Содержание курса финансовой грамотности (1-9 классы)
Таблица 1 – Учебная программа для 1 класса
№ п/п | Уровень образования | Основные элементы содержания | Основные способы деятельности | Личностные и социально значимые результаты |
1 | «Жизненные потребности человека» | Какие жизненные потребности необходимы человеку (еда, вода, жилье, одежда, воздух) | Выявлять особенности жизненных потребностей, их разнообразие и способы удовлетворения в процессе обсуждения | Личностные результаты: идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству через такой атрибут как денежная единица; проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности; проявлять понимание и уважение к деньгам как части материальной ценности; различать основные нравственно-этические понятия финансовой культуры: предусмотрительность, рачительность, бережливость, хозяйственность; соотносить понятие экономии средств с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); использовать имеющийся практический финансовый опыт при выполнении учебных действий; |
2 | «Товары и услуги» | Какие товары и услуги необходимы для удовлетворения жизненных потребностей | Приводить примеры товаров и услуг, опираясь на собственный опыт | |
3 | «Потребители и производители» | Кто такие потребители и производители | Высказывать предположения о потребителях и производителях и выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор | |
4 | «Зачем нужны деньги?» | Для чего нужны деньги, какие виды денег существуют - монеты и купюры и их происхождение | Описывать и сопоставлять характеристики видов денег по одному (нескольким) признакам; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между потребностями и такими способами их удовлетворения, как покупка и плата | |
5 | «Откуда берутся деньги и куда тратятся?» | Как можно заработать деньги и как можно потратить деньги | Выявлять способы зарабатывания денег и их трат в ходе обсуждения, опираясь на имеющийся опыт и представления | проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. Социально значимые результаты: развитие социальных мотивов: стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные примеры и доказательства |
6 | «Экономия средств» | Что такое экономия средств. Способы экономии средств | Осуществлять простое моделирование: (разработка и создание копилки; ведение учетной ведомости сэкономленных средств и того, что они имеют в своей копилке; поход в магазин с заранее составленным списком, организация импровизированного магазина в классе) | |
7 | «Какие люди умеют экономить?» | Что значит быть предусмотрительным, бережливым, хозяйственным, рачительным | Обсуждать проблемные вопросы; приводить примеры, что значит быть бережливым, хозяйственным, рачительным |
Таблица 2 – Учебная программа для 2 класса
№ п/п | Уровень образования | Основные элементы содержания | Основные способы деятельности | Личностные и социально значимые результаты |
1. | «Что можно купить за деньги?» | Деньги – как средство удовлетворения экономических потребностей, а не желаний | Выявлять особенности экономических потребностей и роль денег в их удовлетворении в ситуации выбора | Личностные результаты: проявлять понимание и уважение к деньгам как средству удовлетворения экономических потребностей, а не желаний; проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности как части общей культуры человека; различать основные нравственно-этические понятия финансовой культуры: этика и честность, ответственность; соотносить понятие экономии с ответственностью и принятой нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); использовать имеющийся практический опыт, связанный с учебой в школе для интерпретации знакомых им экономических потребностей; |
2. | «Кто и как помогает нам учиться?» | Экономические потребности, связанные с учебой в школе; откуда берутся услуги, которыми ученики пользуются в школе (вода, тепло, электричество, питание и т.д.) | Приводить примеры товаров и услуг для удовлетворения потребностей в образовании опираясь на собственный опыт | |
3. | «Кто оплачивает нашу учебу?» | Кто платит за отдельные виды услуг, связанные с учебой | Высказывать предположения и выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопросы «как вы думаете?», «что значит?», «какие варианты или способы возможны?»; «кто помогает удовлетворять потребности учеников в школе») | |
4. | «Зачем надо экономить?» | Экономия – распространенная и необходимая практика | Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между расточительством и экономией средств и благосостоянием человека, общества; обсуждать проблемные вопросы о значении экономии средств | проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. Социально значимые результаты: развитие социальных мотивов: стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные примеры и доказательства |
5. | «С чего начинается экономия?» | Планирование трат | Осуществлять простое моделирование: (разработка и изготовление копилки как элемента отечественной культурной практики (узнаваемая форма и символ копилки); ведение учетной ведомости сэкономленных средств и того, что они имеют в своей копилке на «черный день»; создание списка покупок для похода на рынок | |
6. | «Почему важно быть честным» | Этика и честность – важные аспекты финансовых отношений | Разыгрывание разных социальных ролей («покупатель» и «продавец» на рынке) | |
7. | «Какими могут быть деньги» | Разные виды денег, современные платежные средства (электронный кошелек, банковская карта и т.д.) | Описывать и сопоставлять характеристики видов денег и платежных средств по одному (нескольким) признакам; | |
8. | «Я хочу купить, что я должен знать» | Понятия: «цена», «дешевый», «дорогой», «сдача» | Характеризовать признаки понятий: «цена», «дешевый», «дорогой», «сдача» |
Таблица 3 – Учебная программа для 3 класса
№ п/п | Уровень образования | Основные элементы содержания | Основные способы деятельности | Личностные и социально значимые результаты |
1. | «Что значит покупать и продавать?» | Покупки и продажи; оптовые и розничные покупки и продажи | Выявлять проблемы покупки и продажи в ситуации выбора; выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопросы «как вы думаете?», «что значит?», «какие варианты или способы возможны?»; «что покупать»); приводить примеры покупок для удовлетворения различных видов экономических потребностей; высказывать предположения, описывать и сопоставлять виды покупок и продаж по одному (нескольким) признакам | Личностные результаты: проявлять понимание взаимосвязи, взаимозависимости, существующей между производителями товаров и услуг; проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности как части общей культуры человека; различать основные нравственно-этические понятия финансовой культуры: этика и честность, ответственность, выгода; соотносить понятие экономии с ответственностью и принятой нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); использовать имеющийся практический опыт финансовых отношений и давать самооценку; |
2. | «Закон спроса и предложения | Спрос и предложение, закон спроса и предложения | Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между спросом и предложением |
Продолжение таблицы 3.
