12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ – ГОРОД МОСКВА

Педагогическое образование

«Структура различных типов уроков в условиях реализации ФГОС»


Тема: Структура урока усвоения новых знаний

 

Выполнила: М.А.Пустовойтова

 Москва-2017

Урок музыки в 6 классе

«В чём сила музыки В.А. Моцарта?»

(УМК: Науменко Т.И., Алеев В.В.)

Технологическая карта урока

Предмет: музыка

Класс: 6 класс

Базовый учебник: Т.И. Науменко, В.В. Алиев «Музыка, 6 класс»


 

Тема урока: «Воздействие музыки Моцарта на человека».

Цель урока: на примере произведений В.А.Моцарта выяснить, в чём сила его музыки.

Задачи урока:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

1.Привить интереск музыке В.А. Моцарта;

2.Изучить биографию, творчество великого композитора и выделить его особенности;

3.Закрепить эстетические критерии музыкальной культуры:

4. Уметь различать особенности вокальной и инструментальной музыки;

5.Усвоить новые, повторить понятия: вундеркинд, рондо, серенада, менуэт;

6.Закрепить представление о взаимосвязи музыки и жизни.

2.РАЗВИВАЮЩИЕ:

1. Научить слушать, слышать и исполнять музыкальные произведения:

2.Развивать навыки музыкального восприятия; уметь анализировать, сравнивать, обобщать;

3.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1.Воспитать любовь к музыке, а также потребность общения с искусством на основе эмоционального восприятия музыки В.А.Моцарта;

Тип урока: Урок овладения предметными умениями ;

Необходимое оборудование: АРМ, компьютер, колонки, учебная доска, текст А.С.Пушкина « Маленькие трагедии», книга Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка» М. «Малыш» 1991г., ноты «Колыбельная», «Весенняя песня» В.А.Моцарт

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационно - мотивационный

слайд№1

Звучит «Ночная серенада», затем фоном

- Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о воздействии музыки Моцарта на людей, совершим путешествие в разные страны, куда поведёт нас музыка великого композитора. А начнётся оно в Германии, небольшом и очень красивом городке Зальцбурге, где более 250 лет назад родился … вы конечно, догадались что речь идёт о ……

Слайд№»2

А поможет нам музыка и литература.


 


 

Ребята, что за музыка звучала? Кто исполнитель?

- Что мы слышим в ней?

Что такое «серенада»


 

Слайд№»3 Чудо - ребёнок

Работа с презентацией - по ходу всего урока, музыка и видео вмонтированы в презентацию


 

( дети отвечают) Вольфганге Амадее Моцарте


 

 

- (обучающиеся читают) стихи Б.Окуджавы «Моцарт на старенькой скрипке играет…»

- ответы: Маленькая ночная серенада, которая была написана для ночных карнавалов, исполнял симфонический оркестр.

- ответы: лёгкость, радость, спокойствие, и т.д.

Вокальное произведение лирического характера, исполняется под балконом любимой ….

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные

самоопределение (осознание необходимости совершенствования).

Познавательные: обще

учебные (умение видеть проблему, формулирование познавательной цели).

2

3

4

5

6

Постановка уебной задачи

 

Основной этап работы

 

 

 

Динамическая пауза

Возвращение к основному этапу урока

 

 

рефлексия

- Ребята, скажите, какую задачу урока мы можем с вами поставить перед собой?

- Давайте вспомним о детстве Моцарта, когда у него был друг, который помог юному гению освоить музыкальную грамоту.


 

- Учитель исполняет гамму с аккомпанементом на фортепиано.

«Взрослый Моцарт потом не раз вспоминал с благодарностью своего сверчка».

А пока маленький будущий композитор засыпает, давайте, споем ему «Колыбельную».

Первым и главным учителем музыки Вольфганга был его отец Леопольд.

Слайд №4


 

- Скажите, во сколько лет Моцарт уже играл на клавесине?

- Да. Давайте посмотрим. Как это было? (видеофрагмент из х.ф. «Амадей»)

Слайд №5(видео)

- Моцарт начал сочинять музыку с раннего детства. Особенно любил оперу. Одной из его любимых и самой яркой стала опера «Волшебная флейта». Слайд №6

А как называется первое произведение, которое написал композитор?

