12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия34
Россия, Череповец

Урок русского языка

Класс: 2 класс

Тема: «Состав слова»

Учебно-методический комплект: «Перспективная начальная школа»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: создать условия для формирования у второклассников умения разбирать слова по составу.

Задачи:

1. Образовательные:

актуализировать знания детей о частях слова;

помочь овладеть умением разбирать слова по составу;

формировать умение по суффиксу – ть определять начальную форму слова.

2. Развивающие:

научить оценивать свою деятельность;

развивать умение анализировать и обобщать;

развивать критическое мышление.

3. Воспитательные:

воспитывать интерес к родному языку.

Ожидаемый результат: организовать деятельность детей на ознакомление с составом слова.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебного действия

Коммуникативные УУД: умение вести диалог, слушать собеседника, формулировать собственное умение

Регулятивные УУД: умение удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную, определение темы, постановка цели и задач урока целеполагание, умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, планирование действий, умение предвосхищать результат и предвидеть уровень своих знаний.

Познавательные УУД: сравнение, анализ, обобщение, находить информацию в разных источниках, преобразование модели (нахождение общих законов), обобщать материал и делать выводы.

Этап

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оборудование

Мотивация учебной деятельности

Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Добрый день, ребята. Сегодня у нас на уроке гости. Я уверена, что у вас сегодня все получится. Предлагаю начать урок с небольшой разминки: ленивые восьмерки, качание головой.

Василий Осипович Ключевский говорил, что писать разборчиво – первое правило вежливости. Об том мы уже с вами говорили.

Подписали дату, классная работа. Предлагаю записать следующие сочетания букв: ик,ек,ок.

Какую часть слова они напоминают вам?

Вот видите, вы это знаете. Значит, нам это нужно.

Что такое суффикс?





















Прописывают







Суффикс



Дают определение.

Личностные

(готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к учебной деятельности)

Коммуникативные

(умение вести диалог, слушать собеседника)



Актуализация знаний и пробное учебное действие

Обеспечить готовность обучающихся к включению в продуктивную деятельность

Давайте повторим известные нам части слова.

Встали. Сегодня мы поменяемся ролями.

1 ряд – это окончание.

2 ряд – корень

3 ряд – суффикс, приставка

Изменяемая часть слова.

Неизменяемая общая часть родственных слов.

Части слова, с помощью которых образуются новые слова.

Встали. Часть слова, которая не входит в основу. Молодцы. Садимся.

Что такое основа?









Окончание

Корень



Суффикс, приставка


Основа


Часть слова без окончания.

Регулятивные

(умение удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную)

Личностные

(готовность и способность к саморазвитию)


Выявление места и причины затруднения

Обсуждение затруднений, проговаривание темы и цели урока

Посмотрите на доску. Что вы перед собой видите?

Проблемная ситуация: Вы знаете, что иногда поезд называют составом?

А почему?

Из чего состоит поезд?

А из чего состоит слово?

Значит у слова то же есть состав?

Кто догадался какая тема урока?

Откройте учебник. Прочитайте новую тему урока. Мы были правы?

Подтвердим свои предположения. Для этого прочитаем диалог Маши, Миши и Анишит Йокоповны.

Что мы знаем?

Что необходимо узнать?

Цель урока?

Поезд




Ответы детей.

Из вагонов.

Из частей.





Состав слова.




Читают диалог.



Части слова

Состав слова

Узнать, что такое состав слова.


Регулятивные

(определение темы, постановка цели и задач урока (целеполагание))

Логические УУД: сравнение, анализ, обобщение.

Общеучебные: находить информацию в разных источниках.
























Таблица Знаю Узнаю Узнал

Построение проекта выхода из затруднения

Спроектировать ход учебных действий необходимых для решения обозначенной проблемы

В эти вагончики мы должны сегодня поселить части слова. Что необходимо для этого повторить?

Когда повторим все части слова, мы сможем выдать билеты частям слова согласно купленным билетам. В этом поезде.

Люди разбирают поезд по составу вагона. И мы сегодня должны научиться разбирать слова? Как?

Чтобы проверить свои знания, мы должны выполнить?

И конце урока?



1. Повторить части слова.









2. Научиться разбирать слова по составу.



С/р

Дать оценку своим знаниям и знаниям соседа

Регулятивные

(умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, планирование действий)


Личностные

(готовность и способность к саморазвитию)

Коммуникативные

(формулировать собственное умение)

Личностные

(способность к самооценке на основе критерия успешности учебного действия)

Регулятивные

(умение предвосхищать результат и предвидеть уровень своих знаний)

На доске план в виде моделей

Повторить части слова (в виде знаков)

Научиться разбирать слова по составу.

С/Р

Оценка

Реализация построенного проекта

Решение учебной проблемы

Первая наша задача?


Упражнение 79. Посмотрите на значок и скажите, с каким словарем мы сегодня будем работать?

Прочитайте задание про себя.

На какую букву необходимо открыть словарь?

Прочитаем слова вслух.

ежиха
моржиха
слониха
портниха
повариха
лосиха
ткачиха

Какой суффикс в этой группе слов? На что он указывает?





-Какая часть слова остается неизменяемой у родственных слов?

Какая часть слова отсутствует в этих словах?

Какая следующая задача?

Что входит в состав слова?

