Конспект урока по математике в 5 классе «Сложение и вычитание смешанных чисел»

21
0
Материал опубликован 2 December 2015

Конспект урока в 5 классе.

Автор: Малютин Андрей Анатольевич, учитель математики МБОУ «Спасско-Лутовиновская СОШ им. И.С. Тургенева»

Тема урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел».

Продолжительность урока: 45 минут.

Учебник: «Математика. 5 класс», Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И.

На уроке применяются элементы следующих современных образовательных технологий:

Игровые технологии

Технологии гуманитаризации

Групповые технологии

Здоровьесберегающие технологии

Информационные компьютерные технологии

Тип урока: урок повторения, обобщения и закрепления материала (повторительно-обобщающий урок).

Место темы по планированию:

при 5 часах в неделю на изучение математики по учебному плану на тему «Сложение и вычитание смешанных чисел» программой предусмотрено 5 часов.

Цели урока:

Обобщение и систематизация изученного материала.

Закрепление теоретических и практических умений и навыков, полученных при изучении темы «Сложение и вычитание смешанных чисел».

Развитие логического мышления и дальнейшее повышение интереса к одной из ключевых учебных дисциплин «математика».

Оборудование:

Компьютер, проекционный экран, проектор.

Мультимедиафайлы (презентация, видеофрагменты и музыкальные ролики).

Карточки с заданиями (по одной на парту или группу).

Оформление доски: дата, классная работа, тема, д/з, план работы, таблица результатов (схема рассадки для фиксации баллов).

План урока.

Организация класса. /3 мин/

Д/з и проверка д/р. /2 мин/

Повторение:

видеоролик, /5 мин/

фронтальный опрос, /5 мин/

устный счёт, /5 мин/ - в игровой форме по группам (рядам)

работа в парах-группах (задание «Башни Кремля), /5 мин/ - под видеоклип «Башни Московского Кремля»

самостоятельная работа с учебником и тетрадью. /5 мин/ - под песню «Я люблю математику»

Физминутка. /2 мин/

Математический диктант «По ступенькам математики» (индивидуальная самостоятельная работа проверочного характера). /10 мин/

Итог урока. /3 мин/

Содержание урока.

Организационный момент.

Приветствие. Проверка явки. Проверка наличия необходимых на уроке принадлежностей.

Раскрытие общей цели урока (продолжаем изучать тему «Сложение и вычитание смешанных чисел»; наша задача – закрепить правила сложения и вычитания смешанных чисел; вспомнить решение текстовых задач, данные в которых выражены смешанными числами).

Сообщение темы и плана предстоящей на уроке работы.

В тетрадях записываем дату, классная работа, тему «Сложение и вычитание смешанных чисел».

Д/з: повт. п.п. 28-29, подг. к к/р, №№ 1138, 1158. /дети сразу записывают в дневник, учитель даёт пояснения/. Сбор тетрадей с д/р на проверку, ответы на возникшие у детей вопросы.

Повторение.

просмотр видеоролика «Смешанные числа»;

Учитель включает учебный видеофильм о смешанных числах, используя компьютер и проекционное оборудование. /ссылка на фильм - http://www.youtube.com/watch?v=b9uKro2PFK0/

фронтальный опрос;

Пока учитель проводит фронтальный опрос, двое учеников работают у доски по индивидуальным заданиям (решают примеры, сравнивают числа).

Что такое смешанное число? (сумма целой и дробной частей)

Знак какой арифметической операции подразумевается между целой и дробной частями смешанного числа? (сложение)

Знак какой арифметической операции подразумевается под чертой дроби? (деление)

Как называют число, стоящее над чертой дроби? (числитель)

Знаменатель дроби является делимым или делителем? (делитель)

Какая дробь называется правильной? (у которой числитель меньше знаменателя)

Дробь 7/7 правильная или нет? (нет) А какому целому числу она равна? (1)

Можно ли дробь 36/12 представить в виде целого числа? (да, это 3)

Равны ли дроби ½ и 3/6 и почему? (да, т.к. ½ - это половина, а 3 из 6 – это тоже половина)

Скольким минутам равна четверть часа? (15) А треть часа? (20)

Проверка работы у доски. Занесение в таблицу баллов, заработанных детьми за ответы.

