Урок по математике в 6 классе на тему «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
6 класс
Форма урока: смотр знаний.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
Задачи урока.
Коррекционно – образовательные:
Создать условия для систематизации и обобщения знаний по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».
Выявить пробелы в знаниях по этой теме, разработать стратегию по их ликвидации.
Содействовать повышению интереса к предмету
Коррекционно-развивающие:
Помочь в развитии вычислительных навыков учащихся,
Создать ситуации, позволяющие развивать произвольное внимание, память, воображение.
Содействовать развитию слуховых ощущений и навыков выполнения действий по заданному плану.
Коррекционно – воспитывающие:
Помочь учащимся воспитать усидчивость, целеустремленность, ответственность, коллективизм.
Оборудование урока:
индивидуальные карточки-задания,
блокноты обратной связи (БОС)
маркеры,
плакаты,
картинки к задаче,
листок – «ответник»,
кроссворд «Дроби».
Ход урока
Эпиграф.
«Счет и вычисления – основа порядка в голове»
И.Песталоцци
Проверка теоретического знания материала.
Учитель:
Форма нашего сегодняшнего урока – смотр знаний.
Как вы думаете, какова цель этого урока? (дети предлагают варианты)
Да, проверить, крепка ли очередная ступенька на лестнице, которая ведет нас к вершинам знаний математики. Эпиграфом урока я выбрала слова известного швейцарского педагога Иоганна Песталоцци.
У каждого из вас на столе оценочный лист. В нем перечислены все виды работ на уроке. Вы должны сами поставить себе оценку за каждую часть работы.
Ребята, с какими математическими героями мы работаем с вами в последнее время? Правильно. С дробными числами. Познакомились мы с ними еще в 5 классе, но и в 6- м узнали много нового и интересного, почти волшебного.
… (стук) Ой! Даже выпала указка.
Что такое? Кто здесь?
-Сказка!
Сказка
(голос автора записан)
У Числителя и Знаменателя вечные дрязги. Числитель кичится своим высоким положением, а Знаменатель тем, что он больше. И оба они очень завидовали Целому числу. Однажды задумали они превратиться в целое число, а как это сделать не знают.
-Давай перемножаться – предлагает Числитель Знаменателю.
Он на три и Знаменатель на три. Он на пять и Знаменатель на пять. Ничего не получается.
-Давай делиться - говорит Числитель. Он на два поделится, Числитель тоже на два. Он на 4 поделится, Числитель тоже на 4. Превращаются, превращаются, а сами остаются такими же, не изменяются.
-Что за чертовщина такая? – сердито крикнули Числитель и Знаменатель.
-Так это же закон – сказало Целое число - а законы никому нарушать не разрешается!
Скажите, пожалуйста, о каком волшебном свойстве (законе) идет речь?
Сформулируйте это свойство.
Какая операция основана на основном свойстве дроби?
Что значит сократить дробь?
Какая дробь называется несократимой?
Вывод: Оставлять в ответе несократимую дробь нельзя!
А сейчас я вызываю вас на поединок. Посмотрим, кто победит.
«Учитель против 6-го класса».
Закончить мысль.
Общий знаменатель дробей это такое …
Чтобы привести дроби к наименьшему общему знаменателю, нужно…
При приведении дроби к новому знаменателю нужно числитель и знаменатель дроби…
Дополнительный множитель это такое натуральное число, которое…
Чтобы найти дополнительный множитель…
Единицу можно представить в виде дроби со знаменателем 15 так…
Чтобы сложить два смешанных числа, …
Чтобы выполнить вычитание смешанных чисел, нужно…
Работа с блокнотами обратной связи.
(ответ записывается в блокнот и показывается учителю с мест)
Учитель: А теперь докажите как вы можете применять теоретические знания на практике.
-
Сократить дробь:
Сложить:
Вычесть:
Спутник делает один оборот за 1ч.40мин., а второй оборот за 100мин. Как это может быть? (1ч.40мин. = 100мин.).
Сколько горошин может войти в один пустой стакан? (Горошины не ходят)
Исторический материал.
А знаете ли вы?
1 ученик: А знаете ли вы?
Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби. Древние египтяне уже знали, как поделить 2 на 3 – у них был специальный значок. Между прочим, это была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе не стояла 1 – все остальные дроби непременно имели в числителе 1(их называли основные дроби):
Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных.
2 ученик: А знаете ли вы, что в древнем Вавилоне предпочитали, наоборот, постоянный знаменатель, равный 60. Римляне пользовались тоже только лишь одним знаменателем «12». Особое место занимали дроби и т.д.
Дело в том, что в древности отдельной арифметической операцией полагали удвоение и деление пополам.
3 ученик: А знаете ли вы, что действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он «попал в дроби».
4 ученик: А знаете ли вы, что дроби очень долго не входили в науку. Считалось, что дробями занимается черный люд: купцы, торговцы, ремесленники. Дроби вошли в науку с «черного хода», но, тем не менее, заняли в ней достойное место. Как это случилось? Благодаря музыке.
Учитель: я предлагаю вам, ребята, привлечь Интернет и узнать, почему именно музыка вывела дроби из тени забвения. На следующем уроке мы об этом поговорим.
Решение задач.
Работаем в тетрадях.
Задача 1. Попрыгунья Стрекоза половину красного лета спала, третью часть времени – танцевала, шестую часть – пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Какую часть лета стрекоза готовилась к зиме? (задача в картинках на доске).
(Проводим полный анализ задачи)
Решение: 1-.
Задача 2. (индивидуальная карточка - работают самостоятельно с последующей проверкой).
Крокодил Гена, Чебурашка и старуха Шапокляк решили подготовить площадку, на которой они будут строить дом для друзей. Гена, работая один, может выполнить всю работу за 12 часов, Шапокляк – за 15 часов, а Чебурашка – за 20 часов. Какую часть работы каждый из них может выполнить за 1 час? Какую часть выполнят они все вместе за 1 час?
Решение:
Гимнастика для глаз. Пальминг. Точка на стекле. Повороты, обводы. Мини-сон. |
Физкультминутка. НОЗ нашли отважно (наклоны в пояс) Шляпа дроби – важно (руки вверх к голове) Перемножили – отлично (руки в стороны) Затем сложили или вычли (руки вместе и хлопок) |