Урок «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении» (Математика, 6 класс)
Предмет: математика
Класс: 6
Тема: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении»
Тип урока: комбинированный
Цели:
Коррекционно-образовательная:
способствование формирования знаний, умений и навыков сложения и вычитания чисел, полученных при измерении.
Коррекционно-развивающие:
коррекция логического мышления;
коррекция устной математической речи;
развитие силы внимания (не отвлекаться).
Коррекционно-воспитательные:
воспитание у учащихся инициативности;
воспитание дружеских взаимоотношений через работу в группах;
повышение интереса к предмету.
Здоровьесберегающая:
профилактика утомления;
профилактика нарушения осанки.
Учебно-методическое обеспечение: проектор, компьютер, презентация, учебник, раздаточный дидактический материал.
Структура урока:
I этап Мотивационно-целевой (14 минут)
организационный момент
актуализация знаний
подведение к теме
цель и задачи урока
II этап Операционально-содержательный (21минута)
решение поставленных задач
физминутка
работа в группах
III этап Рефлексивно-оценочный (5 минут)
подведение итогов
домашнее задание
оценивание
Ход урока
Этап урока |
Характеристика деятельности |
Учебно-методическое обеспечение |
|
учителя |
учащегося |
||
Мотивационно-целевой |
Организационный момент проверка готовности: -Все готовы? Всё ль готово? - здравствуйте, садитесь. -Кто у нас отсутствует? (отмечает в журнале) 2. Актуализация знаний - Мы начинаем наш урок, Пойдет сегодня он вам в прок! Мы будем думать, размышлять, Мозги свои тренировать! Вот сколько будет 5+5? А 3*6? А 7+7? Какой ответ даст разность 15-6? 10:2? -Молодцы. А кто мне скажет, что вы мне только что называли? -Да, действительно это были числа, а какие? -Какие еще бывают числа? - Приведите примеры. Хорошо, я вижу вы все хорошо знаете, какие бывают числа. Подведение к теме урока - Как вы думаете, ребята, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? А чтобы вам было легче сориентироваться я дам вам подсказку. Подсказку я зашифровала с помощью ребусов, разгадав их вы получите два ключевых слова. Первый ряд отгадывает первый ребус, а второй ряд второй ребус. Что у вас получилось? -Что можно складывать и вычитать? Все верно. - Давайте сформулируем тему урока. Верно: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении» - Как вы думаете пригодятся ли вам знания этой темы в жизни? Хорошо. Откроем тетради, запишем число и тему урока. (фиксирует на доске) Цель и задачи урока - Ребята, какую цель мы с вами поставим на данном уроке? (фиксирует цель на боковой доске). А чтобы достичь цели, какие задачи необходимо решить? Нам нужно вспомнить какие бывают меры измерения? Итак, наша 1.задача: повторить величины измерения и их основные меры соотношения. (фиксирует на доске) - А мы знаем по каким правилам выполняются сложение и вычитание чисел, полученных при измерении? - значит, как мы сформулируем следующую задачу? 2.задача: сформулировать правила сложения и вычитания чисел, полученных при измерении. (фиксирует) - А зачем нам эти правила? Это и будет нашей 3 задачей: Применить правила на примерах. (фиксирует) |
1. Организационный момент -Проверяют свою готовность к уроку (наличие тетради, ручки , учебника). -Приветствуют учителя, садятся за парты. -отчет дежурного об отсутствующих 2. Актуализация знаний Ответы учащихся: 10 18 14 9 5 - Числа. -Числа, полученные при счете. - Числа, полученные при измерении. - Приводят примеры. Подведение к теме урока Отгадывают ребусы. 1 ряд СЛОЖЕНИЕ 2 ряд ВЫЧИТАНИЕ - Числа. - Сложение и вычитание чисел. - Да, например в магазине при расчете деньгами, на автовокзале подсчетом через сколько прибудет автобус и т.д. Открывают тетради, записывают. Цель и задачи урока - научиться складывать и вычитать числа, полученные при измерении. - да. -Нет. -Узнать правила сложения и вычитания. - Чтобы применять их при вычислении. |
Презентация Слайд1. Дата Устный счет Слайд 2. Слайд 3. Слайд 4. Слайд 5 Слайд 6 Ребусы Слайд 7 |
Операционально-содержательный |
