12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ахмадуллина Гульназ Фардатовна19
Россия, Башкирская респ., село Аскино
5

«Смех сквозь слезы» в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня», «Злоумышленник»

Конспект урока по литературе учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 с.Аскино

Ахмадуллиной Гульназ Фардатовны


Предмет: литература

Класс: 7 А

Дата: 03.02.2020 год

Тема урока: «Смех сквозь слезы» в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня», «Злоумышленник»

Формы работы: фронтальная, групповая

Цели урока:

Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова.

Развивать навыки выразительного чтения, творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.

3.Воспитывать через творческую активность чувство прекрасного.

Оборудование урока:

Проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход урока


I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Сегодня урок буду вести я. Зовут меня Гульназ Фардатовна. Когда люди знакомятся друг с другом, они улыбаются. Давайте начнем наш урок с улыбки.(Улыбаются)

II. Слово о писателе Начать наш урок сегодня я хочу с притчи французского писателя Альфонса Доде:

"Однажды мудрую певчую птицу спросили: "Ты поёшь так красиво, но почему твои песни так коротки?" На что птица ответила: "У меня так много песен, я должна поведать их миру".

Эту притчу любил А.П. Чехов. Он, как та птица, познавая мир, его людей, торопился рассказать обо всём нам, своим читателям.

Обратите внимание на эпиграф: « В рассказах Чехова нет ничего такого, чего бы не было в действительности» М.Горький.

Как вы понимаете это высказывание? (Ответы учеников)

В своих коротеньких рассказах он старался излечить людей от таких недугов, как пошлость, угодничество, чинопочитание, невежество, ограниченность кругозора.

Сегодня у нас необычный урок, а урок творчества. Среди нас тоже есть талантливые, всесторонне развитые личности.

III. Работа над содержанием рассказа.

Откройте тетради и запишите число. Тема нашего урока: «Смех сквозь слезы» в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня», «Злоумышленник». Какие задачи нам необходимо решить?(высказываться, слушать и слышать друг друга, выяснить, каким бывает смех, проявить творческие способности)

В нашем современном мире, в век цифровых технологий, каждый человек может проявить себя.

Все вы прочитали данные рассказы. Наша основная задача показать, как вы их поняли, какими вы представляете перед собой героев. Если бы вы были режиссером, как бы вы сняли фильм? А для того чтобы создать фильм, нужно знать о разных видах искусства. Мы познакомимся с вами с искусством слова, киноискусством, изобразительным искусством, музыкальным искусством. Воссоединив все эти виды искусства, мы попробуем составить киносценарий по рассказам А.П.Чехова.

Мы с вами разделимся на 3 группы и будем экранизировать рассказы А.П.Чехова.

Сначала поработаем над изученным произведением.Давайте вспомним рассказ «Хамелеон»

- О каком событии повествует рассказ?

- Назовите героев рассказа. ( Героями рассказа являются люди ничем не примечательные, обыкновенные, Событие, о котором рассказывает Чехов, тоже бытовое, обыденное- человека укусила собака.)

А сейчас мы предстанем в роли творческой команды. Вначале попробуем вместе. Я режиссер. Мне понадобятся помощники: художник по костюмам, гример, сценарист, актеры. Экранизировать мы с вами будем рассказ «Хамелеон».

Приступим к экранизации. (Сценарист следит за речью, гример – гримирует, художник по костюмам подбирает костюм, актеры вживаются в роль )

Исценировка.

Теперь давайте подытожим. Мы с вами показали отрывок, в котором хотели показать, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств. (Во все времена актуален вопрос чести и достоинства, угодливости и подлой лести. Поэтому рассказ интересен и современен читателю.)

Я определяю рассказы, раздаю атрибуты, определяю группу, если никто не желает. Объясняю, Что режиссеры должны будут представить героев и по каждой экранизации нужно будет делать вывод. Что они хотели сказать этим отрывком. Даю 10 мин на подготовку.


IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

Человек – существо чувствительное, эмоциональное. Веселится, когда ему хорошо, легко на душе. И печалится, если что-то не ладится, если вдруг навалилась беда. И это естественно. Так же естественно, как смеёмся над комедией или грустим вместе с героями трагедии. Чем тоньше художник, тем более сложное и противоречивое чувство возникает при знакомстве с его произведениями. Так, например, у А.П. Чехова смешное грустно, а грустное смешно.

     Рассказы Чехова живут и сегодня. Они удивительно современны  и по содержанию и по форме, Автор не ставит в них глобальные проблемы, касающиеся всего человечества. Чехова интересует конкретный человек и его « маленькие проблемы». А они не подвластны времени.

V. Задание на дом.

Я предлагаю вам написать мини-сочинение: «Какие уроки я вынес для себя из ситуаций, представленных Чеховым?

Начните свои работы так (запись на доске):

Я понял (а), что …

Мне было трудно …

Мне понравилось…

Написать сочинение-рассуждение по этому высказыванию.



VI.Оценивание . Выставление оценок

VII. Рефлексия

Работа с карточками. Черная – не понравилось, зеленая – понравилось, желтая- немного понравилось

Что вам понравилось?

(ответы учеников)

Артистам после выступления дарят цветы. И я вам хочу подарить цветы. Пусть эти цветы напоминают вам о нашей с вами небольшой авантюре.


Всем спасибо за урок!

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.