12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Толоконцева Марина Михайловна34

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

г. Череповца















Конспект урока чтения в 1 классе

на тему «Звуки [г], [г’]. Буквы «Г, г».













Выполнила:

учитель начальных классов

Толоконцева М.М.





















г. Череповец, декабрь 2021 года.

Тема: «Звуки [г], [г’]. Буквы «Г, г».

Тип урока: Знакомство с новой темой.

Цель: знакомство с буквой «Г, г» и звуками, которые она обозначает.

Задачи:

Формировать умение отвечать на вопросы учителя, составлять план текста; навыки сознательного, правильного, плавного чтения.

Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, логическое мышление, устную речь, внимание, расширять кругозор.

Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к чтению , умению работать в парах.



Планируемые результаты

Предметные: обучающиеся научатся: плавному слоговому чтению, читать вслух осмысленно; объяснять значение отдельных слов; составлять план текста.

Личностные: приобретают устойчивый интерес к изучению нового, желание больше узнать; оценивают свои поступки с точки зрения нравственности.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения результата.

Познавательные: общеучебные –  воспроизводят информацию из собственного жизненного опыта; проверяют информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – характеризуют звуки [г], [г'], устанавливают аналогии.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.

Оборудование: презентация, карандаши, веер букв, листки для звукового анализа, иллюстрации.

Литературные и интернет-источники:

1) Букварь. Андрианова Т.М., АСТ Астрель. Москва. 2011.

2) Рабочая тетрадь к «Букварю», 1 класс, Андрианова Т.М., 2011.

3) Спутник Букваря. Учебное пособие для читающих детей. 1 класс. Андрианова Т.М., Дрофа, Астрель, АСТ.

4) Загадки:

https://umochki.ru/zagadki/zagadki-o-zhivotnykh/zagadki-pro-kobru

https://www.slideserve.com/franz/2969759

https://kykyryzo.ru/%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%BE-%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D1%83-25-%D1%88%D1%82%D1%83%D0%BA/

5) Физкультминутки:

https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-globus-klass-698296.html

https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-pro-griby.html

6) Приемы чтения:

https://infourok.ru/priemi-sposobstvuyuschie-razvitiyu-tehniki-chteniya-3766264.html

https://theslide.ru/russkiy-yazyk/osnovnye-printsipy-obucheniya-chteniyu-i-pismu




Ход урока.

I. Мотивирование к учебной деятельности.


Учитель: Прозвенел звонок веселый.

Дети (хором): Мы начать урок готовы.

1 ученик: Будем слушать,

2 ученик: рассуждать,

Дети (хором): И друг другу помогать.


- Ребята, вы хотели бы найти клад?

- А что это такое? (Клад - это богатство, деньги, золото.)

- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся.


II. Постановка учебной задачи.


- Сегодня на урок к нам пришли герои одной сказки. Они будут нашими гостями (на доске иллюстрация с изображением «гостей»), наблюдать за вами и смотреть, кто как трудится. В конце урока вас ждет сюрприз от них.

- Кто же это? Из какой сказки? («Гуси – лебеди»)

(на доске иллюстрация с изображением гусей)

- Верно! Молодцы!

- Мальчик из этой сказки очень любит один фрукт. Послушайте загадку и узнаете его название.

Что за фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож,
Бок зеленый солнцем греет,
Он желтеет и краснеет?

(на доске иллюстрация с изображением груши)

- Посмотрите внимательно на иллюстрации (гости, гуси, груша).

- С какой буквой мы будем сегодня знакомиться, вы узнаете, если назовёте первый звук во всех этих словах.

(произносят хором)

- Какой звук слышите в начале слов? ([г])

- Какой буквой мы будем обозначать [г]? Покажите на веере букв.

