Урок на тему «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
Организация непосредственно образовательной деятельности школьников с умственной отсталостью в 9 классе
по теме: «Сложение и вычитание дробей с различными знаменателями»
Автор конспекта НОД: Коровникова Галина Викторовна, ГКОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа», учитель математики.
Образовательная область: Математика
Тип урока: Открытие новых знаний.
Условия учебной деятельности: Создание условий для формирования умений выполнять арифметические действия по заданному образцу, навыка самоконтроля
Оборудование для педагога: Компьютер, мультимедийный проктор, динамический интерактивный комплекс ИИСС «Математика на компьютере» разработанный под руководством заслуженного учителя РФ Паньгиной Н.Н. город Сосновый Бор, Ленинградской области
Оборудование для школьников: интерактивная доска
Технологическая карта урока
Тема |
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями |
Цели |
Деятельностная: формирование способности обучающихся к новому способу действий. Предметные: расширение понятий сложения дробей за счёт включения в неё новых элементов (дополнительные множители), создать условия для изучения алгоритма сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, формировать навык сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. Личностные: создать условия для преодоления тревожности при познании нового, формирования интереса при приобретении новых знаний. Регулятивные: создать условия для осознанного понимания математических терминов, решение образовательной задачи под руководством учителя и по алгоритму, контролировать свои действия в процессе выполнения учебных действий, сохранять цепочку алгоритмических действий, оценивать свои достижения Познавательные: закрепить сформированные навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; формировать устойчивый навык поиска наименьшего общего знаменателя по правилу «бабочки» для знаменателей, содержащих простые числа. Сформировать навык разложения знаменателя на простые множители и запись дополнительного множителя для дроби |
Планируемый результат |
Предметные: рассмотреть алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями по правилу «бабочки», рассмотреть алгоритм разложения знаменателя на простые множители и выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Межпредметные Обучающийся получит возможность интерпретации записи на математический язык, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата |
Основные понятия |
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями |
Ресурсы: основные дополнительные |
презентация, проектор, экран, учебник «Математика 9 класс» А.П. Антропов, А.Ю. Ходот, Т.Г. Ходот, ИИСС «математика на компьютерах», |
Организация пространства |
Индивидуальная, фронтальная, парная |
Этапы урока |
Деятельность Учителя- |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
I. Организационный 1) проверка готовности к уроку 2) включить учащихся в учебную деятельность; 2) определить этапы деятельности на уроке |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания школьников. Постановка проблемы на урок |
Приготовиться к уроку (наличие учебных принадлежностей), настроиться на работу |
Личностные самоопределяются, настраиваются на урок Познавательные: в совместной деятельности определяем цель: «Что мы вспомним по теме урока?» «Чему мы научимся на уроке?» Коммуникативные: организация учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Организация взаимоконтроля в процессе учебной деятельности. Регулятивные: совместная организация учебной деятельности |
II. Актуализация опорных знаний Цели: организовать актуализацию изученных способов действий, структурирование знаний |
1) Вспомнить сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями отображается в презентации (слайд 1): 2/5+1/5; 7/25- 6/25; 4/13+5/13, продолжить
2) Разложите на множители числа отображается в презентации (слайд 2) : 9=3*3 или 9=9*1; 15=3*5 или 15=15*1; 24=6*4 или 24=3*8 или 24=12*2 или 24=24*1 |
Участвуют в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы, далее по цепочке самостоятельно придумывают пример для соседа Устно стр 306 №1097 и стр308 №1101 под девизом: «Кому задать вопрос?» первого ученика назначает учитель
2) по цепочке самостоятельно придумывают пример для соседа
|
Предметные: структурирование знаний по теме сложение дробей с одинаковыми знаменателями.
Коммуникативные: создаются условия для сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: самоконтроль и оценка деятельности обучающихся.
Личностные: самостоятельное осознание изученного ранее материала |
IV. создание условий для самостоятельной постановки проблемы. Цель: Формирование умения формулировать задачу или проблему урока |
1) На интерактивной доске записаны примеры 1/3+3/5= 4/5 - 1/3= ¼+1/3= Вопрос: «Кто сможет выполнить действия?»
Цель данного задания перейти к проблеме формулировки темы урока
2) Вводим понятия сложения и вычитания дробей методом «Бабочки» Назовите дополнительные множителя для каждой дроби
3) Найдем наименьший общий знаменатель
|
Попытка выполнить действия и сопоставление знаний ранее изученной темы.
Запись темы урока: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» 2) Дополнительные множители для первой дроби «6» для второй дроби «7» стр. 317 №1132, №1133 (1 столбик) Называем дополнительные множители и вычисляем методом «Бабочки» ИИСС «Математика на компьютерах» |
Предметные: умение осознанно строить математические речевое высказывание в устной форме «Проблема сложения и вычитания дробей с различными знаменателями» Коммуникативные: отработать навык математических формулировок в диалоге ученик-ученик, ученик-учитель, создать условия для участия каждого ученика в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: формировать навык определять цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства ее достижения Личностные: формировать навык самовыражения и самоконтроля. |
VI. Применение нового знания. Цель: Установление правильности и осознанности усвоения нового материала. |
Вопросы рассматриваемые при закреплении темы отражены на интерактивной доске: 1) Можно ли разложить знаменатель на простые множители? Работа с учебником, стр. 316, 317 №1130 (3 столбик), 1131 (2 столбик), 133 (2 столбик)
|
Работа с учебником, стр. 316, 317 №1130 (3 столбик), 1131 (2 столбик), 133 (2 столбик) Проговариваем алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями Задания из учебника отражены на интерактивной доске обучающиеся по цепочке выходят решают и проговаривают основные математические понятия и алгоритмы. |
Предметные: формирование интереса к данной теме, сохранение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: оформлять математические формулировки в устной форме; слушать и понимать речь других, оценивать действия одноклассника. Личностные: через многократное повторение алгоритмов и действий снять тревожность при преодолении трудностей в обучении. Регулятивные: следование по выработанному алгоритму действий и сохранение действий при решении задач урока и самоконтроль за своими результатами |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: Активизация положительного психоэмоционального состояния при выполнении заданий на уроке и в ГПД. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Какую тему мы изучали сегодня? А какие задачи мы ставили? Мы их достигли? Что вам понравилось или не понравилось на уроке? Сложно ли осуществлять сложение дробей с разными знаменателями. Какой из методов вам показался наиболее простым? Кому бы вы сегодня поставили оценки и какие? №1130 (2 столбик), №1132 (4 столбик) |
Оценивают свою работу и работу одноклассников |
Предметные: сохранение алгоритма плана действий, структурирование полученной информации Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью оперировать математическими терминами и понятиями. Регулятивные: оценивание школьниками собственной деятельности и одноклассника Личностные: отражение адекватной эмоциональной оценки своей деятельности на уроке. |
6