Разработка урока математики в 5 классе «Решение задач на тему «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»»
Урок №112 «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ»
Цели урока:
Образовательная -
Повторение и обобщение изученного материала:
понятие правильной и неправильной дроби;
сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;
сравнение обыкновенных дробей;
проверить и расширить представления об обыкновенных дробях.
Применение знаний о дробях для решения задач.
Развивающая
Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание и мышление.
Воспитательная
Продолжить развивать познавательный интерес; воспитание ответственности, умение работать в коллективе; самостоятельности.
Задачи урока:
Предметные: обобщить и систематизировать знания учащихся об обыкновенных дробях.
Личностные: продолжить формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием;
умения работать в коллективе и находить согласованные решения; проявление инициативы при выполнении заданий;
ясное, точное, грамотное изложение своих мыслей;
умение исправлять и дополнять ответы других учащихся.
Метапредметные: развитие понимания сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
самостоятельное определение цели своего обучения;
осуществление контроля своей деятельности; построение логических рассуждений.
Урок направлен на формирование следующих УУД.
Познавательные УУД:
навыки сложения и вычитания обыкновенных дробей, сравнение дробей;
правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби;
умение решать задачи на сложение и вычитание дробей;
применять полученные знания при решении задач.
Коммуникативные УУД:
воспитывать интерес к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД:
понимать учебную задачу урока;
осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Личностные УУД:
формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП 1 МИН
- Ребята, здравствуйте. Садитесь.
Сегодня у нас с вами необычный урок, сегодня у нас гости на уроке. Но давайте не будем волноваться и переживать Закройте глаза, три раза глубоко вздохните и выдохните. Теперь улыбнитесь и открывает глаза. Давайте начнем наш урок. 1 МИН
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ 15 МИН
- Давайте проверим ваше домашнее задание. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. У вас было задано упр. 550, 554. Правильные ответы на доске, проверьте своих товарищей. (Разобрать кратко «почему так верно») Карандашом поставьте оценку за работу. Хорошо. Дежурный, собери, пожалуйста, тетради с домашним задание и раздай проверенные. 5 МИН
- Давайте вспомним, чем мы занимались с вами на предыдущих уроках. Как обычно проведем разминку. Задание на доске. (Отвечают устно или письменно у доски)
«Взаимоопрос» - те, кто не отвечал у доски, отвечают на вопросы одноклассников.
Например, вопросы:
- правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями (чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители, а знаменатель оставить прежним)
- правило разности дробей с одинаковыми знаменателями (чтобы найти разность дробей с одинаковыми знаменателями, нужно из числителя первой дроби вычесть числитель второй дроби, а знаменатель оставить прежним)
- основное свойство дроби (Если числитель и знаменатель дроби у множить или разделить на одно и тоже отличное от нуля число, то получится дробь равная данной)
- какая дробь называется правильной
- пример неправильной дроби
- как сравнить дроби с разными знаменателями
- пример правильной дроби
- как сравнить дроби с одинаковыми числителями/ знаменателями
- какая дробь ближе к 1
- как сложить или вычесть дроби с разными знаменателями
- Хорошо, ребята. Мы вспомнили основные правила, необходимые нам для работы на сегодняшнем уроке.
10 МИН
Задания для разминки
Постановка цели. 3 МИН
Ребята, на слайде вы видите ребус, который подскажет вам тему нашего урока.
Итак, кто сформулирует тему нашего урока? (дети формулируют «Решение задач на тему «Сложение и вычитание дробей») Слайд с темой.
Откройте тетради. Запишите число и тему урока.
Закрепление 15 МИН
- Итак, давайте решим несколько задач на эту тему. Задачи на слайдах.
5. ТВОРЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ 7 МИН
- Молодцы ребята! А теперь попробуйте придумать свою задачу на тему «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»! На это задание мы отведем 5 минут, а затем почитаем ваши задачи. (Зачитать 3 задачи, без решения)
6. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ 1 МИН
- Запишите домашнее задание упр. 555,557 (б) Слайд с ДЗ.
7. РЕФЛЕКСИЯ 3 МИН
- Ребята, я раздам вам листки, на которых написаны незаконченные предложения. Закончите их, пожалуйста. Таким образом, мы подведем итоги нашего сегодняшнего урока. Например, «Сегодня на уроке я узнала, некоторые способы решения задач на дроби» и тд. Понятно? Работаем.
Поблагодарить за урок.
Приложение 1
Тексты задач (раздатка для тех, кто работает быстрее или медленнее)
Археологи в первую неделю раскопок выполнили часть всей работы, а во вторую неделю – еще часть всей работы. Какую часть работы археологи выполнили за 2 недели? Какая часть работ осталась?
Журналист прочитал отзыв на свою статью за 12 минут. Какую часть отзыва он прочитал за 1 минуту, а какая часть останется непрочитанной? За 2 минуты?
Кондитер Виктор изготовил кг конфет, а кондитер Андрей на г больше. Сколько конфет изготовили кондитеры вместе? Выразите ответ в граммах.
Рабочий может выполнить весь заказ за 3 ч, а ученик – за 7 ч. Какую часть заказа выполнит рабочий за 1 ч? Какую часть заказа выполнит ученик за 1 ч? Какую часть заказа они выполнят, работая вместе, за 1 ч?
До остановки автобус ехал ч, а на оставшийся путь он затратил на ч меньше. Сколько времени занял весь маршрут, если на остановке автобус стоял ч? Ответ выразите в часах и минутах.
Упр. 558 стр. 159
Туристы отправились на прогулку на лодке. До привала они плыли часа, обратный путь занял у них на ч больше. Сколько времени длилась прогулка, если привал занял ч? Ответ выразите в часах и минутах.
Выполнение задания по литературе заняло у Иры ч, а по биологии – на ч меньше.
а) Сколько времени ушло у Иры на оба задания?
б) Больше это или меньше 1 ч и на сколько?
в) Выразите полученную разницу в минутах.
Карточки для рефлексии
Закончи предложение Сегодня я узнал(а)… |
Закончи предложение Сегодня я узнал(а)… |
Закончи предложение Сегодня я узнал(а)… |
Закончи предложение Сегодня я узнал(а)… |