной гласной, то это слово превратится в глагол (пенал).
5) Данное слово обозначает неодушевленный предмет. Состоит из трех слогов. В его написании под ударением гласная «О» во втором слоге. Синоним слова – труд (работа).
6) Это слово обозначает неодушевленный предмет. Состоит из двух слогов. Оканчивается на твердый согласный. Носят учащиеся за спиной (ранец).
- Прочитайте слова. Сравните ваши подчеркнутые буквы с буквами, которые записаны на доске (а, а, е, е, е, а, е).
- У кого есть ошибка?
- Если выполнено, верно, поставьте себе «+»
- Что можете сказать о данных словах? (тема «Школа»)
= А слово «работа»
Лишнее? (Учеба – это наша работа).
III. Создание проблемной ситуации.
1. Использование видеофрагментов из «Ералаша» или мультипликационного фильма «Ох и Ах».
- При просмотре видео материала обратите внимание, какие слова помогли выразить ребятам свои чувства?
- Обозначьте части речи в записанных предложениях.
- Мы не можем определить части речи у слов ой, ах, эх
- Надо узнать для чего эти слова нужны нам.
- Эти слова выражают чувства.
- Это самая точная мысль. Значит, под какой темой мы сегодня будем работать?
(Побуждение к формулированию учебной проблемы).
- Слова, которые выражают различные чувства.
2. Ребята, представьте, что на уроке математики я дала задание – начертить прямоугольник. Все работают, и вдруг у кого-то из вас ломается карандаш. Какова реакция этого ученика? Составьте предложения.
Сломался карандаш!
Ой, сломался карандаш!
Эх, сломался карандаш!
Записать в тетрадь и на доске
IV Решение проблем
- Прочитайте первое предложение: Ой, сломался карандаш!
- Какое чувство выражает слово ой?
- Чувство испуга, огорчения, страха.
- Для чего нужны эти слова? (чтобы предложения были понятнее)
- Но ведь предложения и так понятны.
- Послушайте стихотворение, оно прозвучит два раза.
- Выскажите свое мнение.
Сердце так и гложет страх.
…, как назло!
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех!
… беда уже близка,
Так и ждет меня доска!
- Стихотворение ярче звучало во второй раз с эх, ох.
- Для чего нужны слова ох, эх, ой, ай? (помогают сделать речь яркой, богатой, понятной).
- Можно ли к ним задать вопрос?
- С латинского языка, название этих слов переводится как «брошенное между». Это междометия.
V Первичное закрепление.
- Вернемся с записи. Какие слова спрятались?
Ох, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий!
- Прочитайте слова таблицы:
Ну, ах, хо-хо, хи-хи, бу-бу-бу,
Баю-бай, ох, эх
О, ого, фу, ура, эй, ой…
- Как будут называться эти слова?
- Почему стоит многоточие?
Представьте, завтра каникулы, выберите нужное междометие и составьте предложение.
Ура, завтра каникулы!
- Какое чувство выражает междометие ура?
(восторг, радость, счастье)
- Какое междометие выберите, если я скажу, что завтра у вас будет 7 уроков?
- Ого! Семь уроков!
- Какое выражает чувство – ого? (удивление, недоверие)
VI Самостоятельная работа
- Составьте и запишите предложения на тему «Школа», используя междометия
Проверка.
VII Итог урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что выражают междометия?
- Какова роль в речи?
г. Тольятти, 2018