12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Манеева Наталья Сергеевна20
2

Доклад на тему "Смысловое чтение как эффективный способ формирования функциональной грамотности учащихся"

Слайд №1

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Смысловое чтение как эффективный способ формирования функциональной грамотности учащихся»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.

Слайд №2

Как говорил великий советский педагог Василий Сухомлинский «Чтение –окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»

Слайд №3

На сегодняшний день отмечается низкий уровень читательской квалификации российских школьников. Россия занимает 27 место среди 32-х исследуемых стран. т.е., большая часть школьников на сегодняшний день считается нечитающей аудиторией.

Слайд №4

По мнению российского президента В.В. Путина, именно образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди должны стать главной силой России и последующих веков»

Слайд №5

Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Существуют разновидности функциональной грамотности: читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место и является ключом к другим видам функциональной грамотности.

Работа с текстом проводится на разных предметных уроках образовательного процесса.

Слайд №6

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии личности. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Слайд №7

Можно согласиться со словами французского просветителя Дени Дидро «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Слайд №8

Одним из путей развития читательской грамотности является смысловое чтение. Это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста.

Слайд №9

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Слайд №10

Смысловое чтение –фундамент всех образовательных результатов, обозначенных во ФГОС. Такое чтение подразумевает использование основных приемов и методов инновационной технологии: технологии критического мышления.

Слайд №11

 Ценность данной технологии состоит в том, что она учит детей слушать и слышать, рассуждать на заданные темы, писать тексты, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает учащихся к действию. С помощью этой технологии мы можем совершенствовать навыки смыслового чтения и работы с текстом.

Слайд №12

При смысловом чтении текста используются различные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное .

Слайд №13

Вся работа с текстом делится на 3 этапа:1. работа с текстом до его чтения 2 этап. Работа с текстом во время чтения. И 3 этап-работа после чтения текста.

Слайд №14

На первом этапе работы с текстом учащиеся прогнозируют содержание текста. Предполагают по его названию, о чем этот текст. Если имеется иллюстрация, то задается вопрос: «А иллюстрация подтверждает это?». Т.о. возникает мотивация к чтению.

Слайд №15

Какие приемы и методы можно использовать на этом этапе?

Например, «Ассоциативный куст»

Учитель дает ключевое слово или заголовок текста, учащиеся записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи.

Слайд №16

Тем самым этот прием позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную деятельность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Слайд №17

2 этап. Чтение текста. Учащиеся читают и ведут диалог с автором: задают вопросы, прогнозируют ответы, проверяют себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.

Слайд №18 На этом этапе работы можно использовать следующие методы и приемы :«Тонкие и толстые вопросы». Тонкие (простые ? ,односложные, требующие фактического ответа (Кто? Что? Когда? Как звать и т.д.). Толстые вопросы требуют обстоятельного развернутого ответа , т.е. многосложные. (например, Почему Вы так думаете? Что будет, если? и т.д.).

Слайд №19

Прием «Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы. Она состоит из 6 лепестков- вопросов: творческого, объясняющего, уточняющего, простого, практического, оценочного.

Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.

Цель этого приема: с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции. Слайд №20

Также можно использовать прием «Инсерт» (по –другому называется чтение текста с пометами).Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками на полях. V- я это знаю, + новая информация для меня, - я думал по- другому, ? – это мне непонятно, нужны объяснения, !-это меня удивило..

Слайд №21

Следующий прием ««Дневник двойных записей» позволяет учащимся при первичном восприятии текста параллельно записывать личные комментарии к событиям, происходящим в тексте. В первую колонку дети записывают фразу или слово , которые привлекли внимание. Во второй колонке: поясняют, почему эта фраза, слова привлекли его внимание, какие чувства вызвали они?

Слайд №22

3 этап: Работа с текстом после прочтения. Беседуем и уточняем позицию автора. Обсуждаем идейное и смысловое содержание текста.

Слайд №23

На этом этапе можно использовать следующие приемы:

«Кластер»- выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке.

Слайд №24

«Интеллект- карта» которая может быть представлена как ментальная карта, диаграмма связей, отражающих системные связи между целыми и частями текста. С помощью ментальных карт можно структурировать любой материал- от простого до сложного.

Слайд №25

Прием «Синквейн» предназначен для того, чтобы обобщить сведения учащихся после прочтения текста, к-л новой информации. В основу берется ключевое слово, заголовок текста и составляется пятистишие.

Слайд №26

Мне очень нравится прием «Шесть шляп мышления». Его разработал британский психолог Эдвард де Боно, консультант в области творческого мышления. При использовании его учащиеся учатся находить в тексте: положительные, отрицательные факты, выражать свои чувства и эмоции, правильно излагать текст. Т.о., дети стараются видеть, слышать, чувствовать представленную информацию.

Слайд №27

Хочу подвести итог своему выступлению.

Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий. Поэтому навык чтения по праву считается фундаментом образования и его формированию необходимо уделять должное внимание в школе.

Слайд №28

Спасибо за внимание!

Опубликовано


Комментарии (5)

Манеева Наталья Сергеевна, 30.05.23 в 07:58 0Ответить Пожаловаться
Добрый день!Будет загружен еще один документ в форме презентации.
Манеева Наталья Сергеевна, 30.05.23 в 08:06 0Ответить Пожаловаться
https://урок.рф/data/files/b1685423088.ppt
Ковалева Галина Валентиновна, 30.05.23 в 11:22 2Ответить Пожаловаться
Добавьте эту презентацию к этой работе, они взаимосвязаны!
Ирина Владимировна Казарцева, 30.05.23 в 13:12 1Ответить Пожаловаться
Да, это одна работа и оценивать её нужно как одну
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.