Доклад «Смысловое чтение как эффективный способ формирования функциональной грамотности учащихся»
Слайд №1
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Смысловое чтение как эффективный способ формирования функциональной грамотности учащихся»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.
Слайд №2
Как говорил великий советский педагог Василий Сухомлинский «Чтение –окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»
Слайд №3
На сегодняшний день отмечается низкий уровень читательской квалификации российских школьников. Россия занимает 27 место среди 32-х исследуемых стран. т.е., большая часть школьников на сегодняшний день считается нечитающей аудиторией.
Слайд №4
По мнению российского президента В.В. Путина, именно образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди должны стать главной силой России и последующих веков»
Слайд №5
Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Существуют разновидности функциональной грамотности: читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место и является ключом к другим видам функциональной грамотности.
Работа с текстом проводится на разных предметных уроках образовательного процесса.
Слайд №6
Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии личности. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Слайд №7
Можно согласиться со словами французского просветителя Дени Дидро «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Слайд №8
Одним из путей развития читательской грамотности является смысловое чтение. Это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста.
Слайд №9
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Слайд №10
Смысловое чтение –фундамент всех образовательных результатов, обозначенных во ФГОС. Такое чтение подразумевает использование основных приемов и методов инновационной технологии: технологии критического мышления.
Слайд №11
Ценность данной технологии состоит в том, что она учит детей слушать и слышать, рассуждать на заданные темы, писать тексты, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает учащихся к действию. С помощью этой технологии мы можем совершенствовать навыки смыслового чтения и работы с текстом.
Слайд №12
При смысловом чтении текста используются различные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное .
Слайд №13
Вся работа с текстом делится на 3 этапа:1. работа с текстом до его чтения 2 этап. Работа с текстом во время чтения. И 3 этап-работа после чтения текста.
Слайд №14
На первом этапе работы с текстом учащиеся прогнозируют содержание текста. Предполагают по его названию, о чем этот текст. Если имеется иллюстрация, то задается вопрос: «А иллюстрация подтверждает это?». Т.о. возникает мотивация к чтению.
Слайд №15
Какие приемы и методы можно использовать на этом этапе?
Например, «Ассоциативный куст»
Учитель дает ключевое слово или заголовок текста, учащиеся записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи.
Слайд №16
Тем самым этот прием позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную деятельность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Слайд №17
2 этап. Чтение текста. Учащиеся читают и ведут диалог с автором: задают вопросы, прогнозируют ответы, проверяют себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.
Слайд №18 На этом этапе работы можно использовать следующие методы и приемы :«Тонкие и толстые вопросы». Тонкие (простые ? ,односложные, требующие фактического ответа (Кто? Что? Когда? Как звать и т.д.). Толстые вопросы требуют обстоятельного развернутого ответа , т.е. многосложные. (например, Почему Вы так думаете? Что будет, если? и т.д.).
Слайд №19
Прием «Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы. Она состоит из 6 лепестков- вопросов: творческого, объясняющего, уточняющего, простого, практического, оценочного.
Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.
Цель этого приема: с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции. Слайд №20
Также можно использовать прием «Инсерт» (по –другому называется чтение текста с пометами).Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками на полях. V- я это знаю, + новая информация для меня, - я думал по- другому, ? – это мне непонятно, нужны объяснения, !-это меня удивило..
Слайд №21
Следующий прием ««Дневник двойных записей» позволяет учащимся при первичном восприятии текста параллельно записывать личные комментарии к событиям, происходящим в тексте. В первую колонку дети записывают фразу или слово , которые привлекли внимание. Во второй колонке: поясняют, почему эта фраза, слова привлекли его внимание, какие чувства вызвали они?
Слайд №22
3 этап: Работа с текстом после прочтения. Беседуем и уточняем позицию автора. Обсуждаем идейное и смысловое содержание текста.
Слайд №23
На этом этапе можно использовать следующие приемы:
«Кластер»- выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке.
Слайд №24
«Интеллект- карта» которая может быть представлена как ментальная карта, диаграмма связей, отражающих системные связи между целыми и частями текста. С помощью ментальных карт можно структурировать любой материал- от простого до сложного.
Слайд №25
Прием «Синквейн» предназначен для того, чтобы обобщить сведения учащихся после прочтения текста, к-л новой информации. В основу берется ключевое слово, заголовок текста и составляется пятистишие.
Слайд №26
Мне очень нравится прием «Шесть шляп мышления». Его разработал британский психолог Эдвард де Боно, консультант в области творческого мышления. При использовании его учащиеся учатся находить в тексте: положительные, отрицательные факты, выражать свои чувства и эмоции, правильно излагать текст. Т.о., дети стараются видеть, слышать, чувствовать представленную информацию.
Слайд №27
Хочу подвести итог своему выступлению.
Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий. Поэтому навык чтения по праву считается фундаментом образования и его формированию необходимо уделять должное внимание в школе.
Слайд №28
Спасибо за внимание!
Ковалева Галина Валентиновна
Манеева Наталья Сергеевна
Манеева Наталья Сергеевна
Ковалева Галина Валентиновна
Ирина Владимировна Казарцева