№ п/п | Уровень образования | Основные элементы содержания | Основные способы деятельности | Личностные и социально значимые результаты |
| на рынке потребительских товаров» | | | проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. Социально значимые результаты: развитие социальных мотивов: стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений; овладение знаниями, умениями, способностью к познанию мира, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу и источники Internet; |
3. | «Откуда берется цена?» | Цены и их виды; цена – как компромисс между спросом и предложением | Характеризовать признаки понятий: «цена», «рынок», «спрос», «предложение»; высчитывать цену товара с учетом соотношения разных курсов (рубля и доллара, рубля и евро) | |
4. | «Откуда берутся товары и услуги?» | Товары и услуги, их виды и происхождение | Характеризовать признаки понятий «товар», «услуга», осуществлять простое моделирование: (конструирование и изготовление «товаров»; изготовление «денег», ведение учетной ведомости заказа и товары и услуги) | |
5. | «Что такое рынок?» | Рынок – как пространство, где происходит продажа и покупка товаров и услуг | Разыгрывание разных социальных ролей («покупатель», «продавец», «глава семьи», «хозяин магазина» и т.д.); | |
6. | «Ты – грамотный потребитель» | Обмен и деньги; что выгоднее – купить или арендовать | Характеризовать признаки понятий «обмен», «аренда» | оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные примеры и доказательства; |
7. | «Ты – деловой человек» | Финансовая этика, правила делового общения и поведения | Характеризовать признаки понятий «финансовая этика»; обсуждать проблемные вопросы этического поведения потребителя и этики делового общения |
Таблица 4 – Учебная программа для 4 класса
№ п/п | Уровень образования | Основные элементы содержания | Основные способы деятельности | Личностные и социально значимые результаты |
1. | «Цена и стоимость» | Ценность денег; стоимость денег | Выявлять проблемы ценности денег в историческом аспекте; выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопросы «как вы думаете?», «что значит?», «какие варианты или способы возможны?») | Личностные результаты: идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности; проявлять понимание и уважение к деньгам как части материальной ценности; проявлять понимание взаимосвязи, взаимозависимости, существующей между производителями товаров и услуг; различать основные нравственно-этические понятия финансовой культуры: этика и честность, ответственность, выгода; соотносить понятие экономии с ответственностью и нормами демократического общества; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); |
2. | «Национальная валюта» | Концепции наличия валюты и ее роль в обществе (история денег) | Характеризовать признаки понятия «валюта»; делать простые расчеты (цена товара с учетом соотношения разных курсов (рубля и доллара, рубля и евро; проценты и т.д.); | |
3. | «Ты - потребитель» | Потребитель товаров и услуг | Осуществлять простое моделирование: разыгрывание разных социальных ролей («иностранец», «покупатель» и т.д.). | |
4. | «Ты - производитель» | Производитель товаров и услуг | Осуществлять простое моделирование: разыгрывание разных социальных |
Продолжение таблицы 4
№ п/п | Уровень образования / класс | Основные элементы содержания | Основные способы деятельности | Личностные и социально значимые результаты |
| | | ролей «хозяин фирмы», «работник» т.д.); приводить примеры производителей различных товаров и услуг | использовать имеющийся практический опыт финансовых отношений и давать само- и взаимооценку; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. Социально значимые результаты: развитие социальных мотивов: стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений; овладение знаниями, умениями, способностью и готовностью к познанию мира, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию; приобретение способности и готовности работать самостоятельно, брать на себя ответственность, замечать проблемы и искать пути их решения, анализировать новые ситуации и применять имеющиеся знания для такого анализа; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу и другие источники, в том числе в средствах Internet; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные примеры и доказательства; осуществлять взаимодействие с группой и классом, учителем; использовать правила общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях |
5. | «Что такое средства и результаты труда?» | Взаимозависимость потребителей и производителей | Приводить примеры взаимозависимости потребителей и производителей; людей разных профессий; высказывать предположения о видах деятельности человека; обсуждать проблемные вопросы | |
6. | «Что где производят в мире?» | Географическое разнообразие мест производства товаров | Выявлять географическое разнообразие мест производства товаров как в отечественном так мировом аспектах | |
7. | «Все работы хороши» | Взаимодействие и взаимосвязь людей разных профессий | Осуществлять простое моделирование: (составление цепочки производства товара; описание характера движения товара с точки зрения экспорта и импорта; высказывать предположения о причинах экспорта и импорта; обсуждать проблемные вопросы о взаимозависимости людей разных профессий | |
8. | «Природные и трудовые ресурсы» | Ресурсы и их виды, ограниченность ресурсов | Характеризовать признаки понятия «ресурсы», описывать и сопоставлять виды ресурсов по одному (нескольким) признакам; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между ресурсами, их ограниченностью и ценой. | |
