Статья «Словарный диктант! Быть или не быть?»
Словарные диктанты. Быть или не быть?
Изучение любого иностранного языка базируется на знании лексики и грамматики. Слова изучаемого иностранного языка – это новый мир для учеников. А в английском языке все необычно – буквы могут обозначать разные звуки: в одном слове [æ] (cat), а в другом слове [ɔ:] (wall). Читать по буквам не получается, надо запоминать слова. И тут на помощь приходят диктанты.
Диктант (лат. dicto «диктовать» от dicere «говорить») — вид обучения правильному письму для закрепления навыков и проверки знаний учащихся, при изучении какого-либо языка. [1]
Под диктантом как методическим приёмом и одним из упражнений по орфографии следует понимать такой вид письменной работы, во время которой учитель диктует текст, в учащиеся под диктовку пишут самостоятельно, без посторонней помощи, без опоры на какие – либо подсобные средства и руководствуются только ранее полученными теоретическими знаниями по грамматике, изученными орфографическими правилами и ранее сложившимися навыками письма. [2]
Но диктанты могут быть не только письменными, но и устными. Они добавляют интерактивности на уроке, позволяют отрабатывать произношение, а не только орфографию. Для проведения устного диктанта можно подготовить презентацию с нужной лексикой, а можно использовать онлайн инструменты, например Classroomscreen. Там есть нужная нам функция Randomizer. Вводим лексику на русском языке в одно «окошко», а на английском языке в другое «окошко». Можно провести блиц-диктант. Ученику выпадает английское слово – он читает слово и переводит (корректируем и ставим произношение, проверяем знание слов), в другом «окошке» выпадает русское слово – ученик называет английский эквивалент. Устный диктант всегда провожу перед письменным. После ввода новой лексики ученикам начальной школы и младшей средней школы очень сложно запомнить написание английских слов, но устный диктант проходит очень хорошо. Это создает так нужную на начальном этапе ситуацию успеха. После пишем письменный диктант. Но для учеников начальной школы всегда даю визуальную опору. Вначале можно пропустить одну букву, потом оставлять только первую и последнюю, а потом уже можно перейти к полноценному словарному диктанту.
Для младших школьников часто провожу диктанты с опорой на картинки. Не слова звучат, как в традиционном диктанте, а демонстрируются картинки.
Количество слов в диктанте ограничиваю. Диктанты пишем на маленьких листочках: пять слов на русском, пять слов на английском, но так как использую Randomazer, то ребята не знают, какое слово выпадет и учат все слова.
Часто практикую всем известный, но подзабытый многими «бегущий» диктант. Готовим слова и выражения на листочках для младших школьников, предложения или строчки стихотворения для среднего звена, делим детей на 2-3 группы. Ребята подходят по одному, берут листочек, читают написанное, но не вслух, запоминают, а потом диктуют своей группе. Такой необычный диктант очень мотивирует и активизирует деятельность учащихся.
Словарный диктант может быть очень увлекательным видом деятельности для учеников и для учителя. А разнообразие диктантов и форм проведения позволяет отработать практические навыки во всех аспектах речевой деятельности.
Список используемых материалов