устный счёт (работа в группах в игровой форме);

Используются задания со слайдов презентации. Порядок проведения игры: в каждой группе выбирается старший, он выбирает первого отвечающего, который затем выбирает отвечающего от 2-й группы и т.д. Если выбранный учащийся затрудняется с ответом или отвечает неправильно, то отвечающего назначает старший группы. Условие – отвечает тот ученик, который ещё не отвечал, либо не дал ни одного правильного ответа). Правильный ответ – 1 балл, неверный ответ – минус один балл. Учитель фиксирует результаты игры в таблице, заранее заготовленной на доске. Подводит итоги игры по её результатам.

Задания для устного счёта (по вариантам – для каждого ряда-группы):

Выделите целую часть из дробей: 5/4, 19/12.

Представьте в виде неправильной дроби числа: 3

, 5.

Сравните дроби: 1 и , и 1.

Определить координаты точек на координатном луче (см. рисунок).

Вычисли: I. 3+ 4; 1; II. 2+ 3; 1.

работа в парах (Башни Московского Кремля);

На каждую парту учитель раздаёт карточки с заданиями, в которых необходимо решить текстовые задачи на определение размеров той или иной кремлёвской башни, выраженных в смешанных числах. Дети работают в парах и дают полученный ответ. Если ответ правильный, то каждый ребёнок из данной пары получает 1 балл, который потом плюсуется к индивидуальному результату и учитывается при выставлении оценки за урок. В случае неправильного ответа баллы снимать здесь не стоит.

Во время выполнения заданий учитель включает видеоклип «Башни Московского кремля», который дети могут смотреть либо одновременно с выполнением заданий, либо в оставшееся время, когда они справились с заданием, а другие ещё над ним размышляют.

Задания в карточках:

Высота Тайницкой башни – м, Благовещенской м. На сколько первая выше второй?

Высота Водовзводной башни м, Комендантской башни м, Петровской башни м, а Первой Безымянной м. Какая высота четырёх башен вместе?

Высота Никольской башни до звезды -м. Угловая Арсенальная ниже ее на м. Какова высота Угловой Арсенальной башни?

Высота Боровицкой башни 54 м, а Беклемишевской м. На сколько Боровицкая башня выше, чем Беклемишевской?

Высота Оружейной башни м, Сенатской башни м, Царской башни м, Константино-Еленинской башни м, Второй Безымянной м. На сколько высота Оружейной и Сенатской башен меньше высоты Царской, Константино-Еленинской и Второй Безымянной башен?

Высота Спасской башни до звезды – м, Набатной – 38м. На сколько Спасская башня выше Набатной?

Высота Троицкой башни 80 м, высота Кутафьей башни м, а Средней Арсенальной м. На сколько метров Троицкая баня выше, чем Кутафья и Арсенальная вместе?

Учитель: А знаете ли вы, сколько башен у стен Московского Кремля и как они называются? (20).

Водовзводная

Боровицкая

Комендантская

Оружейная

Троицкая

Кутафья

Средняя Арсенальная

Угловая Арсенальная

Никольская

Сенатская

Спасская

Царская

Набатная

Константино-Еленинская

Беклемишевская

Петровская

Первая Безымянная

Вторая Безымянная

Тайницкая

Благовещенская

с/р с учебником и тетрадью.

Под песню «Я люблю математику выполняется задание из учебника № 1131.

1131. Лесник прошёл 3 км и 4 ч ехал на лошади. С какой скоростью он ехал на лошади, если весь путь равен 34 км?

Решение. Путь на лошади равен: 34 – 3 = 31 км, скорость лошади равна: 31 : 4 = =7км/ч.

Ответ: 7км/ч.

Первые трое учащихся (возможны вариации по решению учителя по обстоятельствам), выполнившие задание правильно, получают по 1 баллу в индивидуальную копилку.

Физминутка.

Учитель включает видеоролик «Суперфизминутка» от проекта «Видеоуроки.нет».

Матдиктант. /пишут в рабочих тетрадях/

Учитель зачитывает вопросы по вариантам, обращая внимание на то, чтобы дети не забывали в ответах указывать единицы измерения, иначе ответ не будет засчитан как правильный:

Вариант 1.

Самое маленькое натуральное число.

Самое большое трёхзначное число.

Прямая линия, имеющая начало и конец.

Чему равен периметр квадрата со стороной в 5 см?

