Урок по биологии «Слуховой анализатор, строение» (8 класс)
Урок по биологии в 8 классе по теме "Слуховой анализатор, строение"
Цели:
• Сформировать знания о значении слуха в жизни человека.
• Познакомить учеников со строением органа слуха и его функциями.
Тип урока. Комбинированный.
Метод: Объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: Компьютер, слайды о слуховом анализаторе, макет органа слуха (если есть)
План урока.
1. Проверка домашнего задания (5минут)
2. Новый материал (25 минут)
3. Закрепление + игра (10 минут)
4. Домашнее задание. (5минут)
Слуховой анализатор, строение.
Как Вы думаете, что такое «звук»? Звук – это колебание воздуха. Наше ухо воспринимает звуковые волны и преобразует их в нервные импульсы, которые затем передаются в мозг и анализируются им.
Каждый анализатор органов чувств состоит из периферического отдела (рецепторов), проводникового отдела (нервных путей) и центрального отдела (центров, анализирующих данный вид информации).
Первое звено слухового анализатора - слуховые рецепторы. Второе звено слухового анализатора это - слуховой нерв. Слуховой нерв передает импульс в слуховую зону коры больших полушарий. Третье звено располагается в височных долях головного мозга.
Орган слуха
Наружное Среднее Внутреннее
ухо ухо ухо
В начале урока я покажу детям таблицу и в ходе урока мы будем ее вместе заполнять.
Части уха |
Строение |
Функции |
Наружное |
Ушная раковина, наружный слуховой проход, который заканчивается барабанной перепонкой |
Защита (выделение серы) Улавливание и проведение звуков |
Среднее |
Слуховые косточки: - молоточек - наковальня - стремечко Евстахиева труба |
Косточки проводят и усиливают звуковые колебания в 50 раз. Евстахиева труба - выравнивание давления в среднем ухе. |
Внутреннее ухо |
Преддверие (перепонки овального и круглого окна), улитка. Слуховые рецепторы улитки. |
Преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, которые идут в слуховую зону КБП |
Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода.
Пылинки и микробы оседают на поверхности ушной раковины и поэтому мы с вами чуть позже будем говорить о гигиене слуха.
Итак, ушная раковина улавливает звуковые колебания и направляет их в наружный слуховой проход, который идёт до среднего уха. Конец наружного слухового прохода затянут барабанной перепонкой, которая преобразует звуковые волны в механические колебания и передаёт их в среднее ухо.
В глубине наружного слухового прохода имеются специальные серные железы, выделяющие липкое вещество – ушную серу. Зачем нам нужна ушная сера? Ушная сера задерживает пыль и убивает микробы.
Среднее ухо, в нем расположены 3 самые маленькие кости нашего организма (молоточек, наковальня, стремечко). Они в 50 раз усиливают колебания барабанной перепонки и передают их во внутреннее ухо.
Полость среднего уха продолжается в слуховую трубу, которую по-другому называют евстахиевой трубой. Она открывается в носоглотку. Нужна эта труба, для выравнивания внешнего и внутреннего давления. Вот почему, когда мы летим в самолете нам предлагают зевнуть или сосательные конфеты, что выровнять давление между разными полостями (давление в полости среднего уха с атмосферным).
Между полостью среднего и внутреннего уха имеется два окна- овальное и круглое. В овальное упирается стремечко.
Внутреннее ухо представляет собой улитку, а верхняя часть этой улитки представлена тремя полукружными каналами. Это орган равновесия и о нем речь пойдет позже. Полость улитки заполнена жидкостью и в нем же расположены слуховые рецепторы. Колебания овального окна вызывают колебания жидкости самой улитке. И слуховые рецепторы преобразуют их в нервные импульсы. Эти нервные импульсы по слуховому нерву двигаются в слуховую зону коры больших полушарий.
Напоследок мы проведем опрос-игру «Согласны ли Вы?» - в письменной форме.
*Игра представлена в виде схемы, к сожалению,не получилось загрузить*
Домашняя работа:
Доделать таблицу, тем кто не сделал это в классе.
Подготовиться к самостоятельной работе.