9. | «Бюджет» | Бюджет (семейный, государственный) и азы его планирования | Характеризовать признаки понятия «бюджет», отвечать на вопросы «как планировать бюджет»); осуществлять простое моделирование: составление бюджета праздника, вечеринки ведение «Книги расходов» |
Таблица 5 – Учебная программа для 5 класса
№ п/п | Уровень образования | Основные элементы содержания | Основные способы деятельности | Личностные и социально значимые результаты |
1. | «Потребности и желания» | Потребности и желания – как проявления общего и особенного; жизненно необходимые потребности; что необходимо для удовлетворения потребностей | Осуществлять логические операции установления отношений между понятиями «потребность» и «желание» – как проявления общего и особенного; устанавливать причинно-следственные связи между потребностью и способам её осуществления | Личностные результаты: идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; проявлять интерес к знаниям о финансовой |
2. | «Экономическая деятельность личности, семьи, школы и организаций» | Кто помогает нам удовлетворять потребности (люди или организации); неудовлетворенные потребности; причины возникновения неудовлетворенных потребностей | Составление цепочки характер услуги, которой я пользуюсь – производитель | культуре, грамотности – как необходимой потребности; проявлять понимание и уважение к основным правам и обязанностям гражданина, ориентироваться в правовом пространстве государственно-общественных отношений; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; оценивать себя и других при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении; использовать основы социально-критического мышления; проявлять в конкретных случаях социальных отношений и взаимодействий уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; демонстрировать уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; Социально значимые результаты: развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; владение необходимыми умениями строить жизненные планы и вести бюджет с учётом конкретных социально-экономических условий; приобретение способности и готовности работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации со сверстниками и взрослыми; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений и операций; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять расширенный поиск дополнительной информации, используя справочную литературу и другие источники, в том числе в средствах Internet; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста; |
3. | «Что не купишь за деньги?» | Потребности, которые нельзя купить – потребность в любви и дружбе | Осуществлять нравственный выбор способов решения задач в ситуации, связанными с трудностями, в том числе экономическими, проявлять готовность преодолевать их в типичных жизненных ситуациях | |
4. | «Что мы покупаем в первую очередь» | Потребности, которые можно купить за деньги – еда, крыша над головой и одежда. | Анализировать простые жизненные ситуации и самостоятельно решать экономические вопросы повседневной жизни. | |
5. | «Зачем нужны деньги?» | Роль денег в осуществлении потребностей. | Объяснять роль денег в осуществлении потребностей, поддержания качества жизни | |
6. | «Заработная плата» | От чего зависит размер зарплаты; справедливо ли платить всем одинаковую зарплату; прожиточный минимум | Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей между заработной платой, уровнем жизни и ответственностью общества. | |
7. | «Доходы, богатство и бедность» | Доход и богатство, основы трудовой деятельности человека, включая трудовую деятельность подростка; богатые и бедные, разница в уровнях жизни бедных и богатых; кому государство и общество должно помогать. | Определять пути получения и увеличения доходов; понимать зависимость между затратами труда и заработной платой; соотносить понятия бедность и богатство; определять свое собственное место в структуре занятости и области применения своих возможностей; приводить примеры видов домашнего труда; высказывать мнение и рассуждать о роли государства, общества и семьи в поддержке малоимущих, социально незащищенных граждан | |
8. | «Сколько стоит еда?» | одна из главных потребностей – еда; сколько стоит еда, которую ты съедаешь за день; цена и общая стоимость, альтернативная стоимость | Осуществлять сравнение и обобщать понятия «цена» и «стоимость»; сопоставлять цены на одни и те же товары; анализировать простые жизненные потребности и самостоятельно решать вопросы повседневной жизни; применять альтернативную стоимость для принятия решений в типичных жизненных ситуациях. |
Продолжение таблицы 8
Продолжение таблицы 8
№ п/п | Уровень образования / класс | Основные элементы содержания | Основные способы деятельности | Личностные и социально значимые результаты |
| | и бедные, разница в уровнях жизни бедных и богатых; кому государство и общество должно помогать. | и богатство; определять свое собственное место в структуре занятости и области применения своих возможностей; приводить примеры видов домашнего труда; высказывать мнение и рассуждать о роли государства, общества и семьи в поддержке малоимущих, социально незащищенных граждан | отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации со сверстниками и взрослыми; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений и операций; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять расширенный поиск дополнительной информации, используя справочную литературу и другие источники, в том числе в средствах Internet; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; планировать общие способы работы; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. |
