Конспект урока литературы в 7 классе на тему «Анализ рассказа Е.Н. Носова "Живое пламя". Обучение целостному анализу эпического произведения»

0
2
Материал опубликован 10 August 2020

Предмет: литература.

Класс: 7.

Тема:" Анализ рассказа Е.Н. Носова «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения"

Типовая задача: стратегии смыслового чтения.

Универсальное учебное действие: смысловое чтение.

Метапредметные результаты:

- находить в тексте требуемую информацию;

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий;

- уметь прогнозировать развитие сюжета;

- резюмировать главную идею текста.



Учебное задание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Чтение текста с остановками

- разбивает текст на смысловые части;

- готовит вопросы к каждому фрагменту текста;

- задает вопросы учащимся по тексту;

-контролирует и оценивает ответы учащихся.

- дают ответы на вопросы учителя;

- находят в тексте нужную информацию;

- прогнозируют развитие сюжета;

- сравнивают свой ответ с текстом.





Этапы урока

Подготовка к восприятию текста.

Обсуждение заглавия произведения.

Вопросы учащимся:

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «пламя»? словосочетание «живое пламя»?

- Предположите, о чем будет рассказ Е. Носова «Живое пламя»?

Чтение текста с остановками

п.п.

текст (ответы)

вопросы, прогнозирование



- Кто является главным героем рассказа?

- В какое время года происходит действие в рассказе?

1.

«Тётя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

- Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать.

Тётя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

- Почему тётя Оля не любила сеять мак?

2.

- Ольга Петровна, а что это, - замечаю я, - не сеете вы на клумбах маков?

- Ну, какой из мака цвет! – убеждённо ответила она. – Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют.

- Что вы! – рассмеялся я. – Ещё в какой-то старинной песенке поется:

А лоб у неё, точно мрамор, бел.

А щеки горят, будто маков цвет.

- Цветом он всего два дня бывает, - упорствовала Ольга Петровна. – Для клумбы это никак не подходит: пыхнул и сразу сгорел. А потом всё лето торчит эта самая колотушка, только вид портит.

Кто посеял маки и почему?

3.

Но я всё-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.

- Ты маков посеял? – подступилась ко мне тётя Оля. – Ах, озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставила, тебя пожалела. А остальные всё выполола.

Предположите, что происходило дальше?

Чей портрет висел на стене в комнате главного героя? 

Опишите клумбу, на что она была похожа?

4.

Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было принято войти в тихий старенький домик тёти Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.

- Квасу налить? – предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. – Алёшка очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал.

Когда я снимал эту комнатку, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в лётной форме, что висит над письменным столом, спросила:

- Не помешает?

- Что вы.

- Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье.

Подавая мне тяжёлую медную кружку с квасом, тётя Оля сказала:

- А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.

Я пошёл посмотреть на цветы. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковёр. Потом клумбу опоясывала лента маттиол – скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки жёлто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжёлых бутона.

Распустились они на другой день.


Маки распустились на другой день. Сколько дней они цвели? Опишите их,

сравните с другими цветами.

5.

Тётя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.

- Ну, иди смотри, зацвели.

Издали маки походили на зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Лёгкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-яркими огнём, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться – сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.

О ком подумала тётя Оля, взглянув на маки? Какая деталь в её поведении подчеркнула незаживающую рану в её душе?

6.

Я поднял с земли ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

- Вот и всё, - сказал я громко, с чувством ещё не остывшего восхищения.

- Да, сгорел… - вздохнула, словно по живому существу, тётя Оля. – А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…

Тётя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

Мне уже рассказывали о её сыне. Алексей погиб, спикировав на своём крошечном «ястребке» на спину тяжёлого фашистского бомбардировщика…

Изменила ли тётя Оля своё отношение к макам?

7.

Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тёте Оле. Недавно я снова побывал у неё. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой ковёр маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались всё новые и новые туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.




Работа с полным текстом

Вспомните свои первоначальные предположения о сюжете рассказа. Насколько они оправдались? О чём заставил задуматься рассказ? Какова тема, идея произведения? Как решается эта проблема автором?

Финальная работа по тексту.

Прослушивание  песни "Маки. маки,красные маки» в исполнении Ю.Антонова (слова Г.Поженяна, музыка Ю.Антонова).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, очень интересно!

11 August 2020

Спасибо Вам за комментарий! Очень приятно.

13 August 2020

Похожие публикации