Программа курса дополнительного образования «Финансовая грамотность» (8–9 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
МАОУ «Русская гимназия»
Рассмотрено на заседании Утверждаю:
ШМО учителей, Директор МАОУ «Русская гимназия»
протокол № _________________________
от «__» _______ 2019г. от «__» _______ 2019г.
Рабочая программа
дополнительного образования
«Финансовая грамотность»
для 8-9 класса
уровень: основное общее образование
срок реализации данной программы: 2 года
разработана на основе учебной программы Лавреновой Е., Рязановой О., Липсица И. «Финансовая грамотность».
Учитель: О.Ю. Мазанова, к.п.н.
2019 /2020 учебный год
Пояснительная записка
Курс «Финансовая грамотность» для 8—9 классов разработан с учётом возрастных особенностей обучающихся, ведь 14—16-летние подростки обретают частичную гражданскую дееспособность. С правовой точки зрения они вправе работать и распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, имеют возможность осуществлять право авторства произведений своей интеллектуальной деятельности, а также совершать мелкие бытовые сделки. В связи с этим нужно научить подростков ориентироваться в мире финансов, развивать умения, необходимые для экономически грамотного поведения. Учащиеся 8—9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых образовательной организацией. Также в данном возрасте происходит личностное самоопределение подростков, они переходят во взрослую жизнь, осваивая новую для себя роль взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, формировать не только умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения подростка. Нужно помочь ему преодолеть страх перед взрослой жизнью и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. Основным умением, формируемым у учащихся, является способность оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения материальных проблем семьи.
Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенций поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи, особое внимание уделяется планированию личного бюджета.
Общая характеристика курса
Рабочая программа дополнительного образования «Финансовая грамотность» составлена на основе учебной программы «Финансовая грамотность»: учебная программа. 8–9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: Вита-Пресс, 2018.
Курс разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 8-9 классов. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор. Предлагаемый предпрофильный курс является одним из курсов социально-экономического профиля. Предназначение курса – предметно-ориентированное – дает возможность обучающемуся реализовать свой интерес к выбранному предмету, углубить отдельные темы базовых общеобразовательных программ, оценить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне. Обучающиеся получат практический опыт экономического поведения и взаимодействия с субъектами рынка, который смогут использовать в повседневной жизни. Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса.
Курс финансовой грамотности в 8—9 классах состоит из пяти модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий. Каждый модуль имеет определённую логическую завершённость, целостное, законченное содержание: изучается конкретная сфера финансовых отношений и характерный для неё ряд финансовых задач, с которыми сталкивается человек в практической жизни. Для обобщения и закрепления усвоенного материала в конце каждого блока предлагается провести контроль знаний в форме проверочной работы, тестового контроля, презентации учебных достижений и т. д. В тематическом плане указаны темы занятий и формы их проведения, а также количество часов, планируемых для изучения конкретной темы. Курс повышения финансовой грамотности построен на основе системно-деятельностного подхода. Для реализации практико-ориентированных методов обучения предлагаются занятия развивающего и текущего контроля знаний. Материалы для подобных занятий представлены в контрольных измерительных материалах (КИМ).
Номер темы/блока | Название темы/блока | Кол-во часов |
Модуль 1 | Управление денежными средствами семьи | 15 |
Модуль 2 | Способы повышения семейного благосостояния | 7 |
Модуль 3 | Риски в мире денег | 11 + 1 (итоговое занятие) |
Модуль 4 | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 24 |
Модуль 5 | Человек и государство: как они взаимодействуют | 10 + 1 (итоговое занятие) |
| Итого | 69 |
Цели и задачи курса
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 8—9 классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др. Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
• сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
• готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;
• готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества;
• заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
Познавательные:
• умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;
• нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;
• умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;
• установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
• умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.
Регулятивные:
• умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;
• самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами.
Коммуникативные:
• умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
• формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.);
• умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргумент), факты.
