Урок музыки по закреплению знаний «Солнечный Моцарт» (5–6 классы)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ – ГОРОД МОСКВА
Педагогическое образование
«Структура различных типов уроков в условиях реализации ФГОС»
Тема: Структура урока усвоения новых знаний
Выполнила: М.А.Пустовойтова
Москва-2017
Урок музыки в 6 классе
«В чём сила музыки В.А. Моцарта?»
(УМК: Науменко Т.И., Алеев В.В.)
Технологическая карта урока
Предмет: музыка
Класс: 6 класс
Базовый учебник: Т.И. Науменко, В.В. Алиев «Музыка, 6 класс»
Тема урока: «Воздействие музыки Моцарта на человека».
Цель урока: на примере произведений В.А.Моцарта выяснить, в чём сила его музыки.
Задачи урока:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
1.Привить интереск музыке В.А. Моцарта;
2.Изучить биографию, творчество великого композитора и выделить его особенности;
3.Закрепить эстетические критерии музыкальной культуры:
4. Уметь различать особенности вокальной и инструментальной музыки;
5.Усвоить новые, повторить понятия: вундеркинд, рондо, серенада, менуэт;
6.Закрепить представление о взаимосвязи музыки и жизни.
2.РАЗВИВАЮЩИЕ:
1. Научить слушать, слышать и исполнять музыкальные произведения:
2.Развивать навыки музыкального восприятия; уметь анализировать, сравнивать, обобщать;
3.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1.Воспитать любовь к музыке, а также потребность общения с искусством на основе эмоционального восприятия музыки В.А.Моцарта;
Тип урока: Урок овладения предметными умениями ;
Необходимое оборудование: АРМ, компьютер, колонки, учебная доска, текст А.С.Пушкина « Маленькие трагедии», книга Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка» М. «Малыш» 1991г., ноты «Колыбельная», «Весенняя песня» В.А.Моцарт
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1 |
Организационно - мотивационный |
слайд№1 Звучит «Ночная серенада», затем фоном - Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о воздействии музыки Моцарта на людей, совершим путешествие в разные страны, куда поведёт нас музыка великого композитора. А начнётся оно в Германии, небольшом и очень красивом городке Зальцбурге, где более 250 лет назад родился … вы конечно, догадались что речь идёт о …… Слайд№»2 А поможет нам музыка и литература.
Ребята, что за музыка звучала? Кто исполнитель? - Что мы слышим в ней? Что такое «серенада»
Слайд№»3 Чудо - ребёнок |
Работа с презентацией - по ходу всего урока, музыка и видео вмонтированы в презентацию
…( дети отвечают) Вольфганге Амадее Моцарте
- (обучающиеся читают) стихи Б.Окуджавы «Моцарт на старенькой скрипке играет…» - ответы: Маленькая ночная серенада, которая была написана для ночных карнавалов, исполнял симфонический оркестр. - ответы: лёгкость, радость, спокойствие, и т.д. Вокальное произведение лирического характера, исполняется под балконом любимой …. |
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные самоопределение (осознание необходимости совершенствования). Познавательные: обще учебные (умение видеть проблему, формулирование познавательной цели). |
2 3 4 5 6 |
Постановка уебной задачи
Основной этап работы
Динамическая пауза Возвращение к основному этапу урока
рефлексия |
- Ребята, скажите, какую задачу урока мы можем с вами поставить перед собой? - Давайте вспомним о детстве Моцарта, когда у него был друг, который помог юному гению освоить музыкальную грамоту.
- Учитель исполняет гамму с аккомпанементом на фортепиано. — «Взрослый Моцарт потом не раз вспоминал с благодарностью своего сверчка». А пока маленький будущий композитор засыпает, давайте, споем ему «Колыбельную». — Первым и главным учителем музыки Вольфганга был его отец Леопольд. Слайд №4
- Скажите, во сколько лет Моцарт уже играл на клавесине? - Да. Давайте посмотрим. Как это было? (видеофрагмент из х.ф. «Амадей») Слайд №5(видео) - Моцарт начал сочинять музыку с раннего детства. Особенно любил оперу. Одной из его любимых и самой яркой стала опера «Волшебная флейта». Слайд №6 — А как называется первое произведение, которое написал композитор? — Что такое «менуэт»? Вам было нужно самостоятельно найти определение этому танцу.