Что такое «менуэт»? Вам было нужно самостоятельно найти определение этому танцу.


 

- А теперь мы с вами услышим «менуэт » в исполнении Каталовой Ксении

- Какие характеристики вы можете дать этому произведению, какие средства музыкальной выразительности использовал комполитор


 


 

- Леопольд Моцарт безошибочно определил гениальность в своём сыне, а когда мальчику исполнилось 6 лет, отец собирается в дорогу. Маленький мальчик, его сестра Мария-Анна и он сам едут по городам Германии, Франции, Англии на гастроли. Концерты длились по 5-6 часов, дети очень уставали, много болели. А знатная публика, закидывая их деньгами и подарками, развлекалась. Каким образом? (ответы детей).

Моцарта называли «вундеркиндом». Что означает это слово?

Первое гастрольное путешествие было удачным. Вспомните, какой подарок получил Моцарт от королевы?

- Когда почти через 4 года семья вернулась домой, чем стал заниматься мальчик?

- И вот, вскоре Леопольд вновь собирается в путешествие, только теперь в Италию. Но Итальянцы очень настороженно встретили Моцарта. Только одно событие изменило их отношение к композитору. Какое ? Но тогда казалось, что жизнь прекрасна, и всё впереди!


 


 


 


 

Сейчас мы поддержим это прекрасное настроение, а ансамбль девочек исполнит «Весеннюю песню»

«ЧУДО-МУЗЫКА» слайд №7

 

У.- А вы знаете, что в Канаде на улицах городов звучит музыка Моцарта?! Считается, что происходит гораздо меньше ДТП.

-В Японии под музыку Моцарта в пекарнях ставят тесто. Считается , что оно быстрее подходит, имеет очень хорошее качество.

А тогда в 18 веке всё ещё только начиналось! Турция. Необычная страна. Моцарт там никогда не был, хотя и много путешествовал. И в Европе в то время услышали впервые неизвестную турецкую музыку. Большую роль в ней играли ударные инструменты, особенно большой барабан, изобретённый на Востоке и широко распространенный в Турции. Его называли «Турецким барабаном». Моцарт от природы был человеком ещё и очень остроумным, любил шутить. Шутил также и в своих произведениях.

Звучит «Рондо в турецком стиле».

- Музыка понравилась? Чем?

- Какой характер у этой музыки?

- Скажите, была музыка, которая повторялась?

- Она прозвучала два или несколько раз?

- А новая музыка звучала между повторами?

- Какая музыкальная форма в этом произведении, простая или сложная?

Произведение имеет два названия: «Турецкое рондо», «Рондо в турецком стиле», а по сути это и не рондо, и не марш.

Как звучит 1я тема? Легко, изящно, больше похоже на танец. Кто может танцевать?

У.- 2я тема. Кто танцует?

Показ схемы «Рондо» (учебная доска)

- И всё же это больше похоже на куплетную форму. Действительно, музыка Моцарта необыкновенна!

«Чудо- человек» слайд №8

Помимо всего прочего, она лечит:

Ж. Депардье, французский актёр. (Заикание).

Актёр Том Круз лечил память. В течение 2х месяцев по несколько часов в день слушал музыку Моцарта. Теперь запоминает текст ролей с первого раза.

Фоном звучит «Концерт для валторны с оркестром».

-Интересно, что все концерты для валторны с оркестром Моцарт написал для своего друга Игнаца Лойтгеба, который был сыроваром. Он очень любил этот инструмент и неплохо играл на валторне. Слайд №8

А вот другому другу Моцарта, А. Сальери приписывают «славу убийцы». Есть версия, что именно Сальери посыпал яд в вино Моцарта, от чего тот скончался. Великий А.С.Пушкин написал об этом в «Маленьких трагедиях».

( Зачитывается отрывок из произведения о встрече со слепым скрипачом).

Какие человеческие качества Моцарта показаны в этом произведении?

А нам, в 21 веке нужны эти качества? (ответы детей). Слайд №8

Время стремительно несётся вперёд. За этим ритмом жизни люди порой заглушают в себе лучшие человеческие качества, стремясь построить карьеру, бизнес. Порой становятся жестокими ради власти, богатства. Но предназначение человека состоит в том, что каждый должен оставить свой добрый след на земле для родных и близких людей, потому что «В каждом человеке живёт чудо».