Требования к предметным результатам освоения курса:
• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система.
• владение знаниями:
о структуре денежной массы;
о структуре доходов населения страны и способах её определения;
о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции;
об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
о возможных нормах сбережения;
о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций;
о видах страхования;
о видах финансовых рисков;
о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;
о способах определения курса валют и мест обмена;
о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.
Задачи -
усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;
формирование информационной культуры обучающихся, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке.
Методы и формы обучения:
Для реализации поставленных задач в рамках курса используются следующие методы обучения:
лекции,
практические занятия: анализ печатной, теле-радиоинформации; сравнительные таблицы, памятки для анализа правовых документов,
семинары,
дискуссии,
деловые игры,
решение тестов, задач, проблемных ситуаций.
Данный курс соответствует возрастным особенностям обучающихся и предусматривает индивидуальную работу, работу в группах.
Методы и формы контроля:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в ходе выполнения обучающимися самостоятельных и практических работ, тематического тестирования. По завершении каждого модуля проводится итоговое диагностическое тестирование.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения курса обучающийся должен знать и понимать:
понятия: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
структуру денежной массы;
структуру доходов населения страны и способов её определения;
зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
основные виды финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
возможные нормы сбережения;
способы государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации;
различные виды страхования;
виды финансовых рисков;
способы использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;
способы уплаты налогов, принципы устройства пенсионной системы в РФ.
В результате изучения курса обучающийся должен уметь использовать в практической деятельности:
умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности;
умения анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;
умения осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов.
Структура курса
Курс «Основы финансовой грамотности» в 8-9 классах состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением итогового контрольного тестирования.
Номер темы/блока | Название темы/блока | Кол-во часов |
Модуль 1 | Управление денежными средствами семьи | 15 |
Модуль 2 | Способы повышения семейного благосостояния | 7 |
Модуль 3 | Риски в мире денег | 11 + 1 (итоговое занятие) |
Модуль 4 | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 24 |
Модуль 5 | Человек и государство: как они взаимодействуют | 10 + 1 (итоговое занятие) |
| Итого | 69 |
Содержание курса
Модуль 1 Управление денежными средствами семьи (15 часов)
Базовые понятия и знания:
• эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет (профицит, дефицит, личный бюджет);
• знание видов эмиссии денег и механизмов её осуществления в современной экономике, способов влияния государства на инфляцию, состава денежной массы, структуры доходов населения России и причин её изменения в конце XX — начале XXI вв.; понимание факторов, влияющих на размер доходов, получаемых из различных источников, зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; знание статей расходов и доходов семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и семейного бюджетов.
Личностные характеристики и установки:
• понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;
• осознание роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;
• осознание влияния образования на последующую профессиональную деятельность и карьеру, а также на личные доходы;
• понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью возможности обеспечить устойчивую финансовую стабильность, повысить её благосостояние и могут привести к финансовым трудностям;
• понимание различий между расходными статьями семейного бюджета и их существенных изменений в зависимости от возраста членов семьи и других факторов;
• осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи.
Умения:
• пользоваться дебетовой картой;
• определять причины роста инфляции;
• рассчитывать личный и семейный доход;
• читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;
• различать личные расходы и расходы семьи;
• планировать и рассчитывать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;
• вести учёт доходов и расходов;
• развивать критическое мышление.
Компетенции:
• устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семьи;
• использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;
• определять и оценивать варианты повышения личного дохода;
• соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;
• сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;
• оценивать свои ежемесячные расходы;
• соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;
• определять приоритетные траты и, исходя из этого, планировать бюджет в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
• осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.
Модуль 2 Способы повышения семейного благосостояния (7 часов)
Базовые понятия и знания:
• банк, инвестиционный фонд, страховая компания, финансовое планирование;
• знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц, возможных норм сбережения на различных этапах жизненного цикла.
