Конспект урока математики по ФГОС «Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток»
КОНСПЕКТ УРОКА по ФГОС
Предмет: математика
Класс: 3
Тема урока: Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток.
Тип урока: закрепление
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки для учащихся, учебник
Мультимедийное обеспечение: презентация «В гостях у Красной Шапочки».
Цель урока: формировать умения выполнять сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток, решать составные задачи, изученные на предыдущих уроках. |
Коррекционная составляющая урока (занятия): конкретизировать представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, развивать зрительное восприятие, корректировать индивидуальные пробелы в знаниях. |
Планируемые результаты (для обучающихся): |
предметные: научиться использовать свойств вычитания на практике овладеть навыками сложения и вычитания двузначных чисел |
Метапредметные научиться находить информацию, представленную в неявном виде овладеть умением находить ошибки и грамотно их исправлять расширить интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению математических знаний научиться работать в парах потренироваться в умении анализировать, делать выводы, чётко и грамотно формулировать мысль, связно её излагать. |
Личностные: сформировать уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. научиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками добиться результатов при работе в группе научиться адекватно себя оценивать |
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, начнем мы урок. Что должно быть у вас на партах, правильно ли вы сидите? |
- Дневник, тетрадь, подставка, учебник, пенал Учащиеся проверяют свою посадку за партой. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Определение темы урока. Мотивация учебной деятельности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, узнайте, в какую сказку мы сегодня отправимся, прослушав стихотворение (слайд 2). В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. - Красная Шапочка испекла бабушке пирожки. Можно ли назвать их одинаковыми? (слайд 3) - Пирожки необычные, а математические. В каждом пирожке для вас есть задание. Тот из вас, кто справится с заданиями, получит пирожок, в конце урока мы их посчитаем, кто сколько пирожков получил, и узнаем победителя. - Первый пирожок поможет нам определить тему урока. Найдите его, если известно, что он не синий, не красный и не круглый (слайд 4). Какой он формы? На квадратном пирожке задание. Расшифруйте. Вы узнаете, о чем будем говорить на уроке математики (слайд 5 ). Расположите числа в порядке убывания
- Сравните шифр на экране - Какое слово было зашифровано? (слайд 6) - Кто догадался, какую тему мы сегодня будем изучать? - Кто первым расшифровал слово и должен получить «зеленый пирожок»? |
- «Красная Шапочка» - Нет, пирожки разных геометрических форм. - Это зеленый пирожок, квадратный
- Пишем только буквы в зависимости от чисел, над которыми они записаны. Числа должны идти в порядке убывания. -Двузначные (Ответы) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Целеполагание. Планирование деятельности. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Кто подскажет мне какое сегодня число? Дайте характеристику этому числу… - Что вы уже знаете о сложении и вычитании двузначных чисел? - Чем мы занимались на предыдущих уроках? - Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (Слайд 7) - Как выдумаете, что нужно делать, чтобы ее достичь? |
- Сегодня…число. - Двузначное, нечетное, 1 десяток и пять единиц, соседи числа 14,16. (Ученик, давший полный правильный ответ, тоже получает «зеленый пирожок») - Для сложения и вычитания двузначного числа с двузначным надо разложить числа на разрядные слагаемые. В примерах на сложение мы десятки складываем с десятками, единицы с единицами. В примерах на вычитание мы десятки вычитаем из десятков, а единицы из единиц. - Мы учились решать примеры на сложение и вычитание с двузначными числами, решали задачи - Еще лучше научиться выполнять сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток. - Сегодня мы продолжим изучать двузначные числа, будем решать примеры, складывая и вычитая, находить значения числовых выражений, решать задачи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Проверка домашнего задания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Тема урока для вас не новая, вы закрепляли ее при выполнении домашнего задания. Что вы подготовили к уроку? - Какое важное условие надо было выполнить? - Какие трудности возникли при выполнении домашнего задания? Давайте проверим, как вы справились, работая в парах. Предложите соседу по парте решить устно придуманные вами примеры и занесите результаты в таблицу взаимооценки, отметив знаками «+» или «-» каждый его ответ, поставьте отметку, равную количеству полученных «+». - Кто правильно решил все пять предложенных примеров? - Какие ошибки допустили остальные? Как вы думаете, почему вы допустили ошибки? Что нужно сделать, чтобы их не допускать? |
- Дома мы составляли примеры на сложение и вычитание. - В примерах должны быть только двузначные числа.
- Нужно быть более внимательными, нужно считать быстро, но правильно. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Закрепление. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Как мы планировали тренироваться в выполнении действий с двузначными числами? - Что мы уже сделали? - Чтобы узнать следующее задание, надо правильно выбрать пирожок. Он не зеленый, у него не 4 угла (Слайд 9). Какой он формы? Правильно, и в этом математическом пирожке для вас задание: - Сейчас, ребята, мы должны помочь Красной Шапочке решить, сколько пирожков надо испечь бабушке с капустой, а сколько с грибами. Для этого я вам предлагаю разделиться на группы (группа «Пирожки с капустой» и группа «Пирожки с грибами»), каждая группа возьмет себе задание. Кто первый выполнит задание, тот и решит, каких пирожков надо испечь больше, а самый активный получит пирожок. - Какое задание выполняла группа № 1 «Пирожки с капустой»? Проверьте по ключу правильность выполнения задания. (Слайд 10) Можете ли вы сказать, что выполнили его правильно? - Какое задание выполняла группа № 2 - «Пирожки с грибами»? Проверьте по ключу правильность выполнения задания. Можете ли вы сказать, что выполнили его правильно? (Слайд 10) - Какая группа должна получить «пирожки»? - Что мы учились делать, выполняя это задание? |
- Решать примеры, задачи. - Проверили домашнее задание, порешали примеры устно. - Это красный пирожок. Треугольный Задание группы №1 Проверьте действия и внесите числовые выражения в соответствующие колонки таблицы. а) 50+45=95 б) 12+15=27; в) 45-24=21 г) 63-12=50
Задание группы №2 Перед вами ряд чисел: 28, 0, 11, 50, 71. Используя только эти числа, составьте вычислительные примеры с применением разных действий без перехода через десяток. Запишите ваши примеры в таблицу.
