12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Наталья36
2

Конспект урока музыки в 5 классе по теме: «Ты, Моцарт, Бог и сам того не знаешь...»

 Конспект урока в 5 классе на тему:

 "Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь..."

Цель урока: 

обогатить представление учащихся  о жизни и творчестве великого австрийского композитора В.А. Моцарта.

Задачи  урока:

Образовательные:

·      формирование  знаний об этапах жизни и творчества В.А. Моцарта.

Воспитательные:

·      воспитание сплоченности и сотрудничества в групповых и индивидуальных формах работы;

·      воспитание культуры общения с товарищами и культуры слушания музыкальных произведений.

Развивающие:

·      развитие  творческого мышления;

·      развитие  умения обобщать, анализировать, сравнивать на примере  биографии композитора и музыкальных произведений Моцарта.

 Оборудование урока:

·    мультимедийное оборудование

·    карточки с заданиями

 

Музыкальный материал:

·         симфония №40,  I часть Моцарта

·    Реквием «Lacrimosa».

 

Ход урока:

1.   Организационный момент:

 

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Встаньте, дети, не ленитесь,

Все мне дружно улыбнитесь.

- Давайте поприветствуем друг друга по-музыкальному, как мы с вами это каждый урок музыки.

-Здравствуйте ребята!

Д: -Здравствуйте!

А теперь вы останьтесь на одной нотке, а я попробую добавить второй голос. У нас с вами должно получиться красивое двухголосие.

 

Ну а теперь, ребята сели

И на парты посмотрели.

Будут нужными опять:

Пенал, ручка и тетрадь.

Не забудет про дневник

Ни один наш ученик.

Молодцы! Готов весь класс,

 

Ну а что сегодня за тема урока,

постараемся узнать все вместе мы сейчас.

Для этого на экран все посмотрите и подсказку получите:

 

2.Актуализация темы

1756 год. Австрия. Маленькое церковное княжество, которое на карте тогдашней Европы выглядело крохотным, не более ноготка. Столица этого княжества – город Зальцбург.

О Зальцбурге говорили так: «Да разве это город? Это настоящая музыкальная шкатулка!».

И в самом деле, каждый второй пел, каждый третий играл на музыкальном инструменте.  И вот однажды  в один из прекрасных дней, родился в этом городе казалось бы обычный мальчик. Его отец, узнав,что родился сын, задумался: «А кем он будет ? Станет ли он переплетчиком, как все его предки, иль, подобно мне, отдаст свое сердце музыке?! Кто знает?!

Ну конечно, маленький мальчик стал музыкантом! И мало того, знаменитым композитором! И это был…

Д: Дети отвечают (Моцарт)

ВЕЛИКИЙ ГЕНИЙ, ИМЯ КОТОРОГО МЫ УЗНАЕМ лишь после того, как разгадаем кроссворд.

 

CЛАЙД

1.  Один из персонажей программной музыки Лядова. (Кикимора)

2.  Мелодия, исполняемая голосом, без слов. (Вокализ)

3.  Один из «3 китов» в музыке. (Танец)

4.  Басня Крылова, которая появилась благодаря музыке. (Квартет)

5.  Автор музыки песни «Про чудака». (Арутюнов)

6.  Одно из выразительных средств в музыке, которое обозначает – чередование звуков. (Ритм)

Итак, мы сегодня поговорим о Вольфганге Амадее Моцарте, о котором А.С. Пушкин сказал:

 

CЛАЙД

 «Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь» . ЭТИ СЛОВА  ПУШКИНА, ЯВЛЯЮТСЯ ТЕМОЙ НАШЕГО УРОКА.

У: И действительно этот человек обладал  удивительными способностями и талантом, которые проявились, кстати, очень рано:

Итак, чтобы поближе познакомиться с великим дарованием, я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое, в 18 век.

 

CЛАЙД

У: А чтобы наше путешествие не было скучным, предлагаю нам с вами спеть  нашу песню, под названием "Гимн музыке". Но перед  этим предлагаю сделать несколько упражнений для разогрева голосового аппарата.

/Дыхательная гимнастика, распевание/.

/Исполение песни/.

Итак, мы с вами оказались на улицах австрийского городка Зальцбурга. Именно здесь 25 января 1756 года родился Вольфганг Амадей Моцарт, чей  музыкальный талант проявился очень рано.

