Урок на тему «Словосочетание»
Тема урока: Словосочетание.
Цель урока: Закрепить знания о словосочетании, научить отличать словосочетания от других сочетаний слов.
Задачи урока:
предметные
продолжить наблюдение за словосочетаниями;
сравнивать словосочетания со словами, связанными сочинительной связью и фразеологизмами;
формировать действия самоконтроля
метапредметные
развивать положительное отношение к школе и учебой деятельности (ЛУУД);
соотносить собственный ответ с предложенными вариантами ответов и аргументированно доказывать свою позицию (РУУД);
контролировать результат поставленной задачи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре и группе) (КУУД);
учиться при наличии различных точек зрения приходить к общему решению (КУУД)
Оборудование:
карточки – помощницы (для дифференцированной работы)
мультимедийная презентация
Ход урока (Слайд №1)
1. Организационный момент.
- У каждого из вас на уроке будет возможность узнать что- то новое и интересное.
Минутка чистописания (на доске)
Лё…кий в…терок б…жит ( по) в…рхушкам д…рев(?)ев.
Лёгкий(лёгок) ветерок(ветер) бежит(бег) по верхушкам (верх) деревьев(дерево)
Работа с предложением.
(один – у доски, остальные в тетради)
-Объяснить, какие буквы пропущены.
- Сделать синтаксический разбор предложения.
( Повествовательное, невосклицательное, грамматическая основа(ветерок бежит)
распространенное.)
2. Постановка учебной задачи.
- Откройте учебник, урок 110
- В каком блоке находится этот урок?
- Чему мы учимся, когда тема урока находится в этом блоке? (изучаем законы русского языка, сравниваем, анализируем, мыслим и думаем, только на материале русского языка).
Тема нашего урока «Словосочетание».
Поставьте учебную задачу. (узнать больше о словосочетании).
-Зачем нам узнавать больше о словосочетании? (чтобы открыть новую тайну языка)
Что мы знаем о словосочетании с прошлого урока? (Слайд №2)
(Грамматическая основа не является словосочетанием).
Вывешивается схема. (Слайд №3)
3. Изучение нового материала
Итак, переходим к теме урока. С чего нам авторы предлагают начать урок?
Работа с учебником. Рубрика «Давай подумаем».
Нахождение однородных членов предложения.
- Давайте вспомним, что такое однородные члены предложения? (отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же слова, связаны сочинительной связью).
- Давайте договоримся, что это упражнение будем выполнять устно.
(Слайд №4,5,6)
Однородные члены:
рассказ и стихотворение
бросил, но не попал
смех и голоса
(проверка на слайде)
- Можно ли назвать однородные члены предложения словосочетаниями?
Давайте проверим наши предположения.
-Какая рубрика нам в этом поможет?
Чтение рубрики «Обрати внимание».
- Мы были правы? (Слайд №7)
Упр. 2 Формирование действия самоконтроля.
- Какую учебную задачу мы поставили в начале урока?
- Кто понял, что такое словосочетание?
Записываем по группам, не подписывая их названия.
(Слайд №8)
Словосочетания |
Однородные члены предложения |
Грамматическая основа предложения |
младшая сестра |
марки и открытки |
машина едет |
играть в футбол |
едет и смотрит |
чайник кипит |
деревянный стол |
груши, а не яблоки |
музыкант играет |
громко петь |
звонко, радостно |
цветы растут |
озеро в лесу |
- Выполнив 2 упр., какой вывод можно сделать, чему мы учились.
- Мы должны ещё узнать, что ещё не является словосочетанием.
- Какая рубрика нам в этом поможет?
Закрепление знаний о словосочетании, наблюдение за фразеологизмами.
- Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов) (Слайд №9,10)
В результате наблюдения и обсуждения ученики должна прийти к выводу (согласиться с Галей), что фразеологизмы не являются словосочетаниями.
(Слайд №11)
Чтение рубрики «Обрати внимание»
(Слайд №12)
- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? (научиться сравнивать словосочетания с другими сочетаниями слов) (Слайд №13)
4. Физминутка.
Если услышите словосочетание, то хлопаете, если не словосочетание, то приседаете.
Бить баклуши- приседаем
Зелёный чай -хлопаем
Морской окунь -хлопаем
Водить за нос приседаем
Яркая молния- хлопаем
Валять дурака - приседаем
Льёт дождь -приседаем
5.Закрепление полученных знаний
Работа в группах.
Упр. 4
1группа (словосочетания) |
2 группа (грам. основа) |
3группа (однород члены) |
4группа (фразеологизмы) |
сильно дует |
ветер дует |
дует и свистит |
в ус не дует |
льёт воду |
дождь льёт |
льёт, а не моросит |
льёт как из ведра |
сел за стол |
ученик сел |
сел и смотрит |
сел в галошу |
Проверка фронтально. Каждая группа зачитывает определенную группу слов.
Упр. 3 (устно).
- Назовите только словосочетания.
Работа над фразеологизмами. (Слайд №12)
ломать голову («усиленно думать, стараться»)
чучело гороховое («нелепо, безвкусно одетый человек; человек, служащий посмешищем»)
спустя рукава (небрежно, кое – как»)
спать без задних ног («очень крепко», «беспробудно»)
6. Домашнее задание(Слайд №13)
Придумать или выписать по 3 сочетания слов на каждую группу.
7. Рефлексия. (Слайд №14)
- Какую учебную задачу мы поставили?
- Как считаете, мы достигли цели урока?
- На ваш взгляд, кто на уроке был самым активным и заслуживает хорошей оценки?
Я хочу в конце урока рассказать вам притчу. (Слайд №15)
Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:
- Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая? А сам думает:
- Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу.
Мудрец, подумав, ответил:
- Всё в твоих руках.
В наших руках быть грамотными и успешными, не бояться идти к цели и её добиваться.
Нам еще многое предстоит узнать о словосочетании, но это темы уже следующих уроков.