12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена497
Воспитатель высшей квалификационной категории. Работаю в ГОУ РК СКШИ №4 г. Сыктывкара. Веду здоровый образ жизни. Увлекаюсь вязанием, ИКТ. Люблю путешествовать
Россия

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения»

Захаренкова Елена Владимировна, воспитатель ГОУ РК СКШИ №4 г. Сыктывкара


Смарт-панель – моя палочка-выручалочка в организации деятельности детей с ОВЗ (из опыта работы)

Я работаю воспитателем в школе-интернате с детьми с нарушением слуха. Зрительный канал восприятия информации является главным для этой категории детей. А слухо-зрительная основа является основополагающим принципом организации работы.

С начала 2021/22 учебного года в нашем классе установили смарт-панель, которая стала палочкой-выручалочкой в моей работе. Не верите? Смотрите на схему:

t1657792967aa.png

Моя палочка-выручалочка устремлена от плашки с надписью «СМАРТ-ПАНЕЛЬ» к 10 кружочкам. Давайте узнаем, что спряталось за этими цифрами. В таблице 1 представлено использование смарт-панели, как палочки-выручалочки. Второй столбец таблицы указывает на имеющуюся проблему, третий – на подход к ее решению, четвертый описывает инструментарий программы SMART Notebook, а пятый показывает место применения в педагогическом процессе.

Таблица 1. Использование смарт-панели, как палочки-выручалочки

Проблема

Подход

Решение (интерактивный прием или упражнение SmartLab программы SMART Notebook)

Режимный момент

1

Низкий уровень познавательной активности

Активизация познавательной деятельности интерактивным приемом

«Путь деградации помещика»: прием временного скрытия информации («затемнение экрана»)

Внеклассное чтение

2

Трудности коммуникативного взаимодействия

Проблемно-диалогический подход к решению поставленной задачи

Дидактическая речевая игра «Домики» (прием «утилита множественного клонирования»)

Внеурочная деятельность

3

Нереализованный потенциал передачи знаний, умений, интересов

Технология уровневой дифференциации

Наставничество. Игра «Что не так?»

(прием временного скрытия информации («затемнение экрана»)

Внеурочная деятельность



Продолжение таблицы 1.

4

Ковидные ограничения на посещение культурных и социальных объектов

Организация виртуальной экскурсии по Республике Коми

«Экскурсионный тур по Республике Коми». Использование инструментов: интерактивный объект «юла», прием «использования фона и порядка объектов», «прием временного скрытия информации («затемнение экрана»), «утилита множественного клонирования», внедрение ссылок

Воспитательское занятие

5

Проблема удержания в памяти слухового образа слова

Технология развития слухового восприятия

Использование «конструктора занятий» и добавление анимации и звуков к объектам в упражнении «Птицы перелетные, зимующие»

Внеурочная деятельность

6

Снижение учебной мотивации в подростковом возрасте

Игровые технологии

Перенос настольно-печатной игры «Шаги к успеху» на экран смарт-панели, использование интерактивного объекта «игральные кости»

Внеурочная деятельность



Продолжение таблицы 1.

7

Поиск информации, ее переработка, умение применять в жизни

Информационные технологии

Использование различных упражнений SmartLab: «Суперсортировка» (реверс или аверс); «Заполните пропуски»

(происхождение слова «рубль»); «Игровоу шоу»; «Открытие подписей» (признаки подлинности банкнот); Суперсортировка» (что можно и нельзя купить за деньги); «Перевороты» (финансовые ребусы) и др.

Воспитательское занятие (основная часть, этап постановки проблемы; этап закрепления знаний, проверки усвоенных знаний)

8

Выраженное стремление опираться в процессе усвоения новой учебной информации на эмпирическое восприятие материала

Технология (элементы) проблемного обучения

«Я как личность»: прием «использования фона и порядка объектов»

Воспитательское занятие (этап постановки проблемы и поиска выхода решения)



Продолжение таблицы 1.