Из воспоминаний отца, Леопольда Моцарта, который был композитором, скрипачом: «…Ему было 4 года, когда я понял, что он сочиняет музыку… Однажды я застал его с пером: - Что ты делаешь? И четырёхлетний ребёнок ответил: - Я сочиняю концерт для клавесина… Я расхохотался… . Это была пачкотня из клякс, поверх которых были написаны ноты… . По детскому неразумению он макал перо в чернильницу до дна. И как только подносил перо к бумаге – падала клякса. Но когда я рассмотрел этот узор из клякс, я понял: ноты четырёхлетнего мальчика составили сложнейшую музыку. Из глаз моих полились слёзы – я возблагодарил Творца. И сказал себе: я должен жизнь этому Божьему Чуду…”

Итак, первоначальное музыкальное развитие Вольфганга проходило под руководством отца.

У: А как сложилась его дальнейшая жизнь и о самых интересных фактах из его биографии мне хотелось, чтобы вы рассказали мне сами. Давайте подумаем из каких источников вы можете получить информацию о Моцарте?

Д: Из книг, интернета, из учебника.

У: Вот я сейчас предлагаю,вам обратиться к интернету, у кого есть возможность, разрешаю поработать с планшетами и телефонами.

У: Этому ряду предлагаю обратиться к учебнику по музыке.

У: А другим ребятам предлагаю познакомиться с биографией Моцарта благодаря распечатке из музыкальной энциклопедии.

Еще я предлагаю вам разделиться на три группы и в течении урока попробовать сделать рекламную брошюру, с помощью которой вы обратите внимание людей к музыке Моцарта. Сформируете у них желание посетить концерт, посвященный музыке этого композитора.

(Даю время на знакомство с биографией)

 

У:  Ну а теперь предлагаю обменяться знаниями о  жизни Моцарта, которые вы приобрели. благодаря обращению в различные источники.

У: Что мы можем сказать о его детстве?

В три года находил на клавесине интервалы. В четыре года сочиняет концерт для клавесина.Обладая природной беглостью пальцев, которую он непрерывно развивал, к шести годам маленький музыкант исполнял сложные виртуозные произведения.За это же время мальчик овладел игре на скрипке и органе.

Когда мальчику исполнилось 6 лет, он начал  публичные выступления, исполняя свои сочинения. Вот тогда отец и решил, что пора своих талантливых детей, сына и дочь, (Анна была на 4 года старше Вольфганга) показать Европе. Вена, Лондон, Париж рукоплещут чудо детям. В ноябре 1763 года юные музыканты предстали перед королевской фамилией в  Версальском дворце резиденции французских королей. Одеты они были согласно дворцовому этикету – девочка в длинном парадном платье, а малыш в атласном камзоле с крохотной шпагой на боку и оба были в пудренных париках. Дети вызывали умиление и восторг присутствующих. Особым успехом пользовался Вольфганг. Он блестяще играл с листа, импровизировал, аккомпанировал певцам по слуху. Со всех сторон сыпались задания, исполнить трудную пьесу одним пальцем, играть на закрытой платком клавиатуре, определить высоту звука издаваемых звоном хрустальных бокалов… И со всеми заданиями он справлялся великолепно.

Поездка продолжавшаяся 3 года, превратилось в поистине триумфальное шествие.Вольфганта назвали "Чудом 18 века"

У: Какие произведения были написаны Моцартом в детстве и юношестве?

Д: сонаты для клавесина и скрипки, симфонии.

У: А что происходит, когда семья Моцартов возвращается в родной город, после блестящих концертов, исполненных в Риме, Малане, и  др. странах?

Д: Родной город втретил прославленных путешественников неприветливо. К этому времени старый князь, относившийся снисходительно к долгим отлучкам Моцартов, умер. Новый правитель Зальцбурга граф Колоредо оказался властным и жестоким человеком. Старый Моцарт, видя безысходность положения, уговаривал сына смириться и покориться. Вольфгант не мог этого сделать. Положение слуги его оскорбляло.Моцарт был в отчаянии. Впереди его ожидало еще большее одиночествои  ненавистная служба в Зальцбурге.

У: Что произошло в 1781 году?

Д: Он оканчательно поселяется в Вене. В 1783 году женился на Констанце Вебер, сестре Алоизии Вебер, в которую он был влюблен во время пребывания в Мангейме. В первые же годы Моцарт приобрёл в Вене широкую известность; популярностью пользовались его «академии», так назывались в Вене публичные авторские концерты, в которых исполнялись сочинения одного композитора, нередко им самим.