8. | «Сколько стоит еда?» | одна из главных потребностей – еда; сколько стоит еда, которую ты съедаешь за день; цена и общая стоимость, альтернативная стоимость | Осуществлять сравнение и обобщать понятия «цена» и «стоимость»; сопоставлять цены на одни и те же товары; анализировать простые жизненные потребности и самостоятельно решать вопросы повседневной жизни; применять альтернативную стоимость для принятия решений в типичных жизненных ситуациях. | |
9. | «Закон и порядок» | Закон – как механизм защиты прав и права ребенка; «Конвенция Объединенных Наций по Правам Ребенка» – документ для детей, гарантирующий права детей на: жизнь (право иметь жизненно важные потребности – пищу, воду, кров, оздоровление и т.д.), защиту, развитие (учебу, культуру и т.д.), голоса (свободное выражение своего мнения, своих чувств и эмоций) | Объяснять основные юридические понятия «закон», «права», роль права в жизни общества; приводить примеры основных прав детей и механизмов их защиты | |
10. | «Права и обязанности» | Права и обязанности; соблюдение прав и обязанностей – основа для безопасности; | Выявлять связи и отношения в ходе обсуждения вопросов о правах и обязанностях; объяснять изученные правила безопасности на конкретных примерах; владеть элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…?»). | |
11. | «Бюджет семьи» | Бюджет семьи, планирование бюджета семьи; сравнительные покупки как способ экономии бюджета; ответственность и экономия в семейном бюджете. | Осуществлять простое моделирование: (планирование и составление бюджета семейного праздника, вечеринки); разыгрывание разных социальных ролей («продавец», «покупатель»; «директор фирмы», «работник», «глава семьи» и т.д.); ведение «Книги расходов». |
Таблица 6 – Учебная программа для 6 класса
№ п/п | Уровень образования | Основные элементы содержания | Основные способы деятельности | Личностные и социально значимые результаты |
1. | «Права и обязанности» | Права и обязанности; соблюдение прав и обязанностей – основа общественных отношений, социального партнерства; что такое демократия. | Осуществлять логические операции установления отношений между понятиями «право» и «обязанность»; объяснять сущность понятия «демократия» – как основы общественных отношений. | Личностные результаты: идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности – как необходимой потребности; проявлять понимание и уважение к основным правам и обязанностям гражданина, ориентироваться в правовом пространстве государственно-общественных отношений; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; оценивать себя и других при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении; использовать основы социально-критического мышления; проявлять в конкретных случаях социальных отношений и взаимодействий уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; демонстрировать уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; Социально значимые результаты: развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; владение необходимыми умениями строить жизненные планы и вести бюджет с учётом конкретных социально-экономических условий; приобретение способности и готовности работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации со сверстниками и взрослыми; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений и операций; осмысление собственных ценностно-смысловых установок по отношению к социо-природной среде и своему образу жизни, потребностям и желаниям; адекватная само- и взаимооценка учебной и социально значимой деятельности; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять расширенный поиск дополнительной информации, используя справочную литературу и другие источники, в том числе в средствах Internet; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое и диалогическое контекстное высказывание; планировать и организовывать совместные цели и способы работы; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей планировать и организовывать совместные цели и способы работы; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей |
2. | «Источники формирования и статьи распределения доходов» | Способы заработать деньги, заведовать ими, копить их и рационально тратить; основные потребности, необходимые для жизни; удовлетворение потребностей | Устанавливать причинно-следственные связи между способами заработка, источниками формирования доходов и осуществления трат, удовлетворения потребностей; анализировать и оценивать деятельность экономических субъектов: личности, семьи, школы и т.д. в разных жизненных ситуациях | |
3. | «Права и обязанности» | Международный закон о правах детей «Конвенция о правах ребёнка»; права и ответственность – две стороны одной медали; разумное обращение с деньгами – как обязанность. | Объяснять роль международного закона о правах детей «Конвенции о правах ребёнка» в осуществлении прав детей; осуществлять сравнение и обобщать понятия «права» и «обязанности»; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей между заработной платой, уровнем жизни и разумным обращением с деньгами. | |
4. | «Ученье - свет» | Образование – как право и обязанность, ключ к переменам, личностному развитию; финансовая грамотность, образование – путь к поликультурным знаниям и умениям, реализации возможности использовать собственные способности в жизни, повышению ее качества | Сознательно и эффективно определять области применения своих возможностей; понимать выгоду своего образования, развития, совершенствования; выявлять связи и отношения в ходе обсуждения вопросов о роли образования в достижении потребностей и повышения качества жизни | |