Чему равна площадь прямоугольника, если его длина 7 м, а ширина 3 м?

Сколько центнеров в 1 тонне?

Как называют результат сложения?

Чему равен остаток при делении 10 на 3?

Равенство, содержащее букву.

Какое число в кубе даёт 27?

Какой путь пройдёт пешеход за 3 часа, если будет идти со скоростью 5 км/ч?

Сколько рёбер у прямоугольного параллелепипеда?

Множество точек, равноудаленных от данной точки.

Отрезок, соединяющий любую точку окружности с её центром.

Чему равен диаметр окружности, если её радиус равен 5 дм?

Вариант 2.

На какое число делить нельзя?

Самое маленькое двузначное число.

Прямая линия, имеющая начало, но не имеющая конца.

Чему равна площадь квадрата со стороной в 5 см?

Чему равен периметр треугольника, если его стороны равны 1, 2 и 3 дм?

Сколько миллиметров в 1 м?

Как называют числа, которые перемножают?

Какой получится остаток, если 12 разделить на 5?

Запись правила при помощи букв.

Квадрат какого числа равен 100?

За какое время вертолёт пролетит 500 км, если будет лететь со скоростью 250 км/ч?

Сколько граней у куба?

Часть плоскости, заключённая внутри окружности, вместе с самой окружностью.

Во сколько раз диаметр окружности длиннее её радиуса?

Чему равен радиус окружности, если её диаметр равен 1 дм?

Далее учитель просит детей поменяться тетрадями и сверить ответы с правильными (выводятся на экран, а также раздаются на листках). Считается количество правильных ответов и под диктантом ставится соответствующая сумма баллов. Тетради возвращаются владельцу.

Ответы.

В-1.

1. 1.

2. 999.

3. Отрезок.

4. 20 см.

5. 21 м2.

6. 10.

7. Сумма.

8. 1.

9. Уравнение.

10. 3.

11. 15 км.

12. 12.

13. Окружность.

14. Радиус.

15. 10 дм.

В-2.

1. На 0.

2. 10.

3. Луч.

4. 25 см2.

5. 6 дм.

6. 1000.

7. Множители.

8. 2.

9. Формула.

10. 10.

11. за 2 ч.

12. 6.

13. Круг.

14. В 2 раза.

15. 5 см.

Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы повторили пройденный материал, закрепили правила сложения и вычитания смешанных чисел, узнали много нового и интересного, прекрасно провели время. Интересный урок? (дети, кто желает, высказываются по итогам урока).

Оценим теперь Вашу работу в целом и каждого в отдельности. Учитель даёт характеристику работы класса в целом и по каждому ученику отдельно, учитывая работу каждого на уроке и выводя балльный результат (рейтинг) каждого ребёнка на данном уроке. Добавление баллов к индивидуальному результату по итогам математического диктанта (каждому ученику выигравшей команды по итогам игры «Устный счёт» - по 1 баллу, по итогам работы в парах – по 1 баллу, по итогам решения задачи из учебника – по 1 баллу и т.д.). Выставление оценок в дневник согласно критерия (см. далее). А наиболее отличившийся ученик, набравший максимальное количество баллов, получает грамоту победителя школьного интеллектуального конкурса «По ступенькам математики» (в это название можно объединить все рабочие этапы урока), с подписью и печатью директора школы. Учитель только лишь вписывает фамилию и имя ученика (цы) и вручает грамоту. Но в запасе лучше иметь две грамоты на случай равных результатов, так как на проведение между победителями дополнительного поединка может не остаться времени. А уж если результаты разные, что и будет вероятнее всего, то вторую грамоту можно вручить ученику, показавшему второй результат.

Критерии оценивания:

«5» - от 15 до 18 б.

«4» - от 12 до 14 б.

«3» - от 7 до 11 б.

«2» - менее 7 б.

Использованные источники и литература:

Учебник. Математика 5 кл. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И.

И. Жаборовский. Учебный видеоролик «Смешанные числа» (http://www.youtube.com/watch?v=b9uKro2PFK0).

Видеоклип «Башни Московского Кремля» (http://www.youtube.com/watch?v=2i8gh6GURNU).

Физкультминутка (http://videouroki.net/look/superfizmin/righttd/index.html).

В. Рыбалко. Песня про математику. (http://muzofon.com/search83).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации