"Сокровищница всех богатств человеческой души"
Конспект урока с мультимедийным сопровождением по теме: «Сокровищница всех богатств человеческой души»
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с историей возникновения письменности и появлением книг; развивать воображение учащихся, умение самостоятельно высказывать свои мысли о книге, воспитывать бережное отношение к книге и её ценности.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация.
Форма проведения: классный час.
Ход классного часа:
I.Организационный момент.
Библиотекарь: Сегодня мы проводим с вами библиотечный урок, из которого вы должны узнать, как возникла письменность, что было причиной возникновения, какими были первые книги. Откуда же они берут начало? Какова их важность в истории человечества? Поможет вам обо всём этом узнать ваш классный руководитель. Вы должны внимательно слушать, чтобы всё запомнить, потому что мы с вами после рассказа учителя проведём викторину.
II.Основная часть.
Классный руководитель:
«Когда не было книг…»
Давайте с вами мысленно перенесёмся во времена, когда человек уже умел говорить, но писать ещё не умел. Как же люди передавали информацию?
Существовало несколько способов. Например, с помощью различных предметов. Вы что-нибудь слышали об узелковом письме? Как его делали? Брали шнур, на который завязывали определённым образом и в определённом порядке узелки. Узелки были окрашены в разные цвета.
Чёрный цвет означал-смерть; белый –мир; красный – войну, опасность; жёлтый- золото, богатство; зелёный –хлеб.
Если узелки небыли окрашены, они обозначали числа. Простой узел- десятки, двойной –сотни. Однажды при раскопках учёные нашли узелковое письмо весом в 6 килограммов. Такой моток можно протянуть от Москвы до Санкт-Петербурга.
Существовал ещё один способ передачи информации: с помощью так называемых «говорящих вещей». Скифы, проживавшие на юге нынешней территории России, отправляли соседям послание, состоявшее из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Это должно было означать следующее «Умеете ли вы летать, как птицы, прятаться под землёй, как мышь, прыгать по болотам, как лягушки? Если не умеете, то не пробуйте воевать с нами. Мы осыплем вас стрелами, лишь только ступите на нашу землю»
Первой попыткой остановить и сохранить слово были пиктограммы. Что ж такое пиктография? Пиктография -это письмо в виде рисунков. Сквозь толщу времён дошла до нашего времени. Две детские фигурки на знаке уличного движения означают: «Осторожно здесь улицу переходят дети!» Все знаки уличного движения-это настоящие пиктограммы.
«Книги –кирпичи» и «книги-трубочки»
Когда же и где появились первые книги? Представьте себе: 4000 лет до н.э. Древний Шумер. Горы глиняных табличек, аккуратно разложенных по плетёным корзинам.
Все книги в шумерской библиотеке написаны клинописью. На сырой глине люди выдавливали знаки похожие на клинки, отсюда и название-клинопись. Долгое время письмо связывали с магией. Люди верили, что на каждой табличке была записана жизнь каждого человека.
Клинописью были написаны книги из знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала. Находилась она в столице древнего государства Ассирия, в городе Ниневия и называлась «Дом наставлений и советов». В библиотеке Ашшурбанипала были научные труды по медицине, астрономии, истории, грамматике. Страницы её глиняных книг были большими: 32 на 32 сантиметра, толщиной в 2,5 сантиметров- настоящий плоский кирпич. Таких страниц в книге было десятки, иногда и сотни. Представьте себе книгу в сто глиняных страниц. Толщина её – 2,5 метров. До наших дней сохранились 30 тысяч глиняных табличек.
Первые книги, похожие на современные, появились примерно в первом веке нашей эры. Назывались они –кодексами. Представьте себе дощечку с выдолбленными углублениями. В него наливали расплавленный воск и пока он был ещё мягким, разглаживали его. Несколько таких дощечек соединяли шнурком в книжечку.
В Древнем Египте писали на папирусе. Папирус – это растение высотой от 3х до 6 метров которое росло по берегам Нила. Папирус был дорогим материалом и египтяне его берегли. Самый длинный из известных был длиной 40 метров.