У: Какие оперы были написаны Моцартом?

Д: 1781 г. -комическая опера "Похищение из Сераля".

Наконец, в 1786 году была написана и поставлена опера «Свадьба Фигаро», автором либретто которой был Лоренцо да Понте. Она имела в Вене хороший прием, однако после нескольких представлений была снята и не ставилась до 1789 года, когда постановку возобновил Антонио Сальери, считавший «Свадьбу Фигаро» лучшей оперой Моцарта.

В 1787 году увидела свет новая опера, созданная в содружестве с Да Понте, - «Дон Жуан». А так же была написана опера "Волшебная флейта"

В конце 1787 года, после смерти Кристофа Виллибальда Глюка, Моцарт получил должность «императорского и королевского камерного музыканта» с жалованием в 800 флоринов, однако обязанности его сводились в основном к сочинению танцев для маскарадов.

У: В течении одного лета 1788 года Моцарт написал три свои последние, лучшие симфонии. Что такое симфония?

это крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра.

 Одну из них я предлагаю вам сейчас послушать.

/Слушание симфонии №40/

У: Пользуясь словарем эмоций, скажите какая музыка была по характеру?

/ответы детей/

У: Кто исполняет симфонию?

Д: симфонический оркестр.

У: Обычно сочиняя симфонию, композиторы создают две главные темы, которые встречаются и переплетаются между собой.Попробуйте услышать сейчас эти две главные темы.

Слушая симфонию можно представить себе разговор с двумя разными людьми, которые между собой разговаривают.Один из них на что-то как бы жалуется, хочет рассказать о чем-то печальном. А второй ему грозно отвечает.

Здесь можно услышать яркий динамический контраст от легкого пиано до взволнованного форте.Давайте попробуем сейчас пластически проинтонировать это произведение. Прочувствовать.

Представьте, что вы дирижеры.

/пластическое интонирование/

-Как вы думаете, что принесло музыке Моцарта такую популярность?

Д: мелодизм,красивая мелодия, которая запоминается.

Музыка симфонии воспевает самое драгоценное, из того, что дано человеку – жизнь.

Один критик писал: “В его музыке слишком много богатства и красоты для того. чтобы их можно было бы воспринимать”

 

CЛАЙД

 (Звучит Симфония № 40)

Ребята, а сейчас я предлагаю вам  провести

ролевую игру

 

CЛАЙД

Класс мы разделим на несколько групп: «Я – композитор»,  “Я – исполнитель”, “Я – слушатель”.  (дели по цвету вытянутой бумаги)Какие чувства затронула в вас эта музыка, как вы ее понимаем, что в ней слышите? – На эти вопросы с разных позиций и постарайтесь ответить.

 

1.  Послушаем автора (композитора):

Что вы хотели выразить в 40 –ой симфонии? Каков ваш драматургический замысел?

Раскрытие духовного мира человека

 

2.  Прошу выступить исполнителя:

Каковы особенности трактовки?

В симфонии показаны контрастность и конфликтность отдельных тем, различных тематических элементов внутри темы. Первая часть симфонии написана в сонатной форме. Именно сонатная форма способна к наиболее глубокому раскрытию духовного мира человека. 

3.  А теперь слово – слушателям:

Расскажите о музыкальных образах данного произведения, о музыкальной драматургии.

(Симфония обладает богатыми  художественными достоинствами, Она приносит нам большую радость при её слушании, она помогает нам ощутить весь

жизненный и творческий путь

Моцарта – от восторженного успеха

 «беззаботного» гениального мальчика

 до трагических переживаний огромного

художника, переросшего свой век.

 

Учитель: Большое спасибо всем за ответы

У: На следующих занятиях вы еще раз послушаете это произведение и оно вам станет ближе, понятнее.

 А кто из вас знает как называлось  последнее произведение, написанное Моцартом?

Д: Реквием.

У: А что же такое реквием, как вы думаете?
Д: от латинского "покой". Это хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память умершего.

 В июле 1791 года Моцарта посетил некий таинственный незнакомец в сером и заказал ему «Реквием» (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был посланец графа Франца фон Вальзегг-Штуппаха, музицирующего дилетанта, любившего исполнять у себя во дворце силами своей капеллы чужие произведения, покупая у композиторов авторство; реквиемом он хотел почтить память своей покойной жены.Работу над незавершённым «Реквиемом», потрясающим своим скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер.