- А теперь мы с вами услышим «менуэт » в исполнении Каталовой Ксении - Какие характеристики вы можете дать этому произведению, какие средства музыкальной выразительности использовал комполитор
- Леопольд Моцарт безошибочно определил гениальность в своём сыне, а когда мальчику исполнилось 6 лет, отец собирается в дорогу. Маленький мальчик, его сестра Мария-Анна и он сам едут по городам Германии, Франции, Англии на гастроли. Концерты длились по 5-6 часов, дети очень уставали, много болели. А знатная публика, закидывая их деньгами и подарками, развлекалась. Каким образом? (ответы детей). — Моцарта называли «вундеркиндом». Что означает это слово? — Первое гастрольное путешествие было удачным. Вспомните, какой подарок получил Моцарт от королевы? - Когда почти через 4 года семья вернулась домой, чем стал заниматься мальчик? - И вот, вскоре Леопольд вновь собирается в путешествие, только теперь в Италию. Но Итальянцы очень настороженно встретили Моцарта. Только одно событие изменило их отношение к композитору. Какое ? Но тогда казалось, что жизнь прекрасна, и всё впереди!
Сейчас мы поддержим это прекрасное настроение, а ансамбль девочек исполнит «Весеннюю песню» «ЧУДО-МУЗЫКА» слайд №7
У.- А вы знаете, что в Канаде на улицах городов звучит музыка Моцарта?! Считается, что происходит гораздо меньше ДТП. -В Японии под музыку Моцарта в пекарнях ставят тесто. Считается , что оно быстрее подходит, имеет очень хорошее качество. А тогда в 18 веке всё ещё только начиналось! Турция. Необычная страна. Моцарт там никогда не был, хотя и много путешествовал. И в Европе в то время услышали впервые неизвестную турецкую музыку. Большую роль в ней играли ударные инструменты, особенно большой барабан, изобретённый на Востоке и широко распространенный в Турции. Его называли «Турецким барабаном». Моцарт от природы был человеком ещё и очень остроумным, любил шутить. Шутил также и в своих произведениях. Звучит «Рондо в турецком стиле». - Музыка понравилась? Чем? - Какой характер у этой музыки? - Скажите, была музыка, которая повторялась? - Она прозвучала два или несколько раз? - А новая музыка звучала между повторами? - Какая музыкальная форма в этом произведении, простая или сложная? Произведение имеет два названия: «Турецкое рондо», «Рондо в турецком стиле», а по сути это и не рондо, и не марш. Как звучит 1я тема? Легко, изящно, больше похоже на танец. Кто может танцевать? У.- 2я тема. Кто танцует? Показ схемы «Рондо» (учебная доска) - И всё же это больше похоже на куплетную форму. Действительно, музыка Моцарта необыкновенна! «Чудо- человек» слайд №8 Помимо всего прочего, она лечит: Ж. Депардье, французский актёр. (Заикание). Актёр Том Круз лечил память. В течение 2х месяцев по несколько часов в день слушал музыку Моцарта. Теперь запоминает текст ролей с первого раза. Фоном звучит «Концерт для валторны с оркестром». -Интересно, что все концерты для валторны с оркестром Моцарт написал для своего друга Игнаца Лойтгеба, который был сыроваром. Он очень любил этот инструмент и неплохо играл на валторне. Слайд №8 А вот другому другу Моцарта, А. Сальери приписывают «славу убийцы». Есть версия, что именно Сальери посыпал яд в вино Моцарта, от чего тот скончался. Великий А.С.Пушкин написал об этом в «Маленьких трагедиях». ( Зачитывается отрывок из произведения о встрече со слепым скрипачом). Какие человеческие качества Моцарта показаны в этом произведении? А нам, в 21 веке нужны эти качества? (ответы детей). Слайд №8 Время стремительно несётся вперёд. За этим ритмом жизни люди порой заглушают в себе лучшие человеческие качества, стремясь построить карьеру, бизнес. Порой становятся жестокими ради власти, богатства. Но предназначение человека состоит в том, что каждый должен оставить свой добрый след на земле для родных и близких людей, потому что «В каждом человеке живёт чудо». Великая музыка Моцарта, его гений и сейчас не даёт покоя почитателям его таланта, библиографы ищут новые факты из жизни и смерти Моцарта, т.к. есть ещё много загадок. Учёные бьются над секретом воздействия музыки на человека. Одно ясно точно, что музыка Моцарта волшебна и не может никого оставить равнодушным. Слайд №9,10
Поднимите руки те ребята, которые открыли на уроке что- либо новое для себя (ответы детей). А я хочу оценить сейчас вашу работу, (Учащиеся оцениваются учителем); Д.З.прослушать В.А.Моцарт1 часть «Концерт для валторны с оркестром» |
Узнать, в чём сила музыки В.А.Моцарта?; узнать новые интересные факты из биографии Моцарта; - Дети читают отрывок из книги Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка» М. «Малыш» 1991г. (о встрече Вольфганга со сверчком). - Исполняется колыбельная Моцарта (обучающиеся исполняют с пластическим сопровождением)
- ответы детей
менуэт с французского – маленький, французский бальный танец, с плавными и медленными движениями и др.