5. | «Где и как хранят деньги?» | Банк; ссудный процент; вексель; организация работы банка чековая книжка; сберегательная книжка; текущий счет; сберегательный счет; можно ли взять деньги на прокат; кредит; депозит; вклады/снятие денег со счёта; процентная ставка | Объяснять за что банки получают проценты, выгодно ли давать деньги в кредит, в результате чего может наступить банкротство банка; сопоставлять понятия «доход/расход», «вклад/снятие», «личный/общий бюджет»; объяснять различия форм хранения сбережений (вексель, чековая книжка, сберегательная книжка и т.д.); рассчитывать процентную ставку. | |
6. | «Бюджет» | Личный бюджет; общий (семейный) доход и расход; ежемесячный доход и расход, работа/заработки; баланс | Владеть элементарными умениями прогноза доходов и расходов личного и общего бюджета (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…?»); осуществлять простое моделирование: (ведение «Книги расходов»; выполнение творческой работы; разыгрывание разных социальных ролей («менеджер банка», «вкладчик»; «глава семьи» и т.д.) | |
7. | «Финансовые цели» | Финансовые цели; соотношение цели и стоимости; экономия средств | Формулировать финансовые цели; соотносить свои намерения со своими возможностями и способностями; осуществлять простое моделирование: планирование и составление финансовых целей | |
8. | «Человек – это звучит гордо» | Лауреаты Нобелевской премии (Александр Солженицын, Сэр Рабиндранат Тагор, Октавио Пас, Исаак Башевис-Зингер, Мигель Анхель Астуриас и др.) – как пример поликультурного диалога. | Оценивать вклад деятельности отдельных людей в демократию, взаимодействие, сотрудничество, развитие ценностей, духовности, толерантности, противодействию злу, войнам, соблюдения прав человека в мире осуществлять простое моделирование: (ведение «Книги расходов»; выполнение творческой работы; разыгрывание разных социальных ролей («менеджер банка», «вкладчик»; «глава семьи» и т.д.) | |
9. | «Ресурсы и проблема выбора» | Ресурсы и потребности; разнообразие ресурсов и их использование; взаимосвязь видов ресурсов и жизненных потребностей в еде, воде, крове; ограниченность и качество ресурсов; благотворительность – важная черта современного общества; качество товаров и услуг; ограниченность ресурсов здоровья человека; проблема выбора, его цена | Приводить примеры разнообразия ресурсов и устанавливать зависимость между ограниченностью, качеством ресурсов и качеством товаров; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в условиях ограниченности экономических ресурсов; оценивать значение благотворительности для общества; оценивать качество товаров и услуг, осуществлять правильный выбор |
Таблица 7 – Учебная программа для 7 класса
№ п/п | Уровень образования | Основные элементы содержания | Основные способы деятельности | Личностные и социально значимые результаты |
1. | «Россия – мое государство» | Функции государства, структуры государственной власти | Объяснять основные функции государства и роль структур государственной власти в их реализации | Личностные результаты: идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности – как условию успешности и благополучия; проявлять понимание и уважение к основным правам и обязанностям гражданина, ориентироваться в правовом пространстве государственно-общественных отношений; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; оценивать себя и других при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении; использовать основы социально-критического мышления; проявлять в конкретных случаях социальных отношений и взаимодействий уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; демонстрировать уважение к ценностям общества, семьи, своему труду и труду других людей, оптимизм в восприятии мира; проявлять социальную активность. Социально значимые результаты: развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; владение необходимыми умениями строить жизненные планы; планировать и вести бюджет с учётом конкретных социально-экономических условий; приобретение способности и готовности работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации со сверстниками и взрослыми; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений и операций; осмысление собственных ценностно-смысловых установок по отношению к социо-природной среде и своему образу жизни, потребностям и целям; производить адекватную само- и взаимооценку учебной и социально значимой деятельности; соблюдать нормы общей культуры, этики и права; с уважением относиться к правам других людей; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять расширенный поиск дополнительной информации, используя справочную литературу и другие источники, в том числе в средствах Internet; структурировать и интерпретировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; планировать и организовывать совместные цели и способы работы; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
2. | «Я – гражданин России» | Гражданские права; выборное право граждан; права детей; знание прав и обязанностей – как основа развития гражданского общества; планирование – как способ достижения цели, реализации прав и обязанностей | Анализировать и обобщать понятия «закон», «право», «обязанность», «демократия», «выборное право», «права человека», «права ребенка» – как основы общественных отношений | |
