Конспект урока чтения в 1 классе на тему «Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
г. Череповца
Конспект урока чтения в 1 классе
на тему «Звуки [г], [г’]. Буквы «Г, г».
Выполнила:
учитель начальных классов
Толоконцева М.М.
г. Череповец, декабрь 2021 года.
Тема: «Звуки [г], [г’]. Буквы «Г, г».
Тип урока: Знакомство с новой темой.
Цель: знакомство с буквой «Г, г» и звуками, которые она обозначает.
Задачи:
Формировать умение отвечать на вопросы учителя, составлять план текста; навыки сознательного, правильного, плавного чтения.
Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, логическое мышление, устную речь, внимание, расширять кругозор.
Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к чтению , умению работать в парах.
Планируемые результаты
Предметные: обучающиеся научатся: плавному слоговому чтению, читать вслух осмысленно; объяснять значение отдельных слов; составлять план текста.
Личностные: приобретают устойчивый интерес к изучению нового, желание больше узнать; оценивают свои поступки с точки зрения нравственности.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения результата.
Познавательные: общеучебные – воспроизводят информацию из собственного жизненного опыта; проверяют информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – характеризуют звуки [г], [г'], устанавливают аналогии.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.
Оборудование: презентация, карандаши, веер букв, листки для звукового анализа, иллюстрации.
Литературные и интернет-источники:
1) Букварь. Андрианова Т.М., АСТ Астрель. Москва. 2011.
2) Рабочая тетрадь к «Букварю», 1 класс, Андрианова Т.М., 2011.
3) Спутник Букваря. Учебное пособие для читающих детей. 1 класс. Андрианова Т.М., Дрофа, Астрель, АСТ.4) Загадки:
https://umochki.ru/zagadki/zagadki-o-zhivotnykh/zagadki-pro-kobru
https://www.slideserve.com/franz/2969759
5) Физкультминутки:
https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-globus-klass-698296.html
https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-pro-griby.html
6) Приемы чтения:
https://infourok.ru/priemi-sposobstvuyuschie-razvitiyu-tehniki-chteniya-3766264.html
https://theslide.ru/russkiy-yazyk/osnovnye-printsipy-obucheniya-chteniyu-i-pismu
I. Мотивирование к учебной деятельности.
Учитель: Прозвенел звонок веселый.
Дети (хором): Мы начать урок готовы.
1 ученик: Будем слушать,
2 ученик: рассуждать,
Дети (хором): И друг другу помогать.
- Ребята, вы хотели бы найти клад?
- А что это такое? (Клад - это богатство, деньги, золото.)
- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся.
II. Постановка учебной задачи.
- Сегодня на урок к нам пришли герои одной сказки. Они будут нашими гостями (на доске иллюстрация с изображением «гостей»), наблюдать за вами и смотреть, кто как трудится. В конце урока вас ждет сюрприз от них.
- Кто же это? Из какой сказки? («Гуси – лебеди»)
(на доске иллюстрация с изображением гусей)
- Верно! Молодцы!
- Мальчик из этой сказки очень любит один фрукт. Послушайте загадку и узнаете его название.
Что за фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож,
Бок зеленый солнцем греет,
Он желтеет и краснеет?
(на доске иллюстрация с изображением груши)
- Посмотрите внимательно на иллюстрации (гости, гуси, груша).
- С какой буквой мы будем сегодня знакомиться, вы узнаете, если назовёте первый звук во всех этих словах.
(произносят хором)
- Какой звук слышите в начале слов? ([г])
- Какой буквой мы будем обозначать [г]? Покажите на веере букв.
- Верно! Сформулируйте тему (слово на доске) нашего урока. (Буква «Г, г» и её звуки)
- Какую цель (слово на доске) поставим? (Знакомство с буквой «Г, г» и звуками, которые она обозначает)
- Как будем достигать этой цели? Какие задачи (слово на доске) мы поставим на уроке?
(Упражняться в чтении слов и слогов с этой буквой, учиться характеризовать звук [г], выделять звук [г] в словах)
III. Открытие нового знания.
3.1 Актуализация знаний
- Ребята, чтобы откапать клад в земле, человек должен быть сильным, подготовить свои мышцы к работе. И нам тоже надо подготовиться.
- На доске у меня написаны уже изученные буквы (а, у, м, н, о, э, р, л, ы, и, й, б, п, в, ф). На какие две группы их можно разделить? (гласные и согласные)
- Что общего у гласных звуков? (произносятся с голосом, без преград, образуют слог, можно петь)
- А согласные? (нельзя петь, тянуть, произносятся с шумом, встречается преграда при произношении)
- Посмотрите на экран. Прочитайте слово, которое там написано.
(липа)
- Почему, кроме красного цвета, на схеме ещё синий и зелёный? (мягкие согласные звуки на письме обозначают зелёным, а твёрдые – синим цветом)
Физкультминутка
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись!
3.2 Знакомство с буквой «Г, г» и [г’], [г].
- Ребята, почему физминутка была про глобус (иллюстрация на слайде)? (это слово тоже начинается с буквы «г»)
- Теперь мы готовы к знакомству с буквой «Г, г» и её звуками.
- Давайте еще раз обратимся к иллюстрациям, на которых изображены гости, гуси и груша.
- Вы правильно сказали, что все слова, обозначающие эти предметы, начинаются с одно звука, который на письме мы будем обозначать буквой «г».
- Каким цветом вы обозначите этот звук во всех словах? Произнесём их снова.
(синим)
- Почему? (буква «г» здесь обозначает твёрдый согласный звук)
- Верно! Есть ли у этого звука пара? ([г’])
- У меня на доске иллюстрации. Назовите те предметы, в названии которых есть [г’].