Кто догадался, что значит, разобрать слова по составу?

Выпишите первые три названия животных.

Разбор слова по составу начинают с изменяемой части слова.

С чего начнем разбор слова по составу?

Какой вагон займет эта часть слова?

Окончание – это кончик, пусть идёт в последний вагончик.

Что выделяем дальше?

Какие части слова образуют основу?

Далее?

. Ну, а корень – общая часть – во втором вагоне выспится всласть.

Что осталось невыделенным?

Суффикс купит во второй вагончик билет.

Какой вагончик остался пустым? Какая часть слова стоит перед корнем? Для чего служит эта часть? Поселю я приставку в первом вагоне,
Потому что стоит она перед корнем.

Остальные два слова разбираем в группах. Прием «Карусель». Первый выделяет только окончание, второй основу, третий – корень, четвертый – суффикс. Первый принимает исток и проверяет. Во время выполнения работы подсказывать нельзя.

Кто из ребят ошибся? Чья карусель вертелась без проблем?

Повторить части слова.


С обратным словарем.




На - иха



Читают слова.








Показывает, что все прочитанные слова обозначают людей и животных женского пола. Окончание а – все слова женского рода).

Корень


Приставка

Научиться разбирать слова по составу.

Части слова

Выделить части слова.


Лосиха, ежиха, слониха.










С окончания.

Последний.




Основу. Это часть слова без окончания.



Корень.






Суффикс.




Приставка. Служит для образования новых слов.



Работают в четверках.

Познавательные УУД:

- анализ

- сравнение

- обобщение

Регулятивные:

- планирование

- самоконтроль

- самопроверка

- самооценка

Познавательные:

- преобразование модели (нахождение общих законов);

- обобщать материал и делать выводы.














































































Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать.

Зеркало, конверт с элемен

Первичное закрепление с комментированием

Проговаривание нового знания, запись в виде опорных сигналов

Упражнение 81

С каким словарем работаем?

Какие слова ищем?

Найдите слово читать и все родственные слова.

Используем прием «Карусель»

Попробуйте понять значение слова зачитать из следующих фраз.

«Миша зачитал любимую книгу до дыр»

«Командир зачитал солдатам новый приказ»

Перечитать

Дочитать

Почитать

Прочитать

Какая часть слова придает им особый смысл?

Какая часть в словах является общей?

Посмотрите образец разбора.

Назовите суффикс слова-названия действия?

Назовите суффикс, который показывает, что слово-название действия стоит в начальной форме.

Из скольких частей состоит данное слово?

Данная форма не определяет, кто зачитал, когда зачитал. Это форма неизменяемая. Поэтому окончания здесь нет.


С обратным словарем.

На -ть.








Истрепать, затаскать в процессе чтения.



Прочитал вслух


- прочитать еще раз

прочитать до конца.


познакомиться с содержанием книги.

закончить чтение.

Приставка



Корень







А



ть

Познавательные:

- преобразование модели (нахождение общих законов)

Познавательные УУД:

- анализ

- сравнение

- обобщение

- поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные:

- способность принимать и сохранять цели, следовать им.

- самоконтроль

- самопроверка

- самооценка



Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что умеет

Следующая задача?

Разобрать по составу слова согласно образцу самостоятельно. Из скольких частей состоят все слова?

С/Р

Работают самостоятельно.



Из четырех.

Познавательные УУД:

- анализ.

Регулятивные УУД:

- способность к организации своей деятельности


Включение в систему знаний и повторение

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что умеет

Игра «Да-нет»

Если слова являются родственными, надо хлопнуть в ладоши, если нет топаем 1 раз.

Зима, зимний, зимушка, зимовка.

Водяной, вода, водить (нет)

Выпишите слово водить. Разберем по составу. У доски.

Соль, солить, соленый. (Да)

Горный, гора, городок. (нет)

Выписать слово городок. Разбираем у доски.

8. Составьте слова, взяв:

приставку из слова полет, корень из слова походить, суффикс из слов стрелка, окончание из слова улица.

корень из слова стрелок, суффикс из слова дочка, окончание из слова груша.

Выполнив следующее задание, вы ответите без труда, что нам осталось сделать.

Корень – цена

суффикс – тетрадка
приставка – очерк
окончание – груша





Работа у доски


Коммуникативные:

Умение выстраивать диалог при работе в паре

Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).



Рефлексия учебной деятельности на уроке

Сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение объективного результата

Телеграмма учителю.

Сегодня я узнал….

На уроке интересно было….

- Давайте проверим, как каждый из вас понял данную тему, для этого мы выполним задание. Будьте очень внимательны, если вы считаете, что утверждение верное, ставите (+), если нет (-). Таким образом, вы можете проверить себя и узнать, над чем ещё придётся поработать.

1. Корень – это главная часть предложения. (-)

2. Основа – это часть слова с окончанием. (-)

3. Верно ли, что слова вода и водитель являются родственными? (-)

4.Окончание – это изменяемая часть слова. (+)

Посмотрите на доску. Что мы хотели с вами узнать?

Состав слова.

Выполнили нашу задачу?

Спасибо за урок.

Заполняют листочки. Сдают.











Проверяют свою работу на уроке.












Состав слова.

Да.

Регулятивные

(внесение коррективов)

Личностные

(способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.