3. | «Личные финансовые цели и их реализация» | Личные финансовые цели и их планирование; затраты на их осуществление бюджет личный и общий (семейный, государственный и т.д.); источники формирования государственного бюджета и что такое бюджетный дефицит; ежемесячный доход и затраты; баланс и его роль при планировании финансовых целей | Владеть прогностическими умениями (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…?», «Какова цель?», «Как будет спланировано?» и т.д.); осуществлять моделирование: (планирование и составление финансовых целей; ведение «Книги расходов»; выполнение творческой работы; разыгрывание разных социальных ролей («предприниматель», «бухгалтер»; «менеджер» и т.д.) производить математические расчеты прибыли, дохода, цены, баланса, бюджета и т.д. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | |
4. | «Предпринимательская деятельность» | Предпринимательские идеи; бизнес; формы объединения предпринимателей; корпорации и причины их возникновения; положительные/отрицательные стороны предпринимательских идей; управление собственным предприятием; цена товара, цена товара в разных странах; чем определяется цена товара; рыночная цена; прибыль и доход; добавочный капитал. | Интерпретировать значение понятий «предпринимательская идея», «бизнес», «предприниматель»; различать формы объединения предпринимателей и причины их возникновения; приводить примеры положительных и отрицательных сторон предпринимательских идей; устанавливать причинно-следственные связи между ценой товара и прибылью; объяснять сущность понятия «добавочный капитал» и производить его расчеты. | |
5. | «Благосостояние общества» | Факторы, влияющие на благосостояние общества; причины появления безработицы; как образуются фонды общественного потребления экономия средств; сбережения; прожиточный минимум; кому общество должно помогать; большая разница в уровнях жизни бедных и богатых – как глобальная экономическая и социальная проблема | Выявлять факторы, влияющие на уровень благосостояния общества; объяснять причины появления безработицы и социального неравенства; оценивать роль государства и общества в регулировании проблем безработицы и бедности; приводить примеры прожиточного минимума; оценивать значение благотворительности для сохранения и развития современного общества | |
6. | «Защита прав детей» | Роль Международной Организации Труда (МОТ) в ограничении использования детского труда; защита прав детей в России | Объяснять роль международного сотрудничества в соблюдении прав детей; определять способы защиты прав детей в России | |
7. | «Образование как ценность» | Финансовая грамотность и культура человека – как путь к развитию и благополучию | Сопоставлять владение финансовой грамотностью и культурой с возможностью быть успешным и благополучным в жизни; определять ценность и роль финансовых знаний и навыков в повышении качества жизни человека |
Таблица 8 – Учебная программа для 8 класса
№ п/п | Уровень образования | Основные элементы содержания | Основные способы деятельности | Личностные и социально значимые результаты |
1. | «Общечеловеческие и личностные ценности» | Личность, этапы взросления и приоритетные цели развития; общие и личностные ценности человека: семья, дружба, образование, труд, карьера, профессия, красота, здоровье и безопасность | Определять приоритетные цели личностного развития; сопоставлять общечеловеческие ценности с личными, жизненные цели, права молодого человека со способами их удовлетворения
| Личностные результаты: идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности – как условию успешности и благополучия общества и личности; проявлять понимание и уважение к основным правам и обязанностям гражданина, ориентироваться в правовом пространстве государственно-общественных отношений; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; оценивать себя и других при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении; использовать основы социально-критического мышления; |
2. | «Молодежь – активные граждане своей страны» | Молодежь – как активные члены общества, имеющих права и обязанности; молодежные организации в мире и России; экономическая и социальная активность молодежи; потребности, жизненные цели, права молодого человека и способы их удовлетворения | Обосновывать собственное суждение по вопросам молодежи и ее роли в жизни страны; ориентироваться в своих правах и обязанностях; демонстрировать определенные ценностные установки к жизни |
Продолжение таблицы 11
№ п/п | Уровень образования / класс | Основные элементы содержания | Основные способы деятельности | Личностные и социально значимые результаты |
3 | «Государство, семья, личность: права и обязанности» | Роль государства в удовлетворении потребностей и соблюдении прав детей; организации, помогающие в удовлетворении потребностей и соблюдении прав детей; ответственность семьи; личная ответственность | Выявлять роль государства, общества, семьи, личности в удовлетворении потребностей, соблюдении прав и обязанностей; анализировать и обобщать понятия «право», «обязанность», «ответственность» | проявлять в конкретных случаях социальных отношений и взаимодействий уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; демонстрировать уважение к ценностям общества, семьи, своему труду и труду других людей, оптимизм в восприятии мира; знать свои права и обязанности – как члена общества; проявлять социальную активность, гражданскую позицию при решении конкретных личностно значимых задач и целей; Социально значимые результаты: развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; владение необходимыми умениями строить жизненные планы; планировать и вести бюджет с учётом конкретных социально-экономических условий; приобретение способности и готовности работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации со сверстниками и взрослыми; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений и операций; осмысление собственных ценностно-смысловых установок по отношению к социо-природной среде и своему образу жизни, потребностям и целям; производить адекватную само- и взаимооценку учебной и социально значимой деятельности; соблюдать нормы общей культуры, этики и права; с уважением относиться к правам других людей использовать полученные компетенции по финансовой грамотности в практической деятельности, в жизни; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; производить математические расчеты прибыли, дохода, цены, баланса, бюджета, налога, себестоимости и т.д. создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять расширенный поиск дополнительной информации, используя справочную литературу и другие источники, в том числе в средствах Internet; структурировать и интерпретировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста; интерпретировать финансово-экономические статистические данные; планировать и организовывать совместные цели и способы работы; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности (социальное партнерство); осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия. |
4 | «Что значит экономический рост?» | Экономика и экономический рост страны; социальные проблемы экономического роста (безработица, демографические проблемы, рост городов, межэтнические конфликты); экономический рост и экологические проблемы | Анализировать и обобщать понятия «экономика», «экономический рост» | |
5 | «Что значит социальная защита?» | Социальная защита населения, социальная защита населения в России (пенсии, пособия, стипендии, образование и медицинские услуги) | Приводить примеры основных средств социальной защиты населения в России; выявлять факторы, влияющие на уровень финансового благосостояния общества и личности; объяснять причины появления безработицы и социального неравенства, финансовых неудач личности; оценивать роль государства и общества в регулировании проблем безработицы, бедности, защиты в случае непредвиденных обстоятельств, защиты сбережений граждан; объяснять роль международного сотрудничества в соблюдении прав граждан. | |
6 | «Налоги» | Налоги – как обязательный платёж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований; налоговая система России | Объяснять сущность понятия «себестоимость», «процентная ставка заёма», «налог» и производить его расчеты; заполнять налоговую декларацию | |
7 | «Бюджет» | Бюджет – как важнейшее понятие в области финансов; государственный бюджет, личный бюджет | Соотносить доходы и расходы, составлять личный и семейный бюджет; определять значение и источники государственного бюджета | |
8 | «Финансы» | Финансы; бизнес-карьера, личные финансовые цели, факторы, влияющие на принятие финансовых решений, планирование финансовых решений, финансовые риски; финансовые услуги – услуги финансового посредничества; организации, оказывающие финансовые услуги (банки, инвестиционные банки, страховые и лизинговые, брокерские компании); мошенничество на финансовом рынке (финансовая пирамида, примеры Internet и мобильного мошенничества;) заём, кредит и его виды, условия получения кредита, кредитная история; биржа, виды бирж, игра на бирже | Интерпретировать значение понятий «предпринимательская идея», «финансовая цель», «финансовое решение», «финансовая услуга», «финансовое мошенничество», «бизнес-план», «маркетинг»; различать организации, оказывающие финансовые услуги, виды и особенности отдельных финансовых услуг; виды предпринимательской деятельности; приводить примеры финансовых рисков; видов страхования; устанавливать причинно-следственные связи между организацией бизнес-операций и их эффективностью: себестоимостью и затратами, пассивом и активом, дебетом и кредитом | |
9 | «Сохранение финансов» | Сохранение финансовых накоплений, виды сбережений, преимущества и недостатки сбережений, инвестирование и виды инвестиций | Осуществлять простейшую хозяйственную и финансовую деятельность в семье, школе и т.д. | |
10 | «Предпринимательство» | Предпринимательство как специфический вид деятельности, индивидуальное предпринимательство, товарищество, акционерное общество; бизнес-план – как программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, структура бизнес-плана, планирование; товар фирмы, его производство, рынок сбыта, маркетинг, организация операций и их эффективность (затраты, себестоимость, калькуляция себестоимости, баланс, счет, бухгалтерская проводка, актив, пассив, дебет, кредит, SWOT-анализ); маркетинг – продажа, торговля на рынке и управление взаимоотношениями с покупателями. | Владеть прогностическими умениями (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…?», «Какова цель?», «Как будет спланировано?», «Какой результат будет получен?», «Что для этого нужно знать?» и т.д.); осуществлять моделирование: (планирование и составление финансовых целей; составление бизнес-плана; выполнение творческой работы; осуществление маркетинговых исследований (SWOT-анализа); разыгрывание разных социальных ролей («предприниматель», «бухгалтер»; «менеджер»; «финансист»; «маркетолог», «банкир», «заёмщик», «налоговый инспектор» и т.д.) | |
11 | «Ловушки для потребителя и как их избежать» | Финансовая грамотность покупателя, рекламные обещания, скидки, ловушки для потребителя | Оценивать значение владением основами финансовой грамотности и культуры для собственного благополучия и благополучия общества |
Таблица 9 – Учебная программа для 9 класса
