Конспект урока литературы в 7 классе на тему «Анализ рассказа Е.Н. Носова "Живое пламя". Обучение целостному анализу эпического произведения»
Предмет: литература.
Класс: 7.
Тема:" Анализ рассказа Е.Н. Носова «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения"
Типовая задача: стратегии смыслового чтения.
Универсальное учебное действие: смысловое чтение.
Метапредметные результаты:
- находить в тексте требуемую информацию;
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий;
- уметь прогнозировать развитие сюжета;
- резюмировать главную идею текста.
Учебное задание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Чтение текста с остановками | - разбивает текст на смысловые части; - готовит вопросы к каждому фрагменту текста; - задает вопросы учащимся по тексту; -контролирует и оценивает ответы учащихся. | - дают ответы на вопросы учителя; - находят в тексте нужную информацию; - прогнозируют развитие сюжета; - сравнивают свой ответ с текстом. |
Этапы урока
Подготовка к восприятию текста.
Обсуждение заглавия произведения.
Вопросы учащимся:
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «пламя»? словосочетание «живое пламя»?
- Предположите, о чем будет рассказ Е. Носова «Живое пламя»?
Чтение текста с остановками
№ п.п. | текст (ответы) | вопросы, прогнозирование |
- Кто является главным героем рассказа? - В какое время года происходит действие в рассказе? | ||
1. | «Тётя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала: - Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать. Тётя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам. | - Почему тётя Оля не любила сеять мак? |
2. | - Ольга Петровна, а что это, - замечаю я, - не сеете вы на клумбах маков? - Ну, какой из мака цвет! – убеждённо ответила она. – Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют. - Что вы! – рассмеялся я. – Ещё в какой-то старинной песенке поется: А лоб у неё, точно мрамор, бел. А щеки горят, будто маков цвет. - Цветом он всего два дня бывает, - упорствовала Ольга Петровна. – Для клумбы это никак не подходит: пыхнул и сразу сгорел. А потом всё лето торчит эта самая колотушка, только вид портит. | Кто посеял маки и почему? |
3. | Но я всё-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела. - Ты маков посеял? – подступилась ко мне тётя Оля. – Ах, озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставила, тебя пожалела. А остальные всё выполола. | Предположите, что происходило дальше? Чей портрет висел на стене в комнате главного героя? Опишите клумбу, на что она была похожа? |
4. | Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было принято войти в тихий старенький домик тёти Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень. - Квасу налить? – предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. – Алёшка очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал. Когда я снимал эту комнатку, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в лётной форме, что висит над письменным столом, спросила: - Не помешает? - Что вы. - Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье. Подавая мне тяжёлую медную кружку с квасом, тётя Оля сказала: - А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили. Я пошёл посмотреть на цветы. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковёр. Потом клумбу опоясывала лента маттиол – скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки жёлто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжёлых бутона. Распустились они на другой день. | Маки распустились на другой день. Сколько дней они цвели? Опишите их, сравните с другими цветами. |
5. | Тётя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой. - Ну, иди смотри, зацвели. Издали маки походили на зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Лёгкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-яркими огнём, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться – сразу опалят! Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия. Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. | О ком подумала тётя Оля, взглянув на маки? Какая деталь в её поведении подчеркнула незаживающую рану в её душе? |
6. | Я поднял с земли ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони. - Вот и всё, - сказал я громко, с чувством ещё не остывшего восхищения. - Да, сгорел… - вздохнула, словно по живому существу, тётя Оля. – А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает… Тётя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом. Мне уже рассказывали о её сыне. Алексей погиб, спикировав на своём крошечном «ястребке» на спину тяжёлого фашистского бомбардировщика… | Изменила ли тётя Оля своё отношение к макам? |
7. | Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тёте Оле. Недавно я снова побывал у неё. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой ковёр маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались всё новые и новые туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню. |
Работа с полным текстом
Вспомните свои первоначальные предположения о сюжете рассказа. Насколько они оправдались? О чём заставил задуматься рассказ? Какова тема, идея произведения? Как решается эта проблема автором?
Финальная работа по тексту.
Прослушивание песни "Маки. маки,красные маки» в исполнении Ю.Антонова (слова Г.Поженяна, музыка Ю.Антонова).
Легоцкая Вера Сергеевна
Камаева Жанна Абрековна