"Сокровищница всех богатств человеческой души"

1
0
Материал опубликован Вчера в 09:54 в группе

Конспект урока с мультимедийным сопровождением по теме: «Сокровищница всех богатств человеческой души»

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с историей возникновения письменности и появлением книг; развивать воображение учащихся, умение самостоятельно высказывать свои мысли о книге, воспитывать бережное отношение к книге и её ценности.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация.

Форма проведения: классный час.

Ход классного часа:

I.Организационный момент.

Библиотекарь: Сегодня мы проводим с вами библиотечный урок, из которого вы должны узнать, как возникла письменность, что было причиной возникновения, какими были первые книги. Откуда же они берут начало? Какова их важность в истории человечества? Поможет вам обо всём этом узнать ваш классный руководитель. Вы должны внимательно слушать, чтобы всё запомнить, потому что мы с вами после рассказа учителя проведём викторину.

II.Основная часть.

Классный руководитель:

«Когда не было книг…»

Давайте с вами мысленно перенесёмся во времена, когда человек уже умел говорить, но писать ещё не умел. Как же люди передавали информацию?

Существовало несколько способов. Например, с помощью различных предметов. Вы что-нибудь слышали об узелковом письме? Как его делали? Брали шнур, на который завязывали определённым образом и в определённом порядке узелки. Узелки были окрашены в разные цвета.

Чёрный цвет означал-смерть; белый –мир; красный – войну, опасность; жёлтый- золото, богатство; зелёный –хлеб.

Если узелки небыли окрашены, они обозначали числа. Простой узел- десятки, двойной –сотни. Однажды при раскопках учёные нашли узелковое письмо весом в 6 килограммов. Такой моток можно протянуть от Москвы до Санкт-Петербурга.

Существовал ещё один способ передачи информации: с помощью так называемых «говорящих вещей». Скифы, проживавшие на юге нынешней территории России, отправляли соседям послание, состоявшее из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Это должно было означать следующее «Умеете ли вы летать, как птицы, прятаться под землёй, как мышь, прыгать по болотам, как лягушки? Если не умеете, то не пробуйте воевать с нами. Мы осыплем вас стрелами, лишь только ступите на нашу землю»

Первой попыткой остановить и сохранить слово были пиктограммы. Что ж такое пиктография? Пиктография -это письмо в виде рисунков. Сквозь толщу времён дошла до нашего времени. Две детские фигурки на знаке уличного движения означают: «Осторожно здесь улицу переходят дети!» Все знаки уличного движения-это настоящие пиктограммы.

«Книги –кирпичи» и «книги-трубочки»

Когда же и где появились первые книги? Представьте себе: 4000 лет до н.э. Древний Шумер. Горы глиняных табличек, аккуратно разложенных по плетёным корзинам.

Все книги в шумерской библиотеке написаны клинописью. На сырой глине люди выдавливали знаки похожие на клинки, отсюда и название-клинопись. Долгое время письмо связывали с магией. Люди верили, что на каждой табличке была записана жизнь каждого человека.

Клинописью были написаны книги из знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала. Находилась она в столице древнего государства Ассирия, в городе Ниневия и называлась «Дом наставлений и советов». В библиотеке Ашшурбанипала были научные труды по медицине, астрономии, истории, грамматике. Страницы её глиняных книг были большими: 32 на 32 сантиметра, толщиной в 2,5 сантиметров- настоящий плоский кирпич. Таких страниц в книге было десятки, иногда и сотни. Представьте себе книгу в сто глиняных страниц. Толщина её – 2,5 метров. До наших дней сохранились 30 тысяч глиняных табличек.

Первые книги, похожие на современные, появились примерно в первом веке нашей эры. Назывались они –кодексами. Представьте себе дощечку с выдолбленными углублениями. В него наливали расплавленный воск и пока он был ещё мягким, разглаживали его. Несколько таких дощечек соединяли шнурком в книжечку.

В Древнем Египте писали на папирусе. Папирус – это растение высотой от 3х до 6 метров которое росло по берегам Нила. Папирус был дорогим материалом и египтяне его берегли. Самый длинный из известных был длиной 40 метров.