Появляется ещё один материал для письма- пергамент. Изготовлялся он так: кожу овцы или телёнка промывали и вымачивали в извести, затем очищали от остатков шерсти, мяса и жира, сушили, туго натянув на раму. Получился белый или чуть желтоватый материал для письма. Он был прочен, его можно было сгибать и складывать, разрезать на куски любого размера.
В первых книгах текст писали слитно (для экономии места). Почувствуйте себя читателем Древнего мира и попробуйте почитать пословицы, написанные, как в древних книгах- слитно.
ИЗГЛУБИНЫМОРЯДОСТАЮТЖЕМЧУГИЗГЛУБИНЫКНИГИЧЕРПАЮТЗНАНИЯ. (Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают знания.)
НАПРАСНЫЙТРУДУДИТЬБЕЗКРЮЧКАИУЧИТЬСЯБЕЗКНИГ (Напрасный труд удить без крючка и учиться без книг.)
Учитель: Скажите пожалуйста дети какие пословицы знаете вы? (дети дают ответы)
Примеры пословиц:
1.Хочешь узнать мир-читай книги.
2.Мудрая книга-бесценное сокровище.
3.Книга- источник знаний.
4.Книга –лучший советник.
5.Книга учит как на свете жить.
6.Кто много читает, тот много знает.
7.Красивая мудрая книга- как верный друг.
8. Книга –лучший подарок.
9.Золото добывают из-под земли, а знания из книги.
10.Книги-воды речки, которые наполняют каждого.
11.Ни о чём не думает лишь тот, кто ничего не читает.
12.Секрет всемирного вечного успеха книги, в её справедливости.
13.Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. (А. А. Блок)
14.Всем хорошим во мне я обязан книгам. (М. Горький)
15. Хорошая книга –искренний друг.
Во II веке н.э. в Китае впервые была получена бумага. Делали её из обрывков шёлка, тряпок, древесной коры. К XV веку, когда Иоанн Гуттенберг изобрёл книгопечатанье, бумага утвердилась в Европе. Первая книга отпечатанная типографическим способом, была Библия. На Руси книги появились с принятием христианства. Первую славянскую азбуку создали Кирилл и Мефодий. Началом русского книгопечатанья принято считать 1 марта 1564 года, когда Иван Фёдоров и его помощник Петр Мстиславец выпустили в Московском печатном дворе первую книгу «Апостол».
III. Подведение итогов.
Библиотекарь: Вот вы и послушали информацию о происхождении книги. Давайте теперь проверим насколько вы были внимательны.
Викторина:
1.Что означали узелки которые небыли окрашены в разные цвета ? (числа)
2.Из каких говорящих вещей состояло послание скифов своим соседям? (птицы, мыши, лягушки, 5 стрел)
3.Как называется письмо в виде рисунков? (Пиктография)
4.Каким письмом написаны все книги в шумерской библиотеке? (Клинописью)
5.Какому царю принадлежала самая большая библиотека в Ассирии? (Ашшурбанипалу)
6.В каком веке появились книги похожие на современные? (в I веке н.э.)
7.Как называется книга отпечатанная первым типографическим способом? (Библия)
8.Где впервые была получена бумага? (Китай)
9.Кто выпустил в Московском печатном дворе первую книгу «Апостол». (Иван Фёдоров и Петр Мстиславец)
10.Какую дату принято считать началом русского книгопечатанья. (1 марта 1564 год)
Библиотекарь: Молодцы! А знаете ребята, очень много хороших стихов написано о книге. Знаете ли вы стихи о книге?
Дети о стихах про книги
Библиотекарь: Я вижу наш урок прошёл не зря. В заключении нашего воспитательного часа хочется напомнить вам о том, что нужно беречь книги. Читайте книги, ходите почаще в библиотеки и обогащайте свои знания! До новых встреч!
"Сокровищница всех богатств человеческой души"PPTX / 10.08 Мб