Средствами хора, вокального квартета и симфонического оркестра Моцарт воплощает глубочайший мир человеческих чувств и переживаний: великую скорбь и горе по утраченным близким, любовь и веру в человека. Моцарт задумал в «Реквиеме» 12 частей, но не закончил седьмую часть «Лакримозу», - умер. «Лакримоза», в переводе с латинского означает «слёзная, рыдающая, скорбная». Послушаем её.

Звучит «Лакримоза».

(Звучит “Лакримоза вместе со стихотворением Н.Рубцова”)

В минуты музыки печальной,
Я представляю желтый плес.
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берёз,
И первый снег под небом серым,
Среди погаснувших полей.
И путь без солнца, путь без веры, 
Гонимых снегом журавлей, 
Давно блуждать душа устала,
В былой любви, в былом хмелю.
Давно пора понять настала, 
Что слишком призраки люблю.
Но все равно в жилищах зыбких – 
Попробуй их останови!-
Перекликаясь, плачут скрипки
О желтом плесе, о любви.
Как будто вечен час прощальный,
Как будто время не причем…
В минуты музыки печальной
Не говорится ни о чем.

 

-Трудно говорить после этой музыки. Я предлагаю вам выполнить задание у доски: определить, какими словами можно охарактеризовать музыку «Лакримозы»?

Слова выписаны на доске в столбик: мягкая, взволнованная, нежная, глубокая, строгая, тоскливая, трагичная, тяжелая, успокаивающая, светлая, тревожная

 

CЛАЙД

В день похорон великого музыканта, из-за непогоды, провожать в последний путь пошли только несколько друзей, но и они не дошли до самого кладбища: у городских ворот все повернули обратно. Тело Моцарта похоронили в общей могиле для бедняков. До сегодняшнего дня никто не знает, где покоятся останки Великого гения, лишь на кладбище в Вене, рядом с могилами Бетховена, Шуберта, Брамса, Штрауса и др. великих музыкантов, стоит небольшой обелиск, на белом камне которого можно прочитать В.А. Моцарт. Но это– только памятник.

 

CЛАЙД

Через несколько лет молва обвинила Сальери, известного музыканта, учителя Моцарта в том, что он отравил своего гениального собрата. Слухи эти упорно держались. Они и послужили толчком к созданию трагедии А.С.Пушкина “Моцарт и Сальери” и причастность Сальери к гибели Моцарта: до сих пор является предметом споров и рассуждений.

 

CЛАЙД

П.И. Чайковский говорил: “Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту. Он есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Но никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он”.

 У: Ребята, а как вы думаете какое воздействие имеет на человека музыка Моцарта? И почему мы до сих пор слышим ее с экранов телевизоров?

У: Музыка Моцарта влияет на развитие интеллекта.

 Наверное, мало кто знает, что всемирно известный актер Жерар Депардье в 60-е годы имел сильный дефект: он заикался и мало что помнил. К счастью, в его жизни встретился врач, который определил, что у Жерара серьезные проблемы со средним ухом, и приписал ему… несколько месяцев ежедневного слушания по 2 часа музыки Моцарта. Результат был ошеломляющим, и мы все его знаем.

Жерар полностью избавился от заикания, улучшил свою память, что позволило ему стать великим актером.

А вашим д/ з будет найти еще какие-нибудь интересные факты о влиянии музыки Моцарта на человека.

 А сейчас давайте посмотрим, какие же у вас получились брошюры.

Спасибо вам за продуктивную работу.

Рефлексия:

У:

 -Ребята, что интересного вам сегодня запомнилось на уроке?

- Какие чувства вызвали у вас прослушанные произведения Моцарта?

 - Почему сейчас так редко слушают эту музыку?

- А  после сегодняшнего урока, хотели бы вы послушать и другие произведения Моцарта? Почему?

- Что мы можем сделать, чтобы современная молодежь обратила внимание на эту музыку?

А сейчас я хочу, чтобы вы оценили сегодняшний урок:

 

Итог урока.

Учитель Закончить наш урок хотелось бы такими словами:

 

В жизни от каждого след остаётся,

Надо стараться лишь правильно жить.

Душу любовью наполнить, как Моцарт,

И своим ближним её подарить.

 

Учитель: Я желаю вам всего доброго и хочу, чтобы вы в своей жизни научились понимать, ценить, любить и уважать друг друга так, как это умел делать великий Моцарт. Об этом нам рассказывает его необыкновенная, таинственная музыка.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.