Личностные характеристики и установки:
• понимание принципа хранения денег на банковском счёте;
• оценивание вариантов использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;
• осознание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;
• осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании.
Умения:
• рассчитывать реальный банковский процент;
• рассчитывать доходность банковского вклада и других операций;
• анализировать договоры;
• отличать инвестиции от сбережений;
• сравнивать доходность инвестиционных продуктов.
Компетенции:
• искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и других финансовых учреждений;
• оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;
• откладывать деньги на определённые цели;
• выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Модуль 3 Риски в мире денег (11 часов + 1 (итоговое занятие))
Базовые понятия и знания:
• особые жизненные ситуации, социальные пособия, форс-мажор, страхование, виды страхования и страховых продуктов, финансовые риски, виды рисков;
• знание видов особых жизненных ситуаций, способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных событий, видов страхования, видов финансовых рисков (инфляция; девальвация; банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями; финансовое мошенничество), а также представление о способах сокращения финансовых рисков.
Личностные характеристики и установки:
• понимание того, что при рождении детей структура расходов семьи существенно изменяется;
• осознание необходимости иметь финансовую подушку безопасности в случае чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
• понимание возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;
• понимание причин финансовых рисков;
• осознание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).
Умения:
• находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;
• читать договор страхования;
• рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;
• защищать личную информацию, в том числе в сети Интернет;
• пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
• соотносить риски и выгоды.
Компетенции:
• оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;
• оценивать предлагаемые варианты страхования;
• анализировать и оценивать финансовые риски;
• развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;
• реально оценивать свои финансовые возможности.
Модуль 4 Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (24 часа)
Базовые понятия и знания:
• банк, коммерческий банк, Центральный банк, бизнес, бизнес-план, источники финансирования, валюта, мировой валютный рынок, курс валюты;
• знание видов операций, осуществляемых банками; понимание необходимости наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; знание видов и типов источников финансирования для создания бизнеса, способов защиты от банкротства; представление о структуре бизнес-плана, об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знание типов валют; представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России, как определяются курсы валют в экономике России.
Личностные характеристики и установки:
• понимание основных принципов устройства банковской системы;
• понимание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в силу необходимости со знанием способов взаимодействия;
• осознание ответственности и рискованности занятия бизнесом и трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;
• понимание того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование;
• понимание причин изменения и колебания курсов валют, а также при каких условиях семья может выиграть от размещения семейных сбережений в валюте.
Умения:
• читать договор с банком;
• рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;
• находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;
• переводить одну валюту в другую;
• находить информацию об изменениях курсов валют.
Компетенции:
• оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;
• выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также угрожающие такому бизнесу типы рисков;
• оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.
Модуль 5 Человек и государство: как они взаимодействуют (10 часов + 1 (итоговое занятие))
Базовые понятия и знания:
• налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы, пенсия, пенсионная система, пенсионные фонды;
• знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые), способов уплаты налогов (лично и предприятием), общих принципов устройства пенсионной системы РФ; а также знание основных способов пенсионных накоплений.
Личностные характеристики и установки:
• представление об ответственности налогоплательщика;
• понимание неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и осознание негативного влияния штрафов на семейный бюджет;
• понимание того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои варианты по программам накопления средств в банках и негосударственных пенсионных фондах.
Умения:
• считать сумму заплаченных налогов и/или рассчитывать сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;
• просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;
• находить актуальную информацию о пенсионной системе и способах управления накоплениями в сети Интернет.