9

Необходимость обобщения классных дел

Технология социальных проектов

Инструменты рисования для создания образа класса при написании «Книги класса»

Внеурочная деятельность

10

Необходимость найти нужную информацию для выполнения домашнего задания

Технология (элементы) проблемного обучения

Ввод текста на клавиатуре. Использование смарт-панели в качестве средства поиска нужной информации

Самоподготовка



Поясню содержание таблицы 1. В упражнении «Путь деградации помещика» на закрепление знаний для последующей записи в читательском дневнике использован прием временного скрытия информации («затемнение экрана»). В левом столбце даются эпизоды из сказки, которые определенным образом характеризуют помещика. Открывая правый столбец, обучающиеся имеют возможность проверить свои ответы (рис.1). После разбора всей сказки в целом они записывают в читательский дневник аналитический разбор характеристики действий помещика. Данный подход позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся с нарушенным слухом.

t1657792967ab.png

Рис.1. Упражнение «Путь деградации помещика»

В повседневной жизни школы-интерната создаются трудности коммуникативного взаимодействия. И здесь тоже на выручку приходит смарт-панель. Предлагаю обучающимся поиграть и составить из слов «Домики». Правила игры простые: нужно заполнить пустые домики (четыре слова, состоящие из 6 букв) произвольными словами-существительными. Можно выполнять самостоятельно либо принимать помощь других участников игры. На рисунке 2 показаны: 1) экран с шестью пока еще пустыми «домиками», 2) фотография момента заполнения обучающимися и 3) готовые «домики».



t1657792967ac.png

Рис.2. Процесс заполнения «домиков»

Причем менять слова в ячейках таблицы очень просто: достаточно по-новому перетащить туда буквы для вновь придуманного слова. Вот такая вот хитрость приема «утилита множественного клонирования» в соединении со свойствами таблицы в программе SMART Notebook. Использование этого приема демонстрирует проблемно-диалогический подход к решению поставленной задачи.

В этом учебном году обучающиеся моего класса активно осваивали роль наставников, а именно помогали малышам (обучающимся начального звена). Ведь они уже в шестом классе! И могут уже учить и помогать малышам. Одной из форм наставничества была организация игр с использованием смарт-панели. Рисунок 3 показывает: вверху слева экран с разными видами жилища, расстановку которых надо запомнить; вверху справа жилища, которые надо было запомнить, закрываются шторкой, но открываются эти же виды жилища с другой расстановкой; внизу слева учащиеся проверяют свои ошибки; внизу справа исправляют свои ошибки.

t1657792967ad.png

Рис.3. Игра «Что не так?». Фрагменты наставничества (игровой формы с использованием интерактивности смарт-панели)

Это игровое упражнение показывает применение технологии уровневой дифференциации. Подобные игровые ситуации создавались с геометрическими фигурами, животными и другими объектами.

Ковидные ограничения на посещение культурных и социальных объектов внесли коррективы и в мой план воспитательских занятий. Вместо посещения музеев была организована виртуальная экскурсия по Республике Коми «Экскурсионный тур по Республике Коми». Использовались следующие инструменты: интерактивный объект «юла», прием «использования фона и порядка объектов», «прием временного скрытия информации («затемнение экрана»), «утилита множественного клонирования», внедрение ссылок на страницу в презентации и на страницу в интернете. Подробную разработку этого воспитательского занятия можно посмотреть здесь. Презентацию, выполненную в программе SMART Notebook можно скачать и посмотреть здесь. На рисунке 4 представлены фрагменты с этого воспитательского занятия.

t1657792967ae.png

Рис. 4. Фрагменты проведения занятия «Экскурсионный тур по Республике Коми»

Технология развития слухового восприятия позволяет удерживать в памяти обучающихся слуховые образы слова. Использование «конструктора занятий» и добавление анимации и звуков к объектам в упражнении «Птицы перелетные, зимующие» показано на рисунке 5. К каждому объекту птиц вложен звук ее звучания. Можно даже на этом этапе создания игрового упражнения предложить отгадать по звучанию, кто так поет? Игрок поворачивается спиной к экрану. Другой участник игры кликает на изображение журавля, воробья, кукушки, дятла и др. Игрок должен отгадать по звучанию птицу. Но на экране есть еще картинка перелетных птиц и картинка кормушки, которая является условным изображением зимующих птиц. Основная игровая задача – определение птицы перелетной и зимующей. Если изображение, например, журавля перетащить к объекту «кормушка», то с ним ничего не случится. А если перетащить к другому объекту «перелетные птицы», то оно исчезнет. Такой интерактив случается потому, что с помощью «конструктора занятий» определены картинки нужных птиц, к которым добавлена анимация исчезновения. Картинка с изображением перелетных птиц будет принимать объекты «журавль», «трясогузка», «кукушка», «дрозд», «грач» и отклонять другие. А картинка кормушки будет, соответственно, принимать объекты «воробей», «снегирь», «клест», «дятел» и отклонять все оставшиеся.

t1657792967af.png

Рис. 5. Интерфейс задания «Птицы перелетные и зимующие»

Но на этом волшебные свойства смарт-панели, как палочки-выручалочки не заканчиваются.