№ п/п | Уровень образования | Основные элементы содержания | Основные способы деятельности | Личностные и социально значимые результаты |
1. | «Пирамида потребностей человека» | Потребности и ресурсы; ограниченность ресурсов; экономические и другие потребности; проблема выбора; выбор и принципы рационального поведения | Определять и оценивать виды потребностей и ресурсов, товаров и услуг | Личностные результаты: идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности – как условию успешности и благополучия общества и личности; проявлять понимание и уважение к основным правам и обязанностям человека; ориентироваться в правовом пространстве финансовых отношений, в системе моральных норм и ценностей таких отношений; оценивать себя и других при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении; использовать основы социально-критиче-ского мышления, финансовой культуры в учебной и практической деятельности; проявлять в конкретных случаях социальных отношений и взаимодействий уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; демонстрировать уважение к своей стране, ее народу, ценностям общества, семьи, своему труду и труду других людей, оптимизм в восприятии мира; проявлять социальную активность, гражданскую позицию при решении конкретных личностно значимых целей и задач; Социально значимые результаты: развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; владение необходимыми умениями строить жизненные планы; планировать и вести собственные финансовые цели с учётом конкретных социально-экономических условий; приобретение способности и готовности работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации со сверстниками и взрослыми; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений и операций; осмысление собственных ценностно-смысловых установок по отношению к социо природной среде и своему образу жизни, потребностям и целям, знаниям; производить адекватную само- и взаимооценку учебной и социально значимой деятельности; соблюдать нормы общей культуры, этики и права; с уважением относиться к правам других людей использовать полученные компетенции по финансовой грамотности в практической деятельности, в жизни; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять расширенный поиск дополнительной информации, используя справочную литературу и другие источники, в том числе в средствах Internet; структурировать и интерпретировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста; интерпретировать финансово-экономические статистические данные; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; планировать и организовывать совместные цели и способы работы (деловое лидерство); оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности (социальное партнерство); осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
2. | «Экономика и финансы» | Экономика – как общественная наука; основные вопросы экономики; формы собственности; финансы – как совокупность денежных отношений | Анализировать и обобщать понятия «экономика», «собственность», «разделение труда», «банковская система», «финансы» | |
3. | «Спрос и предложение» | Спрос и предложение; закон спроса и предложения; факторы, влияющие на спрос и предложение; шкала и величина спроса и предложения | Устанавливать причинно-следственные связи между производительностью труда, затратами, доходами и прибылью; величинами спроса и предложения | |
4. | «Рынок» | Рынок; виды рынков: фондовые, валютные, биржа; игры на бирже; рыночное равновесие; рыночный механизм; основные структуры рынка; потребление; защита прав потребителя; индекс потребительских цен; потребительская корзина; рынок труда; заработная плата; формы оплата труда и мотивация персонала; безработица; биржа труда защита прав потребителя в финансовой сфере (страхование) с точки зрения отечественной и мировой практик | Интерпретировать значение понятий «биржа», «игра на бирже», «защита прав потребителей», «финансовое мошенничество», «бизнес-план»; «потребительская корзина»; приводить примеры видов страхования; способов мотивации работников осуществлять моделирование: (составление бизнес-плана; выполнение творческого проекта; осуществление маркетинговых исследований (SWOT-анализа); разыгрывание разных социальных ролей («предприниматель», «бухгалтер»; «менеджер»; «финансист»; «маркетолог», «банкир», «заёмщик», «налоговый инспектор», «руководитель предприятия», «работник» и т.д.) | |
5. | «Азы предпринимательства» | Предпринимательство; уставной капитал; источники финансирования бизнеса; поддержка малого бизнеса в | Оценивать значение владением основами финансовой грамотности и культуры для собственного благополучия и благополучия общества; | |
6. | «Банки и услуги» | Банки и их функции; банковская система в России; профессии банковского сектора; функции центрального банка России; банковский счет, платежные карты, депозиты, кредиты, сейфовые хранения, Интернет – банкинг; банковский процент и причины его изменчивости; инфляция, ее причины и следствия; рубль – как национальная валюта; современные виды денег и формы денежных расчетов | Различать организации, оказывающие банковские услуги, виды и особенности современных форм денежных расчетов; объяснять сущность понятий «банковский процент», «налог», «доход» и производить их расчеты | |
7. | «Государственная защита населения» | Цели и функции государства в финансовой сфере | Объяснять причины появления безработицы и социального неравенства и перечислять способы социальной защиты населения; оценивать роль государства и общества в регулировании проблем безработицы, бедности, защиты в случае непредвиденных обстоятельств, защиты сбережений граждан |