Компетенции:
• осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;
• планировать расходы по уплате налогов;
• рассчитывать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Содержание | Основные понятия | Компетенции | Домашнее задание |
8 класс Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (15 ч) | ||||||
1 | Происхождение денег Деньги: что это такое? Что может происходить с деньгами и как это влияет на размер доходов семьи Урок-семинар «Каковы достоинства и недостатки символических (кредитных) денег?» | 3 | Каким образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способы влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат | Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. | – устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей; – использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии; – определять и оценивать варианты повышения личного дохода; – соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход; – сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте; – оценивать свои ежемесячные расходы; – соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей; – определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы; – осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.. \\\\\\\\\\ | Найти материал по теме «Чем сегодня обеспечены деньги?» |
2 | Источники денежных средств семьи: 2.1. Какие бывают источники доходов 2.2. От чего зависят личные и семейные доходы 2.3. Круглый стол «Как изменилась структура доходов населения России в сравнении с концом ХХ в.?» | 3 | Эссе «Профессии XXI века» | |||
3 | Контроль семейных расходов: 3.1. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. 3.2. Урок- исследование «Как можно сократить расходы на коммунальные услуги и продукты питания (какие возможности есть в нашем городе)?» | 2 | Эссе «Как сократить расходы семьи» | |||
4 | Построение семейного бюджета: 4.1. Что такое семейный бюджет и как его построить. 4.2. Как оптимизировать семейный бюджет? 4.3. Игра «Управляем денежными средствами семьи» 4.4. Круглый стол «Сколько денег нужно государству, чтобы благополучно развиваться?» 4.5. Урок –исследование «Как хорошо, когда снижаются цены! К чему ведёт дефляция как для семей, так и для государства?» 4.6. Урок-обсуждение «С какого возраста у ребёнка должен быть свой бюджет?» | 6 | Участие в конкурсе проектов «Бюджет для граждан» | |||
Осуществление проектной работы «Что важнее для семьи: тратить деньги на текущее потребление, покупая одежду, обувь, бытовую технику и компьютеры, или вкладывать в капитальные ресурсы (квартира, дача, автомобиль)?» благополучно развиваться?» | 1 | Закрепить полученные знания и умения по теме «Управление денежными средствами семьи» | | | | |
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (7 ч) | ||||||
5 | Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций: 5.1. Для чего нужны финансовые организации? 5.2. Как увеличить семейные доходы и снизить расходы с использованием финансовых организаций? | 2 | Основные виды финансовых услуг и продуктов для физических лиц; принцип хранения денег на банковском счёте; варианты использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи; аккумулирование сбережений для будущих трат; возможные риски сбережений и инвестирования, расчет реального банковского процента; расчет доходности банковского вклада и других операций; анализ договоров; отличие инвестиции от сбережений; сравнение доходности инвестиционных продуктов. | Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. | – искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; – оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи; – откладывать деньги на определённые цели; – выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи. | Исследование: ««Зачем государствам нужен бюджет?»» |
6 | Финансовое планирование как способ повышения Благосостояния 6.1. Для чего нужно осуществлять финансовое планирование 6.2. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах 6.3. Игра «Планируем свое будущее» | 3 | | |||
Осуществление проектной работы (Что можно сделать ещё, чтобы научиться большему) | 1 | | Составить ребусы, кроссворды | |||
| Выполнение тренировочных заданий, решение задач по разделу 2. «Способы повышения семейного благосостояния» | 1 | Закрепление изученного материала | | ||
Раздел 3. Риски в мире денег (11 ч) | ||||||
