Урок литературы в 6–7 классе на тему «Сложные взаимоотношения взрослых и детей»
Сложность взаимоотношений взрослых и детей
(урок литературы в 6(7) классе на материале рассказа И.А.Бунина «Цифры»)
Размещение школьников:
на 4 стола, где есть таблички «взрослые» (2 стола), «дети» (2 стола); один учащийся – «аналитик».
Оборудование: -портрет И.А.Бунина,
-записи на доске (для словарной работы):
Ссора разногласие конфликт
Умудрённый жизнью рассудительный
Благовоспитанный кроткий трогательный
-карточки-информаторы с толкованием литературоведческих понятий на каждом столе
-карточки с заданиями по группам (столам):
I КОМПОЗИЦИЯ РАССКАЗА «Цифры»
II ХАРАКТЕРИСТИКА РАССКАЗЧИКА (главы I, IV)
III ПОРТРЕТНАЯ ДЕТАЛЬ (главы IV, V)
IV ДЕТАЛЬ ИНТЕРЬЕРА (глава VI).
Ход урока
Поделитесь впечатлениями от прочитанного дома рассказа. О чём рассказ? (о сложных отношениях, размолвках и примирениях взрослых и детей в семье)
Чтобы понять авторский замысел, рассмотрим подробнее содержание рассказа, его композицию. (Далее даётся 5 минут на подготовку всех групп по предлагаемым заданиям).
Заслушиваем 1 группу: КОМПОЗИЦИЯ РАССКАЗА.
Просмотр ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННОЙ ИНСЦЕНИРОВКИ (фрагменты глав II, III). Действующие лица: мама, бабушка, дядя, мальчик.
Итог просмотра – полемика групп:
«ВЗРОСЛЫЕ» 1я группа – обвинение мальчика: в чём заключается неправильное поведение? 3я группа – защита поведения взрослых | «ДЕТИ» 2я группа – обвинение взрослых: что неправильно делают взрослые? 4я группа – защита поведения мальчика |
Этап урока выстраивается на перекрёстных вопросах-ответах участников групп, представляющих «взрослых» и «детей». Фантазия школьников, их жизненный опыт и несомненное желание выговориться на важную для них тему позволяют составить насыщенный полемический диалог. Роль учителя в данном случае – комментировать при необходимости диалог.
Глава IV: Каково душевное состояние бабушки, дяди? (заслушиваем группу III --ПОРТРЕТНАЯ ДЕТАЛЬ)
Объяснение поведения героев.
Глава V: О чём говорит первая фраза? (-И мы тотчас помирились? – спрашиваешь ты)
Спустя годы мальчик не помнит этого эпизода из своей жизни, ребёнок быстро прощает, следовательно, не помнит, не держит обиду.
(Портретная деталь мальчика - Группа III).
Чтение по ролям фрагмента от слов «Но, делая вид, что…» до конца главы.
Почему мама и бабушка поддерживают дядю?
Глава VI: ИНТЕРЬЕР (заслушиваем группу IV)
ХАРАКТЕРИСТИКА РАССКАЗЧИКА (заслушиваем группу II).
Учитель о ПСИХОЛОГИЗМЕ в изображении событий (отработка содержания термина).
Глава VI: Кто первым пошёл на примирение?
Чем закончился конфликт?
Каким становится мальчик?
Что во всей этой истории самое горькое?
Почему возникают конфликты между взрослыми и детьми (ответить на вопрос, основываясь и на собственном жизненном опыте)?
Нет взаимопонимания.
Если вдруг назревают конфликтные отношения, что попытаться сделать?
Объяснить, что ты понимаешь позицию того, с кем споришь, затем попытаться донести свою. Говорить о взаимопонимании.
ВЫВОДЫ по уроку, самооценка, взаимооценка.