Ключ к заданию группы № 1:
Ключ к заданию № 2:
- Мы учились работать в группе, составлять примеры, выбирать правильные варианты ответов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Можем ли мы сказать, что уверенно выполняем задания? Должны ли мы еще потренироваться? В чем? - Выберите пирожок с заданием. Он не красный и не зеленый, у него 4 угла, но не все стороны равны (слайд 11) - Теперь мы работаем по учебнику: стр. 53, задание 4. 1 столбик примеров решают девочки, 2 столбик - мальчики. Надо не просто решить примеры правильно, надо еще и уложиться в отведенное для их решения время – 5 минут. Запишите в тетрадях число, слова «Классная работа». - Положили ручки. Какие ответы должны были получиться в примерах у девочек? Проверьте себя по ключу на экране (слайд 13) - Поднимите руку те, кто успел решить все примеры и сделал это правильно. - Какие ответы должны были получиться в примерах у мальчиков? - Поднимите руку те, кто успел решить все примеры и сделал это правильно. - Кого мы награждаем «пирожками»? |
- Мы должны научиться без ошибок складывать и вычитать двузначные числа. - Это синий пирожок прямоугольной формы 39 + 20 69 – 23 40 + 28 67 -5 78 -20 34+25 Ключ:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Физкультминутка. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А сейчас ребята сказка даст нам отдохнуть |
Выполняют движения вместе с учителем |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Гимнастика для глаз. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Помоги Красной Шапочке дойти до бабушки. (слайд 15) |
С помощью изображения Красной Шапочки и домика бабушки и лазерной указки выполняют прослеживающие движения глазами. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Закрепление (продолжение). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что мы еще запланировали с вами в начале урока, но пока не выполнили? - Наш следующий пирожок с заданием не красный, не синий, без углов (Слад 16) - Вот какое задание он содержит. По пути к бабушке Красная Шапочка встретила волка, и тот разрешил ей пройти, только если она правильно ответит на вопросы. Давайте поможем Красной Шапочке. Запишите в тетрадях название здания: «Лови ошибку». Слушайте утверждения, записывайте их номера и рядом с каждым номером ставьте знак «+», если утверждение верное, и знак «-», если утверждение неверное. 1. От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется. 2. Чтобы найти неизвестное вычитаемое нужно из уменьшаемого вычесть разность. 3. В записи числа 1000 - 6 нулей. 4. 7 – четное число. 5. Число 50-это круглый десяток - Какие знаки вы поставили? Какие должны были? Сравните свои ответы с ключом на экране. (слайд 17) - Пропустит ли волк теперь Красную Шапочку? - Что мы вспомнили, выполняя задание? - Кто может получить «пирожок»? - Какой пункт плана у нас остался невыполненным? - Пирожок с задачей остался на экране в одиночестве. (слайд 18) Опишите его форму и цвет. А задание в нем такое: реши задачу (слайд 19). - Задача записана на экране и на карточках. Прочитайте задачу. - О чём задача? - Составьте план решения задачи? - Что известно в задаче?
- Запишите задачу кратко. - Что найдём первым действием? Как?
- Что найдём вторым действием? Как? - Как правильно оформить ее решение? Запишите его в тетради.
- Кто правильно решил задачу? Кто должен получить «пирожки»? - Чему мы учились, решая задачу? |
- Вспомнить правила. - Это круглый пирожок. 1. + 2. + 3. - 4. - 5. + - Мы вспомнили материал учебника, правила. - Мы не решили задачу. - Этот пирожок синий, прямоугольный
«У Красной Шапочки в корзине было 25 пирожков с капустой, а с картошкой на 13 пирожка меньше, чем с капустой, а с повидлом столько, сколько пирожков с капустой и картошкой вместе. Сколько у Красной Шапочки пирожков с повидлом?»
Краткая запись:
- Первым действием найдем, сколько было пирожков с картошкой. - Вторым действие найдем, сколько пирожков с повидлом.
Самостоятельная работа.
1. 25 – 13 = 12 (п.) – с картошкой. Ответ: 37 пирожков с повидлом. - Делать схему к задаче, подбирать необходимое действие. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Подведение итогов урока: рефлексия, оценка деятельности обучающихся. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Наш урок подходит к концу. Удалось ли нам выполнить план? Чему мы научились? - Оцените свои впечатления от урока. Запишите на листочках ответ на вопрос: «Что нового я узнал и что самое интересное было на уроке?» и положите в «Волшебный мешочек». - Давайте прочитаем, какие у вас остались впечатления от сегодняшнего урока. - Подсчитайте у кого из вас больше всего пирожков? - Поднимите руки, кто заработал 5 пирожков. Эти ребята получают отметку «5» за работу на уроке. - Поднимите руки те, кто заработал 4 пирожка. Эти ребята получают отметку «4» за работу на уроке. - Поднимите руки те, кто заработал 3 пирожка. Эти ребята получают отметку «3» за работу на уроке. |
Каждый ученик пишет ответ и кладет его в мешочек |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Домашнее задание. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Числовой эксперимент». |
|