12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Уфимцева Татьяна Анатольевна53
Россия, Тюменская обл., Тюмень
2

Сложные взаимоотношения взрослых и детей (на материале рассказа И.Бунина "Цифры")

Сложность взаимоотношений взрослых и детей

(урок литературы в 6(7) классе на материале рассказа И.А.Бунина «Цифры»)


Размещение школьников:

на 4 стола, где есть таблички «взрослые» (2 стола), «дети» (2 стола); один учащийся – «аналитик».

Оборудование: -портрет И.А.Бунина,

-записи на доске (для словарной работы):

Ссора разногласие конфликт

Умудрённый жизнью рассудительный

Благовоспитанный кроткий трогательный

-карточки-информаторы с толкованием литературоведческих понятий на каждом столе

-карточки с заданиями по группам (столам):

I КОМПОЗИЦИЯ РАССКАЗА «Цифры»

II ХАРАКТЕРИСТИКА РАССКАЗЧИКА (главы I, IV)

III ПОРТРЕТНАЯ ДЕТАЛЬ (главы IV, V)

IV ДЕТАЛЬ ИНТЕРЬЕРА (глава VI).


Ход урока

Поделитесь впечатлениями от прочитанного дома рассказа. О чём рассказ? (о сложных отношениях, размолвках и примирениях взрослых и детей в семье)

Чтобы понять авторский замысел, рассмотрим подробнее содержание рассказа, его композицию. (Далее даётся 5 минут на подготовку всех групп по предлагаемым заданиям).

Заслушиваем 1 группу: КОМПОЗИЦИЯ РАССКАЗА.

Просмотр ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННОЙ ИНСЦЕНИРОВКИ (фрагменты глав II, III). Действующие лица: мама, бабушка, дядя, мальчик.

Итог просмотра – полемика групп:

«ВЗРОСЛЫЕ»

1я группа – обвинение мальчика:

в чём заключается неправильное поведение?

3я группа – защита поведения взрослых


«ДЕТИ»

2я группа – обвинение взрослых: что неправильно делают взрослые?

4я группа – защита поведения мальчика

Этап урока выстраивается на перекрёстных вопросах-ответах участников групп, представляющих «взрослых» и «детей». Фантазия школьников, их жизненный опыт и несомненное желание выговориться на важную для них тему позволяют составить насыщенный полемический диалог. Роль учителя в данном случае – комментировать при необходимости диалог.

Глава IV: Каково душевное состояние бабушки, дяди? (заслушиваем группу III --ПОРТРЕТНАЯ ДЕТАЛЬ)

Объяснение поведения героев.

Глава V: О чём говорит первая фраза? (-И мы тотчас помирились? – спрашиваешь ты)

Спустя годы мальчик не помнит этого эпизода из своей жизни, ребёнок быстро прощает, следовательно, не помнит, не держит обиду.

(Портретная деталь мальчика - Группа III).

Чтение по ролям фрагмента от слов «Но, делая вид, что…» до конца главы.

Почему мама и бабушка поддерживают дядю?

Глава VI: ИНТЕРЬЕР (заслушиваем группу IV)

ХАРАКТЕРИСТИКА РАССКАЗЧИКА (заслушиваем группу II).

Учитель о ПСИХОЛОГИЗМЕ в изображении событий (отработка содержания термина).

Глава VI: Кто первым пошёл на примирение?

Чем закончился конфликт?

Каким становится мальчик?

Что во всей этой истории самое горькое?

Почему возникают конфликты между взрослыми и детьми (ответить на вопрос, основываясь и на собственном жизненном опыте)?

Нет взаимопонимания.

Если вдруг назревают конфликтные отношения, что попытаться сделать?

Объяснить, что ты понимаешь позицию того, с кем споришь, затем попытаться донести свою. Говорить о взаимопонимании.


ВЫВОДЫ по уроку, самооценка, взаимооценка.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.