(на доске иллюстрации с изображением гири, гитары, галстука, голубя, гирлянды)
- Приведите свои примеры (и других изученных согласных).
- Так как мы можем обозначить на схеме этот звук синим и зеленым цветом, к какой группе относится буква «г»? (согласные)
- Проверим. Произнесем эти звуки [г’], [г].
- Послушайте две загадки (иллюстрации на слайде).
Уж очень ядовита -
Тем и знаменита
В капюшоне та змея.
Должны вы знать, её, друзья. (Кобра)
Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его – молчит,
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон:
«Дили-дон, дили-дон!» (Колокольчик)
- С кем бы вы сравнили звук, который обозначает буква «г»? Почему? (с колокольчиком, так как этот звук звонкий)
- Молодцы! Продолжим дальше наш путь к кладу.
3.3 Работа с Букварем
- Теперь нашим помощником будет Букварь.
Речевая разминка
вдох, на выдохе: счет от 1 до 10;
на – на – на – во дворе растет сосна
но – но – но – завтра мы пойдем в кино
ан – ан – ан – собери свой чемодан
ин – ин – ин – мы ходили в магазин
Упражнение «Пол-арбуза»
Прикрыть линейкой одну строчку в тексте так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.
(учащимся дается небольшой текст из «Спутника букваря»)
- Первое задание: прочитать столбики слов (1 – 4).
(прием «Чтение за диктором» - один ученик прочитал слог/слово – остальные повторили, затем несколько раз сами)
- Чем различаются и похожи слоги и слова в каждом столбике?
- Второе задание: прочитать слова пятого столбика и составить схему каждого слова.
(1 ряд – грибной, 2 ряд – главный, 3 ряд – Григорий; сначала все на листках, потом – по одному ученику от ряда к доске, остальные проверяют)
Работа с текстом до чтения
На слайде изображен хвойный лес.
- Ребята, какие деревья растут в этом лесу? (ель, сосна)
- Такие деревья еще называют хвойными. Почему? (их листья называются хвоинки)
- Как называется такой лес? (хвойный)
- Верно! Но у него есть еще одно название – бор!
(слово на слайде)
- Что обычно растет в лесу? (цветы, грибы, ягоды)
- Какое слово связано с темой урока? Почему? (грибы, ягоды, так как в записи этих слов есть буква «г»)
Физкультминутка
Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)
По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три — (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
Работа с текстом во время чтения
Читают несколько хорошо читающих учеников, остальные следят по тексту и повторяют (прием «Чтение за диктором»). Затем 1 – 2 минуты читают все вместе вполголоса (прием «Жужжащее чтение»).
Работа с текстом после чтения
- О чем этот текст? (о грибах)
- О каких грибах? (боровики, мухоморы)
(на слайде иллюстрации грибов)
- Во что собирали грибы? (в лукошко)
- Что это? (плетеная корзина)
(на слайде иллюстрация)
- Какой гриб не попал в корзину? (мухомор)
- Встречается ли это слово в тексте? Как вы поняли, что речь идет о нем? (по картинке в Букваре и слов текста)
- Прочитайте эти слова. («А красивый красный гриб – опасный»)
- Почему он не попал в лукошко? (он ядовитый)
- Ребята, многие топчут и пинают такие грибы. Можно ли это делать? Почему? (нельзя, так как ими лечатся лоси)
- Какое правило сбора грибов вы знаете? (собирай только те грибы, которые знаешь, а остальные не трогай)
- Кто собирал грибы? (Галина и Григорий)
- Почему именно эти имена употребил в тексте автор учебника? (они начинаются с буквы «Г»)
- Почему они написаны с большой буквы? (имена, отчества, фамилии, клички животных … пишутся с заглавной буквы)
- Сколько частей в тексте? (3)
- Как вы это определили? (3 отступа, 3 красных строки)
- О каком грибе говорится в 1 части? (о боровике)
- Во 2 части? (о мухоморе)
- О чем говорится в 3 части? (о полном лукошке)
(соответствующие иллюстрации появляются на доске – боровик, мухомор, лукошко)
- Расположите данные иллюстрации по порядку, как о них говорится в тексте.
(работа в парах – повторение правил работы в паре; затем один ученик к доске – остальные проверяют)
IV. Закрепление
- Вот и подходит к концу наш урок. Герои сказки приготовили для вас еще несколько заданий.
1) Среди букв найди букву «г» и зачеркни её
2) Из набора слогов составь слова, прочитай их
(иг, лы, ра, го)
- Пора открыть сундук сокровищами.
(учитель достает «паспорт» буквы «Г»)
- Что это ребята? Что же здесь написано про букву «Г»?
(выходит ученик в колпаке с буквой «Г» и рассказывает про «себя»)
- Да, ребята, это настоящее сокровище! Наши знания, которые нам помогут в будущем.
- Но тут еще что-то!
(учитель разворачивает свиток с поговоркой «Грамоте учиться всегда пригодится»)
- Что это? Как вы понимаете?
- Молодцы! Вы очень хорошо потрудились сегодня! Герои сказки вами довольны и вручают вам грамоты!
(каждому ученику вручается грамота)
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Вспомним цель, которую мы для себя поставили.
- Достигли мы её? (да, мы познакомились с буквой «Г, г» и её звуками)
- Все ли задачи выполнили? (да, мы учились характеризовать звук [г], выделять звук [г] в словах, упражнялись в чтении слов и слогов с этой буквой)
- Ребята, герои сказки надеются, что на следующем уроке, вы будете работать также хорошо и не забудете о том, чему научились.