Логопедическое занятие для дошкольников «Согласные звуки: Д и Дь. Буква Д. Предложение»
Тема: «Согласные звуки: Д - Дь. Буква Д. Предложение».
Цель: Познакомить детей с понятиями звуки: Д - Дь, буква Д.
Развитие способности различать звуки: Д - Дь на слух, букву Д
зрительно среди других букв.
Условные обозначения звуков: Д - Дь, буква Д.
Составление предложений.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить детей с твёрдым и мягким согласным звуком Д – Дь, с буквой Д.
Научить детей правильно произносить звуки: Д - Дь, подбирать слова на звуки Д - Дь.
Научить детей узнавать и прописывать печатную букву Д.
4. Учить детей составлять предложения с данными словами.
Коррекционно-развивающая:
Развитие у детей слуховой, речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).
Развитие способности определять место звука в словах: начало, середина и конец слова.
Воспитательная:
1. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.
2. Способность работать совместно с другими детьми.
Структура занятия:
1. Эмоциональное и психологическое присоединение детей.
2. Развитие слухового и речевого восприятия.
3. Звуки: Д - Дь. Буква Д.
4. Подбор слов на звуки Д – Дь, составление предложений с данными
словами.
5. Подготовка руки к письму.
Закрашивание контурного изображения буквы Д синим карандашом (развитие мелкой моторики).
Штриховка буквы Д вертикальными, горизонтальными и линиями по диагонали (формирование графических навыков).
Прописывание печатной буквы Д.
Методическое оснащение занятия:
Магнитная доска (магниты).
Индивидуальные разрезные азбуки с согласными буквами.
Фотографии и картинки предметных изображений.
Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки и прописывания букв.
Простые и цветные карандаши.
Стихи и загадки.
№ занятия | Педагог: |
Дети: |
1. 2. 3. | Присоединение. И/упр.: «Расскажите про зиму?» - закрепление способности подбирать прилагательные к существительным. Отвечать на вопросы: Какая? Какой? Какие? Словосочетанием. К/упр.: «Дорисуйте по точкам». - Соединили точки и получился? - Поставьте ваши ДОМА на доску и посмотрите, одинаковы ли они? К/упр.: «Назови дом». Дом у мышки – Дом у птицы – Дом у собаки – Дом у рыбы – Дом у медведя - |
Отвечают на вопросы педагога. Каждый у себя на листе дорисовывает ДОМ. ДОМ. Дети делают вывод, что ДОМА – разные.
Норка Гнездо Конура Вода Берлога |
- А у вас получились ДОМА для кого? Для людей. Дома, как видите, бывают разные: многоэтажные и одноэтажные. | ||
- Произнесите слово ДОМ, выделяя голосом первый звук. - Какой первый звук мы слышим? - Сегодня мы будем работать со звуком Д. - Этот звук гласный или согласный? | Произносят: Д – Д – Дом Звук Д. Согласный. | |
4. | Анализ звука «Д». Педагог демонстрирует правильную артикуляцию твёрдого согласного звука Д (язык упирается в верхние зубы) Предлагает произнести звук Д громко, тихо. Звук Д - тянуть нельзя. | Дети делают вывод: Д – согласный, так как в его произнесении участвует язык, зубы и голос. |
| Губы раскрыты. Широкий кончик языка касается верхних зубов, спинка, корень языка опущен, а боковые края – подняты вверх. - Вверх, в десну язык ударит, Голос звонкий звук украсит! Д - Д - Д - Д | |
Звук Д – согласный звонкий. Дети проверяют звонкость звука знакомым им способом. | ||
5. 6. 7. | - У вас на столах лежат конверты. Достаньте то, что в конвертах. - Назовите каждый свою картинку. - Как в каждом из слов произносится звук Д? Твёрдо или мягко? Физкультурная минутка. Отгадайте загадку. Странный доктор есть в лесу Он деревья лечит все. - Где болит у дуба? – Тук! Вот – нашел и подлечил. - Произнесите слово ДЯТЕЛ, выделяя голосом первый звук. - Какой первый звук мы слышим? - Произнесите: Дь – Дь – Дь – Дь, как мы произносим этот звук, твёрдо или мягко? - А теперь произнесите: Д – Д – Д – Д, как мы его произнесли? | Достают фотографии: дуб, дом, дорога, дым, дыня. Твёрдо.
Дятел. Согласный звук Дь. Произносят. Мягко. Твёрдо. |
Согласный звук Д – может быть твёрдым и мягким. Твёрдый согласный звук Д - обозначается синим кружочком, а мягкий согласный звук Дь - обозначается зелёным кружочком. | ||
8. 9. 10. | К/упр.: «Твёрдый – мягкий звук». - развитие слухового восприятия. -Внимательно слушайте слова, если в начале слова услышите твёрдый звук Д – поднимите синюю фишку. Если услышите мягкий звук Дь – зелёную. Дорога, день, дятел, дача, дом, деньги. - Согласный звук Д – Дь на письме обозначаются буквой. | Работа с условными обозначениями твёрдого и мягкого звука Д – Дь. Рассматривают на доске печатную букву Д. |
Анализ буквы Д. Звук мы произносим коротко - Д - а букву полно – ДЭ. - Посмотрите, какая это буква, на что она похожа? Д – домик аккуратный С высокой крышей красной. | ||
- Пропишите в воздухе, указательным пальцем правой руки букву Д. - Из каких частей состоит буква Д? | Прописывают. Из трёх палочек. | |
Возьмите верёвочки и выложите на столе букву Д. | ||
К/упр.: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графических навыков. | Дети рассматривают предложенную книжечку. | |
| На первой страничке закрасить букву Д синим цветом. На второй страничке заштриховать три буквы Д. На третьей страничке обвести контур буквы Д по точкам и закрасить зелёным цветом. На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить изображения предметов на звуки: Д - Дь. |