Появляется ещё один материал для письма- пергамент. Изготовлялся он так: кожу овцы или телёнка промывали и вымачивали в извести, затем очищали от остатков шерсти, мяса и жира, сушили, туго натянув на раму. Получился белый или чуть желтоватый материал для письма. Он был прочен, его можно было сгибать и складывать, разрезать на куски любого размера.

В первых книгах текст писали слитно (для экономии места). Почувствуйте себя читателем Древнего мира и попробуйте почитать пословицы, написанные, как в древних книгах- слитно.

ИЗГЛУБИНЫМОРЯДОСТАЮТЖЕМЧУГИЗГЛУБИНЫКНИГИЧЕРПАЮТЗНАНИЯ. (Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают знания.)

НАПРАСНЫЙТРУДУДИТЬБЕЗКРЮЧКАИУЧИТЬСЯБЕЗКНИГ (Напрасный труд удить без крючка и учиться без книг.)

Учитель: Скажите пожалуйста дети какие пословицы знаете вы? (дети дают ответы)

Примеры пословиц:

1.Хочешь узнать мир-читай книги.

2.Мудрая книга-бесценное сокровище.

3.Книга- источник знаний.

4.Книга –лучший советник.

5.Книга учит как на свете жить.

6.Кто много читает, тот много знает.

7.Красивая мудрая книга- как верный друг.

8. Книга –лучший подарок.

9.Золото добывают из-под земли, а знания из книги.

10.Книги-воды речки, которые наполняют каждого.

11.Ни о чём не думает лишь тот, кто ничего не читает.

12.Секрет всемирного вечного успеха книги, в её справедливости.

13.Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. (А. А. Блок)

14.Всем хорошим во мне я обязан книгам. (М. Горький)

15. Хорошая книга –искренний друг.

​​​​​​​Во II веке н.э. в Китае впервые была получена бумага. Делали её из обрывков шёлка, тряпок, древесной коры. К XV веку, когда Иоанн Гуттенберг изобрёл книгопечатанье, бумага утвердилась в Европе. Первая книга отпечатанная типографическим способом, была Библия. На Руси книги появились с принятием христианства. Первую славянскую азбуку создали Кирилл и Мефодий. Началом русского книгопечатанья принято считать 1 марта 1564 года, когда Иван Фёдоров и его помощник Петр Мстиславец выпустили в Московском печатном дворе первую книгу «Апостол».

III. Подведение итогов.

Библиотекарь: Вот вы и послушали информацию о происхождении книги. Давайте теперь проверим насколько вы были внимательны.

Викторина:

1.Что означали узелки которые небыли окрашены в разные цвета ? (числа)

2.Из каких говорящих вещей состояло послание скифов своим соседям? (птицы, мыши, лягушки, 5 стрел)

3.Как называется письмо в виде рисунков? (Пиктография)

4.Каким письмом написаны все книги в шумерской библиотеке? (Клинописью)

5.Какому царю принадлежала самая большая библиотека в Ассирии? (Ашшурбанипалу)

6.В каком веке появились книги похожие на современные? (в I веке н.э.)

7.Как называется книга отпечатанная первым типографическим способом? (Библия)

8.Где впервые была получена бумага? (Китай)

9.Кто выпустил в Московском печатном дворе первую книгу «Апостол». (Иван Фёдоров и Петр Мстиславец)

10.Какую дату принято считать началом русского книгопечатанья. (1 марта 1564 год)

Библиотекарь: Молодцы! А знаете ребята, очень много хороших стихов написано о книге. Знаете ли вы стихи о книге?

Дети о стихах про книги

Библиотекарь: Я вижу наш урок прошёл не зря. В заключении нашего воспитательного часа хочется напомнить вам о том, что нужно беречь книги. Читайте книги, ходите почаще в библиотеки и обогащайте свои знания! До новых встреч!


"Сокровищница всех богатств человеческой души"PPTX / 10.08 Мб















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.