7 | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться: 7.1. ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца 7.2. ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы 7.3. Чем поможет страхование 7.4. Игра «Что делать? Мы попали в особую жизненную ситуацию!» 7.5. Урок-рассуждение «Как меняются семейные расходы в связи с рождением и взрослением детей?» 7.6. Урок поиск решения «Почему в США и странах Европы люди больше тратят денег на страхование, чем россияне?» | 6 | Изменение структуры расходов семьи при рождении детей; необходимость финансовой подушки безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; страхование жизни и семейного имущества для управления рисками; Причины финансовых рисков: осторожность в финансовой сфере, необходимость проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений), сайты социальных служб, обращение за помощью; чтение договоров страхования; расчет ежемесячных платежей по страхованию; защита личной информации, в том числе в сети Интернет; пользование банковской картой с минимальным финансовым риском; соотношение рисков и выгоды. | Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков. | – оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов; – оценивать предлагаемые варианты страхования; – анализировать и оценивать финансовые риски; – развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям; – способность реально оценивать свои финансовые возможности | Исследование Исследования: «Как можно сократить безработицу в нашем городе, районе?»; «Какие природные и техногенные угрозы существуют в вашем регионе? Какими способами можно свести к минимуму влияние этих рисков с точки зрения финансов?» |
8 | Риски в мире денег: 8.1. Какие бывают финансовые риски 8.2. Что такое финансовые пирамиды 8.3. Игра «Внимание! Финансовые риски!» 8.4. Эссе «Следует ли рисковать своими финансами, участвуя в финансовых пирамидах?» 8.5. Урок-обсуждение «Как уберечь своих финансово неграмотных родственников от финансовых потерь, понесённых из-за участия в финансовой пирамиде?» | 5 | Эссе «Почему в некоторых регионах мира сохранились товарные деньги?» | |||
| Осуществление проектной работы «Как компания, государство и работники могут свести к минимуму риски заболеваемости на предприятиях?» | 1 | Закрепить полученные знания и умения по разделу «Риски в мире денег», совершенствовать исследовательские и творческие навыки, навыки групповой работы и публичных выступлений. Творческая работа. Выстраивание параллели между благосостоянием государства и благосостоянием семьи. | | | |
Обобщение за курс финансовой грамотности в 8 классе. Решение задач, кроссвордов, викторины | 1 | Закрепление и обобщение, изученного материала | | | | |
| ИТОГО ЧАСОВ | 35 | | | | |
9 класс Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (24 ч) | ||||||
9 | Банки и их роль в жизни семьи: 9.1. Что такое банк и чем он может быть вам полезен. 9.2. Польза и риски 9.3. Игра «Увеличим семейные доходы с использованием финансовых услуг» 9.4. Урок-семинар «Можно ли всегда жить в долг или нужно иметь сбережения?» 9.5 Как выбрать наиболее надежный паевой инвестиционный фонд? На что обратить внимание. 9.6. Урок- беседа. «Нужно ли в современной экономической ситуации защищать свои сбережения от инфляции?» 9.7. Эссе «Какую пользу приносят коммерческие банки гражданам в современном мире?» 9.8. Семинар «Чем полезны банковские карты в современной жизни?» 9.9. Семинар «Нужно ли сегодня страховать жизнь и здоровье?» 9.10. Урок-обсуждение «Нужно ли создавать сбережения на случай рождения детей?» 9.11. Викторина «Валюты и страны» | 11 | Устройство банковской системы; воздействие рекламы на отношения с банком, ответственность и риски занятия бизнесом; трудности бизнес карьеры, образование, курсы валют; размещение сбережений в валюте, чтение договоров с банком; расчет банковских процентов и суммы выплат по вкладам; сайты, посвящённые созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; расчет издержек, дохода, прибыли; перевод одной валюты в другую; поиск информации об изменениях курсов валют. | Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты. | – оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи; – выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие; – оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране. Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; представление о структуре бизнес-плана: представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; типы валют; представление о влиянии мирового валютного рынка на валютный рынок России; определение курса валют в экономике России. | Подобрать пословицы по теме. Исследование «Где лучше всего искать информацию о деятельности финансовых организаций?» Эссе «В каких случаях лучше всего пользоваться услугами банков для увеличения семейных доходов?» |
10 | Собственный бизнес: 10.1. Что такое бизнес 10.2. Как создать свое дело 10.3. Игра «Планируем свой бизнес» 10.4. Урок-семинар «Какие способы самозанятости сегодня существуют в России (в нашем городе)?» 10.5. Урок-семинар «Какие способы заработка существуют для школьников в летние каникулы?» 10.6. Круглый стол «Готовы ли вы много сил и времени тратить на собственное образование, чтобы иметь высокую зарплату в будущем?» | 6 | Сообщения по теме «Предприниматели Республики Коми» | |||
