12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юлия21


Открытый урок

ОГСЭ.04 КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Тема «Слово в лексической системе языка»


1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


Преподаватель: - Здравствуйте! Рада Вас видеть в хорошем настроении. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку, все ли ваши учебные принадлежности на месте? У каждого на парте должна быть тетрадь, ручка, раздаточный материал к уроку с практическими заданиями.

Преподаватель: - Мне бы очень хотелось, чтобы наша работа на  уроке была плодотворной, поэтому для удобства в общий чат «Вконтакте» я отправила презентацию по данному уроку и ссылку на толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова в онлайн – варианте, который понадобится нам при выполнении практических заданий. Если у кого-то нет доступа к интернету, то можно будет воспользоваться толковым словарем Ожегова в бумажном варианте.

- В течение урока вы получаете за правильные ответы жетоны. Подсчитайте их и выставляете себе оценку.

Преподаватель: - Сейчас заполним журнал и выявим тех, кто сегодня отсутствует.


2. Этап определения темы урока и целей.

Преподаватель: Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам необходимо определить основную мысль эпиграфа. Внимание на экран! 


Лексика
PPT / 11.59 Мб

На доске эпиграф:

- Нет таких звуков, красок, образов и мыслей,

для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

Константин Георгиевич Паустовский

Преподаватель: Как вы думаете, о чем речь?

- Речь на уроке пойдет о богатстве лексики русского языка.

Ученики. Речь на уроке пойдет о богатстве лексики русского языка


Объявление темы урока. Запись темы в тетрадь.

Тема урока «Слово в лексической системе языка»


Преподаватель: - Сегодня на уроке мы систематизируем знания по разделу «Лексика», повторим и обобщим знания о слове как о центральной единице языка.


Задачи урока:

- вспомнить основные лексические понятия: лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова, омонимы и их разновидности, паронимы, антонимы и синонимы.


Преподаватель: - В процессе урока я рекомендую вам составить краткий конспект терминов с примерами для более удобного выполнения практических упражнений.

3. Лекция преподавателя с элементами беседы.

Вопрос 1. Лексическое значение слова.

Слово — особая, важнейшая единица языка. Как мы с вами знаем, слово изучается не только лексикологией, но и другими разделами науки о языке. Слово не является самой мелкой или самой крупной единицей языка. Однако именно слово мы воспринимаем как центральную единицу языка.

- Почему же к слову у носителей языка складывается такое особое отношение?

Именно в слове отражено все многообразие окружающего нас мира, наши чувства, ощущения, переживания. Слово сопровождает нас в течение всей жизни.

Слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли, того чувства, которыми он обладает. В богатейшем наследстве, оставленном нам предками, может быть самое драгоценное – язык. А язык начинается со слова.

- Я считаю, что все мы убедились сейчас, что слово является важнейшей единицей языка.

Слайд 4

Преподаватель:

Слово – это сочетание звуков, выражающее определенное понятие и выполняющее назывную (номинативную) функцию.

Совокупность слов, составляющих словарный запас языка называется лексикой.

- Что называется лексическим значением слова?

Лексическое значение слова – соотнесенность слова с определенным понятием.

Например, слово термометр – это прибор для измерения температуры.

Лексикология – это наука, изучающая словарный запас языка. Лексикологию интересует: значение слов, их стилистическая окраска, их происхождение и сфера употребления.



Слайд 5

У каждого слова есть основное, или номинативное, значение. Например: профессор – слово с основным значением, термометр – это прибор для измерения температуры.

Слайд 6

Помимо основного, номинативного значения, слово может иметь дополнительные оттенки значения и быть эмоционально окрашенным. К примеру, слово кошечка – имеет эмоциональную окраску, на что нам указывает суффикс ечк.

Слайд 7

Эмоциональная окраска может быть заложена и в самом слове:

К примеру, в таких словах как добрый и злой, милый – гадкий.


4. Практическое задание.

Слайд 8

1. Определите по словарю лексическое значение слов: реформа, монолог, домкрат, курьер, планер. Составьте с этими словами предложения.


5. Лекция преподавателя с элементами беседы.

Вопрос 2. Однозначные и многозначные слова.

Слайд 9

Слово может быть однозначным и многозначным.

Например, говоря слово троллейбус – мы подразумеваем транспортное средство, передвигающееся по дороге с помощью электричества.

Многозначное слово имеет несколько значений.

К примеру, слово кисть – обозначает: кисть руки, кисть художника и малярную кисть.

Явление многозначности называется полисемией.


6. Практическое задание.

Слайд 10

Выпишите из словаря все лексические значения слов: рецепт, зелёный, лента, слух, окно.

Составьте словосочетания, чтобы слова имели разные значения.

Например: слух — музыкальный слух, распространять слухи.






7. Лекция преподавателя с элементами беседы.

Вопрос 3. Прямое и переносное значение слов.

Слайд 11

Многозначность ряда слов русского языка появляется в результате переосмысления их основного значения. Такой прием, когда действие, признак, подобие формы и пр. переносится с одного предмета на другой, в каком-либо отношении сходный с ним.

