Программа дополнительного образования «Белгородчина - сокровищница чудес»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ Ю.А.ЧУМАКА»
Склярова Татьяна Анатольевна, учитель географии, первая квалификационная категория.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области имени Героя России Ю.А.Чумака»
Белгородская область
пгт. Октябрьский
«География может и должна стать одним из самых увлекательных школьных предметов. При этом важно делать особые акценты на изучении природного наследия России, вопросах экологии, рационального природопользования, охране редких видов животных и растений» (В.В.Путин) на съезде РГО
Сегодня образовательный стандарт нового поколения перед каждым учителем ставит, какой бы предмет он ни преподавал, задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания.
Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные курсы.
Внеурочная деятельность является основной частью образовательного процесса в средней школе и направлена на общеинтеллектуальное и общекультурное развитие учащихся.
В основе представленной программы лежит системно-деятельностный подход. В результате реализации данных программ у учащихся формируются УУД (личностные, метапредметные).
ПРИНЯТА Решением Педагогического совета Протокол от _______ № ___ |
УТВЕРЖДАЮ Директор______________/ Приказ от ________ № _____
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ГЕОГРАФИИ
«БЕЛГОРОДЧИНА – СОКРОВИЩНИЦА ЧУДЕС»
для 6 класса
Срок реализации: 1 год
Учитель: Склярова Т.А.
2020 - 2021 учебный год
Нормативная база
Рабочая программа внеурочной деятельности в 6-х классах по географии «Белгородчина – сокровищница чудес» составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями) (далее - ФГОС ООО);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
5. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Октябрьская СОШ им.Ю.Чумака»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 6 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по географии, соответствующей ФГОС в классах, реализующих ФГОС ООО с учетом авторской программы «География».5-9 классы / авт.-сост. Е.М. Домогацких. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.
Рабочая программа предназначена для работы в 6 (общеобразовательных) классах.
Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные краеведческие, страноведческие курсы. Это позволяет реализовать повторение и обобщение базового курса географии, и наполнить дополнительным содержанием по каждой теме: изучение интересных фактов, легенд, природных рекордов. Изучение родного края, страны, мира - это одна из важнейших задач школьной географии. Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома. Именно знания о своей планете вызывают у школьника интерес ученого-натуралиста, воспитывают патриота, гражданина. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей малой родины, страны...
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в отличие от школьного курса географии с его загруженностью теорией и небольшой возможностью проведения практических работ, настоящая программа дает обучающимся возможность осваивать материал путем самостоятельных исследований, выездных занятий на местности. Таким образом, у ребят формируется интерес к географии и смежным наукам, умение самостоятельно приобретать и применять полученные знания, творческий подход к выполнению заданий и исследовательских работ.
Программой предусмотрено проведение как аудиторных, так и внеаудиторных занятий.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом МОУ «Октябрьская СОШ им.Ю.Чумака» на 2020-2021 учебный год рассчитана на 34 часа занятий, где учащиеся на практике освоят географические понятия и закономерности: научаться ориентироваться и проводить измерения на местности, составлять простые карты и схемы, наглядные пособия, познавать «тайны» географических названий, создавать географическую игротеку.
Рабочая программа имеет цель: познакомить обучающихся с основными понятиями и закономерностями физической географии; объяснить строение и процессы, происходящие в литосфере, гидросфере, атмосфере и биосфере; раскрыть взаимосвязь между различными оболочками Земли, познакомить с народами и их культурой. Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения географии на ступени основного общего образования:
формирование интереса к предмету;
формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;
активизировать познавательную деятельность школьников;
повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в области изучения географических объектов;
развивать у обучающихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
побудить обучающихся к исследовательской работе по темам курса.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
личностно - ориентированного обучения,
учебно – игровой деятельности,
проектной деятельности,
информационно-компьютерная
квест-технология.
Предметные результаты:
умение работать с разными источниками географической информации;
умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
картографическая грамотность;
умение устанавливать причинно-следственные связи, вести мониторинг за объектами;
умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания;
умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
способностью к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
умение взаимодействия с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию.
Личностным результатом обучающихся по программе «Белгородчина – сокровищница чудес» является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этнических принципов и норм поведения;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни людей, толерантность.
Образовательные результаты предусматривают овладение системой географических знаний и умений краеведческой направленности; навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Общая характеристика курса
В основу содержания учебного курса положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества Белгородской области. Курс состоит из четырех разделов.
Материал первого раздела – «Географ - ученый» - знакомит школьников с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности.
Второй раздел курса – «Географ - турист» - знакомит школьников с Белгородской областью.