- Верно! Сформулируйте тему (слово на доске) нашего урока. (Буква «Г, г» и её звуки)

- Какую цель (слово на доске) поставим? (Знакомство с буквой «Г, г» и звуками, которые она обозначает)

- Как будем достигать этой цели? Какие задачи (слово на доске) мы поставим на уроке?

(Упражняться в чтении слов и слогов с этой буквой, учиться характеризовать звук [г], выделять звук [г] в словах)



III. Открытие нового знания.


3.1 Актуализация знаний

- Ребята, чтобы откапать клад в земле, человек должен быть сильным, подготовить свои мышцы к работе. И нам тоже надо подготовиться.

- На доске у меня написаны уже изученные буквы (а, у, м, н, о, э, р, л, ы, и, й, б, п, в, ф). На какие две группы их можно разделить? (гласные и согласные)

- Что общего у гласных звуков? (произносятся с голосом, без преград, образуют слог, можно петь)

- А согласные? (нельзя петь, тянуть, произносятся с шумом, встречается преграда при произношении)

- Посмотрите на экран. Прочитайте слово, которое там написано.

(липа)

- Почему, кроме красного цвета, на схеме ещё синий и зелёный? (мягкие согласные звуки на письме обозначают зелёным, а твёрдые – синим цветом)


Физкультминутка


На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Ты как глобус покрутись,

А теперь остановись!



3.2 Знакомство с буквой «Г, г» и [г’], [г].


- Ребята, почему физминутка была про глобус (иллюстрация на слайде)? (это слово тоже начинается с буквы «г»)

- Теперь мы готовы к знакомству с буквой «Г, г» и её звуками.

- Давайте еще раз обратимся к иллюстрациям, на которых изображены гости, гуси и груша.

- Вы правильно сказали, что все слова, обозначающие эти предметы, начинаются с одно звука, который на письме мы будем обозначать буквой «г».

- Каким цветом вы обозначите этот звук во всех словах? Произнесём их снова.

(синим)

- Почему? (буква «г» здесь обозначает твёрдый согласный звук)

- Верно! Есть ли у этого звука пара? ([г’])

- У меня на доске иллюстрации. Назовите те предметы, в названии которых есть [г’].

(на доске иллюстрации с изображением гири, гитары, галстука, голубя, гирлянды)

- Приведите свои примеры (и других изученных согласных).

- Так как мы можем обозначить на схеме этот звук синим и зеленым цветом, к какой группе относится буква «г»? (согласные)

- Проверим. Произнесем эти звуки [г’], [г].

- Послушайте две загадки (иллюстрации на слайде).

Уж очень ядовита - 
Тем и знаменита 
В капюшоне та змея. 
Должны вы знать, её, друзья
. (Кобра)



Он под шапочкой сидит,

Не тревожь его – молчит,

Стоит только в руки взять

И немного раскачать,

Слышен будет перезвон:

«Дили-дон, дили-дон!» (Колокольчик)



- С кем бы вы сравнили звук, который обозначает буква «г»? Почему? (с колокольчиком, так как этот звук звонкий)

- Молодцы! Продолжим дальше наш путь к кладу.

3.3 Работа с Букварем

- Теперь нашим помощником будет Букварь.

Речевая разминка

вдох, на выдохе: счет от 1 до 10;

на – на – на – во дворе растет сосна

но – но – но – завтра мы пойдем в кино

ан – ан – ан – собери свой чемодан

ин – ин – ин – мы ходили в магазин

Упражнение «Пол-арбуза»

Прикрыть линейкой одну строчку в тексте так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

(учащимся дается небольшой текст из «Спутника букваря»)

- Первое задание: прочитать столбики слов (1 – 4).

(прием «Чтение за диктором» - один ученик прочитал слог/слово – остальные повторили, затем несколько раз сами)

- Чем различаются и похожи слоги и слова в каждом столбике?

- Второе задание: прочитать слова пятого столбика и составить схему каждого слова.

