Урок математики в 6 классе «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока в 6 классе по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
(использование технологии проблемного обучения)
Захарова Т.Н.,
учитель математики МБОУ СШ №16 г.Павлово
Нижегородской области
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Авторы УМК: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.
Цель урока: овладение способом сложения и вычитания дробей с разными знаменателями
Формируемые результаты:
Предметные: формировать умение складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями.
Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.
Метапредметные: формировать умение определять способы действий в рамках предложенных условий; осуществлять анализ объектов;
ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла; планировать в сотрудничестве с учителем и самостоятельно свои действия для решения задачи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности.
Планируемые результаты обучения: учащиеся научатся складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями.
Основные понятия: правило сложения (вычитания) дробей с разными знаменателями.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Комментарии |
Компьютерное сопровождение |
1. Организационный этап |
Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания детей. |
Включаются в деловой ритм урока. Под руководством учителя составляют план урока. |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Слайд 3 |
|
2. Актуализация знаний |
- Сократите дроби: . - Выделите целую часть из неправильной дроби: . - Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю: . - Вычислите: ; - Сформулируйте алгоритм сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями). - Вычислите: ; |
Выполняют устно предложенные задания. Формулируют ранее изученный алгоритм: 1.Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (или разности). 2. Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель. 3. Если возможно, сократить полученную дробь или выделить из нее целую часть. Испытывают затруднения при выполнении этого задания. Возникает проблема. |
Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи; определение и осознание того, что уже известно. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: анализ объектов. |
Создание проблемной ситуации |
Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 |
3. Постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся |
- Сформулируйте тему урока. - Чему хотим научиться на уроке? |
Формулируют тему урока – «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». Формулируют цель урока: Научиться складывать и вычитать дроби с разными знаменателями. |
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели. Логические - формулирование проблемы. |
Формулирование учебной проблемы (чему сегодня будем учиться?) как темы урока |
Слайд 10 |
4. Изучение нового материала |
Работа в группах. - Какие дроби мы уже умеем складывать (вычитать)? - Дополните известный алгоритм сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями, чтобы по нему можно было выполнить сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, и покажите как этот алгоритм работает на предложенных примерах. - Попробуйте сформулировать алгоритм короче, объединив некоторые шаги. - Сравните составленный алгоритм с предложенным в учебнике. - Выполним сложение дробей |
Выполняют работу в группах. Обсуждают, какой пункт нужно добавить в алгоритм, чтобы выполнить указанные действия. «Открывают» новый алгоритм: 1. Привести дроби к общему знаменателю. 2.Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (или разности). 3. Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель. 4. Если возможно, сократить полученную дробь или выделить из нее целую часть. Замечают, что второй и третий пункт алгоритма можно объединить. Получают алгоритм: 1. Привести дроби к общему знаменателю. 2.Сложить (или вычесть) дроби с одинаковыми знаменателями. 3. Если возможно, сократить полученную дробь или выделить из нее целую часть. Сравнивают полученный алгоритм с данным в учебнике. Учащиеся под руководством учителя выполняют сложение, знакомятся с видом записи этого действия. |
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений учащихся. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ объектов. Регулятивные:планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. |
Для решения проблемы учащиеся «открывают» новое знание (новый алгоритм) |
Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 |
5. Физкультминутка |
|||||
6. Первичное закрепление нового материала |
- Необходимо построить дом из предложенных материалов, для этого нужно выполнить предложенные задания: - Выполните задания из учебника, работая в парах: №268 (1 – 6), 270 (1, 3, 5). |
Учащиеся выполняют задания под руководством учителя, выбирают нужный ответ на слайде. Если выбран верный ответ, то соответствующая часть дома закрашивается в определенный цвет. Работают в парах, выполняю предложенные задания. |
Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: планирование, контроль и выполнение действий по заданному образцу, правилу, самоконтроль и взаимоконтроль. Коммуникативные: инициативное сотрудничество, умение слушать и вступать в диалог. |
Слайд 15, 16, 17 Слайд 18 |
|
7. Контроль и коррекция знаний |
- Выполните задания, предложенные на слайде, самостоятельно. - Проверьте себя, сравнив полученные ответы с предложенными на слайде. |
Работают самостоятельно. Проверяют правильность выполнения заданий путем сравнения полученных ответов с предложенными. |
Познавательные: обоснование этапов решения учебной задачи. Регулятивные: планирование результатов своей деятельности. |
Слайд 19 Слайд 20 |
|
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Ответьте на вопросы: - Какую цель мы ставили в начале урока? - Наша цель достигнута? - Что нам помогло справиться с затруднением? - Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке? - Как вы можете оценить свою работу на уроке? |
Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, обозначают возникшие затруднения и пытаются найти пути их решения. |
Регулятивные: осознание уровня и качества усвоения; контроль Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: интерес к учебному материалу |
Слайд 21 |
|
9. Информация о домашнем задании. |
Выполните дома два творческих задания: 1) составьте и решите задачу на сложение и вычитание обыкновенных дробей; 2) составьте задачу на сложение и вычитание обыкновенных дробей для своего друга из класса. |
Записывают домашнее задание. |
Слайд 22 |