11 | Валюта в современном мире 11.1. Что такое валютный рынок и как он устроен 11.2. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте 11.3. Семинар «О чем сегодня нам говорят курсы евро и доллара? В каких валютах лучше всего хранить сбережения государства?» 11.4 Эссе-рассуждение «Нужно ли простым гражданам осуществлять валютные операции с целью заработать на разнице курсов?» 11.5. Семинар «С какого возраста необходимо задумываться о своей будущей пенсии?» | 5 | Исследование «Какие валюты можно приобрести в банках Сыктывкара?» | |||
Осуществление проектной работы «Мой бизнес-план» | 1 | | | | | |
Решение задач | 1 | Закрепление изученного материала | | | | |
12 | Налоги и их роль в жизни семьи: 12.1. Что такое налоги и зачем их платить 12.2. Какие налоги мы платим 12.3. Викторина «Налоги и семейный бюджет» 12.4. Семинар «Насколько справедливым является подоходный налог (с заработной платы) в 13% в современной России?» 12.5. Решение задач по теме «Налоги и их роль в жизни семьи» | 5 | неотвратимость наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет; программы накопления средств и страхования на старость. Расчет суммы заплаченных налогов или суммы, которую необходимо заплатить в качестве налога; изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества, влияющие на величину подлежащих уплате налогов; нахождение актуальной информации о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет. | Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды. | – осознание гражданской ответственность при уплате налогов; – планирование расходов на уплату налогов; знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); – расчет и прогнозирование, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры, общие принципы устройства пенсионной системы РФ; представления о способах пенсионных накоплений | Исследование : «Интересные факты о денежных реформах различных государств» |
13 | Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости: 13.1. Что такое пенсия и как сделать ее достойной 13.2. Игра «Пенсии родителей» 13.3. Дискуссионный клуб «С какого возраста необходимо задумываться о своей будущей пенсии? Какая пенсия должна быть справедливой?» | 3 | | |||
Осуществление проектной работы «Чем опасна для общества ситуация, когда люди скрывают свои реальные доходы и не платят налоги?» | 1 | | | |||
| | | | | | |
14 | Итоговое занятие | 1 | Обобщение материала по курсу Финансовая грамотность за 9 класс | | | |
| Итого часов за курс 9 класса | 34 | | | | |
| Итого часов за курс 8-9 классов | 69 | | | | |
Список литературы и интернет-источников
Основная литература
1. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 8–9 кл. обще-обр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
5. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
дополнительная литература
1. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Экономика. Основы потребительских знаний: учебник для 9 кл. / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
3. Экономика (Моя роль в обществе): учебное пособие для 8 кл. / под ред. И.А. Сасовой. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
Интернет-источники
1. http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент».
2. https://www.hse.ru/stat.html – Статистический портал Высшей школы экономики.
3. https://www.moex.com – Московская биржа.
4. https://www.ramu.ru – портал «Российская ассоциация маркетинговых услуг».
5. https://www.rbc.ru – информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
6. http://tpprf.ru – Торгово-промышленная палата РФ.
7. www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».
8. www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.
9. www.cefir.ru – сайт Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР).
10. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент».
11. www.economicus.ru – Справочный портал по экономике.
12. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ.
13. www.ereport.ru — сайт «Мировая экономика».
14. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы России.
15. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.
16. www.government.ru – сайт Правительства РФ.
17. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника».
18. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда.
19. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ.
20. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства промышленности и торговли РФ.
21. www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ.
22. www.nes.ru – сайт «Российская экономическая школа».
23. www.wto.ru – Российский Центр экспертизы ВТО.
24. www.worldbank.org – сайт Всемирного банка.
Материально-технические средства обучения:
- мультимедийное оборудование;
- проектор;
- экран
29
Кияйкина Наталья Федоровна