12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Умрихина Наталья Юрьевна29
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

Тема урока: Словосочетание.

Цель урока: Закрепить знания о словосочетании, научить отличать словосочетания от других сочетаний слов.

Задачи урока:

предметные

продолжить наблюдение за словосочетаниями;

сравнивать словосочетания со словами, связанными сочинительной связью и фразеологизмами;

формировать действия самоконтроля

метапредметные

развивать положительное отношение к школе и учебой деятельности (ЛУУД);

соотносить собственный ответ с предложенными вариантами ответов и аргументированно доказывать свою позицию (РУУД);

контролировать результат поставленной задачи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре и группе) (КУУД);

учиться при наличии различных точек зрения приходить к общему решению (КУУД)

Оборудование:

карточки – помощницы (для дифференцированной работы)

мультимедийная презентация

Ход урока (Слайд №1)

1. Организационный момент. 

- У каждого из вас на уроке будет возможность узнать что- то новое и интересное.

Минутка чистописания (на доске)

Лё…кий в…терок б…жит ( по) в…рхушкам д…рев(?)ев.

Лёгкий(лёгок) ветерок(ветер) бежит(бег) по верхушкам (верх) деревьев(дерево)

Работа с предложением.

(один – у доски, остальные в тетради)

-Объяснить, какие буквы пропущены.

- Сделать синтаксический разбор предложения.

( Повествовательное, невосклицательное, грамматическая основа(ветерок бежит)

распространенное.)

2. Постановка учебной задачи.

- Откройте учебник, урок 110

- В каком блоке находится этот урок?

- Чему мы учимся, когда тема урока находится в этом блоке? (изучаем законы русского языка, сравниваем, анализируем, мыслим и думаем, только на материале русского языка).

Тема нашего урока «Словосочетание».

Поставьте учебную задачу. (узнать больше о словосочетании).

-Зачем нам узнавать больше о словосочетании? (чтобы открыть новую тайну языка)

Что мы знаем о словосочетании с прошлого урока? (Слайд №2)

(Грамматическая основа не является словосочетанием).

Вывешивается схема. (Слайд №3)

 

3. Изучение нового материала

Итак, переходим к теме урока. С чего нам авторы предлагают начать урок?

Работа с учебником. Рубрика «Давай подумаем».

Нахождение однородных членов предложения.

- Давайте вспомним, что такое однородные члены предложения? (отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же слова, связаны сочинительной связью).

- Давайте договоримся, что это упражнение будем выполнять устно.

(Слайд №4,5,6)

Однородные члены:

рассказ и стихотворение

бросил, но не попал

смех и голоса

(проверка на слайде)

- Можно ли назвать однородные члены предложения словосочетаниями?

Давайте проверим наши предположения.

-Какая рубрика нам в этом поможет?

Чтение рубрики «Обрати внимание».

- Мы были правы? (Слайд №7)

 

Упр. 2 Формирование действия самоконтроля.

- Какую учебную задачу мы поставили в начале урока?

- Кто понял, что такое словосочетание?

Записываем по группам, не подписывая их названия.

(Слайд №8)

Словосочетания

Однородные члены предложения

Грамматическая основа предложения

младшая сестра

марки и открытки

машина едет

играть в футбол

едет и смотрит

чайник кипит

деревянный стол

груши, а не яблоки

музыкант играет

громко петь

звонко, радостно

цветы растут

озеро в лесу

   

 

- Выполнив 2 упр., какой вывод можно сделать, чему мы учились.

 

- Мы должны ещё узнать, что ещё не является словосочетанием.

- Какая рубрика нам в этом поможет?
 

Закрепление знаний о словосочетании, наблюдение за фразеологизмами.

- Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов) (Слайд №9,10)

В результате наблюдения и обсуждения ученики должна прийти к выводу (согласиться с Галей), что фразеологизмы не являются словосочетаниями.

(Слайд №11)

Чтение рубрики «Обрати внимание»

(Слайд №12)

- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? (научиться сравнивать словосочетания с другими сочетаниями слов) (Слайд №13)

4. Физминутка.

Если услышите словосочетание, то хлопаете, если не словосочетание, то приседаете.

Бить баклуши- приседаем

Зелёный чай -хлопаем

Морской окунь -хлопаем

Водить за нос приседаем

Яркая молния- хлопаем

Валять дурака - приседаем

Льёт дождь -приседаем

5.Закрепление полученных знаний

Работа в группах.

Упр. 4

1группа

(словосочетания)

2 группа

(грам. основа)

3группа (однород члены)

4группа (фразеологизмы)

сильно дует

ветер дует

дует и свистит

в ус не дует

льёт воду

дождь льёт

льёт, а не моросит

льёт как из ведра

сел за стол

ученик сел

сел и смотрит

сел в галошу

 

Проверка фронтально. Каждая группа зачитывает определенную группу слов.

 

Упр. 3 (устно).

- Назовите только словосочетания.
 

Работа над фразеологизмами. (Слайд №12)

ломать голову («усиленно думать, стараться»)

чучело гороховое («нелепо, безвкусно одетый человек; человек, служащий посмешищем»)

спустя рукава (небрежно, кое – как»)

спать без задних ног («очень крепко», «беспробудно»)

6. Домашнее задание(Слайд №13)

Придумать или выписать по 3 сочетания слов на каждую группу.
 

7. Рефлексия. (Слайд №14)

- Какую учебную задачу мы поставили?

- Как считаете, мы достигли цели урока?

- На ваш взгляд, кто на уроке был самым активным и заслуживает хорошей оценки?
 

Я хочу в конце урока рассказать вам притчу. (Слайд №15)

Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:

- Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая? А сам думает:

- Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу.

Мудрец, подумав, ответил:

- Всё в твоих руках.

В наших руках быть грамотными и успешными, не бояться идти к цели и её добиваться.

Нам еще многое предстоит узнать о словосочетании, но это темы уже следующих уроков.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.