Технологическая карта урока литературного чтения «Согласные звуки [п], [ п,]. Буквы П, п» (1 класс)
Пояснительная записка к презентации
технологическая карта урока литературного чтения
1 класс
Тема: Согласные звуки [п], [ п,]. Буквы П, п.
Цель урока: знакомство с буквами П,п обозначаемыми ими звуками.
Задачи урока:
1) Познакомить с буквами П, п обозначаемыми ими звуками, учить характеризовать звуки по алгоритму, учить читать слоги, слова, текст с изученной буквой.
2) Развивать фонематический слух; способность логически мыслить; высказывать свои мысли, делать выводы; навык правильного плавного осознанного чтения.
3) Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению; желание читать.
Планируемый результат:
Личностные УУД:
- формирование мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках; проявление интереса к новому; развитие способности адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.
Предметные УУД:
- формирование умения читать слоги с изменением буквы гласного; объяснять значение слова; различать звучание слов; моделировать звуковой состав слова, владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Метапредметные УУД:
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выполнять последовательность необходимых операций; анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.
познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и принимать точку зрения других; совместно договариваться о правилах работы в парах и группах и следовать им.
Ресурсы: Основные: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виногорадская, М.В. Бойкина/ «Азбука», 1 класс.
Дополнительные: ИКТ (презентация к уроку).
Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, парная работа, групповая, индивидуальная работа.
Ход урока
Этапы урока открытия «нового» знания | Деятельность | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |
1. | Психологический настрой на урок. | - Встали ровно. Вот звонит для нас звонок, Мы начнем сейчас урок. Продолжим мы читать учиться, Будем буквы выводить, Это в жизни пригодится, Чтобы грамотными быть. | Ученик настраиваются на работу на уроке | Создание благоприятного психологического настроя на урок. |
2. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | На доске: н, к, л, в, ы, т, р, с. - Какая буква лишняя и почему? Убираем лишнюю букву. - На какие две группы можно разделить эти буквы? - Кто хочет разделить эти буквы нам группы? На доске: а, и, о, у, е, ы. - Что общего у этих букв? - На какие две группы можно разделить эти буквы? - Молодцы, а какую изученную гласную букву можно назвать особенной среди других и почему? | - Лишняя буква «ы». Эта буквам обозначает гласный звук, остальные согласный. - Буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и глухие согласные звуки. Один ученик делит буквы у доски, остальные проверяют правильность выполнения задания и если необходимо помогают однокласснику: н, л, в, р – обозначающие звонкие согласные звуки с, к, т – обозначающие глухие согласные звуки. - Они обозначают гласные звуки. - Буквы, обозначающие гласные звуки, которые смягчают согласные звуки и которые делают их твёрдыми. - Буква е. Это буква обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного и один звук после мягкого согласного. | П. – логические - анализ объектов с целью выделения признаков; Р. – волевая саморегуляция; К. – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Л. – развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности. |
| Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | - Вы все правильно усвоили. Настало время узнать, что-то новое. - Что общего у этих картинок? Слайд 2. - Правильно, это птицы. На какие звуки начинаются эти слова? - Кто может назвать тему урока? - Молодцы, именинница у нас сегодня буква «п» и звуки [п] и [п´]. | - Это все птицы. Все слова начинаются на букву «п». - Петух, попугай, павлин, пингвин. - На звуки [п] и [п´]. - Буква П. Звуки [п] и [п´]. | П. – логические - анализ объектов с целью выделения общих признаков, выбор оснований для классификации; Р. – выполнение пробного учебного действия; К. – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование критериев для обоснования своего суждения. |