Решение поставленных задач - Какие величины измерений вам известны? В чем они измеряются? - повторим основные соотношения этих мер. Внимание на слайд. - Как вы думаете, каким образом можно сложить или вычесть меры измерений? Это все верно, но можно ли к часам прибавить километр? Или из тонны вычесть рубли? Умнички! Конечно, сложение и вычитание выполняются ТОЛЬКО одной величины с одинаковыми единицами измерения. Запишем это правило. Таким образом складывать и вычитать можно часы с… Тонны с … Километры с … Давайте потренируемся в вычислении (фронтальная работа): 5км+2км= 12ч-6ч= 2т300кг+7т200кг= 6ц65кг-2ц15кг= 3ч45мин-1ч25мин= 16руб85коп+4руб5коп= Физминутка Мы считать уже устали, Мы давно не отдыхали. Дружно встали…, подтянулись… И друг другу улыбнулись… Посмотрели все на верх, Вправо…, влево… И тихонько ровно сели. Работа в группах Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах. Поэтому я вас попрошу всех сесть в свою группу (класс разбит на три группы: слабого уровня, среднего уровня, сильного уровня). Вам необходимо работать сообща в группе, чтобы отгадать зашифрованное слово. Для того, чтобы прочитать зашифрованное слово, нужно сначала решить примеры, а затем расположить буквы в соответствии с ответами. Решения записывайте в тетрадь. (учитель дает консультацию группам по мере необходимости) - Что у вас получилось? - Вы все постарались, выполняя задания командой, поэтому у вас все получилось. |
Решение поставленных задач - меры массы, меры длины, времени, стоимости. - меры массы: килограммы, тонны, центнеры, граммы. - меры времени: час, минута, секунда, сутки, год, век. -Меры длины: сантиметр, миллиметр, километр, метр, дециметр. Меры стоимости: копейка, рубль. - отвечают по заданию на слайде - столбиком, в строчку. - Нет, нельзя. Нужно складывать или вычитать только одинаковые меры. Записывают правило в тетрадь по диктовку. - часами; Тонами; Километрами. один ученик работает у доски, вычисляя по одному примеру, остальные записывают в тетрадь: 5км+2км=7км 12ч-6ч=6ч 2т300кг+7т200кг=9т500кг 6ц65кг-2ц15кг=4ц50кг 3ч45мин-1ч25мин=2ч20мин 16руб85коп+4руб5коп=20руб90коп Физминутка Выполняют физминутку Работа в группах Рассаживаются в группы Работают. Отвечают. 1гр. – масса, 2 гр. – длина, 3гр. – время. |
Соотношение мер Слайд 8 Дидактический материал (карточки с заданием разного уровня сложности, для каждой из трех групп) |
Рефлексивно-оценочный |
Подведение итогов А сейчас давайте вернемся к нашим задачам. Все ли задачи решены? 1. повторить величины измерения и их основные меры соотношения 2. сформулировать правила сложения и вычитания чисел, полученных при измерении 3 применить правила на примерах. А что вы можете сказать про поставленную цель в начале урока, достигли ли ее? А с каким настроением вы закончили урок? Очень хорошо. Я рада вашим успехам. Домашнее задание А сейчас запишем домашнее задание: стр 23 №101 1гр. 1 столбик, 2 гр 1и2 столбики, 3 гр. Выполняют номер полностью. Откройте учебник и посмотрите задание, у кого есть вопросы? Оценивание Учитель озвучивает отметки за работу на уроке. (ответы, работа у доски, работа в группах) Урок окончен, всего доброго. |
Подведение итогов Первая задача выполнена, мы повторили основные меры измерений и их соотношения. Вторая задача также нами выполнена, мы сформулировали правила сложения и вычитания чисел, полученных при измерении, и записали его в тетрадь. После чего научились применять правила при решении примеров, таким образом выполнили третью задачу. Да, мы научились складывать и вычитать числа, полученные при измерении и это доказывает наша групповая работа, мы все получили результат. -с хорошим, мы рады что у нас сегодня все получалось, и нам это обязательно пригодится в дальнейшем. Домашнее задание Записывают. Открывают, смотрят. Оценивание Выставляют отметки в дневники. |
Учебник «Математика» 6 кл |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ребусы:
сложение и вычитание
Карточки для групповой работы:
Чтобы прочитать зашифрованное слово, нужно сначала решить примеры, а затем расположить буквы в соответствии с ответами
1 группа (слабый уровень)
А |
5 ч + 3 ч |
||||||
М |
12мин 30сек – 2мин 10 сек |
10м20с |
8ч |
10см |
20т468кг |
20р6к |
|
А |
25 р 66к – 5р 60к |
||||||
С |
17т 325кг + 3т 143кг |
||||||
С |
27см – 17см |
2группа (средний уровень)
И |
5р 26к + 2р 17к |
||||||
А |
38см 7мм – 19см 5мм |
3ч |
17ц66кг |
7р43к |
1м8см |
19см2мм |
|
Д |
5ч 46м – 2ч 46м |
||||||
Н |
3м 27см – 2м 19см |
||||||
Л |
8ц 27кг – 9ц 39кг |
3 группа (сильный уровень)
М |
34т 6ц +2т 4ц |
||||||
В |
1м – 33см |
67см |
20кг |
10км |
37т |
30мин |
|
Я |
1ч – 30мин |
||||||
Р |
16кг 730г + 3кг 270г |
||||||
Е |
5км 655м+ 4км345м |
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
Г.М. Капустина, М.Н.Перова. Математика, 6. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2005 год.
Петренко Наталья Борисовна