Третий раздел «Географ – краевед» позволяет реализовать творческий подход школьников к изучению природных ресурсов, знакомство и изучение природных богатств родного края, климатических и погодных условий.
Четвертый раздел «Географ – конструктор» научат школьников создавать приборы своими руками, а так же проводить интересные опыты, доказывающие географические закономерности.
Место курса в учебном плане
Курс «Белгородчина – сокровищница чудес» освещает темы, которые помогут сформировать у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. Материалы курса дополнят учебный курс «География. Физическая география», и позволят обучающимся получить общие сведения о географических оболочках в нетрадиционной форме.
Возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности
альбом |
паспорт |
газета |
плакат |
журнал, книжка-раскладушка |
серия иллюстраций |
коллаж |
справочник |
коллекция |
стенгазета |
макет |
сценарий праздника, игры |
модель |
учебное пособие |
наглядные пособия |
фотоальбом |
Содержание программы
Географ – ученый - 5 часов.
Ориентирование в пространстве и на местности. Определение сторон горизонта с помощью приборов и без. Составление простейших планов школьного участка.
Географ - турист – 14 часов.
Путешествие по Белгородской области. Особо значимые территории. Где бы я хотел побывать. Составление маршрута.
Географ - краевед - 11 часов.
Знать историю своего края, его заселение, формирование обычаев, традиций. Знать отечественных географов-исследователей, их вклад в изучение природы. Уметь давать характеристику регионов области. Приводить примеры событий и явлений, значимых для нашего края.
Географ – конструктор - 4 часа.
Изготовление самодельных приборов, позволяющих наблюдать за погодой.
Учебно - тематический план
№ п/п |
Раздел |
Тема |
Общее кол-во часов |
Результат |
||
Географ – ученый |
5 |
|
||||
1 |
|
Почувствуйте себя картографами! |
1 |
Создание модели карты «Белгородская область» |
||
2 |
|
Почувствуйте себя древними путешественниками |
1 |
Составление справочника «Белгородские путешественники Средних веков». |
||
3 |
|
Почувствуйте себя древними путешественниками! |
1 |
Составление стенгазеты «Великие Географические открытия». |
||
4 |
|
Почувствуйте себя учеными! |
1 |
Составление коллажа «Памятники нашей местности». |
||
5 |
|
Почувствуйте себя журналистами! |
1 |
Разработка журнала «Белгородчина и Россия: вчера, сегодня, завтра». |
||
Географ - турист |
14 |
|
||||
6 |
|
Туристско-краеведческие возможности родного края |
1 |
Составление презентации. |
||
7 |
|
Туристско-краеведческие возможности родного края |
1 |
|||
|
||||||
8 |
|
Путешествие по карте родного края |
1 |
Составление маршрута |
||
9 |
|
Путешествие по карте родного края |
1 |
|||
10 11 |
|
Географические особенности родного края |
2 |
Фотоальбом особенностей области |
||
12 13
|
|
Географические особенности родного края |
2 |
Фотоальбом особенностей района |
||
14 15 |
|
Географические особенности родного края |
2 |
Фотоальбом особенностей поселка |
||
16 17 |
|
Рельеф, грунты, растительное и животное царство родного края |
2 |
Составление презентации. |
||
18 19 |
|
Климат Белгородчины |
2 |
Составление серии иллюстраций |
||
Географ - краевед |
11 |
|
||||
20 21 22 |
|
Почувствуйте себя минералогами! |
3 |
Подготовка плаката «Полезные ископаемые родного края». |
||
23 24
|
|
Почувствуйте себя спелеологами! |
2 |
Подготовка презентации «Пещеры Белогорья». |
||
25 26 27 28
|
|
Почувствуйте себя историками! |
4 |
Составление книжки-раскладушки «Героическая область великих битв» Белгород – город первого салюта |
||
29 30
|
|
Почувствуйте себя этноведами! |
2 |
Составление паспорта обычаев и традиций области |
||
Географ – конструктор
|
4 |
|
||||
|
||||||
31
32 33 |
|
Осваиваем методы конструирования и моделирования! |
3 |
Создание модели глобуса «Белгородская область» реки/ озерных котловин. |
||
34
|
|
Почувствуйте себя экотуристами! |
1 |
Разработка маршрута путешествия на ватмане в формате фото коллаж. |
||
Итого |
34 |
|
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Примерная программа основного общего образования по географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
География. Проекты и творческие работы. 5-9 класс/ В.В. Николина, Е.К. Липкина М.: - «Просвещение», 2015.
Атлас. География. Введение в географию. Физическая география. 5-6 классы / С.В.Банников, Е.М. Домогацких. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.
Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/
Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/ методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.