Зачастую учебная мотивация в подростковом возрасте снижается, главным становится общение со сверстниками. А настольные игры могут приобрести новый смысл. Обычный игровой кубик в настольно-печатных играх может заменить интерактивный объект «игральные кости». Рисунок 6 фиксирует фрагмент финансовой игры «Шаги к успеху». Правила игры как в обычной игре-бродилке. Но в содержании передвижения с помощью фишек «рубль» содержатся ситуации разумного расходования денег: «копилка», «кафе», «развлечения», «доход без вложений», «покупка коровы», «покупка квартиры», «магазин», «премия», «отпуск», «платежи ЖКХ».

t1657792967ag.png

Рис. 6. Фрагмент финансовой игры «Шаги к успеху»

Зачастую возникают ситуации поиска информации, ее переработки, умение применять в жизни. Освоение работы со смарт-панелью демонстрирует освоение информационной технологией. В инструментах программы SMART Notebook заложены различные упражнения SmartLab: «Суперсортировка»; «Заполните пропуски»; «Игровоу шоу»; «Открытие подписей»; Суперсортировка»; «Перевороты» и др. Включение этих упражнений в любую часть воспитательского занятия (этап мотивировки, основную часть, этап постановки проблемы, этап закрепления знаний, проверки усвоенных знаний) делает воспитательно-образовательный процесс уникальным и неповторимым (рис.7). Углубленное знакомство с практикумом «В пути к финансовой грамотности» возможно при переходе по ссылке.

t1657792967ah.png

Рис. 7. Фрагменты выполнения заданий SmartLab

Выраженное стремление опираться в процессе усвоения новой учебной информации на эмпирическое восприятие материала позволило мне сконструировать воспитательское занятие «Я как личность» с опорой на технологию (элементы) проблемного обучения. Во время этапа постановки проблемы и поиска выхода решения был использован прием «фон и порядок объектов» (рис.8). По мере того как подростки давали ответы, сиреневая плашка (сиреневый прямоугольник) тянулся вниз, открывая возможные ответы.

t1657792967ai.png

Рис. 8. «Я как личность»: прием «использования фона и порядка объектов»

В течение 2021-2022 учебного года нами создавалась «Книга класса», в которой мы обобщали свои классные дела (технология социальных проектов). Инструменты рисования смарт-панели для создания образа класса понадобились нам для вступительной части нашей «Книги класса» (рис. 9).

t1657792967aj.jpg

Рис. 9. Инструменты рисования смарт-панели для создания образа класса

Поскольку наша смарт-панель работает и как ноутбук, то можно использовать ее при поиске нужной информации для выполнения домашнего задания. В этом случае при вводе текста в поисковиках выходит клавиатура. Она позволяет набрать ключевые слова для поиска информации.

Вот мы и узнали, что спряталось под 10 кружочками с цифрами. Пришло время перефразировать концовку сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка»: «Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!» Можно с уверенностью заключить: «Смарт-панель – моя палочка-выручалочка, надо только умело ее применить!»





























Информационные источники:

Картинка палочки-выручалочки

































Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Суслопарова Людмила Юрьевна, 25.07.22 в 18:50 1Ответить Пожаловаться
Поздравляю вас с победой в конкурсе, Елена!

Елена, 26.07.22 в 17:55 1Ответить Пожаловаться
Неожиданно. Благодарю за высокую оценку работы
Горбачёва Марина Юрьевна, 25.07.22 в 18:55 0Ответить Пожаловаться
С победой!Интересная работа!

Елена, 26.07.22 в 17:56 1Ответить Пожаловаться
Спасибо
Татьяна, 25.07.22 в 23:27 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезную информацию!Поздравляю Вас с победой в конкурсе! Очень достойная работа )))
Елена, 26.07.22 в 17:56 0Ответить Пожаловаться
Благодарю
Легоцкая Вера Сергеевна, 26.07.22 в 18:13 0Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, присоединяюсь к мнению жюри и от всей души поздравляю! У Вас свежая, оригинальная работа. Есть чему поучиться!
Фоминова Елена Владимировна, 17.08.22 в 14:43 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю! Желаю творческих успехов!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.