Доклад на тему «Сохранность контингента ДШИ»
Важные моменты сохранности контингента ДШИ
Аннотация: В сообщении поднимается проблема сохранности контингента музыкальных отделений учебных заведений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства Московской области в современных условиях.
1. Введение. Факторы, влияющие на возникновение проблемы.
2. Пути решения:
а) повышение престижа дополнительного образования;
б) способы педагогической профилактики;
в) разъяснительная работа с родителями.
1. Введение.
В наше время нередки случаи, когда ребята, пришедшие в ДШИ в шестилетнем возрасте, через пару-тройку лет «перегорают», перестают серьезно относиться к выполнению домашних заданий, ссылаясь на чрезмерную занятость в общеобразовательной школе. К сожалению, многие родители, не пытясь помочь ребенку организовать свой учебный день, просто забирают чадо из музыкальной школы, думая, что освободившееся время поможет достичь более высоких результатов при изучении математики и английского. Подобная ситуация может произойти как в начале обучения, так и в старших классах. Отсев учащихся на протяжении учебного года составляет 5-8%. Попытаемся разобраться в причинах этого явления.
Фактор первый. Разные цели при поступлении в школу.
При приеме в музыкальную школу опытные педагоги «видят» способных учеников (обычно это дети, обладающие хорошей памятью, быстрой реакцией, пластичным игровым аппаратом, развитыми интонационно-ритмическими данными и т.д.).Такие дети скорее всего будут активно участвовать в концертной и конкурсной деятельности школы, заниматься с удовольствием, они редко бросают школу.
Кроме этого, некоторые дети приходят «для общего развития», т.е. их родители справедливо считают, что игра на инструменте является культурной нормой для образованного человека , воспитывает характер и волевые качества. Среди таких ребят встречаются развитые интеллектуально дети из интеллигентных семей, в которых родители могут помочь ребенку с выполнением домашних заданий. При регулярной работе и развивающей атмосфере в семье эти ребята достигают хороших результатов, но редко планируют профессиональную карьеру музыканта.
Встречаются и те, кого родители просто хотят отвлечь от дурного влияния улицы. В таких семьях не спешат с приобретением инструмента, часто не выполняют домашнее задание, ссылаясь на «занятость» (причем , даже на подготовительном отделении и в начальных классах). И, если ребенок через месяц захочет вместо музыкальной школы пойти на плавание или в театральную студию, родители , не особо задумываясь, разрешат сменить вид дополнительного образования.
Преподаватели музыкальной школы оказываются «между молотом и наковальней». С одной стороны, некоторые взрослые считают, что образование, полученное в музыкальной школе, справедливо называется дополнительным, т.е. необязательным. Время на занятия и посещение выделяется по остаточному принципу. Учитывая зачастую слабое физическое здоровье современных детей, очень ранимое самолюбие учащихся и их родителей , завышенные ожидания при отсутствии необходимого количества вложенных усилий в развитие исполнительских навыков, преподавателям необходимо искать адаптированный материал педагогического репертуара, а также выступать в роли психолога с тонким пониманием сиюминутной ситуации. Произведения должны быстро выучиваться при ярком, концертном звучании.
С другой стороны, школе следует участвовать в конкурсах, рекомендованных научно-методическим центром, иначе школа попадет в «красную зону». Таким образом, в маленьких населенных пунктах, где конкурса при поступлении почти нет, сложно убедить родителей в важности подготовки ребенка к поступлению и ответственном обучении, особенно по предпрофессиональной программе.
Фактор второй. Большая нагрузка в общеобразовательной школе и др.(репетиторы, спортивные секции, внеурочная работа). Это действительно серьёзнейшая причина. Зачастую дети не успевают делать уроки, потому что им нужно идти в музыкальную школу, где тоже задают уроки, которые также необходимо выполнять. Налицо дефицит времени. Поэтому крайне важно заранее просчитывать, чтобы момент наступления выпуска из ДШИ не совпал с 9-11 кл. средней общеобразовательной школы.
Фактор третий. Узкое видение цели обучения.
Зачастую при обучении в ДШИ родители заботятся только о развитии индивидуалистических черт личности ребенка, забывая о достижениях общественно значимых. А ведь укрепление социального статуса ученика происходит, если юный музыкант участвует в концертной деятельности школы, находит отклик в сердцах слушателей, получает оценку своей работы от посторонних людей. Кроме того, происходит передача знаний от учителя к ученику, опыта, накопленного поколениями музыкантов, культурной матрицы своего народа.
Какие же пути решения проблемы мы можем предложить?
Достижение видимых результатов работы ДШИ.
Для того, чтобы мотивировать детей и их родителей посвящать достаточно времени и сил профессиональному развитию, необходимо предъявить результаты своей педагогической компетентности. Это успешное участие детей в фестивалях и конкурсах, поступление выпускников в средние и высшие профильные учебные заведения, освещение деятельности школы на сайте, в СМИ. Кроме этого, большое значение имеет внешнее оформление : свежий ремонт здания и аудиторий, хорошие качественные инструменты, новая и красивая мебель, оснащение классов оргтехникой, компьютерами и интерактивными досками, проекторами, наличие богатого библиотечного фонда, костюмов для исполнительских коллективов. Роль сотрудников в школе не менее важна – начиная от внешнего вида и заканчивая теплой, дружеской атмосферой , уважительными отношениями между детьми и учителями.
Способы педагогической профилактики.
Педагог современной музыкальной школы должен применять все имеющиеся средства для создания приемлемых условий обучения, использовать педагогический опыт выдающихся педагогов – новаторов, создавать новые программы (например, для детей с ОВЗ в каждом конкретном случае), адаптировать уже имеющиеся в наличии. Вести активную разъяснительную и воспитательную работу с учащимися и их родителями.
Участие родителей.
На первоначальном этапе обучения крайне важно настроить и организовать как регулярность занятий, так и правильную постановку игрового аппарата. В этом большую помощь ребенку могут оказать родители. Поэтому, необходимо присутствие взрослых на первых уроках ( возможно, и весь первый год обучения). Родители получают сведения о посадке за инструментом, постановке рук, этапах работы над произведением, прогнозируемым результатом работы, важных моментах при разучивании произведения.
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия с семьей. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, проводим индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Мы педагоги даем родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
Способы организации работы с родителями.
Работа с родителями должна вестись также и на уровне школы. На общешкольных собраниях администрация знакомит присутствующих с достижениями учащихся-конкурсантов, назначении именных стипендий , результатами поступления выпускников в ссузы и вузы. Помимо организации общешкольных родительских собраний, родителям предлагается и встреча с преподавателями теоретических предметов, обсуждение возникающих проблем при обучении. Кроме этого, необходимо познакомить родителей с уставом школы, внутренним распорядком, требованиями к организации учебного процесса.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
При совместных усилиях для решения вопроса о сохранности контингента в школах искусств можно сделать положительный прогноз, учитывая, что современные люди имеют необходимые ресурсы для развития и культурного обогащения, понимают важность раннего развития интеллекта ребенка, создания и развития межполушарных связей, мелкой моторики, различных видов памяти, быстроты реакции для дальнейшего успешного обучения в средней школе. Важно создать максимально развивающую и доброжелательную среду обучения и тогда можно говорить о возрождении популярности академического музыкального образования как показателя культурного развития общества.