Урок математики в 5 классе на тему «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями»
Предмет: математика
Класс: 5
Тема урока: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями
Базовый учебник: И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович «Математика. 5 класс»
Тип урока: закрепления знаний и формирование умений и навыков (3 урок по теме)
Цели урока:закрепить умение сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, с разными знаменателями; повторить понятия “Правильная, неправильная дробь”, обобщить и закрепить знания учащихся по сравнению дробей, сокращению дробей.
Задачи: обобщить и систематизировать знания: сложение и вычитание дробей, учиться работать самостоятельно, делать выводы.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать навыки сложения и вычитания дробей; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей, сравнение дробей. Применять полученные знания при решении задач.
Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, беседа.
Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, практический
Участники: обучающиеся 5 класса
Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.
Учебно-методическое обеспечение: учебник “Математика. 5 класс” авторов И.И. Зубарева А.Г.Мордкович
1. Определение потребностей и мотивов. Орг. Момент - 1 мин.
Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.
2. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний, постановка проблемы и ее решение - 5 мин.
- Ребята, как вы считаете, что является основой математических знаний? Выберите два подходящих варианта из предложенного списка или сформулируйте свои варианты (знание правил, устный счёт, др.). (Презентация 1, слайд 4)
- Выполнение следующих заданий вам как раз и позволит вспомнить правила, изученные на прошлых уроках, потренироваться в устном счёте и тем самым подготовиться к дальнейшей работе.
- Вспомните, чем мы занимались вчера на уроке? (Складывали и вычитали дроби с разными знаменателями). Давайте вспомним правила. Для этого вам нужно расположить в правильном порядке последовательность действий при сложении или вычитании дробей с разными знаменателями.
Чтобы сложить или вычесть обыкновенные дроби с разными знаменателями, надо:
Привести данные дроби к общему знаменателю.
Сложить или вычесть полученные дроби.
Задание: А о чем пойдет речь на нашем уроке, вы узнаете, выполнив задание:
определите, какие из предложенных равенств верные, а какие - нет. (Презентация 1, слайд 5) Буквы, соответствующие истинным высказываниям, выпишите в строку, не меняя их порядок.
Прочитайте слово, составленное из букв, связанных с верными равенствами. (Работа учащихся в парах: пара – учащиеся, сидящие за одной партой).
Самопроверка по образцу (Презентация 1, слайд 5)
- Какое слово у вас получилось? (Здоровье)
Конечно же, здоровье! Что такое здоровье? Является ли оно ценностью в жизни человека? Почему
(Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Каждый из нас хочет быть здоровым и счастливым. Важно сохранить здоровье, которое дано каждому человеку с рождения. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит пользу обществу. Он может успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Поэтому знание основ здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к своему здоровью – наиболее верный путь решения проблемы здоровья всего населения. Здоровье закладывается в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь сказывается в дальнейшем на состоянии здоровья взрослого человека).
Здоровье человека зависит от целого комплекса определенных факторов. Каких? Мы сегодня узнаем это на уроке. А поможет нам в этом математика и наши знания по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей».
- Какие правила вы вспомнили, выполняя это задание?
3. Закрепление материала (Принятие учебных целей и условий их достижения. Организация познавательной деятельности).
Первое задание: «Правильное распределение времени».
Вам необходимо решить задачу и определить первый компонент ЗОЖ. Составьте режим дня пятиклассника, решив задачу.
Задача 1
Учебные занятия в школе занимают 1/4 часть суток, а продолжительность ночного сна должна быть на 1/8 больше времени, проводимого в школе. Прием пищи занимает на 7/24 меньше времени, отводимого на сон. Подготовка домашнего задания должна занимать столько же времени, сколько занимает прием пищи. Оставшееся время занимает досуг. Найдите эти промежутки времени.
| Часть суток | Время, ч |
Учебные занятия | | |
Сон | | |
Прием пищи | | |
Подготовка домашнего задания | | |
Досуг | | |
- Ребята, при помощи математической задачи мы с вами рационально распределили свое время, а это и есть одна из основ сохранения здоровья. Какой компонент ЗОЖ мы определили? (Прикрепляю на доску лучик солнца с компонентом).
Второе задание: «Правильное питание».
Решив задачу, мы узнаем второй компонент ЗОЖ.