Слайд 12

На основе прямого значения слова возникает переносное:

Например, значение слова гнездо.

1. Место жилья, кладки яиц и выведения детёнышей у птиц, насекомых, пресмыкающихся, грызунов и некоторых других животных.

2. Группа тесно растущих молодых растений, ягод, грибов.

3 Углубление, в которое что-нибудь вставляется.


Первое значение слова основное (прямое), остальные – переносные.


Слайд 13


Переносные значения могут возникать: 

На основе внешнего сходства предметов по цвету, форме, качеству. Например: голова, лапа, хвост. 

Иногда переносное значение основывается на основе сходства функций предметов. Например: сторож. 

Перенос названия с одного предмета на другой может быть связан со смежностью явлений. Например: чай. 

8. Практическое задание.

Слайд 14

1. К сочетаниям с прямым значением подобрать переносное значение:

- держать книгу, твёрдый материал, сломать стул, поставить в угол, потерять кошелёк, прийти в дом.

К сочетаниям с переносным значением подобрать прямое значение:

- подавать надежды, погрузиться в сон, раскинуть умом, убираться прочь, сбить с толку.

2. Укажите, какие переносные значения закрепились за данными словами:

Стрекоза (веселая, порхающая, беззаботная, легкомысленная девушка), осел (тупой, упрямый человек), заяц (трусливый человек, безбилетный пассажир), лиса (хитрый, льстивый человек), скользкий (неустойчивый, ненадежный, сомнительный), мартышка (человек, любящий кривляться, подражать другим).


9. Лекция преподавателя с элементами беседы.

Вопрос 4. Омонимы и их разновидности.

Слайд 15


Омонимы, паронимы, антонимы, синонимы, относящиеся к лексическим средствам выразительности, играют очень важную роль в русском языке. Они делают нашу речь богатой, выразительной и яркой.

Что же такое омонимы?

Омонимы – это слова, разные по значению, но схожие по звучанию.

Например, слово ключ имеет несколько значений:

1. предмет, которым открывают замок;

2. родник;

3. рабочий инструмент – гаечный ключ.

Слайд 16

В русском языке существуют такие формы омонимии: омоформы, омофоны, омографы.


Слайд 17

Омофоны – слова, которые имеют одинаковое произношение, но разное написание.

Например: луг и лук.

Слайд 18

Омоформы – это слова, которые сходны по звучанию и написанию в одной или нескольких грамматических формах.

Лечу – от глагола «лечить»;

Лечу – от глагола «лететь».

Слайд 19

Омографы – это слова, которые имеют одинаковое написание, но разное звучание (разное ударение). К примеру: зАмок и замОк.

Слайд 20, 21

В многозначных словах значения связаны между собой.

Омонимы – разные слова, в значении которых нет ничего общего. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные - как одно слово с перечислением значений.

10. Практическое задание.

Слайд 22

1. Составьте предложения с омофонами: Луг – лук, плод – плот, бал – балл, кот – код.

2. Составьте пары словосочетаний с омоформами: - засыпает, мыла, простой, второе, пили, напасть.

3. Составьте предложения с омографами: - гвОздики – гвоздИки, дорОга – дорогА, вЕсти – вестИ, прОпасть – пропАсть.


11. Лекция преподавателя с элементами беседы.

Вопрос 5. Паронимы.

Слайд 23

Паронимами – слова, близкие по звучанию, но разные по значению. Рассмотрим некоторые паронимы: абонемент в бассейн, абонент – пользователь телефонной связи; болотистый – местность, частично состоящая из болота, болотный – цвет; выплата пенсий, оплата проезда, плата работнику.


12. Практическое задание.

Слайд 24, 25

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов:

песочный берег - _____________

злачные растения - ___________

заразный смех - ______________

искусный водоём - ____________

шутливая пьеса -


13. Лекция преподавателя с элементами беседы.

Вопрос 6. Антонимы и синонимы.

Слайд 26

Синонимы – слова одной части речи, близкие по значению. Например: дом-жилище-изба.

Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению. Например: добрый – злой, радость – грусть.


14. Практическое задание.

Слайд 27-33

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов:

песочный берег - _____________

злачные растения - ___________

заразный смех - ______________

искусный водоём - ____________

шутливая пьеса -


Этап рефлексии деятельности на уроке


Итог урока мы подведем в виде лексического диктанта. По толкованию вы вспоминаете и записываете термин. Все они встретились вам в ходе изучения материала урока.

1. Все слова русского языка.

2. Раздел лингвистики, изучающий лексику.

3.То, что слово обозначает.

4.Слово, имеющее одно лексическое значение.

5. Слово, имеющее несколько лексических значений.

6. Явление многозначности.

7. Слова, обозначающие одно и то же, но отличаются оттенками значения.

8.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению.

9. Слова, противоположные по лексическому значению.

10.Слова,  схожие по написанию, но разные  по лексическому значению.


Оценивание.

- В течение урока вы получали за правильные ответы жетоны. Подсчитайте их и выставьте себе оценку.

5 и более жетонов –«5»

3-4 жетона – «4»

2 и менее жетонов – старайся!



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.