Великая музыка Моцарта, его гений и сейчас не даёт покоя почитателям его таланта, библиографы ищут новые факты из жизни и смерти Моцарта, т.к. есть ещё много загадок. Учёные бьются над секретом воздействия музыки на человека. Одно ясно точно, что музыка Моцарта волшебна и не может никого оставить равнодушным. Слайд №9,10


 

Поднимите руки те ребята, которые открыли на уроке что- либо новое для себя (ответы детей).

А я хочу оценить сейчас вашу работу, (Учащиеся оцениваются учителем);

Д.З.прослушать В.А.Моцарт1 часть «Концерт для валторны с оркестром»

Узнать, в чём сила музыки В.А.Моцарта?;

узнать новые интересные факты из биографии Моцарта;

- Дети читают отрывок из книги Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка» М. «Малыш» 1991г.

(о встрече Вольфганга со сверчком).

- Исполняется колыбельная Моцарта (обучающиеся исполняют с пластическим сопровождением)

 


 

- ответы детей


 


 


 


 


 


 


 


 

менуэт

с французского – маленький, французский бальный танец, с плавными и медленными движениями и др.


 

Исполняется менуэт на фортепиано

Ответы: мелодия изысканная, изящная, короткие фразы чередуются с длинными, как показы поклонов и т.д., используется тембр ф –но, раньше это был клавесин, показ компактного танца и т.д.


 


 


 

- играть с завязанными глазами, играть по клавишам, закрытыми тканью, повторять на клавесине мелодию, напетую зрителями, угадывать точные звуки

- ответы детей

- ответы детей

- обучался разным предеметам и дисциплинам: математика, литература и др.

-ответы детей: Моцарт услышал «Мизерере» Аллегри и записал его на слух, но не знал, что эта музыка охраняется , к ней нет доступа, исполняется она только по великим праздникам. Было распоряжение «арестовать уши » Моцарта, но когда стало понятно, что эта музыка не была украдена, юного композитора приняли в члены Болонской академии. Никогда больше Моцарт не будет так счастлив.

Ансамбль девочек поёт «Весенняя песня»

ответы детей

ответы: девушка, и т.


 

ответы: мужчина


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ответы детей: честь, благородство, и др.

ответы детей

Регулятивные: целепол

агание

Познавательные: обще

учебные (умение осознанно строить речевое высказывание, поиск и выделение необходимой информации)

Регулятивные: контроль, оценка и коррекция знаний

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные

самоопределение (осознание необходимости совершенствования).

Регулятивные: планиро

вание

Познавательные: логические (подведение под понятие).

Коммуникативные:

(совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения)

Познавательные: общеучебные (знаково – символич

еское модел

ирование), логические (анализ музыкального произведе

ния с целью выделения признаков, установление причинно – следственных связей, подведение под понятие)

Коммуникативные:

(совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения)

Познавательные:

логические (сравнение музыкальных произведе

ний, установление причинно – следственных связей)

Регулятивные: контроль, оценка и коррекция

Познавательные:

логические

(выведение следствий)

Личностные

смыслообразование

Познавательные:

общеучебные

Личностные

самоопределение

Познавательные:

логические

(выведение следствий)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные: контроль, оценка и коррекция

рефлексия)

Регулятивные: контроль, оценка, осознание качества и уровня усвоения

Список литературы.

Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Коптяева О.Н. Введение ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения. – Вологда: Департамент образования Вологодской области, Вологодский институт развития образования, 2013.- 64 – 85 с., 151 – 192 с.

Власенко О.П. Музыка. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2008. – 129 - 136 с.

Науменко Т.И., Алеев В.В.,. Музыка, 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: ДРОФА, 2016. – 66 – 72 с.

Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с.

Завельский Ю.К. Как подготовить современный урок. - Журнал «Завуч», 2000 год, № 4.

Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя. - Журнал «Завуч», 2000 год, № 1.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011

http://img.photo.tut.ua/bustravel/229/12805/530/1_26548.jpg - памятник

http://www.mozart.cat/fotos/galeries/monument_03.jpg - памятник

http://muslib.ru/pb/1/19266/wolfgang-amadeus-mozart_1876021.jpg - портрет Моцарта

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.