3 | Реализация построенного проекта. | - Давайте дадим характеристику этих звуков. - Определим, это согласные или гласные звуки? - Правильно, это согласный звук. А как мы его произносим звонко или глухо. Положите руку на горло и произнесите звук [п], а теперь [п´]. - Всё верно, это глухие согласные звуки. Немного поиграем «Камень или вата». Я буду произносить слова, а вы определите какой в них звук [п] или [п´]. - Куропатка, оляпка, пеликан, цапля, перепелка, пеночка, поползень, сплюшка. - Какие молодцы! Составим схему к слову «цапля». Один ученик за доской, остальные самостоятельно, с дальнейшей проверкой. - Следующее слово «петух». Один ученик за доской, остальные самостоятельно, с дальнейшей проверкой. - Выучим скороговорку: Петушок по пашне шел Корешок петух нашел. - Кто произнесёт скороговорку весело? - А теперь произнесите, как будто вы долго бежали и запыхались. - Сейчас, как будто вам очень больно. Молодцы, настоящие артисты! |
- Эти звуки произносятся глухо, значит это глухие звуки. Дети показывают кулачок (камень), если звук [п] или плавно машут кистью руки (вата), если [п´]. Дети составляют схемы к словам, с последующей самопроверкой с эталона. Работа над скороговоркой | П. выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации; производить звуко-буквенный анализ слова; делать выводы; Р. познавательная инициатива; контроль своей деятельности в процессе достижения результата; корректировка своих действий в соответствие с изменяющейся ситуацией; К. – планирование и организация учебного сотрудничества со сверстниками; работа в группах; достижение договоренностей и согласование общего решения; Л. осознание ответственности за общее дело; |
5 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | - Настала пора познакомиться с буквой, которая обозначает звуки [п] и [п´]. - Это буква П. Кто уже знаком с этой буквой? Выйдете доске и запишите её. - Потренируемся находить эту букву. Поработайте в парах. Возьмите карточку и обведите карандашом все буквы П, которые стоят перед буквами а, о, у, ы – синим карандашом, а перед буквами е, и – зелёным карандашом. Какая пара поработает у доски? Слайд 3. Карточка: - Проверим. Всё ли вы сделали верно. - Поднимите руки пары, которые сделали всё без ошибок. - Немного отдохнем. Встали. | Ученик выходит к доске, записывает букву. Работа в парах. Дети работают парами, одна пара на интерактивной доске. | П. – логические – построение рассуждений, ориентироваться в учебнике; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, овладение техникой чтения, умение писать строчную букву П; Р. – освоение способов выделения согласного звука и его фонетического анализа, планирование, прогнозирование; Л. – осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
6 | Динамическая пауза | Физкультминутка Перелетные птицы Птички прыгают, летают (Дети прыгают) | Дети выполняют движения за учителем. | Осуществляют профилактику утомления. |
8 | Включение в систему знаний и повторение. | - Поиграем в игру «Чёткоговорение» Слайд 4 - Настало время почитать. Читаем хором по слогам. Слайд 5-6 Работа с учебником. - Молодцы! Откройте азбуки на странице 80. - Ребята, что такое конкурс? - В каких конкурсах вы участвовали в этом году? - Немного пожужжим. Прочитайте текст «Скоро конкурс» жужжащим чтением. - Прочитаем теперь этот текст по цепочке. - Что вы узнали из этого текста? - Прочитаем первое предложение. - Какой вопрос можно задать к этому предложению? - Прочитаем второе предложение. - Какой вопрос можно задать к этому предложению? - Прочитайте последнее предложение. - Можно ли к нему задать вопрос? Работа в группах - Ребята, объединитесь в группы. Слушайте задание. Продолжи предложение. Соотнеси рисунки предложения. Учащиеся в группах выполняют задание. - Проверим. | Дети повторяют чистоговорку хором, сначала в медленном, потом в быстром темпе. Ответы детей. Дети читают текст самостоятельно шепотом. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. - Нет, это и есть вопрос. Работа в группах. У Павла – трактор. У Веры – кукла. У Полины – астры. У Виктора – кран. | П. –осознанное чтение текста; умение задавать вопросы к тексту и предложениям; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Молодцы, вы хорошо поработали. Давайте подведем итоги урока. Что вы сегодня на уроке узнали нового? Что для вас было интересного? - Как вы усвоили новый материал. Оцените себя «Светофориком». - Дома, по желанию, можете почитать «Азбуку» на странице 81. Спасибо за урок. | Ответы детей. | П. – умение структурировать знания; Р. – контроль процесса и результатов деятельности; – самооценка на основе критерия успешности; К. – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей; Л. – самооценка на основе критерия успешности (для себя); |
Палатина Марина Петровна