Задача 2
Врачи рекомендуют дневную норму питания распределить на 4 приёма пищи: утренний завтрак, второй завтрак, обед и ужин. Определите, на какой приём пищи приходится большая часть дневной нормы питания, если на утренний завтрак приходится ¼ дневной нормы, на второй завтрак приходится на 1/10 меньше, чем на первый завтрак. На обед приходится 2/5 дневной нормы. Остальное приходится на ужин.
Какой компонент ЗОЖ мы определили? (Прикрепляю на доску лучик солнца с компонентом).
Задача 3 (самостоятельная работа с взаимопроверкой)
В книге рецептов о вкусной и здоровой пище мама Пети нашла рецепт замечательного витаминного салата. Для его приготовления были необходимы следующие ингредиенты: 1 яблоко, одну четвёртую среднего кочана белокочанной капусты, 1 морковь, одну вторую болгарского перца, одну вторую красной луковицы, оливковое масло, соль, перец. На покупку овощей и фруктов, необходимых для приготовления салата мама потратила три седьмых всех имеющихся у неё денег, а затем ещё одну четырнадцатую всех денег на покупку оливкового масла, которое нужно было для заправки салата. Какую часть всех денег потратила мама? На сколько больше денег ушло на покупку овощей, чем на покупку масла?
Выполнив следующее задание, мы узнаем третий компонент ЗОЖ.
Третье задание: «Двигательная активность «Физминутка»».
Какой компонент ЗОЖ мы определили? (Прикрепляю на доску лучик солнца с компонентом).
Четвертое задание: «Вредные привычки». (Работа в паре)
Решив задачу, мы узнаем четвертый компонент ЗОЖ.
Задача 4
Определите содержание самых ядовитых веществ – никотина, синильной кислоты, табачного дёгтя, окиси углерода, полония, - в одной сигарете, если табачного дёгтя 3/20, а никотина меньше на 13/100, чем табачного дёгтя и на 1/100 больше, чем синильной кислоты. Полония больше синильной кислоты на 1/20. Другие вредные вещества составляют 17/25, остальное – окись углерода.
- Как вы думаете, ребята, стоит начинать курить? Конечно, не стоит. Не поддавайтесь на уговоры, берегите свое здоровье.
Вы нашли еще одну составляющую ЗОЖ. Какую? ( отказ от вредных привычек).
(Прикрепляю на доску лучик солнца с компонентом).
Ребята, молодцы, вы справились с 4-мя заданиями и узнали четыре составляющих здорового образа жизни.
- Смогли ли мы сегодня с помощью математических задач построить модель здорового человека и ответить на вопрос «В чем заключается физическое здоровье?»
- Какие понятия и правила математики нам помогли доказать необходимость вести ЗОЖ?
6. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. 2 мин
Задание
1. Решите задачу:
Вовка Тапочкин 1/4 часть суток проводит в школе и выполняет домашнее задание, 1/24 часть суток принимает пищу, 3/8 части суток общается с друзьями, играет на компьютере и смотрит телевизор. Сколько часов остается у Вовки на сон?
2. Определите массу компонентов, входящих в порцию салата.
1) Салат “Витаминный”, порция 400 г
Морковь – ?, на 1/4 больше, чем сельдерея.
Сельдерей корневой - ?, на 11/40 меньше, чем яблок.
Яблоко – 2/5 порции.
Сок лимонный – ?, на 7/20 меньше, чем моркови.
Орех –?, остальная часть порции.
7. Рефлексия.- 3 мин
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
- Урок подошёл к концу. Думаю, что всем нам будет интересно обменяться впечатлениями о нём. Для этого я вам предлагаю поучаствовать в игре “ХИМС”.
Запишите в тетради слово ХИМС по вертикали, рядом с каждой буквой запишите соответствующий ответ:
Х – хорошо (всё, что понравилось на уроке).
И – интересно (всё, что было интересным на уроке).
М – мешало (всё, что мешало на уроке).
С – с собой возьму (всё, что было полезного на уроке). Презентация 1, слайд № 17.
Далее обучающиеся по желанию озвучивают сделанные записи. Оцените свое настроение после урока, отметив свое место на ступеньке.
Мы рождены, чтоб жить на свете долго: Грустить и петь, смеяться и любить. Но, что бы стали все мечты возможны, Должны мы все здоровье сохранить.
Спроси себя: готов ли ты к работе -
Активно двигаться и в меру есть и пить? Отбросить сигарету? Выбросить окурок? И только так здоровье сохранить.
Взгляни вокруг: прекрасная Природа
Нас призывает с нею в мире жить. Дай руку, друг! Давай с тобой поможем Планете всей здоровье сохранить.