(1 ряд – грибной, 2 ряд – главный, 3 ряд – Григорий; сначала все на листках, потом – по одному ученику от ряда к доске, остальные проверяют)

Работа с текстом до чтения

На слайде изображен хвойный лес.

- Ребята, какие деревья растут в этом лесу? (ель, сосна)

- Такие деревья еще называют хвойными. Почему? (их листья называются хвоинки)

- Как называется такой лес? (хвойный)

- Верно! Но у него есть еще одно название – бор!

(слово на слайде)

- Что обычно растет в лесу? (цветы, грибы, ягоды)

- Какое слово связано с темой урока? Почему? (грибы, ягоды, так как в записи этих слов есть буква «г»)



Физкультминутка



Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)
По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три — (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)



Работа с текстом во время чтения

Читают несколько хорошо читающих учеников, остальные следят по тексту и повторяют (прием «Чтение за диктором»). Затем 1 – 2 минуты читают все вместе вполголоса (прием «Жужжащее чтение»).



Работа с текстом после чтения

- О чем этот текст? (о грибах)

- О каких грибах? (боровики, мухоморы)

(на слайде иллюстрации грибов)

- Во что собирали грибы? (в лукошко)

- Что это? (плетеная корзина)

(на слайде иллюстрация)

- Какой гриб не попал в корзину? (мухомор)

- Встречается ли это слово в тексте? Как вы поняли, что речь идет о нем? (по картинке в Букваре и слов текста)

- Прочитайте эти слова. («А красивый красный гриб – опасный»)

- Почему он не попал в лукошко? (он ядовитый)

- Ребята, многие топчут и пинают такие грибы. Можно ли это делать? Почему? (нельзя, так как ими лечатся лоси)

- Какое правило сбора грибов вы знаете? (собирай только те грибы, которые знаешь, а остальные не трогай)

- Кто собирал грибы? (Галина и Григорий)

- Почему именно эти имена употребил в тексте автор учебника? (они начинаются с буквы «Г»)

- Почему они написаны с большой буквы? (имена, отчества, фамилии, клички животных … пишутся с заглавной буквы)

- Сколько частей в тексте? (3)

- Как вы это определили? (3 отступа, 3 красных строки)

- О каком грибе говорится в 1 части? (о боровике)

- Во 2 части? (о мухоморе)

- О чем говорится в 3 части? (о полном лукошке)

(соответствующие иллюстрации появляются на доске – боровик, мухомор, лукошко)

- Расположите данные иллюстрации по порядку, как о них говорится в тексте.

(работа в парах – повторение правил работы в паре; затем один ученик к доске – остальные проверяют)



IV. Закрепление

- Вот и подходит к концу наш урок. Герои сказки приготовили для вас еще несколько заданий.

1) Среди букв найди букву «г» и зачеркни её

2) Из набора слогов составь слова, прочитай их

(иг, лы, ра, го)

- Пора открыть сундук сокровищами.

(учитель достает «паспорт» буквы «Г»)

- Что это ребята? Что же здесь написано про букву «Г»?

(выходит ученик в колпаке с буквой «Г» и рассказывает про «себя»)

- Да, ребята, это настоящее сокровище! Наши знания, которые нам помогут в будущем.

- Но тут еще что-то!

(учитель разворачивает свиток с поговоркой «Грамоте учиться всегда пригодится»)

- Что это? Как вы понимаете?

- Молодцы! Вы очень хорошо потрудились сегодня! Герои сказки вами довольны и вручают вам грамоты!

(каждому ученику вручается грамота)


V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.


- Вспомним цель, которую мы для себя поставили.

- Достигли мы её? (да, мы познакомились с буквой «Г, г» и её звуками)

- Все ли задачи выполнили? (да, мы учились характеризовать звук [г], выделять звук [г] в словах, упражнялись в чтении слов и слогов с этой буквой)

- Ребята, герои сказки надеются, что на следующем уроке, вы будете работать также хорошо и не забудете о том, чему научились.









Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.