Исполняется менуэт на фортепиано Ответы: мелодия изысканная, изящная, короткие фразы чередуются с длинными, как показы поклонов и т.д., используется тембр ф –но, раньше это был клавесин, показ компактного танца и т.д.
- играть с завязанными глазами, играть по клавишам, закрытыми тканью, повторять на клавесине мелодию, напетую зрителями, угадывать точные звуки - ответы детей - ответы детей - обучался разным предеметам и дисциплинам: математика, литература и др. -ответы детей: Моцарт услышал «Мизерере» Аллегри и записал его на слух, но не знал, что эта музыка охраняется , к ней нет доступа, исполняется она только по великим праздникам. Было распоряжение «арестовать уши » Моцарта, но когда стало понятно, что эта музыка не была украдена, юного композитора приняли в члены Болонской академии. Никогда больше Моцарт не будет так счастлив. Ансамбль девочек поёт «Весенняя песня» ответы детей ответы: девушка, и т.
ответы: мужчина
ответы детей: честь, благородство, и др. ответы детей |
Регулятивные: целепол агание Познавательные: обще учебные (умение осознанно строить речевое высказывание, поиск и выделение необходимой информации) Регулятивные: контроль, оценка и коррекция знаний Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные самоопределение (осознание необходимости совершенствования). Регулятивные: планиро вание Познавательные: логические (подведение под понятие). Коммуникативные: (совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения) Познавательные: общеучебные (знаково – символич еское модел ирование), логические (анализ музыкального произведе ния с целью выделения признаков, установление причинно – следственных связей, подведение под понятие) Коммуникативные: (совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения) Познавательные: логические (сравнение музыкальных произведе ний, установление причинно – следственных связей) Регулятивные: контроль, оценка и коррекция Познавательные: логические (выведение следствий) Личностные смыслообразование Познавательные: общеучебные Личностные самоопределение Познавательные: логические (выведение следствий) Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: контроль, оценка и коррекция рефлексия) Регулятивные: контроль, оценка, осознание качества и уровня усвоения |
Список литературы.
Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Коптяева О.Н. Введение ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения. – Вологда: Департамент образования Вологодской области, Вологодский институт развития образования, 2013.- 64 – 85 с., 151 – 192 с.
Власенко О.П. Музыка. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2008. – 129 - 136 с.
Науменко Т.И., Алеев В.В.,. Музыка, 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: ДРОФА, 2016. – 66 – 72 с.
Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с.
Завельский Ю.К. Как подготовить современный урок. - Журнал «Завуч», 2000 год, № 4.
Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя. - Журнал «Завуч», 2000 год, № 1.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011
http://img.photo.tut.ua/bustravel/229/12805/530/1_26548.jpg - памятник
http://www.mozart.cat/fotos/galeries/monument_03.jpg - памятник
http://muslib.ru/pb/1/19266/wolfgang-amadeus-mozart_1876021.jpg - портрет Моцарта